Рефераты. Национальная культура в России в XVIII веке

p align="left">Ломоносов не был одинок. Открытия ряда русских ученых составили золотой вклад русской науки в мировую. Основопо-ложник русской минералогической школы, сын придворного музыканта В. М. Севергин много сделал для развития идей Ло-моносова в минералогии и геологии. Трудами русских ученых в XVIII в. была исследована Сибирь. «Описание земли Кам-чатки» С. П. Крашенинникова было переведено на четыре европейских языка. Имена С. И. Челюскина и братьев Лап-тевых навечно остались на географических картах Севера на-шей Родины. Исследования выдающегося натуралиста, путе-шественника и этнографа И. И. Лепехина открыли для рус-ской науки богатства Поволжья, Урала и Сибири. Кратка, но выразительна характеристика из его жизнеописания: «Ума был быстрого, в суждениях тверд, в исследованиях точен, в наблюдениях верен».

Академия наук в 60--70-х годах провела пять экспедиций, обследовавших огромные территории. Для того чтобы яснее представить себе деятельность этих экспедиций и их значение для науки, остановимся на одной из них, руководимой акаде-миком И. И. Лепехиным. В 1768 г. экспедиция направилась по течению Волги в Астрахань, обследовав Оренбургские степи, повернула к северу вдоль Уральского хребта, проникла в район Вычегды, на Северную Двину и добралась до Архангельска. Пройдя по побережью океана, она через Олонецкий край в де-кабре 1772 г. вернулась в Петербург.

Экспедиция вела тщательные записи, которые легли в осно-ву «Дневных записок» Лепехина. Мы находим здесь описание животного и растительного мира, рудников и заводов, досто-примечательностей городов и сел, обычаев и быта народов. Свое исследование Лепехин снабдил рисунками. Имя академи-ка Лепехина сделалось известным не только в России, но и за границей. В 1767 г. он получил ученую степень доктора меди-цины в Страсбургском университете, в 1776 г. стал членом Берлинского общества испытателей природы. «Записки» Ле-пехина были, не в пример многим другим научным сочинениям того времени, написаны на русском, а не на латинском или немецком языке. Лепехин занимался и педагогической деятель-ностью. В течение 16 лет он состоял инспектором академической гимназии и отдавал много времени и сил заботам о ее учениках. Разрабатывая материалы своей экспедиции, Лепехин в то же время исполнял в Академии наук ряд других обязанностей: он был членом комиссии для издания переводов, вел академическое издание сочинений Ломоносова, участвовал в составлении этимологического словаря.

Во второй половине XVIII в. закладываются основы науч-ной биологии в России. В 1793 г. вышел первый в России медицинский журнал -- «Санкт-Петербургские врачебные ведо-мости».

Вторая четверть XVIII в. является временем становления исторической науки в нашей стране. Начинается собирание и издание исторических источников. Крупнейший дворянский историк этого времени В. Н. Татищев работает над своей «Исто-рией Российской», в которой делает попытку связно изложить события русской истории с дворянской точки зрения. Работой Татищева пользовался в уже упоминавшейся «Древней Россий-ской истории» М. В. Ломоносов, из нее исходил и М. М. Щер-батов, создавая в 70-х годах XVIII в. свою «Историю Россий-скую от древнейших времен». «История» Щербатова проникнута стремлением возвеличить дворянство, оправдать крепостное право и дворянские привилегии. Напуганный Крестьянской войной под предводительством Е. И. Пугачева, автор осуждает народные движения, хотя и понимает неизбежность их. Дру-гой дворянский историк -- И. Н. Болтин, вдумчивый и прони-цательный ученый и критик, занимался историей не только дворянства, но и купечества, духовенства, ремесленников. В своих трудах он возвеличивал крепостнический строй, само-державную власть царя и власть помещиков над крепостными.

