Рефераты. Направления исторического развития

p align="left">А революция эта, напоминает французский историк права, бывший министр юстиции и председатель Конституционного совета Робер Бадинтер, стала самым крупным переделом собственности в истории Франции. Она не только уничтожила феодальные порядки и привилегии, но и передала восходящим классам право владения гигантскими богатствами, относившимися прежде к владениям короны, церкви и бежавшей знати. Наполеону было необходимо обеспечить несокрушимость позиций частной собственности, сделав ее неуязвимой для любой угрозы со стороны феодалов, не желавших ложиться в гроб, или от пролетариев, желающих порвать свои цепи.

Опытные практики и сильные теоретики создали творческую компиляцию из римского права, правовых обычаев населения, королевских ордонансов, революционных законов и судебной практики старых парламентов. Пригодились и философские произведения Руссо и других просветителей. Были тщательно проанализированы теоретические выкладки юристов из стран, относившихся к европейским просвещенным монархиям. Все это стало залогом столь долгого существования кодекса. Факт, достойный упоминания: из 2281 статьи Кодекса Наполеона 1200 до сих пор не подвергались никаким изменениям!

И еще один примечательный факт: в те годы комиссия получила возможность провести в масштабах всей страны профессиональный референдум. Во все суды был разослан проект кодекса, и его составители получили сотни подробных и ценных откликов юристов-практиков.

О масштабах участия самого Наполеона в разработке кодекса говорит хотя бы то, что в трехлетний период с 1801 года он председательствовал на 36 из 84 заседаний Государственного совета, посвященных обсуждению нового свода законов.

После Ватерлоо Наполеон отправился на остров Святой Елены, но его детище не было отправлено в изгнание, продолжая жить и здравствовать во Франции и других странах Европы и распространяясь по всему свету. Кодекс практически обходит молчанием трудовые отношения, регулируя прежде всего имущественные вопросы. Как точно подметил один юрист, "Кодекс Наполеона - это кодекс имущих". Поэтому в дальнейшем он с легкостью приспособился к первичной эпохе капитализма, а затем, конечно, не без изменений, смог успешно функционировать и в постиндустриальном обществе.

Безусловно, в Европе за 200 лет произошли значительные изменения в экономической, юридической, социальной сферах. Четыреста законов были приняты во Франции, чтобы адаптировать кодекс к этим изменениям, но при этом число статей в нем увеличилось всего на две (до 2283).

Наибольшим изменениям подверглись те нормы, что касаются положения и прав женщин. Хотя, стоит признать, что об этих правах в эпоху Наполеона никто и не говорил. Женщина официально признавалась статьями кодекса "недееспособной" (или, если ближе к французскому термину, "ущербным существом"). Женщина не имела возможности ни обращаться в суд, ни подписывать деловые бумаги, ни распоряжаться домашней собственностью. В этом отношении, кстати, кодекс отражал взгляды самого Бонапарта, считавшего, что "жена есть собственность мужа, подобно тому, как фруктовое дерево - собственность садовника".

Это было чрезвычайно прогрессивное на тот момент законодательство.

Также Наполеон вернул в страну эмигрировавших дворян, примирился с католической церковью, привёл в порядок финансово-экономическую систему. Он сократил прямые налоги с капитала, что привело к росту промышленного производства в стране, особенно внедрение машин в пр-во. Это было по существу началом пром. Переворота во Франции. Проводил протекционистскую политику во внешней торговле.

Накануне Революции Франция подразделялась в правовом отношении на две области: писаного права и кутюмного права. Писаное право, в основе своей - римское право, кутюмное право, было зафиксировано в XVI в. Сохраняли значение королевские ордонансы, каноническое право, феодальные обычаи. По образному выражению Вольтера, в XVIII в. право приходилось “менять так же часто, как переменяешь лошадей”.

Требование единого кодекса гражданских законов, ясных и простых, было одним из важных в общественной критике “старого режима”. Как одну из политических задач провозгласила Конституция 1791 г. создание “кодекса гражданских законов, общих для всего королевства” (ст. 1). Но эта задача, несмотря на три попытки так и не была выполнена.

Правительство Наполеона Бонапарта рассматривало поэтому завершение кодификации гражданского права как одну из важнейших задач. В августе 1800 г. была сформирована новая комиссия для подготовки кодекса в духе “равенства, справедливости и естественных оснований”.

Проект встретил оппозицию в Трибунате. Начиная с сентября 1802 г. по февраль 1804 г. прошло утверждение проекта в Законодательном корпусе.

“Мы совершали, если дозволено так выразиться, полюбовную сделку между писаным правом и кутюмами всякий раз, когда нам возможно было согласовать их правоположения или видоизменить одни посредством других, не прерывая единства системы и не покушаясь на общий их дух”. Такая традиция позволила сделать новые институты права действительно едиными для всей страны.

В целом, главными источниками доктрины и текста нового ГК стали предреволюционная догматика, которая, в свою очередь, представляла сплав римского и кутюмного права, королевские ордонансы и революционное законодательство.

ГК был разделен на 3 книги: 1) О лицах, куда были включены разделы о гражданских правах вообще, актах гражданского состояния, семейном и опекунском праве; 2) Об имуществах и о различных видоизменениях собственности, где были собраны институты вещного права; 3) О различных способах, которыми приобретают собственность, включившая наследственное право, обращение имуществ в семье, договоры и иные обязательства. “Три вещи необходимы и достаточны человеку в обществе, -- говорил Камбасерес, обосновывая такую структуру еще для проекта 1793 г., -- быть хозяином своей особы, иметь имущества для удовлетворения своих нужд и мочь располагать к наибольшему своему интересу своей особой и своими имуществами. Все гражданские права сводятся, итак, к правам вольности, собственности и заключения договоров”.

