Рефераты. Культурно-просветительская деятельность в России XVIII века

p align="left">Для строительства морских судов были необходимы грамотные мастеровые, для этих целей стали создаваться «русские школы», где обучали азбуке, письму и арифметике. Первая была основана на корабельных верфях под Воронежем в 1703 году, после 1712 такие школы появились в Петербурге, Ревеле, Кронштадте и других городах.

Существовала необходимость развития начального образования, в 1714 году во всех российских губерниях были открыты цифирные школы для «молодых ребяток» чтению, письму, арифметике, выучившимся выдавались «свидетельствованные письма», без которых «жениться не допускать и венечных памятей не давать». Однако уже в 1716 от обязательного обучения в цифирных школах были освобождены дети дворян, в 1722 - дети духовенства. История цифирных школ окончилась в 1744 году, когда их слили с гарнизонными школами для солдатских детей.

Более успешно шло обучение в горнозаводских школах под руководством В. Н. Татищева, в которых детей «нижних чинов и работных людей» учили читать и писать, выучившихся не отдавали в матросы и солдаты.

В начале века единого органа, который бы руководил школами, не существовало, но они возникали и исчезали постоянно, так в Москве появились Пушкарская (артиллерийская) и Навигационная школы (1701 год), в каждую их них было набрано по 300 учеников в возрасте от 7 до 25 лет. Основные проблемы учебных заведений проявлялась в отсутствии добросовестных и обученных педагогов, учителя-иностранцы много не могли объяснить по-русски, ощущалась нехватка финансирования (85 учеников Морской академии «за босотою и неимением дневного пропитания» месяцами не ходили в школу), жестокие наказания вынуждали учащихся ненавидеть учебу и преподавателей. В 1715 году была основана Морская академия в Петербурге и Навигационная школа стала лишь подготовительным отделением. Преподавание по большей части было индивидуальным и велось не по определенным учебным планам, а по желанию и уровню познаний учителей, непременным оставался принцип сословности. Обучение в школах того времени преследовало ограниченные, утилитарные цели, не стремясь воспитать всесторонне развитого человека, оно подавляло личность школьника. Только во второй половине века русские просветители-гуманисты, в частности, Н. И. Новиков, опирающийся на идеи Я. А. Каменского и Ж. Ж. Руссо, выступят за гармоническое развитие человеческой личности путем воспитания.

Несмотря на все трудности и неустройства, первые светские школы дали немалое количество образованных людей, которые обеспечивали проведение реформ, способствовали общему подъему русской культуры.

В 30-50-ые годы складывается система дворянского сословного образования, поскольку дворянство тяготил тот факт, что они обучаются вместе с разночинцами и «подлыми», а государству нужна была образованная классовая база. В 1731 году в Петербурге был основа, но России нужны были и мастеровые, и унтер-офицеры, и академики - «приходилось создавать школы и для «подлого народа», допускать в гимназии и университеты разночинцев, мириться с совместным их обучением с дворянами» [краснобаев]. Правда, во всех отношениях они подвергались притеснениям и оскорблениям, образование становиться орудием защиты и оправдания господствующего положения дворянства. Но появляются и оппозиция в лице М. В. Ломоносова, считавшего, что «образование должно служить национальным задачам подъема хозяйства и культуры, а не своекорыстным сословным интересам, он стремился повысить роль русской науки в глаза мировой ученой общественности и обеспечить ученым, профессорам и студентам Университета более прочное, независимое положение в обществе, где порода и чин ценились выше знаний и таланта».