Наука в России XVIII в. развивалась как часть науки ми-ровой. Русские ученые не только творчески воспринимали достижения западноевропейских ученых, но и сами оказывали все возрастающее влияние на мировую научную мысль. Общий уровень развития науки в России был ниже, чем в Западной Европе, но тем большее значение приобретает каждое новое ее достижение. Издания Российской Академии наук были извест-ны ученым других стран. За рубежом внимательно следили за научной жизнью Петербурга. Когда трагически, от удара мол-нии, погиб русский физик Г. В. Рихман, в Германии, Англии и Франции появились отклики на его смерть с описанием опы-тов покойного.

Почетными членами Петербургской академии были избраны выдающиеся деятели зарубежной науки -- философ-материа-лист Д. Дидро, французский естествоиспытатель Ж. Бюффон, американский ученый и революционер В. Франклин.

Однако успехи русского просвещения и науки не стали до-стоянием трудовых масс. Массы были оторваны от достижений культуры, жили далекими от нее интересами. Самодержавие боялось распространения знаний. «Черни не должно давать образования, поелику она будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет повиноваться нам в той мере, в какой пови-нуется теперь»,-- писала Екатерина II фельдмаршалу П. С. Сал-тыкову.

Свои общественно-политические взгляды и художественные представления народ выражал в устном творчестве и приклад-ном искусстве.

2 Русская литература и искусство

Творчество трудового народа

М

ятежное поэтическое творчество неизменно сопутствует на-роду на протяжении всей его истории, являясь художествен-ным откликом на крупнейшие события действительности. В различные эпохи народное творчество принимало разные фор-мы. Для XVIII в. характерно возникновение новых тем и об-разов, вызванных к жизни изменившимися историческими условиями.

Центральное место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни и предания о Пугачеве. Недаром А. С. Пушкин ценил в них «печать живой современности». Эти песни создава-лись в ходе боев восставших с Царскими войсками. Народ ви-дит в Пугачеве не «государственного вора, изверга, злодея и самозванца», как именовали его царские манифесты, а народ-ного царя, крестьянского заступника и мстителя. В народных преданиях Пугачев -- богатырь, герой-полководец, кровно свя-занный с народом и противостоящий дворянству; он стал во главе восставших, которые

...задумали дело правое,

Дело правое, думу честную:

Мы дворян господ -- на веревочки,

Мы дьяков да ярыг -- на ошейнички,

Мы заводчиков -- на березоньки.

Народ не поверил даже смерти Пугачева -- настолько ве-лика была уверенность в его силе. Подвиг Пугачева воспет не только русскими: башкиры, мордва, татары, удмурты видели в нем выразителя народных чаяний. Вместе с Пугачевым в баш-кирских песнях прославлен и его соратник Салават Юлаев.

Кроме песен о Пугачеве, в XVIII в. пользовались популяр-ностью ранее созданные песни о Разине, о «добрых молодцах, вольных людях». Такова знаменитая песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка».

В XVIII в. продолжали широко бытовать традиционные жанры народного творчества -- былины, сказки, пословицы, по-говорки, бытовые песни и т. д. Нельзя считать случайностью, что в XVIII в. были записаны пословицы, отражающие пред-ставление о воле: «воля господину, а неволя холопу», «воля неволи не хочет», «в поле-воля».

В рукописную демократическую литературу XVIII в. про-никли произведения народного творчества, которые не могли быть напечатаны из-за цензурных рогаток. Таков «Плач холо-пов», который выразительными сравнениями раскрывает «сви-репство» бар и подневольное положение крепостных. «Куда бы ты ни сунься -- везде господа», -- горестно восклицает неизвест-ный автор «Плача»; смерть -- вот единственное избавление от тяжелой судьбы. Трудная жизнь голодающих дворовых отрази-лась в крестьянской «Повести пахринской деревни Камкина». То жалоба, то горький смех сквозь слезы слышатся в рукопис-ных пародиях на официальные документы. В «Глухом паспор-те» автор с горечью говорит о невозможности беглому кре-стьянину найти работу; нищета толкает его на путь грабежа и разбоя. Тяжкая солдатская служба ярко описана в рукопис-ных повестях солдатского происхождения -- в пародийной челобитной к богу и в «Горестном сказании». Народная сатира проникает и в лубочные листы -- такова картинка «Бык не захотел быть быком», где в иносказательной форме выражают-ся мечты народа о социальной справедливости.

