Рефераты. Общественно-политические взгляды Л.А. Тихомирова (конец 1880-х – 1910-е годы)

p align="left">Л.А. Тихомиров и К.Н. Леонтьев

Эти два видных представителя русского традиционализма удивительно быстро нашли общие точки соприкосновения, но к сожалению общение их было недолгим. Леонтьев и Тихомиров вели оживлённую переписку, делясь подробностями личной жизни и планами творческими. Константин Николаевич стал для Тихомирова человеком, определившим его духовное развитие. Советы такого знатока православия, как Леонтьева помогли вернуться покаявшемуся нигилисту в лоно Церкви. Константин Николаевич видел в Тихомирове соратника и последователя, возлагал большие надежды на его публицистическую деятельность. Они также сошлись во мнениях в отношении практической работы, главным образом - антиреволюционной. И всерьёз обсуждали создание тайного общества для эффективной борьбы с революционным движением. Дальнейшему сближению двух видных традиционалистов помешала кончина Константина Николаевича, после которой Тихомиров написал ряд работ, в которых разъяснял леонтьевские идеи и защищал их от нападок либеральной публицистики. В своей статье «Русские идеалы и К.Н. Леонтьев» Лев Александрович раскрывает творческий характер автора «Византизма и славянства», утверждая, что Леонтьев звал к «прогрессу того типа, который мы получили от рождения, то есть, никакого ретроградства в данной теории нет. Леонтьев оказал на Тихомирова не только нравственное воздействие, но и влияние как на мыслителя. Например, Лев Александрович также был равнодушен к славянскому вопросу и развивал идею корпоративного устройства общества, как и Леонтьев. Но всё же идейные расхождения имели место быть - Леонтьев отвергал любые формы народного представительства, а Тихомиров, напротив, - составил целую систему монархического народного представительства. Тихомиров относился к социализму как к «рабскому антихристианскому строю» Цитирую по Иванова Евгения «Русские идеалы и К.П. Леонтьев»\\ «Литературная учёба» 1992 г. № 1-2-3, а Леонтьев в социализме видел позитивную реакцию на ненавистный ему либерализм. Отношения Тихомирова с русскими почвенниками.

Пропаганда идей славянофилов и почвенников занимала определённое место в публицистике Тихомирова. Лев Александрович предавал им консервативную направленность и мало связывал со старым славянофильством 40-60х гг. XIX века. Но славянский вопрос занимал в его публицистике не такое место, чтобы можно было отнести его к данному течению. Среди идеологов данного течения самые близкие отношения у Тихомирова сложились с О.А. Новиковой и её братом А.А. Киреевым. Идейного единства между традиционалистами не было, что не мешало их сотрудничеству в личной жизни. Тихомиров считал, что славянофилы касаются далеко не всех важных вопросов. Он не поддерживал критической киреевской оценки идей Леонтьева и идею о сближении православных и старокатоликов. А Киреев не воспринимал корпоративные проекты Тихомирова.

Идеологи панславизма вели с Тихомировым резкую полемику. С.Ф. Шарапов называл Льва Александровича «революционером, втёршимся в ряды консерваторов, чтобы подрывать государственную власть»!1. Во многом идейно расходясь с панславистами, Тихомиров отрицал за ними право называться единственными последователями наследия Хомяковых и Аксаковых. А в своей публицистике он развивал и конкретизировал социальное учение классиков славянофильства: идею о необходимости сочетания самодержавия с местным самоуправлением он дополнил предложением построения общества как союза профессиональных корпораций.

В 1892-1894гг. между бывшими товарищами - Тихомировым и В.Соловьёвым разгорелась полемика по поводу статьи Тихомирова «Духовенство и общество в современном религиозном движении», где он обвинял Соловьева и Толстого в попытках «рассудком искать религиозную веру» и призывал к бесхитростному подчинению авторитету церкви. Охранители были недовольны тем, что их поучает бывший революционер.

«Высокое доверие» было скорее исключением. В своем письме известной в правых кругах писательнице О.А. Новиковой Тихомиров с горечью писал, что недоверие к нему монархистов очень скверный признак: «Как! Неужели люди русской истории, русского Царя не могут себе представить, что их дело, их идеи могут кого-нибудь искренно привлечь?» Л.А. Тихомиров « Тени прошлого» М.,2000 г. Стр. 243 В другом письме тому же адресату он уже жалуется на то, что в России невозможно найти убежденного монархиста.

Таким образом, можно говорить о том, что по возвращении на Родину Тихомирову было необходимо укреплять свой статус в качестве консервативного публициста, заводя полезные для его творчества знакомства. Не многие посчитали нужным поверить в его искренность, что неудивительно в данной ситуации. Однако, как представитель интеллигенции, Тихомиров грамотно и душой предстал как уже «переродившаяся» личность.

1890-е годы были самыми плодотворными в деятельности Тихомирова. Время крупных замыслов и надежд, хотя и время начала разочарований. Однако тогда же начинается период подъема либерального движения, которое Тихомиров считал началом и идейным вдохновителем революции Выходят в свет его брошюры «Борьба века», «Демократия либеральная и социальная», где исследуется основной, единый смысл всего общественного движения: Европа теряет Христа, и все богатство своих представлений о религиозном идеале жизни переносит на общество, которое не может ему соответствовать принципиальнее. От этого начинается ломка, общества. Причем в пику К. Марксу, Тихомиров утверждает, что не общественная жизнь развивается и поднимается на новую ступень, а наоборот, центр жизни с высшего уровня переносится в плоскость общественную, и этим объясняется всплеск социальной активности и общественных потрясений. Красной нитью проходит борьба с либеральными течениями русской общественной мысли. В частности, полемика с В. Соловьевым, Л. Толстым. Нельзя отрывать религиозные идеи от их контекста и переносить их в политику. С июля 1890 года Л. А. Тихомиров живет в Москве. Он - штатный сотрудник «Московских ведомостей». Публицистические выступления Л. А. Тихомирова этого времени носят характер критический: критикуются революция и демократический принцип власти. Тогда же он пишет своеобразную трилогию - «Начала и концы. Либералы и террористы», «Социальные миражи современности» и «Борьба века». Первой же работой, действительно давшей ему славу и известность в русском обществе, была статья «Носитель идеала», посвященная личности и деятельности Императора Александра III (написана сразу после смерти Государя, в 1894 году). Поэт Аполлон Майков говорил, что «никогда, никто не выражал так точно, ясно и истинно идею русского царя», как автор статьи «Носитель идеала».В 1895 году Л. А. Тихомирова избирают в члены Общества любителей духовного просвещения, а в следующем -действительным членом Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III.

