В 1908 году при обществе была открыта библиотека и читальный зал, которые разместили в Лютеранском переулке. Для взрослых читателей услуги были платные, молодежь могла пользоваться библиотекой безвозмездно.
Большое значение в культурно-просветительской работе придавалось чтению лекций по литературе, истории, естественным наукам, гигиене. Лекции по литературе и истории знакомили с культурой и историей немецкого народа. Тематика лекций медицинского характера определялась стремлением предотвратить распространение различного рода заболеваний.
Общество неоднократно подвергалось негласной проверке со стороны градоначальника, и хотя в его деятельности ничего предосудительного замечено не было, 1 августа 1915 года по рекомендации начальника одесской жандармерии общество было закрыто.
Как уже отмечалось выше, одновременно с Южнорусским немецким обществом было зарегистрировано Немецкое общество образования южной России. Цель общества - «поднятие духовного развития немецких поселян южной России без различий вероисповедания».1 Общество было ориентировано на сельское немецкое население, нравственное, экономическое и физическое состояние которого вызывало тревогу его учредителей и всех, кто сочувствовал и помогал его деятельности.
В уставе обозначены три основные направления в работе, которые должны были обеспечить выполнение цели:
во-первых, улучшение положения в уже существующих школах путем организации учительских и кистерских курсов, устройства там библиотек, принятие мер к улучшению посещения школ;
во-вторых, повышение образовательного уровня среди взрослого населения, путем открытия библиотек, читален и распространения знаний по различным отраслям чтением лекций;
в-третьих, открытие новых народных школ, многоклассных училищ и школ отраслевой ориентации: земледельческих, садоводства, шелководства и даже агрономического института и университета.
К началу мая 1909 года было открыто 25 филиалов общества, а в 1910году их насчитывалось уже 64, в которых числилось 848 членов1 и действовали они в разных губерниях юга России.
Чтобы улучшить положение в сельских школах и повысить квалификацию немецких учителей, в период летних каникул организовывались учительские курсы. Была также, предоставлена возможность, учится не только дома, но и в Германии.
Гораздо труднее было организовать школы в тех общинах, бедность которых не позволяла содержать учителя. Речь шла о хуторах, десятках деревень, где возрастала опасность хозяйственного упадка, а значит и бедности их населения. Это могло привести к потере достоинства, вместе с ним родного языка и национальности. Чтобы оказать нравственную поддержку жителям таких деревень, в обязанность священникам вменялось информировать жителей о существующем обществе, и извещать их, что о них помнят и ищут возможность помочь.
Ставя перед собой задачу, привлечь крестьян к чтению познавательной и религиозной литературы, общество организовывало передвижение имеющегося в его распоряжении книжного фонда с остановкой приблизительно в два месяца в населенном пункте.
Забота о просвещении взрослого населения этим не ограничивалась. Гораздо большую роль играло живое слово - проведение тематических лекций. Их тематика говорит о стремлении оказать жителям помощь, прежде всего, в увеличении прибыльности хозяйств. Не оставались без внимания и проблемы воспитания детей и охраны здоровья.
Несмотря на означенные цели и задачи общества, его постигла та же участь, что и Южнорусское немецкое общество. В марте 1910 года одесский градоначальник решает общество закрыть. Не чувствуя за собой вины, общество решило обжаловать это решение и написало прошение в Правительственный сенат. 14 августа 1912 года последовал указ последнего по жалобе, в котором подтверждалось, принятое в одесском присутствии решении о закрытии Немецкого общества образования южной России.
В качестве причины были названы первый параграф устава, где сформулирована цель - «поднятие духовного развития немецких поселян в южной России», и второй, по которому членами общества могли быть только немцы. «Ввиду сего и принимая во внимание, что самая цель общества…является стремлением к обособлению интересов немецкого народонаселения южной России, имеет характер националистической тенденции и может вызвать последствия, угрожающие общественному спокойствию и безопасности, Правительствующий сенат признает жалобу правления Немецкого общества образования южной России…незаслуживающей уважения…».
