Рефераты. Лидеры либерального движения в России Н. Милюков и П. Струве

p align="left">Либеральный путь Петра Бернгардовича начинается уже в 1891 г., когда он начал общественную деятельность среди литературных (иначе -- легальных) марксистов публикацией статей, популяризировавших отдельные выводы К. Маркса, и выступлениями с экономическими рефератами на кафедре столичного ВЭО. Вскоре он снискал себе известность как один из вождей легального марксизма. Но в апреле 1894 г. был задержан полицией за связь с народовольцами. От имени разочаровавшихся земцев Струве написал «Открытое письмо» Николаю II, взяв на себя инициативу выражения либерально-конституционного мнения. В том же 1894 г. вышла в свет его книга «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», в которой Струве выступал с социал-демократических позиций. Главной задачей «Критических заметок» являлась полемика с народническим пониманием экономического и общественного развития России. Струве утверждал, что Россия пойдет по пути капиталистического развития. Эта работа фактически явилась тогда первым манифестом марксизма в отечественной легальной литературе.

Затем под влиянием тулинской критики (в 1894 г. В.И. Ульянов подверг резкой критике взгляды Струве, свое мнение он поместил в работе «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве», опубликовав ее под псевдонимом К. Тулин), Струве подвинулся влево и не только выступал в литературе как легальный марксист, но и стал принимать участие в практической работе. Также он сблизился со многими социал-демократическими деятелями, переписывался и уезжал за границу к Плеханову, получал ответственные поручения от отечественных социал-демократов. И в условиях, когда все видные революционные социал-демократы России находились под арестом, к составлению «Манифеста Российской социал-демократической партии» в 1898г. был привлечен по решению I съезда РСДРП именно Струве. Однако даже тогда его мировоззрение уже не базировалось всецело на марксистской теории. Он вырабатывал в себе иной строй идей.

Вторая половина 90-х годов XIX в. стала насыщенным периодом в жизни Струве. Он вел активный поиск собственного ведения проблем общественного развития и выработки нового мировоззрения. Весной 1900 г. в радикальном журнале «Жизнь» стали появляться статьи Струве по методологии политической экономики и теории ценности. А в конце марта Ї начале апреля легальные марксисты Струве и М.И. Туган-Барановский, стоявшие тогда в центре общедемократического оппозиционного движения, приняли участие в Псковском совещании с социал-демократами Лениным, Потресовым, Ю.О. Мартовым, С.И. Радченко.

Идя на совещание, каждая сторона преследовала свои цели. П.Б. Струве и Туган-Барановский предполагали использовать революционные органы печати для высказывания идей либерализма. Ленин и его сторонники стремились привлечь к делу легальных марксистов ради получения от них материальной помощи, а также печатных материалов (так как Струве имел большие общественные связи). Затем во время последовавших переговоров Ленина с группой «Освобождение труда» было достигнуто соглашение о признании группы Струве не социал-демократическим течением, а частью внепартийной демократической оппозиции.

29 декабря 1900 г. начались деловые переговоры, в которых приняли участие Ленин, Засулич, Потресов с одной стороны, и супруги Струве Ї с другой. В дальнейшем в переговорах участвовали приехавшие в Мюнхен Л.И. Аксельрод и Г.В. Плеханов, а на помощь Петру Бернгардовичу прибыл В.Я. Яковлев-Богучарский. Была предпринята попытка заключения договора о совместном издании за границей журнала под названием «Современное обозрение», часть которого должна была быть посвящена свободной дискуссии по вопросам политической борьбы с царизмом. Но, в конечном счете, не было достигнуто единства по поводу редакций журнала и тогда Ленин начал настаивать на разрыве переговоров.

Соглашение о совместном издании не было осуществлено. Именно те январь и февраль 1901 г. стали для П.Б. Струве моментом окончательного, уже формального, разрыва с социал-демократами и осознания себя участником либерального движения.

3(16) марта 1901 г. он принимает участие в антиправительственной демонстрации на Казанской площади в Петербурге, был арестован, сначала находился в Литовском замке, был переведен в дом предварительного заключения и затем был выслан под гласный надзор полиции в Тверь. Но, получив разрешение выехать за границу для лечения, он тут же покидает губернскую столицу (в 1902 г.).

В те месяцы его поворот к буржуазному либерализму обнаружился уже настолько ясно, что о сотрудничестве с социал-демократами теперь не могло быть и речи. В то время как Ленин, Мартов, Засулич, Плеханов, Аксельрод опубликовывают острополитические статьи в «Заре», в них авторы свидетельствовали о своем стремлении отстоять ортодоксальное марксистское учение. Таким образом, политическая линия «Искры» прямо противоречила новым взглядам П.Б. Струве, хотя некоторые ее редакторы продолжали видеть в Струве союзника.

