26
Оглавление
Введение
Формирование партий либерального движения
Политической деятельность П.Б. Струве
Политическая жизнь П.Н. Милюкова
Манифест 17 октября 1905 г.
В годы революции 1905-1907 ГГ.
Российские либералы в годы первой мировой войны
Отношение лидеров либерального движения к октябрьской революции 1917г.
Заключение
Приложение
Список литературы
К началу XX в. Россия подошла с массой нерешенных проблем и прежде всего в сфере социально-экономической. Кризис промышленного производства, безысходное положение русской деревни, правительственная реакция, затянувшаяся на два десятилетия, -- все это неизбежно приводило к резкому обострению социальных и политических противоречий. В начале XX в. революционное настроение охватило самые разные классы и слои населения России. При этом и народное, массовое движение, и выступления оппозиции, и деятельность подполья -- все это не только нарастает количественно, приобретая небывалые раньше масштабы, но и меняется качественно, выражается в принципиально новых формах, все более опасных для самодержавной власти.
Таким образом, началось формирование различных партий. В зависимости от политических целей, средств и методов достижения целей партии разделялись на несколько категорий:
Ї левые (социал-демократическая Ї меньшевики; социалистическая Ї большевики; неонародническая Ї эсеры, трудовики и др.);
Ї либеральные (кадеты);
Ї консервативные (октябристы);
Ї монархические («Союз русского народа», «Русский народный союз имени Михаила Архангела»);
Ї анархические (более 20 групп, разделявших идеи М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина).
Конкретнее рассмотрю либеральное движение, которое сыграло немалую роль в развитии общества, которое повлияло на дальнейшее развитие действий в стране. Это одно из движений, которое дало возможность народу выбирать, каким способом добиться своей цели, добиться выполнения своих требований, как предстать перед правительством и т.д. Но ни одна партия не могла существовать без руководителей, лидеров партий, либеральные движения также имели своих лидеров, ими были такие личности как П.Н. Милюков и П.Б. Струве, которые пользовались большим влиянием в организациях.
Так, начиная с девяностых годов XIX столетия и вплоть до октябрьского переворота 1917 г. Павел Николаевич Милюков и Петр Бернгардович Струве занимали видные места в культурной и общественно-политической жизни России. Они прославились различными публикациями и научными работами. Эти работы выдвинули П.Н. Милюкова в первый ряд русских историков. А П.Б. Струве благодаря своим работам стал известен не только как историк, но и как экономист.
Как политические деятели и П.Н. Милюков и П.Б. Струве принимали руководящее участие в сплочении и организации либерально-демократических течений в России, и уже к началу Революции (1905Ї1907) они стали общепризнанными лидерами конституционно-демократической партии (партии кадетов), быстро приобретшей большое влияние к тому времени.
На протяжении всего революционного времени в России лидеры либерального движения умело сохраняли за собой позиции, политических лидеров и теоретиков, которым верят и за которыми идут.
Как и многие другие партии, партия либерального направления сформировалась не сразу. Вначале начали возникать определенные идейно-политические настроения в передовых группах классов, таким образом создавались кружки. Затем оформлялись направления общественно политической мысли, представители которых группировались вокруг журналов или газет, имеющих общественно-политический характер. Но в связи с изменениями во взглядах, постепенно происходило классовое и политическое размежевание, и чаще всего образовывалась не одна, а несколько партий, это же можно наблюдать и в либеральном движении. Я считаю, что порой, многое могло зависеть даже от лидеров движений, от перемены их мнений, которые формировались под действием общества, их требований, а так же в зависимости от общих положений в стране.
Центром формирования либеральной оппозиции, как и во второй половине XIX в., являлись земства и городские думы.
Земское движение. Наиболее ярко либеральные тенденции по-прежнему проявлялись в земстве -- и не случайно. В условиях самодержавного правления земские органы были основными легально существующими опорными пунктами для либеральной деятельности: решения конкретных проблем местного хозяйства, народного просвещения и пр. По мнению земских либералов, именно земство должно было стать основой конституционных преобразований в России. Для этого следовало лишь достроить систему органов местного самоуправления. В это время она представляла собой структуру, состоящую из двух уровней: по уездам местное население избирало уездные земские собрания, которые из своего состава выдвигали представителей в губернские земские собрания. Либералы считали, что этот процесс нужно довести до логического конца и создать третий уровень: на основе губернских земств организовать Всероссийский представительный орган, предоставив ему возможность участвовать в законодательной работе. Если бы это было сделано, то Россия, по их мнению, совершила бы переход от деспотического государственного устройства к конституционному.
Неоднократные попытки либералов добиться создания подобного органа легальным путем наталкивались на решительное противодействие правящей бюрократии, не желавшей ни с кем делиться своей властью. В этих условиях земские лидеры рискнули объединиться негласно. В 1899 г. они создали кружок «Беседа», внешне имевший характер частного «дружеского собрания». В этот кружок входили люди разных взглядов. С одной стороны, здесь были убежденные сторонники конституционной монархии -- братья Павел и Петр Долгоруковы, Д.И. Шаховской, Ф. А. Головин, которые считали необходимым ограничить полномочия царской власти представительным законодательным органом тина парламента. С другой -- запоздалые славянофилы Д.Н. Шипов. М.А. Стахович. Н.А. Хомяков, стоявшие за традиционную, неограниченную царскую власть. Однако они хотели, чтобы самодержец управлял, сообразуясь с народным мнением, которое должен доносить до него представительный законосовещательный орган типа древнего Земского собора.
