Рефераты. Направления исторического развития

p align="left">Для мыслителей эпохи Просвещения характерен универсализм творческих и жизненных интересов

29. «Дух законов» Монтескье современники называли евангелием просветительства, а «Энциклопедию наук, искусств и ремесел» Д. Дидро -- Библией для образованных. Как Вы думаете, почему?

Шарль Луи Монтескье один из самых первых по старшинству в ряду просветителей. В «Духе законов» он заложил те основы социальных и политических взглядов, которые в последствие были развиты другими просветителями.

Монтескье выступал горячим поборником свободы, однако свободы как право делать все, что дозволено законами. Она возможна лишь там, где нет нарушающих и злоупотребляющих властью. А для этого необходим такой порядок, при котором различные власти сдерживают друг друга. Монтескье предложил строгое разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную, которые должны быть независимы друг от друга. Мыслитель различал три основные формы правления: республику, монархию и деспотию, также полагал, что географический фактор и размеры государства во многом определяют форму правления. Так, республика, по его мнению, пригодна для небольших территорий, монархия - для средних, деспотия - для обширных.

Д. Дидро стал центром кружка лучших умов эпохи Просвещения, привлеченных для сотрудничества в «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Среди энциклопедистов были математик Даламбер, писатели Вольтер, Руссо, Монтескье, биолог Бюффон, врачи, путешественники, историки, химики, музыканты, филологи. В многотомной энциклопедии Дидро поместил собрание всех достижений века от ремесел до искусства. Это было детальное описание отдельных наук и видов искусства и выделение существующих между ними связей. «Энциклопедия» представляла собой важнейшее явление культуры, политики и общественной жизни. Она радушно открыла двери для истории, специальных и научно-технических знаний (научных открытий и изобретений в промышленности), стала Библией для образованных. В ней отразились новые веяния и философии. Энциклопедисты противопоставляли естественное право традиционному и божественному, опытный анализ природы и человека - слепой вере. Их всех объединяли отрицательное отношение к феодальному строю, защита прав третьего сословия во главе с буржуазией, ненависть к средневековой схоластике и католической церкви. Они не ограничивали свою критику только областью религии, они критиковали каждую научную традицию, каждое политическое учреждение своего времени, доказываю всеобщую применимость своей теории.

31. О. Шпенглер назвал цивилизацию, основы которой сформировались в XVII -- XVIII вв. фаустовской. Как Вы думаете, почему? Согласны ли Вы с ним? Аргументируйте свою точку зрения

Всего по Шпенглеру было восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, "аполлоновская" (греко-римская), "магическая" (византийско-арабская), культура народов майя - все они завершились, и "фаустовская" (западноевропейская), находящаяся на заключительном этапе своего существования. Различие этих культур, как считает Шпенглер, является не внешним, а, напротив, касается самых глубинных психических и психологических процессов и переживаний людей, в частности, в первую очередь, их восприятия и понимания таких категорий, как пространство и время. Ни ассимиляция, ни даже простое уразумение идей и представлений одного культурно-исторического типа невозможно, считает Шпенглер, человеком другого типа. Культуры эти герметически замкнуты. В своем развитии они прошли этапы, которыми характеризуется жизнь отдельного человека, а именно - рождение, созревание, возмужание, расцвет, увядание и смерть. Период умирания каждой культуры является ее цивилизацией, и "фаустовская", то есть западноевропейская, как раз и находится в настоящее время на этой стадии.

Шпенглер называет ЕЦ (европейскую цивилизацию) фаустовской не потому, что она индустриальная и круто навороченная, а, главным образом, потому, что ЕЦ отличается особым духом, который наиболее ярко представлен в образе Фауста в литературе. Наука в ЕЦ рассматривается как самоцель и как универсальное средство познания, покорения природы, усовершенствования человека, улучшения гражданских дел. Этот неукротимый дух преобразований, названный О. Шпенглером «фаустовским», - притом преобразований с помощью науки, - неизбежно должен был породить индустриальную цивилизацию с ее сциентистски-техницистским сознанием.

Полную противоположность аполлинической душе древней Греции представляет собою умирающая ныне по Шпенглеру фаустовская душа западно-европейской культуры. Душа эта родилась в Х-м столетии вместе с романским стилем в северных равнинах между Эльбой и Тахо, что задолго до того, как в них вступила нога первого христианина, жили тоской по бесконечности. Как вся культура Антики<5> родилась из ощущения измеряемого тела, так из чувства бесконечного пространства родилась культура фаустовской души. Не унаследованную античную геометрию углубил и продолжил Декарт, но независимо от нее создал совершенно новое учение, порывавшее античную связь числа и тела и создававшее невозможную в аполлинической душе связь числа и бесконечности. Иную математику построила себе фаустовская душа, исходное созерцание которой есть бесконечное пространство, убегающая в даль перспектива. Здесь все текуче, бесконечно изменчиво, т.-е. на античный масштаб алогично, полно хаоса. Элемент западной математики - не рациональное число, не символ конкретного тела, а "функция", неопределенная связь между произвольно меняющимися величинами. Рациональные числа являются лишь отдельными моментами в сплошной непрерывности иррациональных и комплексных чисел. Вместо эвклидовской геометрии, заключенной в прочные границы тел и фигур, мы имеем аналитическую геометрию Декарта с ее текучими координатами и тесно связанное с ней исчисление бесконечно малых. В искусстве аполлиническая культура воплощает свой идеал статической гармонии форм, фаустовская культура - свой порыв в бесконечность. С одной стороны - прекрасная геометрическая соразмерность античного храма, с другой стороны - "застывшая музыка" готического собора с его устремлением ввысь, с его грандиозной перспективой. Греческие сады - совокупность отдельных цветущих уголков; западно-европейский парк не возможен без "point de vue", откуда развертываются разбегающиеся перспективы аллей.