Во внутренней политике правительства при Анне Иоанновне заметны значительные отступления от петровских взглядов, «одна из самых мрачных страниц русской истории, наиболее темное пятно в котором была сама императрица» [валишевский] характеризуется «мнимой законностью» во всех сферах жизни, бесцельным и всеобъемлющим мотовством правительства и самой императрицы. Единственным способом удержанием власти безотказно оставалась армия, именно по этому Анна Иоанновна объявляет себя капитаном кавалергардов, создает два новых гвардейских полка - Измайловский и Конногвардейский, где значительную часть офицеров составляли иностранцы. С 30-х годов дворянских недорослей было разрешено записывать в гвардейские полки, обучать дома и после экзамена производить в офицеры. В 1732 году был открыт Сухопутный шляхетский кадетский корпус для обучения дворян. Затем последовало открытие Морского, Артиллерийского, Пажеского корпусов. С 1736 года срок службы для дворян ограничивался 25 годами.

Правление Елизаветы Петровны, дочери Петра I, характеризуется возвращением к порядкам её отца в области политики, экономики и образования. 25 января 1755 года состоялась публичная торжественная инаугурация Московского университета («создание университета…говорит о завершении образования русской нации»), чему во многом поспособствовал сам Ломоносов. В Московском университете впервые в истории русской школы сложился круг прогрессивно настроенных русских ученых, которые последовательно вели нелегкую борьбу за передовую науку и методику преподавания с бюрократическим руководством, с вмешательством Синода, с реакционной частью профессуры, настаивали на величии и могуществе русского народа и языка. Видны попытки противостояния средневековой педагогике, построенной на устрашении ребенка, подавлении его личности, механической зубрежке, обращение к «естественному воспитанию», раскрывающему природные добрые свойства человека. После смерти Ломоносова университет практически прекратил свое существование.

Царствование Петра III, внука Петра I по материнской линии, поклонник прусской муштры, говорил, что предпочитает быть полковником прусской армии, нежели в России императором, большую часть времени он проводил в кутежах, обожал вахтпарады. Его шестимесячное царствование поражает обилием принятых государственных актов, порядком 192 указа, большей частью они были направлены на превращение дворянства из служилого в привилегированное сословие. Вопросы образования занимали отстающие позиции в политике Петра III.

Екатерина II продолжает политику Петра в области образования, стремясь просвещение русского общества поднять на недосягаемо высокий уровень, сделать обучение неотъемлемой частью народа. Во времена правления Екатерины II была предпринята попытка создать систему воспитательно-образовательных учреждений для возможности господствовать над умами и душами подданных. В 1764 году была открыта Академия художеств, воспитательные дома в Москве (1764), в Петербурге (1770), Общество двухсот благородных девиц в Петербурге (1764), отделение для мещанских девиц (1765), коммерческое училище (1772), каждое из которых имело свой устав, в которых явно прослеживалось преимущество «благонравия» над просвещенным разумом, но в действительности преподаватели продолжали бесчинствовать и оскорблять детей. В Академии художеств, на которую И. И. Бецкий (фаворит Екатерины в области образования) возлагал небывалые надежды творился такой же беспорядок, но она дала России многие таланты Е. Чемесова, И. Старова, Ф. Шубина, М. Козловского и других.

В XVIII веке мысль о среднем женском образовании воплотилась в образовании Смольного института, где и дворянок и мещанок обучали благонравию, скромности, музыке, стихотворству, домашней экономии и другим возвышенным идеям, правда в реальной жизни они были порой беспомощны и беззащитны.

В 1782 году Екатерина II при поддержке Ф. И. Янковича де Мириева воплощает в жизнь школьную реформу, на основании которой в городах создаются «народные училища» двух типов: главные - в губернских городах и малые - в уездах. Меняются методики преподавания, теперь главное для человека - чистая совесть, здоровье и довольство своим состоянием посредством исполнения своих общественных обязанностей, беспрекословная вера в императрицу и почитание Бога. Основные принципы познания этих истин были заложены в книге «О должностях…», опубликованной в 1783 году в двух вариантах: для учащихся (189 страниц) и для учителей (250 страниц). Было положено начало классно-урочной системе, обучение было раздельным для юношей и девушек, телесные наказания запрещались, появляются первые пособия по методике преподавания И. И. Фельбигера, В.Ф. Зуева, М.Е. Головина, Е. Б. Сырейщикова.