Кроме вышеуказанных обществ, одесские немецкие колонисты принимали участие и в других общественных организациях. Например, во Всероссийском союзе русских немцев, съезды которого проходили в Одессе и на которых обсуждались политические и гражданские права немецких колонистов, их право на самоопределение, судебная и школьные системы.
Таким образом, можно сказать, что основной целью обществ была идея объединения немцев для защиты материального и культурного достояния нации, однако, она не была реализована. Это объясняется несколькими причинами:
с одной стороны, безразличие большей части городского населения и незначительная поддержка сельского населения, с другой - политика России в отношении национального меньшинства, которая рассматривала идеи сохранения национальной самобытности и культуры, как враждебные и опасные для интересов государства. Такая политика нашла свое трагическое продолжение и воплощение в годы тоталитарного режима.
3. Судьба этнических немцев в годы тоталитарного режима
До начала второй мировой войны на Одесщине проживало почти 120 тысяч граждан немецкого происхождения. Действовало полторы сотни школ с немецким языком обучения и полтора десятка школ украинско-немецких. Однако все это население постигла нелегкая судьба.
С 1937 года началась так называемая «великая чистка», которая, якобы, была направлена на ликвидацию шпионских и диверсионных кадров в промышленности, транспорте и сельском хозяйстве. С этого же года была начата «немецкая операция», которая была обусловлена приказом НКВД СССР от 25 июня 1937 года, согласно которому, органы государственной безопасности должны были репрессировать немецких подданных, т.е. иностранцев. Фактически же репрессировали значительную часть немцев, которые являлись гражданами СССР.
Приговоры по делам арестованных по «национальным линиям» предусматривали, по первой категории - расстрел, по второй категории -5 -10 лет тюрьмы или лагерей. В частности, только в Одесской области было репрессировано 2 280 немцев.
Следует отметить, что первым, после подписания пакта Молотова-Риббентропа, вопрос о возвращении «всех настоящих немцев» на Родину затронул Адольф Гитлер. Полную же депортацию завершил Сталин. Немецкое население Советского Союза было насильственно депортировано с нажитых мест в выжженные солнцем пустынные степи Средней Азии.
В послевоенное время немцев в Одесской области, впрочем, как и в других регионах Украины не прописывали, да и возвращаться им было некуда. Все, что осталось после огня войны, было разрушено и разорено.
Лишь десятилетиями позднее, после смерти Сталина и полной реабилитации немцев в 80-е годы, да и то только одинокие смельчаки, стали возвращаться в Одессу. К тому же рискуя, что их потомки утратят культурные традиции, забудут обычаи и язык.
4. Немцы Украины на пути национального возрождения
В начале 90-х годов правительство Гельмута Коля и министерство иностранных дел Германии разработали и начали осуществлять государственные программы поддержки этнических немцев, в частности и в Украине.
Первых поселенцев из Казахстана Одесская область приняла в 1993 году. К 1997 году в наш регион переехало более двух тысяч человек.
Сегодня на Одессщине проживает около семи тысяч этнических немцев. Местами компактного проживания являются поселки Кудрявка, Петровка, Черновладимировка в Березовском районе; Новоградовка, Доброалександровка Петродолинское в Овидиопольском районе. В первые годы после переселения немецким семьям было нелегко, некоторым довелось жить в контейнерах.
Но быстрому налаживанию быта способствовали денежные поступления из Германии. Это привело к тому, что выезд на постоянное место жительства в Германию в последние годы сократился, а одна семья даже вернулась обратно.
Германия значительно улучшила финансирование языковых и образовательных программ. Во всех местностях компактного проживания немцев созданы образовательные центры, которые оснащены современным оборудованием, учебными пособиями, для более широкого охвата и более качественной подготовки этнических немцев созданы дополнительные курсы Гете-института, в частности в Одессе их четыре. Кроме этого в Одессе при поддержке обладминистрации основана областная немецкая воскресная школа, где изучают историю, географию, литературу и язык. Все эти мероприятия направлены на то, чтобы каждый этнический немец имел возможность приобщиться к родной культуре.