Итак, Лев Александрович Тихомиров в начале 1890-х годов делал первые шаги в качестве консервативного публициста. Его действия ещё ограничивались правительством, а деятельность интересами редакторов. В этот период шло лишь заложение тех основ, на которых были созданы такие значительные работы как «Монархическая государственность» и «Религиозно-философские основы истории».

2. Первый этап консервативного творчества Л.А. Тихомирова

Рабочий вопрос в доктрине Л.А. Тихомирова

Рабочий вопрос занимал заметное место в публицистике Л.А. Тихомирова. Занимаясь разработкой данной проблемы, он неизбежно сравнивал в соответствующем ракурсе Россию и Европейские государства. Тихомиров констатировал, что западники так верят в своих учителей, что «презирают духовное содержание русского народа и ненавидят его» Л.А. Тихомиров «Христианство и политика» М., 1999г. стр.174. А между тем, подчёркивал Тихомиров, к концу XIX века «европейский идеал истощился, а русский становится всё актуальнее» Там же стр.174. Тихомиров считал, что социальная политика европейских правительств всегда была направлена на погружение рабочих в бесправие, чем и толкали их в революцию. А теперь они столкнулись с тем, что рабочие, защищая свои права, организовывают профессиональные союзы. Тихомиров говорил в своих работах о том, что нынешние европейские рабочие стали так же эгоистичны как буржуа. Раньше они мечтали о социалистическом перевороте, представляли идею будущего, чем заслуживали уважение. Теперь же - заботятся о благе сегодняшнем.

Рабочий вопрос в рамках концепции Льва Александровича Тихомирова, по сравнению с другими консерваторами начала XX века получил полную разработку. Его идейно-теоретическое наследие стало основой для правительства П.А. Столыпина по рабочему вопросу. На одну из брошюр Тихомирова он обращает внимание и приглашает его для работы в С-Петербург. Тихомиров занимается рабочим вопросом, возможностью создания обществ, близких к профессиональным, для выражения действительных интересов рабочих. Основная идея та, что рабочий и пролетарий -- понятия глубоко различные, и цель любого рабочего -- выбиться из состояния пролетария, стать полноценным гражданином, обрести Родину. Однако было очень много трений с администрацией и расхождений с зубатовским движением. Осенью 1908 года он записывает в дневнике: «За год не провел ни одной своей идеи, а уж сколько бумаг исписал» Цитирую по В.Н.Костылев «Выбор Льва Тихомирова»\\ «Вопросы истории» 1992г. №6-7.

Программа Тихомирова сводилась к нескольким положениям. Во-первых, Л.А. Тихомирова выступал за проведение активной социальной политики, что было новым веянием, среди уже существовавших концепций по рабочему вопросу. Одним из ее элементов стала тихомировская идея «полицейского социализма», воплотил которую глава Московского охранного отделения С.В. Зубатов. Во-вторых, предложенный Тихомировым вариант решения рабочего вопроса предполагал выполнение государством роли арбитра в диалоге между рабочими и предпринимателями. Опираясь на опыт других стран (прежде всего, Англии и Германии), Л.А. Тихомиров предложил учредить систему «согласительных камер», в которых представители рабочих и капиталистов при посредничестве и арбитраже государственных чиновников находили бы компромиссные методы разрешения социальных споров. Тихомиров считал, что, эта мера не только позволила бы перехватить инициативу у революционных агитаторов, но и на деле доказала бы пролетариату, что правительство отнюдь не рассматривает интересы предпринимателей как интересы всего государства. В-третьих, логическим завершением предлагаемого варианта социальной политики должно было стать монархическое народное представительство, которое Лев Александрович Тихомиров видел организованным по корпоративному принципу.

Предложенная Л.А. Тихомировым система мер была осуществлена на практике лишь частично. Даже эксперимент по созданию «зубатовских» организаций был свернут из-за трагических событий «кровавого воскресенья» 1905 г. Нужно отметить, что сам Тихомиров никогда не отрицал возможности неудач при воплощении в жизнь его программы, так как считал, что от них не застраховано не одно политическое начинание. Поэтому свертывание этой программы он воспринял как трагическую ошибку, допущенную правительством. Результатом чего стала радикализация рабочего движения, - уже под революционными, а не царистскими лозунгами.

Итак, можно сказать, что рабочий вопрос был для Тихомирова достаточно важной темой. Об этом говорят его работы в газетах «Русское обозрение» и «Московские ведомости», а так же труд «Церковный собор, единоличная власть и рабочий вопрос». Можно заметить, что рабочий вопрос Тихомиров ставит на одну параллель с такими важными для него и актуальными в то время проблемами как - проблема государственного устройства и религиозно-духовного воспитания. Необходимо так же заметить, что в реализации программы по рабочему вопросу Лев Александрович добился наибольших успехов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.