Рационалистический, «научный» дух ЕЦ, с верой в разум, прогресс и неограниченные возможности человека в познании и преобразовании природы с неизбежностью приводит к потере глубоких духовных ценностей, к серьезным заблуждениям и т.д.-- это я сам так придумал, потому что Фауста не читал!!! Вывод сами делайте!

32. Международная комиссия ученых, работающая по заданию ЮНЕСКО над многотомной «Историей культурного и научного развития человечества», выделила XVI -- XVIII вв. как эпоху происхождения современного мира. Докажите или опровергните это утверждение

Много чего напроисходило за это время. Это и введение григорианского календаря в 16в Французская революция в конце 18в. Здесь и начало колонизации Америки испанцами и Английская буржуазная революция, 95 тезисов Лютера и Просвещение. Да, пожалуй, это время рождения нашей цивилизации с её верой в разум и культом науки

33. В начале XVIII века в Европе считали, что англичане склонны к революции и переменам, тогда как французы казались весьма консервативными людьми. Спустя сто лет мнение диаметрально изменилось. Какие события заставили европейцев изменить свои взгляды на англичан и французов?

В начале 18 века Англия была страной, пережившей гражданскую войну, революцию 1642 - 1659, казнь короля Карла I, диктатуру О.Кромвеля, реставрацию монархии, которая закончилась «Славной революцией» 1688г. и принятием «Билля о правах» в 1689г., установившего парламентскую монархию. Франция в сер. 17 века также пережила острый социально-политический кризис (Фронда 1648 - 1653г), но в отличие от Англии абсолютизм во Франции устоял и достиг расцвета при Людовике 14 «короле - солнца» и политике Кольбера. К началу 18 века во Франции сохранялась абсолютная монархия. В конце 18 века Англия становится страной с активно развивающейся промышленностью, где создаются объединения квалифицированных рабочих, ассоциации по интересам, действует парламент и важнейшие вопросы решаются мирным путем. Англия считается островом свободы, где формируется пристрастие к либеральным идеям, свободе индивида и предпринимательской деятельности, осознание собственной ответственности за судьбу (либерти + свобода + толерантность). На протяжении всего 18 века во Франции сохранялся «старый порядок» эпохи Людовика 14 и не происходило никаких изменений. Однако в конце 18 века эту страну потрясает Великая революция 1789-1799г, которая сопровождалась частой сменой власти (якобинский переворот 1793г., термидорианский переворот 1794г.), принятием множества законов (конституции 1791,1793 и 1794г., декларации прав человека и гражданина). За это время были разрушены устои феодально-абсолютистского строя, расчищена почва для развития буржуазных отношений.

34. Ш.Л. Монтескье утверждал: «Англия -- страна, страстно преданная свободе; свобода -- ее реальность. Государство, подобно ночному сторожу, охраняет свободу и имущество граждан». Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Какие права и свободы имели англичане в XVIII в.? Как изменилась ситуация к началу XX в.?

Англия - страна, которая традиционно считается «островом свободы». Там рано формируется пристрастие к либеральным идеям, свободе индивида и предпринимательской деятельности, осознание ответственности за судьбу страны. Либерти + свобода + толерантность - основные черты Английской политики. К н. 17в. англичане уже имели избирательные права, действовал парламент. Еще в 1660г. Монком был принят документ «Бредская декларация», который устанавливал религиозную терпимость, неприкосновенность земельных владений, совместное правление парламента и монарха Карла 2. Этот документ заложил основы правового государства, где власть обязана опираться на закон и действовать строго в его рамках, а закон должен черпать свой авторитет из согласия подданных. Карл 2 в 1685г. принимает «Акт о защите и свободе подданных», по которому ни один англичанин не мог быть арестован без решения суда, арестованный не мог находиться в тюрьме дольше определенного срока и каждый арестованный имел право на освобождение под залог. Также в 1689г. парламентом был принят «Билль о правах», в котором закреплялась конституционные гарантии власти парламента. К 20в. англичане имели достаточное количество прав и свобод. Было введено тайное голосования в 1871г., разрешена деятельность профсоюзов, проведена избирательная реформа, согласно которой был отменен имущественный ценз для мужчин - жителей городов, принят трудовой кодекс, фабричный закон, обеспечивающий нормальные условия труда, закон о народном образовании, введены государственные пособия по безработице, пенсионные пособия, активно действуют различные движения, выступающие за права женщин.

35. Философ Х. Ортега-и-Гассет, исследуя тенденции развития либеральной мысли, отмечал, что XIX век не изобрел, а внедрил либерализм. Можно ли согласиться с мыслителем, так высоко оценивающим XIX век? Назовите факты, опровергающие или доказывающие эту точку зрения

Да, можно согласиться с тем, что 19 век внедрил либерализм.

1) В Англии к к.19 века - н.20 идеи классического либерализма были реализованы следующим образом: с 1871г. было введено тайное голосование, Трейд юнионы были легализованы - получили права юридического лица, была проведена третья избирательная реформа - отмена имущественного ценза для мужчин - жителей городов, принят трудовой кодекс, функционировали гражданские институты и органы самоуправления (городские советы, советы графств). Идеи нового либерализма (Ричи, Хобхауз) - (обязанность государства предоставлять всем членам общества равные стартовые возможности - вносить всеобщую занятость, доступное начальное образование, прожиточный минимум) реализованы в фабричном законе 1891 года, в законе о народном образовании 1875 года, введении государственных пособий по безработице, закон о пенсии с 70 лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.