В 1902 г. в Петербурге был опубликован сборник статей П.Б. Струве «На разные темы», в котором автор, перестраивая свое мировоззрение, вел борьбу с самим собой. Он выступил против ортодоксальной нетерпимости марксизма, который «мнит себя обладающим безошибочным знанием единственно действительных и потому правильных средств для достижения данной практической цели Ї общественной справедливости»2. И в то же время он считал, что ни одно учение не может обладать на знание абсолютной истины.

18 июня 1902 г. в Штутгарте под редакцией Струве вышел № 1 журнала «Освобождение», который ставил своей целью объединение всей российской оппозиции на программе конституционного преобразования России. Редактор журнала напоминал об «аннибаловой клятве» -- необходимости бор бы за политическое освобождение родины, а роль нового органа видел в том, чтобы требовать великого переворота русской жизни: от произвола самодержавной бюрократии -- к полному соблюдению права личности и общества. Редакция журнала в предместье Гайсбург (в том же доме жила семья Струве) стала одним из центров объединения отечественной и зарубежной либеральной интеллигенции, а Струве -- одним из ведущих теоретиков нелегальной политической организации «Союз освобождения».

Выступая против самодержавия и требуя замены его конституционным строем, Струве был уверен, что люди его направления в ближайшем будущем должны будут принять на себя бремя власти; и поэтому он считал важным иметь программу новой политики.

И уже в 1902--1903 гг. он работал над проектом программы конституционно-демократической Партии народной свободы.

Положение программы было следующее: обязательным, являлось требование конституционного строя, разделение власти между наследственным монархом и народными представителями. Конституция должна быть выработана представителями народа по соглашению с монархом. Для этого предполагался созыв Учредительного собрания, свободно избранного на основе всеобщей, равной, прямой и тайной подачи голосов. Рядом с выбранной прямым народным голосованием нижней палатой намечалась также верхняя палата, выбранная земствами и местными думами. В программе провозглашались равенство всех граждан перед законом, свобода совести, вероисповедания, слова, печати, собраний и союзов, передвижения, неприкосновенность личности и жилища. Для территориального и юридического разграничения наций и соглашения по этому вопросу Струве предполагал проведение местных совещаний с привлечением всех лиц, живущих в данном месте, и всех действующих там партии.

Программой намечались судебная реформа, отмена института земских начальников, восстановление выборных мировых судей, гласность судопроизводства при соблюдении независимости, несменяемости и ненаграждаемости судей, всеобщее обязательное начальное обучение. В сфере промышленности: широкое развитие всех видов государственного страхования рабочих, отмена наказуемости стачек, полная свобода образования профессиональных рабочих союзов, развитие фабричного законодательства и распространение его на все виды промышленного труда. В аграрном вопросе: обеспечение землей трудящегося земледельческого населения, введение демократического арендного права. Осуществление земельных реформ возлагалось на органы местного самоуправления.

В январе 1904г. состоялся I учредительный съезд «Союза освобождения». В нем участвовали передовые представители буржуазии и дворянства, разнообразные элементы буржуазной демократии, разночинной интеллигенции и крестьянства. Уже тогда журнал «Освобождение» играл роль центрального органа русского либерализма, лавируя между более правыми и более левыми.

II съезд «Союза освобождения», состоявшийся 20 октября 1904 г., в своих решениях призывал объединить земских и городских деятелей под флагом конституционализма и рекомендовал провести кампанию политических банкетов, которая вследствие состоялась в ноябре. На этой «банкетной кампании» П.Б. Струве смело высказывался о том, что либеральное движение стало сильным и завоевало себе господствующее положение в рядах оппозиции, и уже дальше ставился вопрос о тактических приемах либералов, их активной деятельности.

Политическая жизнь П.Н. Милюкова

П.Н. Милюков Ї один из видных общественных деятелей предреволюционной России и идеологических вождей эмиграции. Он был не только лидером кадетской партии, министром иностранных дел Временного правительства, одним из вдохновителей белого движения, но и ученым-историком, публицистом, редактором ряда газет. В его воспоминаниях нашли отражение события русской истории, деятельность различных политических партий и течений в начале XX в.

