Повторимся еще раз, данная ситуация является для государственной теории вечной, и Тихомиров лишь последовательно реставрирует традиционный взгляд на природу власти. Здесь стоит вспомнить об известном со времен «Государства» Платона Фрасимаховом принципе, или «железном законе олигархии». Власть это всегда: те, которые приказывают, и те, которые подчиняются. И можно сформулировать основное противоречие демократии: те, которые подчиняются - это народ, то есть формально - верховная власть.
Однако по той же причине, что государство - это дело общее, оно должно следовать общему благу. В этом правда демократии. Поэтому одной из главных задач политики является организация связи Главы государства и его народа. Тихомиров настаивал на том, что к этой священной связи надо стремиться, а не считать ее присущей изначально, как это подразумевается в мысли демократической. В качестве идеала этой связи он видел брак Царя и Народа, что имеет свое историческое воплощение в православном венчании Царя на Царство.
Вслед за К.П.Победоносцевым, который писал о том, что в психологии всякого человека имеется искание над собой власти, и вслед за П.Е.Астафьевым, Тихомиров делал вывод о психологическом условии, психологическом основании существования феномена власти. Не извращая нравственные понятия, Лев Александрович заключал: «Это очень глубоко подмеченная черта нашей психологии, черта, которую можно назвать женственною, но которая обща всему роду человеческому». Стоит ли добавлять, что своем высшем напряжении искание Верховной власти является исканием Воли Божьей.
В монархии имеет место углубление онтологических требований, предъявляемых к власти. «Общее дело» должно воспроизводиться от поколения к поколению, постоянно «узнавая себя», вбирая в себя то, чем оно было прежде, самоидентифицируясь. И монархия, особенно династическая, наиболее полно отвечает этой, уже экзистенциальной человеческой потребности сохранения себя во времени. Монархия - это зеркало, в котором нация видит свое единство. Это историческая память народа. Связь времен. Противопоставленная обществу, монархия вдруг оказывается глобально интегрирующей, одушевляющей его.
Теория верховной власти Тихомирова лишена и эклектизма, и простоты. Ибо и цезаризму и абсолютизму он отказывает в обладании властью верховной. Особенного же накала, вершины «льда и пламени» его теоретическая мысль достигает, когда начинается идейная полемика с абсолютизмом, то есть с «Левиафаном» Т.Гоббса.
Итак, Лев Александрович Тихомиров в начале XX века выступил как сформировавшийся теоретик консерватизма, о чём говорит его способность к написанию такого монументального труда, как «Монархическая государственность». Он, несомненно, считал монархию единственно правильной формой государственного устройства, что и обосновал в своём труде. Работа его уникальна по тщательности проработки и историчности примеров. Политическая тематика на теоретическом уровне, бесспорно, являлась сильной стороной тихомировской публицистики.
Заключение
Итак, ознакомившись с публицистической деятельностью Тихомирова, его творческим наследием с конца 1880-х по 1916 гг. можно сказать, что, Л.А. Тихомиров прошёл путь от революционера-атеиста к теоретику самодержавия, стал виднейшим представителем консервативной мысли своей эпохи.
Анализируя общественно-политические взгляды Тихомирова как консерватора можно сделать следующие выводы:
1) В конце 1880-х годов произошла координальная эволюция взглядов Л.А. Тихомирова. Его искреннее раскаяние и брошюра - отречение от революционного прошлого - «Почему я перестал быть революционером» - это рубежный этап в творчестве Тихомирова. Такой смелый шаг его современники анализировали по-разному, но именно с данного момента Лев Александрович предстал перед современниками как сторонник новой идеологии.
2) Проанализировав взаимоотношения Тихомирова с другими консерваторами, можно сказать, что, приобщившись к идеологии позже Лев Александрович на первом этапе своей деятельности не выработал ещё достаточно полные представления по конкретным проблемам, но уже начал формировать свои, отличные от остальных позиции. Потому существовало расхождение с коллегами по некоторым вопросам (С Победоносцевым - из-за его архаичности в вопросах общественного устройства, и неприятии выдвинутых Тихомировым новых социально-политических обоснований монархии). Русские почвенники критиковали Тихомирова за народовольческое прошлое и не хотели его воспринимать, как искреннего консерватора.
3) Первые публицистические работы Тихомирова были чрезмерно радикальны, что оправдывается его шатким статусом, как «незрелого» монархиста и зависимостью от властных структур. Но при этом он замечал многие «больные» места российской действительности, так как имел возможность наблюдать её как со стороны - в эмиграции, так и внутри страны - вернувшись на Родину.
4) Л. А. Тихомиров значительное внимание уделял вопросам социального характера. Он разработал собственную теорию организации общества, которую даже пытался воплотить в жизнь. Тихомиров мечтал об обществе, упорядоченном по сословному признаку в корпорации.