В 1783 году в Петербурге было открыто первое Главное народное училище, в котором готовили будущих учителей народных училищ, в 1801 учительская семинария была выделена в самостоятельное учебное заведение. В 1786 году были открыты главные училища в 25 губерниях, в которых обучались примерно 10 тысяч детей, хотя здесь действовал принцип бессословности, окончание обучения не обеспечивало равные возможности лицам разных сословий, в полной мере развивались чисто сословные учебные заведения. К концу XVIII века в 288 главных и малых народных училищах обучалось более 22 тысяч человек. В 70-80 годы по почину Н. И. Новикова частные лица основывают училища для бедных детей и сирот в Петербурге, Москве, Твери, Иркутске, Владимире, Курске, Туле и других городах. В 1779 году при Московском университете на средства Новикова и его товарищей открывается первая учительская семинария - первое в России педагогическое учебное заведение. Главным объектом образования становиться личность человека, его счастье и благополучие, а не слепое подчинение государству, в человеке должны гармонично сочетаться физическое, нравственное и умственное воспитание, он такая трактовка целей направлена сугубо на дворянское сословие.

Диалектика движения общественной мысли привела к отрицанию выработанного передовой культурой взгляда на угнетенного крестьянина как на человека, наделенного теми же чувствами и способностями, что и дворяне, но крестьяне ещё нам многие годы останутся на рабском положении у своих «хозяев». Появляется огромное количество новых светских учебных заведений - Навигационная школа, академические гимназии, университет, кадетские корпуса, Московский университет, малые и главные училища, но восхититься этими новыми явлениями мешает мысль о том, что большинство народа продолжало оставаться вне стен школ, училищ и университетов, вне воздействия гуманных воспитательных идей. По этой причине сфера народного просвещения XVIII века вызывает противоречивые чувства.

Церковь

В данном пункте автор раскрывает процесс обмирщения общества петровского и послепетровского периода, опираясь на литературу Е. Анисимова, А. С. Орлова, Х. Баггера.

Времена Петра I стали переломными и для русской церкви, она стала терять свое привилегированное положение, происходит секуляризация церковной собственности (в первую очередь, земли), ослабло её влияние на русского человека, происходит постепенный процесс подчинения церкви государству, основывающийся политикой царя, направленной на укрепление своей самодержавной власти - «Государство - это творение человека, а не Бога». Поворот к новой политике в отношении церкви происходит после смерти патриарха Адриана в октябре 1700 года. 16 декабря 1700 года вместо патриарха назначается «местоблюститель» патриаршего престола митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского. 27 января 1701 года был восстановлен Монастырский приказ, под руководством И. А. Мусина-Пушкина, который получил в распоряжение земельные и финансовые дела церкви, что положило начало закрепощения церкви под началом единственной сильной власти, власти государя. Богатства церкви используются на нужды армии, флота и внешней политики.

Архиепископ Псковский Феофан Прокопович вводит азы коллегиальности в церкви, участвует в составлении «Духовного регламента» (1721). Церковь постепенно становиться элементом бюрократической машины, созданной для обслуживания этой власти. Проводя подобную политику, Петр пытался уберечь себя от оппозиционного положения, которое могла занять церковь, поддерживаемая по началу большими массами населения. И не смотря на свое довольно лояльное отношение к церковным обрядам, царю пришлось так сильно урезать права церкви и отодвинуть её на второй план для осуществления своих замыслов по кардинальной перестройке нашей страны и фактически строительства нового государства на старых территориях. Создание в 1721 году «Святейшего правительственного Синода», лишь официально уравненного в правах с Сенатом, стало наиболее ярким свидетельством превращения Российской православной церкви в одно из государственных учреждений, а её служителей - в служащих этого учреждения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.