Рефераты. Немецкая колонизация Одесского края

p align="left">Были предприняты и другие попытки. Отдельные волостные правления, в частности колонии Гофренталь, отправляли по нескольку человек в качестве учеников писаря в Одессу, в канцелярию Попечительского комитета. Главная их цель была - научиться русскому языку. Один из них, Карл Клейн, до глубокой старости учительствовал в молочанских лютеранских колониях. Был среди них и меннонит Иоган Теве, будущий переводчик книги Клауса «Наши колонии».

К 60-м годам ХІХ века школьные проблемы обострились. Среди них можно назвать узость школьных программ и отсутствие квалифицированных учителей, и переполненность классов.

Вопрос о школе все настойчивей поднимался в печати. Чтобы сохранить эффективность хозяйств, необходимо было усовершенствование сельскохозяйственного труда, чего нельзя было сделать без повышения уровня школьного образования.

Для решения этих проблем в колониях стали открывать центральные училища. Одно из таких училищ было открыто в 1844 году в Сарате. Его целью было «образовать из колонистских мальчиков способных учителей для сельских школ и писарей для приказов, а равно землемеров и архитекторов, посредством которых распространить в колониях русский язык».

Интересно, что русское правительство считало необходимым подчинять такие училища надзору и руководству духовенства, хотя настаивало на решении такими училищами светских задач. Но колонистское общество, которое ставило более духовно-конфессиональные, чем светские цели, само признало необходимым устранить излишнее влияние пастора.

В конце 60-х - начале 70-х годов, когда реформы Александра ІІ ликвидировали устав о колонистах, перед ними встала проблема вхождения в политико-социальный строй России.

В 1868 году в Одессе состоялся съезд колонистских обществ южного края России, который затронул и проблему образования. Он разработал педагогическую систему, которая должна была связать сельскую школу, имеющуюся в каждой колонии, центральные училища, уже существующие или планируемые на один или несколько колонистских округов, и учительскую семинарию в Одессе.

В 80-е годы согласно реформам Александра ІІ и руссификационной политике Александра ІІІ все колонистские школы должны были быть выведены из подчинения сельским обществам, хотя оставались на их содержании. Это влекло за собой коренные изменения в немецкой школе.

В 1888 году министру народного просвещения был отправлен проект программы курса колонистских школ Одесского учебного округа. Проект предусматривал параллельное изучение немецкого и русского языков, и в нем подчеркивалось, что обучение русскому языку имеет чисто практические цели.

К концу ХІХ века в России сложилась новая экономическая ситуация, связанная с необходимостью овладения интенсивной обработки земли. И с 1905 г. в немецких колониях появляются новые учебные заведения, которые готовили не только учителей, но и давали профессиональное образование, необходимое для интенсивного ведения сельского хозяйства.

Остановимся на истории некоторых учебных заведений в Одессе. Центрами образования, как уже говорилось выше, были церкви.

Уже в 1825 году при лютеранском соборе Святого Павла было открыто двуклассное училище, дающее начальное образование. Имела свое училище и римско-католическая церковь. Евангелическо-реформатская община возникла позже, в 1842 году. При ней было открыто трехклассное училище, в котором программа была уже достаточно объемной.

Вскоре приходская школа уже не отвечала требованиям быстро развивающейся экономики, и при лютеранском приходе открывается немецкое реальное училище Святого Павла, которое давало прекрасное гимназическое образование. Его программа в 60-е годы учитывала особенность Одессы как многонационального коммерческого города и включала в себя кроме общеобразовательных предметов, изучение четырех языков (русского, немецкого, французского и итальянского), а также коммерцию, бухгалтерию и стенографию.

Уже в конце 50-х - начала 60-х годов образование входит в число основных ценностей немецких колонистов. Они стремятся получить гимназическое или высшее образование, а своим дочерям дать институтское.

В начале ХХ века совершенствуется начальное образование, расширяется и углубляется его программа, и соответственно увеличивается срок обучения в традиционной немецкой школе. В эти годы она ставит целью не только научить детей читать, писать и считать, но и дать детям колонистов и германско-подданных «хорошую подготовку для практической деятельности в области торговли и промышленности. Гимназическое образование можно было получить в 11-классной немецкой реальной мужской гимназии Святого Павла и 10-классной женской немецкой гимназии Святого Павла, где были торговые классы.

Устав всех этих учебных заведений предусматривал обучение в них детей немецких колонистов, германских подданных и детей других национальностей.

Не все немецкие учебные заведения были связаны с религиозными общинами. В 1908 году Южно-Русское немецкое общество учреждает в городе женское коммерческое училище с 8-ми летним курсом обучения. Немцы открывали и специальные учебные заведения. Так в 1892 году Демьян Францевич Фон-Россель открывает в Одессе музыкальные классы, утвержденные министерством внутренних дел, где , кроме игры на струнных, духовых и ударных инструментах, преподавалась теория музыки, композиция, гармония, т.е. давалось специальное музыкальное образование. В 1899 году Федор Карлович Роте на собственном участке открыл практическую школу садоводства. Здесь получали знания по садоводству, огородничеству и виноградарству.

