Характерно, что несколькими договорами с Англией и Америкой правительство сделало собственность иностранных владельцев в нашей стране священной и неприкосновенной, создав для них такую гарантию, что нельзя тронуть даже их доходы, и они могут изыматься из страны таким путем, как этого захотят владельцы. И в это время, когда правительство отказывается гарантировать граждан от произвола полицейских и грабежа со стороны ростовщиков и спекулянтов.
Таким образом, в то время как конституция гарантирует господство помещиков, князей и империалистов над нашей экономикой, землей и капиталом, она не содержит никаких гарантий жизни и свободы нашего народа, ограничиваясь обманчивыми благими пожеланиями. Конституция не является и не может быть названа действительно демократической конституцией, она является конституцией государства помещиков и капиталистов, привязанного к иностранным империалистическим интересам - главным образом английским».
В Пакистане до сих пор не существует даже проекта конституции. Он управляется согласно акту 1935 г. Вся государственная машина Пакистана построена также, как она была выстроена при открытом господстве Англии. Все разговоры об «исламском социализме», о «шариатском государстве» предназначены лишь для прикрытия фактического сохранения старых колониальных порядков.
Появление на карте мира независимой Индии в результате массовой национально-освободительной борьбы индийского народа поставило в совершенно новые условия Индийский национальный конгресс, возглавлявший эту борьбу.
После окончания второй мировой войны, обозначившего торжество прогресса над темными силами фашизма, накал национально-освободительной борьбы в Индии достиг таких размеров, что английская буржуазия не могла больше откладывать решение вопроса о предоставлении Индии независимости. Переговоры представителей британского правительства с руководителями двух крупнейших политических партий Индии - Национального конгресса и Мусульманской лиги - окончились достижением соглашения о предоставлении Индии независимости.
Съезд Конгресса в Мируте (ноябрь 1946 г.) рассматривал вопросы перехода власти от английского правительства в руки представителей индийского народа. Переговоры должны были окончательно решить вопрос о создании центрального правительства и созыве Законодательного собрания в свободной и независимой Индии.
На съезде кроме общих проблем о переходе власти много внимания заняли вопросы, связанные с претензиями Мусульманской лиги на формирование в отдельных провинциях с большинством мусульманского населения местных правительств под эгидой Лиги. В тогдашних условиях естественным представителем индийского народа выступал ИНК - крупнейшая политическая организация индийцев, боровшихся за освобождение своей страны от иностранных поработителей. Мусульманская лига, игравшая также весьма важную роль в политической жизни Индии, до тех пор пока окончательно не был решен вопрос о разделении Индии и образовании Пакистана, претендовала на участие в руководящих органах индийского государства.
На этом же съезде Конгресса вплотную встал вопрос о судьбе княжеств, которые находились в особых договорных отношениях с Британской короной и на население которых формально власть английского генерал-губернатора и его администрации не распространялась, территория этих княжеств превышала треть всей территории Индии. В национально-освободительном движении народы княжеств принимали участие, особенно в конце 30-х и в 40-е годы. Там создавались свои националистические организации, руководившие движением, близкие Конгрессу, но не всегда составлявшие его интегральную часть. Съезд ИНК в Мируте принял специальную резолюцию о княжествах, требующую осторожного и внимательного подхода к решению проблемы.
Переговоры с английскими властями закончились в 1947 г. принятием английским парламентом акта, о передаче власти индийскому народу, который предусматривал также раздел Индии и образование Пакистана.
15 июня 1947 г. Всеиндийский комитет конгресса одобрил это решение, хотя обсуждение резолюции вызвало острые разногласия. Почти все члены Комитета, представители провинций будущего Пакистана, протестовали против одобрения раздела Индии. Один из крупнейших конгрессистов, Пуршотамдас Тандон, поддерживал их. Против раздела выступал и Ганди, хотя в конце концов он вынужден был согласиться с ним.
Дж. Неру и Сардар Валабхай Патель терпеливо объясняли, почему они были вынуждены принять проект раздела Индии.
Временное правительство, сформированное еще в 1946 г. при участии вице-короля Индии лорда Уейвела, к августу 1947 г., когда была провозглашена независимость, состояло в основном из конгрессистов, но пост министра финансов там занимал секретарь Мусульманской лиги Лиакат Али Хан, который скоро перешел в состав пакистанского правительства. От Федерации неприкасаемых в правительство вошел Амбедкар. В правительстве был также представитель от неконгрессистских организаций Юга Индии. Состав правительства в определенной мере отражал напряженную борьбу между различными руководящими группами в национальном движении и вместе с тем обозначал начало нового периода в развитии Индийского национального конгресса. Из ведущей партии национально-освободительного движения он превратился в правящую партию. Менялись задачи, цели и вся практика деятельности.