Идейные течения в интеллигентской среде. Другим источником либерализма, помимо земцев-помещиков, являлась интеллигенция. Эта среда, в отличие от земской, была весьма неоднородной в социальном, имущественном и, соответственно, идейном отношении. Среди интеллигентской верхушки -- университетской профессуры, известных юристов и других-- большой популярностью пользовались конституционные настроения. Конституционалисты -- П.Н. Милюков, В.И. Вернадский, А.А. Корнилов и другие-- поддерживали тесные связи с земскими лидерами. В конце XIX -- начале XX в. сторонники политических преобразований группировались вокруг газеты «Русские ведомости» и журнала «Русская мысль».
Но в интеллигентской среде существовали и такие течения, для представителей которых политические реформы играли второстепенную роль. Гораздо больше их волновало бедственное положение масс; они считали жизненно необходимыми преобразования социально-экономического характера. Прежде всего это касалось либеральных народников. Либеральное народничество сосуществовало с революционным на протяжении всех последних десятилетий XIX в. Так же как и их революционно настроенные единомышленники, либералы от народничества были уверены в том, что в России победит общинный социализм. Однако, в отличие от революционеров, они рассчитывали добиться этого мирным путем: через организацию финансовой помощи крестьянству, ликвидацию путем реформ крестьянского малоземелья, развитие сельской кооперации. Представители этого течения -- врачи, учителя, статистики -- составили самую значительную часть «идейной» земской интеллигенции. Наиболее яркими лидерами либерального народничества являлись сотрудники журнала «Русское богатство» -- Н.К. Михайловский. В.Г. Короленко. Н.Ф. Анненский, А.В. Пешехонов и другие.
Еще в середине 1890-х гг. оформился "легальный марксизм» -- идейное течение, представленное небольшой группой чрезвычайно талантливых ученых и общественных деятелей (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев. С.Н. Булгаков, М.И. Тугай-Барановский). Во второй половине 1890-х гг. «легальные марксисты» очень много сделали для распространения нового учения в русском обществе. Они убедительно доказывали неизбежность и необратимость распада старых, феодальных и утверждения новых, капиталистических отношений. В ожесточенной полемике с либеральным народничеством, развернувшейся в это время на страницах русской печати, "легальные марксисты" сотрудничали с революционными.
«Союз освобождения». При всех своих идейных разногласиях оппозиционные течения сходились в одном: все они рассчитывали на мирное развитие России. Однако для этого необходимы были уступки со стороны самодержавия, реформы. Поскольку же правительство Николая II проводило откровенно реакционный курс, оппозиционеры разных толков все более сплачивались в едином стремлении потеснить самодержавно-бюрократическую власть, добиться того, чтобы она допустила к управлению государством представителей общества и народа. Это стремление захватывало даже тех, кто считал конституционные преобразования вторичными: ведь с каждым годом становилось все ясней, что, пока правящая бюрократия обладает всей полнотой власти, в России не будет вообще никаких серьезных реформ.
В 1904 г. в Петербурге был созван съезд, учредивший «Союз освобождения». В высший орган «Союза»-- вошли земские либералы и представители интеллигенции, среди которых были и либеральные народники, и «легальные марксисты». В программе «Союза» содержались весьма умеренные экономические требования: отчуждение путем выкупа части помещичьих земель, ликвидация отрезков, оказание финансовой помощи крестьянству. Сами авторы программы не скрывали, что подобные требования играют вспомогательную роль: с их помощью либералы надеялись обеспечить себе поддержку народных масс. Центральным пунктом программы «Союза» был созыв Учредительного собрания, которому предстояло провозгласить конституцию Российского государства.
«Союз» объявлял самодержавие главным врагом, революционное движение рассматривалось как возможный союзник. Подобная позиция выражалась как в резкой критике самодержавной власти, так и в одобрении различных революционных выступлений, до терактов включительно. Подобная измена одному из главных принципов либерализма -- неприятию революционного насилия -- лишний раз свидетельствовала о том, до какого ожесточения дошла политическая борьба в России в начале XX в.
П.Б. Струве был лидером «легального марксизма», перешедший в дальнейшем в лагерь кадетской контрреволюции. При столь прямолинейной характеристике политической направленности его деятельности утрачивался облик ученого, яркого представителя русской общественной мысли, журналиста и писателя, редактора крупнейших журналов, наконец, человека, прожившего сложную противоречивую жизнь.
Еще с юношеских лет его интересовала политическая жизнь, он уже имел свои сложившиеся политические убеждения, и считал себя последователем Аксакава, Юрия Самарина (идеологов славянофильства). Он говорил о себе: «Я Ї национал-либерал, либерал почвы и либерал земли. Лозунг мой Ї самодержавие. Когда погибнет на Руси самодержавие, погибнет Русь. Но у меня есть еще лозунг: долой бюрократию и да здравствует народное представительство с правом совещания (право решения принадлежит самодержцу)»1. Только потом, когда он будет учиться в университете, напряженная работа мысли приведет его от юношеской приверженности самодержавию к пониманию пороков царизма и необходимости изменения политического строя России, от славянофильства Ї к западничеству. И уже с того самого времени, у П.Б. Струве начинают формироваться четыре идеала, которым он будет верен в течение всей последующей жизни: либерализм, государственность, национализм, западничество.
Страницы: 1, 2, 3