Рефераты. Основные этапы истории России

Основные этапы истории России

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ РОССИИ»

Билет 1. (1). Возникновение и развитие древнерусского государства. Ранняя древнерусская держава (IX-XII века). Роль христианизации на Руси

1. Возникновение и развитие древнерусского государства

1.1 Происхождение славян

Вопрос о происхождении и ранней истории славянства относится к одному из самых сложных в современной исторической науке. По данным лингвистики славянские языки относятся к семейству индоевропейских языков. Как самостоятельная этноязыковая единица славяне начали формироваться примерно в середине I тысячелетия до н.э. восточнее реки Висла.

Славянские племена под именем венеды известны римскому историку I века до н.э. Тациту. Начиная с VI века н.э. письменные источники о славян встречаются главным образом у византийских авторов. В это время славяне вторглись на земли Балканского полуострова. Византийцы делят славян на склавинов (южные), антов (восточные) и венедов (западные).

1.2 Восточные славяне

Анты жили в Поднепровье. У них происходили процессы разложения первобытнообщинного строя: укреплялась власть племенных князей и родоплеменной знати, выделялась профессиональная военная дружина, кровнородственные связи внутри общины заменялись на соседские. Однако, большое значение сохраняет племенное ополчение. Все мужчины племени принимают участие в военных походах и в управлении племенем на общем собрании - вече, которое выбирало руководителя ополчения. Кроме того важнейшим элементом политической организации племени был совет старейшин. Такая форма называется военная демократия. У славян совершенствуется земледелие, выделяется кузнечное и гончарное дело. Все это создает предпосылки к образованию государства. Первая русская летопись «Повесть временных лет» сообщает о пятнадцати племенах, заселявших Восточно-Европейскую равнину. К IX веку эти племена объединились в два суперсоюза: Северный с центром в городе Новгород, и Южный с центром в городе Киев.

1.3 Соседи славян

На северо-западе, севере и северо-востоке славяне соседствовали с угро-финскими племенами. На юге низовье Волги и Днепра занимал Хазарский каганат, который защищал славян от кочевников из Сибири. На востоке расположилась Волжская Булгария. На западе были балты, германцы и западные славяне. Славяне вели активную торговлю как со своими соседями, так и с более отдаленными народами (Византия, арабы, Персия).

1.4 Нормандская теория происхождения русского государства

Теория была выдвинута в XVIII веке немецким историком Миллером. Основываясь на «Повести временных лет» Миллер утверждал, что в 862 году новгородские словени пригласили князем в Новгород нормандцев Рюрика, Синиуса и Трувора. В это время киевскими князьями стали Аскольд и Дир.

1.5 Антинормандская теория

Миллеру стал возражать Михаил Васильевич Ломоносов. Он считал, что славяне никого не приглашали и самостоятельно создали государство, а призвание варягов более поздняя вставка в летопись. Спор между норманистами и антинорманистами не окончен до настоящего времени.

Князь появился из предводителя народного ополчения. Вокруг князя на постоянной основе группировалась дружина. Князь и дружина защищали интересы всего племени, а не отдельного рода, выступали в качестве судей. На содержание князя и дружины племя выделяло часть своего продукта, то есть возникала дань. Таким образом князь и дружина уже выполняли государственные функции и тем самым ограничивали функции совета старейшин и народного вече.

2. Ранняя древнерусская держава (IX-XII века)

2.1 От Олега до Святослава

После смерти Рюрика (879 год) стал княжить Олег, опекун малолетнего Игоря. В 882 году он захватил Киев, тем самым объединив два суперсоюза в одно государство, и перенес в Киев столицу. Олег также подчинил своей власти племена древлян, родимичей и северян. Власть князя над покоренными выражалась в защите от врагов и в сборе дани в виде полюдья (когда князь лично объезжает владения и собирает дань). Норма полюдья была произвольной. Памятники отделяют дань от полюдья. Дань была платежом, который собирался с побежденных народов под угрозой еще большего разорения, то есть за границей земли победителей. Полюдье выступает в качестве дара, предоставляемого князю жителями поселения, в котором князь является управителем. Полюдье собиралось на основе соглашения между князем и жителями. На местах прежнюю власть сохраняла старая племенная знать.

После Олега в 912 году князем стал Игорь. Но в 945 году он попытался дважды взять дань с древлян, за что и был убит восставшими древлянами. За смерть своего мужа древлянам отомстила княгиня Ольга. Вместе с тем Ольга установила определенный размер дани - урок и основывает административные центры для пребывания княжеской администрации - погост (там где гость). В погосты назначались доверенные лица из княжеской дружины. Так начало формироваться боярство. При этом часть старой племенной знати перевозилась в Киев в качестве почетных заложников и постепенно входила в состав киевского боярства.

Деятельность первых русских князей была направлена на подчинение окрестных племен и обложение их данью. Само древнерусское государство держалось на авторитете и военной силе киевского князя. Четкой системы передачи власти не было. Поэтому после смерти князя между наследниками вспыхивала борьба за власть, а покоренные племена стремились освободиться от завоевателей. С целью укрепления своей власти Святослав начал по крупным городам рассылать своих детей с титулом князя и правами наместников. Сам Святослав стал именоваться Великим князем Киевским.