«В первые годы после достижения Индией независимости кабинет министров все еще представлял до некоторой степени объединенный фронт различных партий, хотя ведущее место занимали конгрессисты. Первым премьером правительства стал Дж. Неру, его заместителем и министром внутренних дел Сардар Валабхай Патель.
В тот период это были почти равные фигуры по политическому значению. Сардар Патель, который был старше Неру на 14 лет, располагал большим влиянием среди конгрессистов и в индийских деловых кругах. Неру пользовался широкой популярностью и имел поддержку Ганди. Последнее решило дело в пользу Неру, и он стал премьером.
Эти две крупные фигуры Конгресса в значительной степени определяли не только политику правительства независимой Индии, но и деятельность ИНК. Разные по своему социальному происхождению, политическим взглядам, характерам,отношению к людям, они бок о бок работали над созданием фундамента независимой Индии, хотя каждый по-своему представлял себе здание, которое будет воздвигнуто на этом фундаменте.
В национально-освободительное движение С. Патель вступал очень осторожно, имея за спиной значительный жизненный опыт. В 1917 г. он встретился с Ганди, которого избрали председателем организации «Гуджарата сабха», а Патель был ее секретарем. В последующие годы деятельность С. Пателя связана главным образом с национально-освободительной борьбой в Гуджарате, хотя он вырос в крупного общеиндийского деятеля. В 1931 г. он был избран председателем съезда ИНК в Карачи. Когда Конгресс одобрил резолюцию об экономической программе, предусматривавшую серьезные социальные изменения и радикальные преобразования в будущей Индии, С. Патель организовал группу конгрессистов, отвергавших теоретические установки так называемых младоконгрессистов. Обособление правых послужило определенным толчком для образования внутри Конгресса в 1934 г. Конгресс социалистической партии.
Несколько позднее о социализме С. Патель говорил следующее: «Социалисты сами не могут прийти к соглашению относительно значения слова «социализм»... Как среди брахманов существуют 84 подкасты, так, возможно, существуют 85 различных категорий социализма. Трудно выразить сколько-нибудь определенное мнение об этом термине. Я предпочитаю не входить с ним в столкновение. Я готов сотрудничать с социалистом, капиталистом или любым лицом, верующим в любой «изм», при условии, что ни один из них не будет пытаться меня одурачить».
По своим идейным взглядам Патель был близок к прагматистам, и не случайно величественный памятник ему возвышается в деловом центре Дели. В противоположность Неру он всегда считал частную собственность незыблемой категорией бытия. Его энергичная деятельность в первом национальном правительстве Индии была направлена на развитие капиталистической Индии, на расчистку этого пути от феодальных препон.
На ИНК и правительство в первый период после завоевания независимости обрушилось огромное число трудно разрешимых проблем. Кроме общеполитических и экономических проблем в связи с разделом Индии возникли административные трудности. Вся администрация, полиция, армия функционировали по различным коммуналистским каналам. Создался полный хаос. Страна, по существу, какой-то период была неуправляема.
В этих условиях твердая рука Сардара Пателя в качестве министра внутренних дел устраивала даже тех, кто не принимал его политических убеждений. Патель возглавил деятельность правительства по созданию единой Индии из кусков бывшей Британской Индии и княжеств, имевших особый статус, считавшихся юридически независимыми. Ликвидация княжеств и реорганизация штатов были не просто административной реформой, но крупной антифеодальной акцией индийского правительства.
Сардар Патель умер в декабре 1950 г., не проведя значительную часть реформ. Дж. Неру назвал его «строителем новой Индии».
Со смертью С. Пателя окончился своеобразный дуумвират в индийском кабинете министров. Ликвидирован был пост заместителя премьер-министра, и Неру постепенно становился крупнейшим и, по существу, единоличным лидером правительства и Национального конгресса.
Теоретические планы создания новой Индии оказались чрезвычайно сложными для выполнения их на практике. Чем ближе становилась цель, тем больше возникало трудностей и непредвиденных осложнений, цель отодвигалась, делалась расплывчатой и неясной.
В программном пункте переработанного устава Национального конгресса говорилось: «Целью Индийского национального конгресса является благополучие и прогресс народа Индии и установление в стране мирными и законными средствами кооперативного содружества, основанного на равенстве возможностей, политических, экономических и социальных прав и стремящегося к всеобщему миру и сотрудничеству». И для осуществления этих целей необходимо было разработать главные направления во внутренней и внешней политике. Основы этой политики были заложены в решениях Конгресса, принятых еще в колониальный период. Но они не учитывали многих обстоятельств, естественно возникших после прихода Конгресса к власти.
Политика государства по важнейшим вопросам вырабатывалась в Конгрессе и правительстве. Всеиндийский комитет конгресса в тот период определял характер решений Конгресса, хотя уже тогда обнаруживались противоречия между партийными органами Конгресса и его парламентским крылом. Особенно резко они проявлялись на местах, где провинциальные правительства мало считались с решениями провинциальных, да и центральных партийных органов, например в Бенгалии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13