Рефераты. Образование Индийского Национального Конгресса и его деятельность

p align="left">Вместе с тем образование коммунистических партий Индии явилось результатом глубоких измен международных условий. Важнейшим из этих изменений стала победа Великой Октябрьской социалистической революции в России - самое значительное событие XX в., великий рубеж в истории человечества. С победой Великого Октября революционное рабочее движение и национально-освободительная борьба угнетенных народов получила могучий оплот о лице первого в мире государства победившего пролетариата. Страна Советов стала центром притяжения освободительных движений - как тех, которые развертывались на капиталистическом Западе, так и тех, поднимались в колониальных и полуколониальных странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Великий Октябрь вызвал невиданный прежде подъем национально-освободительной борьбы угнетенных народов. Сразу после победы Октября колониальный и полуколониальный мир был охвачен огнем восстаний, антиимпериалистических войн, национально-освободительной борьбы. Индия, Китай, Индонезия, Иран, Афганистан, Турция, арабские страны вступили в новый этап антиимпериалистической борьбы. Широчайшие слои населения на Востоке увидели в великой революции, свершившейся в России, пример, которому нужно было следовать. Эта революция освободила народы России от эксплуатации и угнетения, впервые в мире предоставила угнетенным народам право на самоопределение, покончила с пережитками феодализма и средневековья, открыла путь к строительству нового общества. Октябрь явился поистине великим образцом для народов Востока, борющихся за свое освобождение.

Автор предлагаемой книги учел сложность процесса образования коммунистического движения в Индии и принял во внимание обе стороны этого исторического процесса.

Автору предлагаемой книги удалось воссоздать широкую и многообразную картину становления коммунистического движения в Индии, подготовки кадров будущей компартии, борьбы молодых индийских коммунистов за консолидацию своего движения на общенациональной основе, что и завершилось в декабре 1925 г. образованием Коммунистической партии Индии. Это был сложный процесс, в ходе которого его участники избавлялись от мелкобуржуазных националистических иллюзий. Разумеется, такой процесс должен был занять значительное время. Далеко не всем индийским коммунистам, принявшим участие в формировании Коммунистической партии Индии, удалось полностью избавиться от немарксистских наслоений и стать закаленными марксистами-ленинцами.

Поучительна судьба М.Н. Роя - одного из виднейших индийских коммунистов того времени, принимавшего непосредственное участие в работе руководящих органов Коммунистического Интернационала. Следует признать, что М.Н. Рой, несмотря на многочисленные левосектантские ошибки, сыграл на этом этапе истории индийского коммунистического движения определенную позитивную роль. В ту пору, когда молодые коммунисты Индии еще не выделялись из общего потока освободительного движения, он своей критикой национальной буржуазии, ее половинчатости и склонности к соглашательству объективно содействовал проведению четкой идейно-политической разграничительной черты между коммунистами и буржуазной демократией. В этом, несомненно, состоит заслуга М.Н.Роя. Однако он так и не смог избавиться от целой цепи ошибок левосектантского характера. Отражая устремления непролетарских слоев, считавших возможным одновременно покончить с национальным и социальным угнетением в Индии, он резко отрицательно относился к политике единого фронта, к стратегии союзов марксистско-ленинской партии и обнаружил также весьма серьезный националистический комплекс. В результате в конце 20-х годов он отошел от коммунистического движения и в дальнейшем принимал участие в общественной жизни Индии уже в качестве реформиста утопического толка. Политическая судьба М.Н. Роя во многом была предопределена его левосектантскими заблуждениями.

Предлагаемая книга - подробное историческое исследование. В рамках этого исследования автор вводит в научный оборот много документов. Часть материала впервые предоставлена Центральным партийным архивом ИМЛ при ЦК КПСС. Перед читателями этой книги возникает широкая картина борьбы первых индийских коммунистов за создание передового отряда индийских трудящихся - Коммунистической партии Индии. Шаг за шагом прослеживает автор историю этой трудной борьбы и тем самым показывает одну из славных страниц истории индийского рабочего класса, освободительной борьбы народа этой великой страны.

Глава 1. Освободительная борьба народов Индии и образование ИНК

1.1 Усиление колониальной эксплуатации и рост антиколониальной борьбы

Используя Индию в качестве рынка сбыта для своих промышленных изделий, выгодной сферы приложения капиталов, источника сырья, англичане наживали огромные прибыли. Однако основную массу доходов они получали от эксплуатации сельского населения страны. Индия является сельскохозяйственной страной. Поэтому проблемы национально-освободительной борьбы в Индии второй половины XIX в. невозможно осветить, не рассмотрев аграрного вопроса. «Именно в области аграрных отношений - пишет индийский экономист Пальм Датт, - обнаруживаются основы того социального строя, поддерживаемого империализмом, при котором задыхается народ».

Захватив огромные районы Индии, английские колонизаторы превратились фактически в верховных собственников земли, наживая огромные богатства на эксплуатации индийских крестьян.

К середине XIX в. английское господство окончательно разрушило старую экономическую основу индийского общества - сельскую общину. Производство сельскохозяйственного сырья на экспорт подорвало натуральную замкнутость индийской сельскохозяйственной общины и ускорило создание внутреннего капиталистического рынка.

Колониальные власти не только не заботились о дальнейшем развитии земледелия, но довели его до полного упадка.

