Различают входящую, вводимую, выбывающую и среднегодовую производственную мощность.
Входящая мощность - такая производственная мощность предприятия, которая имеется на предприятии на начало календарного периода и определяется по каждому виду основного оборудования или подразделения предприятия исходя из следующих данных: эффективного времени работы оборудования (Тэф), количества однотипного оборудования (К), часовой производительности оборудования (ЧВ); когда рассчитывается в денежном выражении: средней цены единицы продукции (Ц), структуры выпускаемой продукции (Уд ).
В натуральном выражении:
М вх. = Т эф * К * ЧВ, (9)
М вх. = Д * К см * П см * К * ЧВ, (10)
В денежном выражении:
М вх. = Т эф * К * ЧВ * Уд * Ц, (11)
Вводимая и выбывающая мощности рассчитываются аналогично.
Среднегодовая мощность - мощность предприятия с учетом вводимых и выбывающих мощностей в течение календарного года.
М ср.г. = М вх. + - , (12)
где Мвв, Мвыб - вводимая и выбывающая мощности;
h1, h2 - число месяцев, которые остались до конца года после ввода и
выбытия производственных мощностей.
Существуют следующие показатели отражающие эффективность использования производственной мощности:
Коэффициент экстенсивности (К эк), который показывает использование производственной мощности во времени
К эк = , (13)
Коэффициент интенсивности (Кин), показывает использование производственной мощности по производительности оборудований
К ин = , (14)
Интегральный коэффициент (Кинт), который показывает использование оборудования как во времени так и по производительности
К инт = К эк * К ин, (15)
Для того чтобы оценить степень использования входящей, вводимой, выбывающей и среднегодовой мощности используется показатель коэффициент эффективности: это соотношение фактической мощности к плановой:
К эф. = , (16)
Таким образом, производственная мощность является основой для определения плана производства и реализации продукции. Кроме того, величина действующих производственных мощностей принимается за исходный момент при расчете необходимого дополнительного ввода новых производственных мощностей и требуемых для этого капитальных вложений. Различают входящую, вводимую, выбывающую и среднегодовую производственную мощность.[3, с. 267]
1.2 Цели, задачи, информационное обеспечение и методики оценки
выпуска и реализации продукции
Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.
В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно:
- недостатки в организации производства и труда;
- нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;
- брак продукции.
Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
К основным задачам анализа производства и реализации продукции относятся:
-оценка степени выполнения плана, дина-мики, ассортимента, номенклатуры и ритмичности производства и реализации продукции;
-определение влияния факторов на изме-нение величины этих показателей;
-выявление внутрихозяйственных резер-вов увеличения выпуска и реализации про-дукции;
-разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Объекты анализа выпуска и реализации продукции отображены на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Объекты анализа выпуска и реализации продукции
Источниками информации для анализа производства и реали-зации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф.№ 1-п (годовая) "Отчет по продук-ции", ф.№ 1-п (квартальная) "Квартальная отчетность промыш-ленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф.№ 1-п (месячная) "Срочная отчет-ность промышленного предприятия (объединения) по продук-ции", ф.№ 2 "Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация" и др.[27, с.440 ]
Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно - натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке); может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.[37]
Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно - натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например на консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.
Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции - в тех случаях, когда в условиях много продуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно - натуральных измерителях.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Динамика производства и реализации продукции
Год
Объем
производства
продукции в
текущих
ценах, тыс.руб.
Индекс
цен
ценах
базисного
года, тыс.руб.
Темпы роста
реалии
зации,
тыс.руб.
базис
ные
цеп
2ххх
хххх
1,0
х
1,2
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий - смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.
В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая - то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.
Внутренние причины: неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.
Внешние причины: неплатежеспособность покупателей; повышение процентных ставок по вкладам; демографические, социально - экономические, политические и другие причины.
Страницы: 1, 2, 3, 4