Программы перечисленных учебных заведений говорят о демократичности и высоком уровне среднего образования, которое давали немецкие учебные заведения и который соответствовал европейскому стандарту того времени.

Высшее образование немцы колонисты получали в пределах России или в Новороссийском университете на русском языке, или в университете Дорпата (Дерпта) на немецком.

Немцам удалось сохранить свое право получать образование на родном языке и после революции 1917 года. Во дворе лютеранского собора размещалась средняя немецкая школа №38, немецкий сельскохозяйственный техникум.

Для немцев Украины, проживающих компактно в 30 районах Одесской области, а также Киевской, Днепропетровской и Донецкой областей, в Одесском украинском педагогическом институте было открыто специальное отделение (сектор) с целью подготовки педагогических кадров для немецких национальных школ. В 1933 году на базе этого сектора открывается немецкий педагогический институт с литературно-лингвистическим, физико-математическим, химико-биологическим, географическим и историческим факультетом. Языком обучения был немецкий, однако, недостаток национальных кадров профессорско-преподавательского состава не позволил вести преподавание только на немецком языке, часть предметов читалась на русском и украинском языках.

За недолгие годы своего существования институту удалось укомплектоваться высококвалифицированными педагогическими кадрами, организовать исследовательскую работу.

К началу второй мировой войны на Одессщине проживало почти 120 тысяч граждан немецкого происхождения. Действовало полторы сотни школ с немецким языком обучения и полтора десятка школ украинско-немецких.1

Но все усилия были напрасны. В 1938 году административным решением всем немецким школам и техникумам было приказано перейти на украинский язык. Немецкий педагогический институт в Одессе стал не нужен. Весной 1938 года был сделан последний выпуск, а большинство выпускников сразу же были арестованы.

Закрытие немецких учебных заведений имело тяжелые последствия для немецкого меньшинства, лишившегося своего естественного права - обучения на родном языке.

Немаловажную роль в сохранении национального языка, культуры и религии немецких поселенцев играли различные общественные организации, на краткой характеристике которых мы остановимся.

2.3 Общественно-политические организации и союзы

В начале ХХ века, по инициативе священников и национальной интеллигенции стали возникать различные объединения, цель которых определялась стремлением сохранить свою национальную культуру и объединением городских и сельских жителей различных социальных групп.

11 сентября 1906 года в Одесском особом городском по делам об обществах присутствии было зарегистрировано одновременно два общества: Южнорусское немецкое общество и Немецкое общество образования южной России. Оба общества были тесно связаны между собой поставленными целями. Основное различие между ними заключалось в том, что первое ставило перед собой задачу объединить городское население, а второе - сельское.

Южнорусское немецкое общество основной задачей провозглашало «попечение и защиту родного языка для сохранения национальности», «соединение всех немцев русского подданства без различия вероисповедания и сословия для охранения их национальной самобытности и веры».1

Достигнуть поставленных целей планировалось не только путем открытия школ, библиотек, детских летних колоний, поддержки учителей и церковных служителей. Общество оговаривало в своем уставе право открывать промышленные предприятия, сельскохозяйственные товарищества, банки, кассы взаимопомощи, рабочие колонии, больницы, госпитали, приюты.

Первый параграф допускал даже обсуждение политических вопросов. Это было связано с всесторонней защитой интересов немецкого населения, так как в связи с первой мировой войной в России постепенно распространялись антинемецкие настроения.

По мнению учредителей и активистов, стремление к усилению национального самосознания не противоречило укреплению патриотических чувств к России. Они указывали, что как подданные России немцы хотят прививать и развивать в своих детях чувство патриотизма, хотят формировать дельных граждан, готовых принести пользу родине, которую она вправе ожидать от своих подданных;

они хотят как можно скорее овладевать государственным языком, чтобы хорошо себя чувствовать здесь. Но при этом они хотят сохранить свое высшее достояние - прекрасный, богатый, в высшей степени заслуженный родной язык. Они хотят сохранить в своих детях память о принадлежности к народу, достигшему высочайшего уровня культуры. И это нельзя рассматривать как проявление пангерманизма, так как немцы южной России в течение нескольких поколений показали себя людьми лояльными и трудолюбивыми, верными данной присяге.

Несмотря на столь важные для немецкого населения цели, общество не смогло объединить вокруг себя значительного количества единомышленников. С целью привлечения большего количества заинтересованных людей в 1907 году пересматривается устав и убирается параграф, разрешающий обсуждение политических вопросов, дававший повод законопослушным гражданам рассматривать общество как политическое объединение.

С той же целью в новом уставе был исправлен пункт, гласивший, что членом общества может быть каждый немец русского подданства. Два последних слова убрали. Это давало возможность привлекать немцев германского подданства, составлявших почти треть немецкого населения города. Были произведены и другие изменения.

Эти изменения, за исключением отказа от политических вопросов, вызвали недоверие к обществу со стороны властей. В регистрации нового устава было отказано. В январе 1908 года был зарегистрирован новый устав. В нем деятельность общества ограничивалась лишь участием немцев русского подданства.

Важнейшей задачей общество считало организацию детских оздоровительных колоний для бедных, больных или слабых детей. Такие колонии организовывались каждое лето сначала в Люстдорфе, а с 1911 года - в Кляйнлибентале.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.