Разрушение оросительной системы, перевод экономики на рельсы товарного хозяйства, рост эксплуатации во второй половине XIX в. - все это привело к разорению и обезземеливанию индийского крестьянства. С целью укрепления феодально-помещичьего землевладения и усиления эксплуатации населения английскими колониальными властями к 50-м годам XIX в. были проведены некоторые реформы, в результате которых в Индии окончательно сложились основные формы земельно-налоговой системы: заминдари, райятвари и махалвари, «служившие одной цели - консервации английскими колонизаторами феодальной эксплуатации индийского крестьянства».

Формы землевладения и землепользования, существовавшие еще в эпоху феодализма, англичане приспособили к потребностям колониальных методов эксплуатации.

Одной из основных и сложных форм земельно-налоговой системы, существовавшей в Бенгалии, Бихаре и Соединенных провинциях, была система «постоянного заминдари», введенная еще в 1793г. По этой системе земля переходила в руки заминдаров и они должны были вносить в казну 9/10 собранного ими в 1790 г. земельного налога, причем эта сумма фиксировалась неизменной «на вечные времена».

Однако по-прежнему верховным собственником земли оставалось колониальное государство. Частновладельческие права крестьян теряли свою силу. В лице новых заминдаров колониальные власти надеялись создать себе опору в порабощенной стране.

Заминдары имели право передавать землю по наследству и уступать ее другим лицам. Но в случае неуплаты налога в срок, их земли продавались. Общая сумма поземельного налога в 1871-1872 гг. в Бенгалии была определена в, 35 208 866 рупий, причем около 53% всего ежегодного дохода с земли англичане получали именно благодаря системе заминдари.

Колониальные власти, раз и навсегда установив определенные требования к помещикам-заминдарам, ничем не ограничивали их права по отношению к арендаторам. Индийские крестьяне-арендаторы были совершенно беззащитны перед произволом и вымогательством помещиков-заминдаров.

Опорой колониального правительства все более становились помещики нового типа - выходцы из среды ростовщиков, чиновников, купцов. По закону 1859 г. «О постоянной аренде», действие которого затем распространилось на все районы заминдарской системы, помещик уже не мог произвольно повысить ренту своим арендаторам и сгонять их с земли. Арендаторы же, сумевшие доказать, что в течение двадцати лет уплачивали ренту по неизменным ставкам, получали право на постоянную ренту. Но их число было незначительным. Земледельцы, арендовавшие участки непрерывно в течение двенадцати лет, получали право наследственной аренды.

С течением времени постоянные арендаторы получали право закладывать и продавать земли. Этим и воспользовались так называемые помещики нового типа, скупавшие земли «постоянных» арендаторов буквально за бесценок. По своему усмотрению они могли повышать ренту и в любое время прогнать субарендаторов. Закон 1859 г. давал помещикам фактически неограниченные возможности для усиления феодальной эксплуатации крестьянства и не облегчил положения индийских крестьян-арендаторов.

Характерной чертой сельскохозяйственных районов Индии с системой заминдари, особенно в Бенгалии, является наличие многочисленной прослойки различных феодальных субвладельцев - посредников. В отчете Б. Чаттерджи, сборщика налогов в Муршидабадском округе, за 1873 г. отмечалось: «Патни имеет много зависимых держании: дар-патнис, се-патнис, дарадар-патнис и т. д. Самые большие поместья сдаются в аренду одному или более патнидарам; под каждым патни-даром цветут дар-патнидары, под которыми в свою очередь находятся се-патнидары, а иногда есть и четвертый класс - дарадар-патнидары. Но это еще не конец...». Эти посредники не обладали правами земельных собственников, а являлись лишь получателями земельной ренты.

Распространенной формой индийского землепользования была система райятвари (от инд. «райят» - крестьянин-арендатор). Эта система охватывала часть Мадрасского и Бомбейского президентств, Центральные провинции и Ассам.

По системе райятвари государство являлось верховным собственником земли. Крестьянам, т. е. райятам, оставлялись участки, которые они обрабатывали ранее на условиях бессрочной аренды без права продажи. Таким образом, райят был одновременно частным собственником на землю и наследственным арендатором.

Как свидетельствует «Империал газетир оф Индия», 47% ежегодного земельного дохода английским колонизаторам давали районы системы райятвари.

По налоговой системе райятвари крестьяне должны были платить ренту-налог непосредственно государству.

К 70-м годам XIX в. в районах системы райятвари было введено законодательство, которое окончательно юридически закрепило частновладельческие права крестьян-райятов. Отныне они могли закладывать, дарить и даже продавать землю, но в то же время не являлись ее полными собственниками.

Жесточайшая колониальная эксплуатация привела к тому, что к 70-м годам XIX в. земли разорившихся райятов-крестьян все более концентрировались в руках помещиков и ростовщиков. Этот процесс особенно усилился с наступлением эпохи империализма. К. Маркс писал об этом: «Как в Бенгалии при «заминдарской системе», так и в Мадрасе и Бомбее при системе «райятвари» крестьяне... подвергались ужасающей пауперизации».

В донесении Штокингера, австро-венгерского консула в Бомбее, от 1883 г. говорилось, что «постоянно увеличивается число лиц, не имеющих поземельной собственности, обработанной земли не хватает всем и около 1/8 населения уже обратилось в поденщиков, которые трудами рук снискивают себе скудное пропитание».

Земельно-налоговая система «махалвари» (маузавар) - была широко распространена в Пенджабе, Агре (часть современного Уттар-Прадеш) и в некоторых других районах страны. Здесь, как и в районах райятвари, право верховной собственности на землю было признано за полноправными общинниками и представителями общинной верхушки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.