Важное место в экономике древней Руси занимала внешняя торговля. Олег в 907 году совершил военный поход на Константинополь и добился права беспошлинной торговли в Византии для русских купцов. Это право было закреплено письменным договором в 911 году, который стал первым русским письменным договором. Договор был подтвержден и при князе Игоре в 944 году. В 965 году Святослав разгромил Хазарию, взял под контроль низовья Дона и Волги, чем облегчил торговлю с арабами и персами. Из русских поселений в Причерноморье на территории бывшего Хазарского кагоната было образовано Тмутараканское княжество. Освободившиеся земли в низовьях Волги вскоре были заняты кочевым народом печенегами. В 968 - 971 годах Святослав боролся с Болгарией и Византией за устье Дуная, но эту борьбу проиграл и погиб в 972 году от подкупленных византийцами печенегов.

2.2 От Владимира до Ярослава Мудрого

Победив своих братьев в 980 году на Киевском престоле утвердился князь Владимир. Своих детей он расселил по 12 городам. Владимир расширил пределы Древнерусского государства, присоединив дулебов и хорватов в Прикарпатье, печенегов на северо-западе и ятвягов в Прибалтике. Успешной была и борьба Владимира с печенегами на южных границах. В правление Владимира и Ярослава на южных границах возводят засеки (систему укреплений против печенегов).

После смерти Владимира Ярославу Мудрому пришлось вести борьбу за Киев с братом Ярополком Окаянным, который убил Бориса и Глеба. Утвердившись в Киеве Ярослав Мудрый (1019-1054) продолжил дело Владимира. В Прибалтике он основал город Юрьев (позднее Дерпт, современный Тарту). При Ярославе был составлен первый письменный сборник законов «Русская правда». Сборник составлялся на основе существовавших обычаев или обычного права. Многие обычаи были смягчены: так, например, во многих случаях кровная месть заменялась крупным денежным штрафом. Русская правда отражает и сложившиеся социальные отношения. Крестьяне делятся на свободных общинников - «люди» и зависимых - «челядь», «холопы» и «закупы».

Сыновья Ярослава дополнили Русскую правду, создав «Правду Ярославичей».

3. Роль христианизации на Руси

В 980 году Владимир провел первую религиозную реформу. Он собрал всех богов, которым поклонялись славяне, и возле Киева составил общеславянский пантеон. Целью реформы было религиозное объединение славянских племен и укрепление государства. Но эта реформа не достигла своей цели.

Вторая религиозная реформа была проведена в 988 году известная как Крещение Руси. С христианством славяне познакомились намного раньше. Княгиня Ольга приняла крещение в 955 году и построила в Киеве деревянную церковь пророка Ильи. В результате победы Владимира у Корсуни (византийские владения в Крыму), византийский император был вынужден отдать свою сестру в жены Владимиру. Крестившись сам, Владимир велел крестить народ. Часть принимало крещение добровольно, часть людей оказывало сопротивление.

Принятие христианства способствовало усвоению русскими культуры Византии. На Руси начинается каменное строительство, зарождается иконопись, летописание и книжное дело, открываются школы. Однако в толще простого народа продолжали жить и языческие традиции. Таким образом сложилась ситуация двоеверия, характерная для этапа усвоения новой религии.

Билет 1. (2). Развитие культуры России второй половины XIX века

Либеральные реформы 60-70-х годов, ускоренное развитие экономики, подъем общественного движения - все это дало толчок к развитию культуры. Развитие экономики стимулировало распространение просвещения, прогресс в науке и технике. Выдвижение на передовые позиции интеллигенции усиливало ее общественную роль и способствовало появлению новых общественнозначимых тем и стилей в искусстве.

Уровень грамотности населения в пореформенный период значительно повысился с 6% в начале века до 21% в конце века. Система образования было трехступенчатой. Большое значение развитию церковноприходских школ для простого народа и крестьянства придавал обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев. В городах для взрослых устраивались воскресные школы. Продолжали открываться университеты, специальные учебные заведения (сельскохозяйственные, педагогические, горные, лесные). В 1878 году открыты Высшие женское курсы в которых женщины могли получать высшее образование.

60-70-е годы - «золотой век» русской химии: Бутлеров открыл связи между атомами в молекуле, Д.И. Менделеев в 1871 году сформулировал периодический закон химических элементов. В биологии К. Тимерязев исследовал явление фотосинтеза и заложил основы агрономии, И. Мечников создал учение об иммунитете. Мировое значение получили труды математиков П. Чебышева и С. Ковалевской. В физике А. Столетов открыл явление фотоэффекта, П. Яблочков создал лампу накаливания (после изобретения Эдисоном цоколя лампы вошли в быт). Русские географы П. Семенов-Тян-Шанский, П. Пржевальский, Н. Миклухо-Маклай исследовали центральную Азию и Папуа-Новую Гвинею, создали Императорское Географическое общество. Свои исторические труды создают В. Ключевский «Курс русской истории», митрополит Макарий (Булгаков) «История русской Церкви». С деятельностью митрополита Филарета (Дроздова) связывают расцвет русской богословской мысли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.