Как и у Столыпина, первый интерес к политической деятельности проявится у Павла Николаевича Милюкова еще в университете. Тогда он начал принимать участие в студенческих сходках. Цель одной из таких сходок состояла в том, чтобы, пользуясь благоприятной минутой правительственного либерализма, вести подготовительные собрания студентов к созданию признанной правительством системы студенческих учреждений. Но первый «дебют» в политике окончился исключением из университета. Интерес же его к истории пришел лишь благодаря влиянию выдающихся профессоров П.Г. Виноградова и В.О. Ключевского, которые появились в его жизни как "настоящие светила учености и таланта". И уже после университета Милюков стал складываться как либерал.

После разгрома остатков революционного движения (народовольцев 1884 г.) восьмидесятые годы представляли унылую картину победившей реакции. В кругах интеллигенции это отразилось проявлением типа «восьмидесятников» Ї преходящего, но очень характерного. Это были «непротивленцы», по Толстому, проповедники «малых дел», дезертиры политики, укрывшиеся под знаменем аполитизма, вернувшиеся к проповеди религии и личной морали. С ними Милюков вел борьбу, возвращаясь нарочито под знамя «семидесятничества». За ними, «семидесятниками», уже шло поколение «девятидесятников» Ї декадентов и символистов, тогда еще не успевшее обозначиться публично3. Именно среди этих сменяющихся волн поколений позиция «умирающего» либерализма была для Милюкова, по его словам, единственно приемлемой, и он стал в ряды, ее представлявшие в Москве. Милюкова там приняли как желательного союзника и быстро выдвинули вперед.

По окончании университета Павел Николаевич стал читать лекции в Московском университете, и уже с тех пор он стал занимать ведущее положение в обществе. Когда он читал лекции по истории, то собирались полные залы для того, чтобы послушать его. Но порой его лекции вызывали среди властей недовольство, так в одной из лекций он указал на необходимость развития российской гражданственности, вследствие чего был отправлен в ссылку.

Затем еще некоторое время он проведет в ссылках, отъездах за границу, и за эти годы Милюков многому научится; но в то же время русская политическая жизнь ушла далеко вперед от него. В его отсутствие произойдет ряд событий, поднимавшие все выше политическую температуру, и темп этого подъема становится все быстрее. Но личная жизнь Павла Николаевича все теснее переплеталась с процессом русской политической борьбы. Его отношения к заграничному органу «Освобождение» окончательно втянуло Милюкова в самое активное участие в текущей политике. Его сотрудничество началось даже раньше появления первого номера «Освобождения» Ї в июне 1902 г. Для органа, созданного земцами, нужна была соответственная программа, отличная от программ более левых политических течений. В своем первоначальном виде эта программа была составлена самим Милюковым. Естественно, она не удовлетворила более левые элементы, теснее связанные со Струве и известные тогда «третьих элементов» земства. Против программы возражали, главным образом указывая на ее неполноту. Она оставляла в стороне указания на содержание будущего законодательства (в том числе социального) и тактику добывания намеченной политической реформы. Но то и другое умолчание сделано было, как потом писал Милюков, совершенно сознательно Ї чтобы не затемнять главной задачи программы, которая неизбежно должна была осложниться последующими разногласиями по поводу опущенных частей. Задача такой программы была рассчитана на объединение разнородных элементов земского (и даже не одного земского) движения. Она оставляла в стороне лишь тактику уже сорганизовавшихся социалистических партий, социал-демократов и социалистов-революционеров, обращаясь исключительно к той части «бессословного общественного мнения», которая не искала исхода «ни в классовой (как социал-демократы), ни в революционной (как социалисты революционеры) борьбе». Но, ограничив таким образом свою задачу, программа, в ее пределах, становилась радикальной, соответственно тогдашним минимальным требованиям общественного мнения. Личная свобода гарантированная независимым судом, равенство всех перед законом, основные политические права и как «первый шаг» и основная предпосылка осуществления всего этого, Ї бессословное народное представительство в постоянно действующем и ежегодно созываемом верховном учреждении с правами высшего контроля законодательства и утверждения бюджета. Созданию такою представительства должны были предшествовать предварительные шаги, которые в программе изображались в следующем порядке: 1) односторонний акт верховной власти, утверждающий «высочайшей волей» все упомянутые предпосылки политической свободы», отмена административных распоряжений и восстановление границ закона и широкая амнистия (все это должно было быть объявлено в форме высочайшего манифеста), 2) создание учредительного органа, составленного из представителей земского самоуправления и дополненного элементами, недостаточно в нем представленными. На его обязанности должно лежать составление избирательного закона. Задача этого «учредительного» органа, при неизбежном несовершенстве его состава, должна быть «непродолжительной и временной». Иначе Ї неизбежно правительственное давление и неопределенность настроений "непривычных к политической жизни общественных слоев".

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.