В кодексе устанавливалось единое понятие французского гражданства и связанного с ним единства прав на основе полного равенства. Круг вещных прав (т. е. форм обладания, пользования и распоряжения имуществами) был сокращен. Кодекс выделял три вида собственности в зависимости от субъекта права: 1) индивидуальная, 2) государственная, или общественное обладание, 3) общинно-коммунальная. Преобладающее внимание уделялось частной собственности. Собственники недвижимости располагали большими преимуществами. Собственность на землю предоставляла также права и на “то, что ниже и выше” данного участка (ст. 552). Т. е. собственник имея практически неограниченные права использования своего участка, его обустройства, разработки недр. Частной сделке, отвечающей воле сторон, в нем был также придан почти абсолютный характер. Ничто и почти никак не могло ограничивать частных лиц.

Самым важным новшеством в области брачно-семейного права было закрепление института только гражданского брака, заключавшегося государственными административными органами по правилам регистрации актов гражданского состояния. Однако до 25 лет мужчины и до 21 года женщины могли вступать в брак только при согласии родителей или семейного совета.

ГК признавал право на развод. Развод допускался в случае супружеской измены (хотя и по-разному понимаемой для мужа и для жены), в случае грубого обращения или взаимных оскорблений, в случае приговаривания одного из супругов к позорящему наказанию. Центральное место в семейном праве занял весьма консервативный по своему смыслу институт главы. Жена и дети в семье обязаны были выказывать послушание мужу в обмен на его “покровительство”.

Для своего времени ГК 1804 г. имел выдающееся значение. Это была поистине вторая гражданская конституция нового правопорядка. По оценке видного русского правоведа Е. В. Спекторского, кодекс “переводил на язык права вызванный революцией социальный переворот”, тесно связанный с идеей частной и экономической свободы. Это была “золотая книга” французской буржуазии той поры.

Наполеоновские завоевания открыли дорогу широкому распространению ГК по Европе, а затем и по всему миру. Он стал как бы одной из двух основных линий европейского права в целом.

В 1807 г. кодексу было присвоено имя Наполеона. В период Реставрации наименование было снято, в годы Второй империи -- временно восстановлено. Довольно скоро начались изменения в тексте. Однако в основе своей ГК 1804 г. и поныне составляет действующий свод гражданского права Франции.

Это было чрезвычайно прогрессивное на тот момент законодательство. Многие положения Кодеса легли в основу гражданских кодексов более чем 70 стран мира и действуют до сих пор.

Также Наполеон вернул в страну эмигрировавших дворян, примирился с католической церковью, привёл в порядок финансово-экономическую систему. Он сократил прямые налоги с капитала, что привело к росту промышленного производства в стране, особенно внедрение машин в пр-во. Это было по существу началом пром. Переворота во Франции. Проводил протекционистскую политику во внешней торговле.

28. В 1748 г. была издана (нелегально) книга де Майе «Беседы индийского философа об уменьшении моря, образовании суши и происхождении человека». В 1749 г. Ж.Л. Бюффон опубликовал «Теорию земли» -- трактат с гипотезой о возникновении планет в результате выброса веществ Солнцем. В 1755 г. создал свою космогоническую теорию И. Кант. Какое влияние эти идеи оказали на историософские взгляды просветителей ? Назовите идеалы и ценности этой эпохи

Скорее всего эти работы подрывали и прямо опровергали церковную гипотезу о происхождении вселенной, Земли и человека, что вело к новому пониманию человека, отразившемуся в идеях Просвещения. Отныне человек - это животное, которое меняется под влиянием среды и воспитания.

Эпоха Просвещения (конец XVII - XVIII вв.) время великих социальных потрясений, с одной стороны, бурное развитие материальной культуры, появление машинного производства, с другой - обострение социальной несправедливости. Просвещение в своей основе демократично, главная задача приобщение к знаниям всего народа, каждого человека.

XVII век - источник современности, период Нового времени. Время осознания того, что идеал человека Ренессанса не только остался недостижимым, но и потерпел крушение. Оно приводит, с одной стороны, к усилению упорядоченного, размеренного образа жизни и мышления, с другой - к бунтарским настроениям в самых разных слоях населения.

Черты эпохи Просвещения, «Века разума»:

· зарождение и становление буржуазных экономических отношений;

· освобождение общественного сознания от религиозного давления;

· распространение идеалов протестантизма;

· развитие естествознания, рост интереса к научному и философскому знанию;

· новое понимание человеческого бытия (изменилось отношение к Богу, обществу, государству, другим людям);

· новое понимание человека (предмет внимания природа, изучаются ее законы, а также закономерности развития общества, государства);

· исторический оптимизм (век утопий), европоцентризм;

· торжество Разума, наука двигатель прогресса;

· идеи равенства всех людей, теория общественного договора.

Просвещение рассматривало природу как высшую реальность, тождественность мира и природы; развенчало политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества; создало позитивную, обращенную к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, систему ценностей западной цивилизации. Человек XVII в. ощущает себя «гражданином мира» (великие географические открытия). Взаимодействие общества и государства принимает форму договора, идея единения под влиянием сильной власти монарха становится господствующей. Абсолютная монархия как форма государства может объединить разрозненные народы и земли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.