Основные мотивы устной народной драмы -- резкое обличе-ние царя-злодея (драма «Царь Максимилиан»), насмешка слу-ги над разорившимся дворянином («Мнимый барин»), призывы к расправе над дворянами («Лодка»). Этот жанр устного на-родного творчества отразил в доходчивой игровой форме клас-совые противоречия того времени.

Русский демократический театр XVIII в. также показывал дворян и церковников в их истинном неприглядном виде, сати-рически разоблачал глупость судейского чиновника, алчность и невежество чужеземного доктора-шарлатана, дурость и спесь барина-тунеядца. Для народного театра характерны резкий гротеск в обрисовке характеров, выразительность жеста и диа-лога, частая импровизация текста с использованием общеполи-тических и местных житейских тем. Эти народные представ-ления послужили одной из национальных основ русской быто-вой и сатирической драматургии второй половины XVIII в.

Художественные вкусы трудового народа находят яркое во-площение в произведениях прикладного искусства. В творениях народных мастеров встречаются изображения народного быта, сатирические зарисовки представителей правящих классов, сказочные образы, растительный и геометрический орнамент.

Украшались резьбой или росписью прялки, ткацкие станки и т. д. Расписные детские игрушки XVIII в. в гротескной фор-ме высмеивают жеманную, изнеженную барыню, самодовольно-го купца, модника-вельможу. Изображения животных и птиц (петуха, сокола, коня, лебедя и т. д.) можно найти на всевоз-можных предметах бытового обихода, мебели, пряничных дос-ках и т. п. Бедна была посуда крестьянина, но как любовно расписаны глиняные и деревянные чаши и ковши, какой тонкой резьбой покрыты берестяные туеса и деревянные шкатулки, сколько строгого вкуса вложено в узорные ткани, тонкие круже-ва и красочные вышивки!

Культура правящих классов. Классицизм

Р

усская культура второй половины XVIII в. отражает черты подымающейся нации. Возрастает общественная роль ху-дожественной литературы, которая постепенно теряет прежний анонимный и рукописный характер. Передовые писатели вы-ступают активными борцами за идеи просветительства; возни-кают первые литературные журналы.

Главное содержание культурного процесса середины XVIII в. -- становление русского классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти, утверждение в худо-жественных образах могущества абсолютной монархии.

Хотя русские писатели и художники обращались к опыту опередившего их в развитии западноевропейского классицизма, они стремились придать этому течению черты национального своеобразия. Хорошо об этом сказал Ломоносов: «Чтобы ничего неугодного не ввести, а хорошего не оставить, надобно смотреть, кому и в чем лучше последовать».

В отличие от западноевропейского классицизма, в русском классицизме, полном пафоса гражданственности, были сильны просветительные тенденции и резкая обличительная сатириче-ская струя.

В литературе русский классицизм представлен произведе-ниями А. Д. Кантемира, В. К. Тредьяковского, М. В. Ломоно-сова, А. П. Сумарокова. А. Д. Кантемир явился родоначальни-ком русского классицизма, основоположником наиболее жиз-ненного в нем реально-сатирического направления -- таковы известные его сатиры. В. К. Тредьяковский своими теоретиче-скими трудами способствовал утверждению классицизма, од-нако в его поэтических произведениях новое идейное содержа-ние не нашло соответствующей художественной формы. Это было достигнуто в жанре торжественной и философской оды М. В. Ломоносовым, для которого и эта форма и обращение к монарху были поводом для пропаганды идеи общенародного культурного прогресса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.