5) В решении рабочего вопроса Тихомиров наделял государство ролью третейского судьи, который бы регулировал взаимоотношения между предпринимателями и рабочими. По мнению Л. А. Тихомирова, рабочим вполне можно дать возможность совместных собраний для обсуждения насущных для них вопросов, так называемые «соглашательские камеры». Сравнивая отечественных и западных рабочих, перспективу на будущее он видел лишь у первых, считая европейский пролетариат стал слишком эгоистичен в процессе революционной борьбы за свои идеалы. Можно говорить о том, что Тихомиров придерживался мнения, что революционные идеалы чужды рабочему классу России, так как развивались они на европейской почве. Подчёркивал, что западный идеал истощился, а русский становится всё актуальнее и рабочий вопрос как раз наглядный тому пример.
6) Как для верующего человека, духовный вопрос занимал важное место в публицистике Тихомирова. Он считал, что религиозные ценности - главная составляющая духовного равновесия страны, а христианство - одна из основ успешного функционирования монархической формы правления, сплочающая весь народ.
7) В своих работах Тихомиров даёт чёткое объяснение существованию в России именно монархии, как формы государственного управления, которая являлась исторически и нравственно - психологически обоснованной. В главной на эту тематику работе - «Монархическая государственность» Лев Александрович рассуждает о том, какие существуют формы правления, даёт им характеристику и логическими доводами приводит к тому, что лучшая форма государственного управления это - монархи; которая духовно зиждется на христианстве и максимально удобна и комфортна для всех слоёв населения.
Итак, можно говорить о том, что Л.А. Тихомиров - яркий теоретик консерватизма своего времени, затронувший в своей публицистике многие актуальные аспекты общественно-политической жизни государства. Его произведения интересны и по сей день, как богатый материал для изучения теоретического наследия отечественных консерваторов начала XX века. Но при этом остаётся неутешительным фактом то, что почти ничего из социально-политических проектов Тихомирова не было реализовано на практике.
Список использованной литературы и источников
Литература
1) Алексеева Янина «Лев Тихомиров: путь в революцию… и обратно» газ. «Российская газета» 2006 № 12
2) Н.А. Бах «Записки народовольца» М., 1931г.
3) С.Н. Валк «Ренегатство Л. Тихомирова», ж. «Пролетарская революция» 1927г. №8-9
4) В.А. Гусев «Консервативные идеологии» ж. «Социс» 1994 №11
5) В.А. Гусев « Русский консерватизм: основные направления и этапы развития» Тверь, 2001г.
6) П.А. Зайончковский «Русское самодержавие в конце XIX столетия» М., 1970г.
7) Е.Иванова «К.Н. Леонтьев: судьба и идеи», ж. «Литературная учёба» 1992г. № 1-2-3
8) В.Н. Костылев «Ренегатство Л.А. Тихомирова и русское общество конца XIX века», сб. «Проблемы истории СССР» М., 1980г.
9) В.Н. Костылев «Из истории общественно-идейной борьбы в России в конце XIX- начале XX века» М., 1987г.
10) «Консерватизм как течение общественной мысли и фактор общественного развития». Материалы круглого стола ж. «Полис» 1995г. №4
11) О.С. Любатович «Далёкое и недавнее» М., 1930г
12) О.Милевский «Лев Тихомиров: две стороны одной жизни» Барнаул, 2004г.
13) Г.В. Плеханов «Избранные философские произведения» т. 1 М., 1956г.
14) Э.А. Попов «Русский консерватизм: идеология и социально-политическая практика» Р н/Д 2005г.
15) Э.А. Попов, Д.А. Хомяков «Общественная мысль в России XVII- начала XX.:Энциклопедия М.,РОССПЭН, 2005
16) В.Н. Назаров «Загадочный Лев Тихомиров», ж. «Вопросы философии» 1992г. №5
17) Б.И. Николаевский «Перевоплощение Л.А. Тихомирова» ж, «Каторга и ссылка» 1928г. №1
18) В.Н. Репников « Россия и современный мир» 1998г. №3
19) В.Н. Репников «Неизвестная мистическая повесть Л.А. Тихомирова» сб. статей по новой и новейшей истории Отечества М., 1999г.
20) А.М. Руткевич «Что такое консерватизм?» М.-СПб.,1999г
21) Круглый стол на тему «Русский консерватизм: проблемы, подходы, мнения» ж, «Отечественная история» 2003г. №3
22) И.А. Христофоров «Русский консерватизм: проблемы, подходы, мнения» ж. «Отечественная история» 2001г. №3
Источниковая база:
1) Л.А. Тихомиров «Воспоминания» М., 1927г.
2) Л.А. Тихомиров «Заговорщики и полиция» М.,1930г.
3) Л.А. Тихомиров «Критика демократии» М., 1997г.
4) Л.А. Тихомиров «Монархическая государственность» М.,1998г.
5) Л.А. Тихомиров «Религиозно-философские основы истории»М., 2001г.
6) Л.А. Тихомиров «Тени прошлого» М., 2000г.
7) Л.А. Тихомиров «Христианство и политика» М., 1999г.
8) Л.А. Тихомиров «Церковный собор, единоличная власть и рабочий вопрос» М.,2003г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8