Сегодня немецкое сообщество сгруппировано в авторитетные общественные объединения, принимает участие в развитие демократических преобразований в Украине.
Выдающимся событием в жизни немецкого общества стал, прошедший в 2001 году ІІ съезд немцев Украины. На нем были приняты ряд важных программных документов. Главным же его результатом стало создание легитимной демократической самоорганизации немцев Украины, таким образом, были выполнены рекомендации украинско-немецкой межгосударственной комиссии, заседание которой состоялось в Одессе в мае 2000 года.
В созданную Ассоциацию немцев Украины вошли 112 немецких общественных организаций. В Одессе, в частности, действует филиал «Товарищества немцев «Видергербут», который имеет еще 15 представительств в населенных пунктах нашей области - Южном, Ильичевске, Овидиополе, Кремидовке, Новоалександровке, Петродолинском, Новоградовке и др.
Эта новая организация, которая не имеет внутренних конфликтов и противоречий, плодотворно работает на благо возрождения и развитие немецкого этноса. Пристальное внимание уделяется культурно-просветительским и образовательным программам. В Одессе и других регионах планируется претворение в жизнь оригинальной национальной программы «Детский сад - школа - вуз», изыскиваются возможности для открытия немецких гимназий с полным пансионом.
Участники ІІ съезда немцев Украины высказали еще целый ряд предложений правительству Украины и Государственному комитету по национальным вопросам. В частности, о необходимости возвращения географических названий населенным пунктам и улицам, связанных с историей и проживанием там немецких поселенцев и аннулированных в годы тоталитарного режима. Позитивное решение этого вопроса уже сегодня очевидно. Немецкие названия уже вернулись в наш город; государственной поддержки издания Книги памяти немцев - жертв сталинских репрессий; укрепление правовой базы в отношении депортированных немцев; создание материальной базы в учреждениях образования Украины, т.е. осуществления конституционных прав на свободное развитие, использование и защиту немецкого (родного) языка.
Заключение
Подводя итоги краткой характеристики историко-правовых аспектов двухсотлетнего проживания в Одесской области немецких колонистов, можно сказать, что этот народ прошел большой и не всегда счастливый путь. От первых, дарованных царским правительством льгот, до притеснения, насилия, репрессий и принудительной депортации во времена сталинщины - к полной реабилитации немцев в 80-е годы ХХ века и началу возрождения начавшегося в 90-е годы.
Их след достаточно заметен в экономике, культуре, науке нашей области и всей Украины. Факты свидетельствуют, что с возрождением национальной независимости Украины появилась реальная возможность возрождения и развития немецкого этноса в гармоничном единстве с украинским народом.
Литература
Плесская-Зебольд Э.Г. Одесские немцы. 1803-1912: научно-популярное издание. - О.: Изд. «ТЭС», 1999. - 520 с.
Попечительный Комитет об иностранных поселенцах Южного края России. 1799-1876. Т.1. О., 1998. - 21с.
Георгієва Н. Працюємо, вчимося, дивимося у майбутнє // Думська площа.-2000.-4 серпня.
Кайгер Ю. Відроджуємося разом з Україною //Думська площа. - 2001. - 11 січня.
Нікольський В. Національні аспекти політичних репресій 1937 р. в Україні //Український історичний журнал. - 2001. - №2. - С.74-89.
Плесская-Зебольд Э. Из истории образования немецких колоний в Причерноморье и Одессе (ХІ-ХХ вв) // Наша школа. - 1994. - № 2. - С.35-39.
Фурсенко Л. Багатогранний характер часу. Історико-демографічний огляд складу та розвитку шкіл на Одещині// Наша школа.-1994. - №2. - С.6-9.
Страницы: 1, 2, 3