Рефераты. Основные этапы истории России

от против чего мы протестуем. Мы действительно не приняли знания от Запада. Мы находимся в тех же отношениях к нему, в которых находился аристотелист или схоластик средневековый к Аристотелю (высшему представителю греческой науки): та же самая печать схоластической мертвенности, которая лежала на нем, лежит и на нас, несмотря на кажущееся различие в проявлениях. «…» Сказать проще, по-видимому, у нас есть мысли и чувство, но мы думаем не своей головой и чувствуем не своей душой. Таков плод того умственного порабощения, которому мы поддались так охотно и гордо. Еще раз скажу: вот против чего мы протестуем.

- Почтение к прошедшему не остается без награды.

- Целая бездна отделяет их от духовной жизни Святой Руси, от ее основ и от ее общения. Вот в чем должен был убежден всякий русский образованный человек, как бы он ни был самодоволен. Вот чем объясняется в его собственных глазах невозможность для него полезной деятельности… Причина… лежит в нашей внутренней слабости и мертвенности, в наших, так сказать, колонистских отношениях к истинной русской жизни… Зато для нас и не существует жалобы на невозможность деятельности полезной. Эта деятельность для нас легка и неотъемлема: она состоит в том великом подвиге, в том великом труде самовоспитания, который нам предстоит; она состоит в прямой и явной для нас обязанности настолько уяснить свою мысль и свое чувство, настолько сблизить свой быт внешний и внутренний с русским бытом, чтобы мы могли понять и сочувствовать русской жизни, чтобы русская жизнь могла нам сочувствовать и верить, чтобы в нас самих. По крайней мере, мог исчезнуть или исцелиться тот разрыв между жизнью и знаниями, который составляет нашу общую болезнь…

- …забавнее русского англомана я не знаю в мире ничего. Общим их представителем я готов бы считать того почтенного барина, который живет в деревне, пьет рано поутру чай с хлебом, маслом и ветчиной, в полдень накушается нескольких блюд и опять повторяет свою сытную трапезу в часов 9 вечера, называя свой полуденный стол завтраком, а вечерний - обедом, и ужасно сердиться, если кто скажет, что он в полдень обедает, а вечером ужинает. Ему это просто кажется обидным. Правда, что русские деревенские жители ужинают в 9 часов, но англичане в это время обедают, - следовательно, он обедает. О, милые русские англоманы! Какой ущерб был бы русскому комизму, если бы вас не было на свете! Если бы эти мнимые поклонники английского просвещения поняли, хоть на сколь-нибудь, в чем оно состоит, они бы знали, что в понятии англичанина человек обязан принадлежать вполне своему народу. Быть с ним в неразрывном единении мысли и жизни;…

Историография декабризма (по М. Нечкиной)

После подавления восстания оформилось две концепции:

1) Правительственная - давала резко отрицательную оценку восстанию. Концепция сформулирована в манифесте о восшествии на престол императора Николая I и в ряде официальных документах, посвященных восстанию. Детализирована концепция в «Донесении Следственной комиссии». Концепция не представляет программу декабристов, концентрирует внимание на факте выступления против власти. В записках Николая I явно прослеживается страх перед восстанием. Эту концепцию с 1860-х гг. развивали барон Корф, Богданович, Дубровин и др. Богданович и Дубровин могли работать со следственными документами.

2) Революционная - разработана концепция декабристами и в ряде незаконченных произведениях Пушкина. В рамках данной концепции Герцен выделил предпосылки движения, показал его закономерность, обозначил причины поражения, определил значение восстания в общем процессе русского революционно - освободительного движения.

3) Либеральная - декабристы не поняты властью. Выдвинута концепция Ник. Тургеневым. В 1870-х гг. Пыпин в «Исторических очерках» назвал декабристов продолжателями дела Александра I и М.М. Сперанского. Правительство переусердствовало с репрессиями. В.О. Ключевский называет декабристов исторической случайностью. Семеновский (1909) широко привлек следственные дела, поставил в центр внимания идеологию. концепция декабризма как формы народничества сложная и противоречивая. В рамках данной концепции декабристы предстают как внеклассовая интеллигенция.

Билет 21. (2). СССР в системе международных отношений в середине 60-х годов

1. Никита Сергеевич Хрущев (1953-1964)

Придя к власти, Хрущев попытался остановить холодную войну. На ХХ съезде партии Хрущев выступил с инициативой создания системы коллективной безопасности и контроля над количеством ядерного оружия. Одновременно с этими инициативами в СССР продолжалась разработка новых видов вооружения. Большое значение во внешней политике придавалось поддержке коммунистических партий других стран. В 1961 году обострились отношения с США. В результате конфронтации в Берлине была возведена стена по границе оккупационных зон и запрещен свободный переход граждан из ГДР в ФРГ.

В 1962 году СССР решило разместить свои ядерные ракеты на Кубе. Это решение послужило началом к Карибскому кризису. В ответ на действия СССР США начало планировать вооруженное вторжение на Кубу. Тогда СССР пригрозило применить ядерное оружие. Длительные переговоры между Хрущевым и Кеннеди помогли найти компромиссное решение и избежать ядерной войны. В 1963 году был заключен договор о запрете ядерных испытаний в космосе, атмосфере и на земле. Тесные экономические связи были установлены с Индией и Индонезией.

В конце 50-х в начале 60-х годов в странах соцлагеря прошли массовые выступления против коммунистов. В Венгрию, Польшу и Чехословакию СССР ввело свои войска и волнения были подавлены. Для обеспечения взаимной безопасности и поддержания внутреннего порядка страны соцлагеря объединились в военный союз - Варшавский договор.

2. Леонид Ильич Брежнев (1964-1982)

Брежнев оценивал США как постоянно слабеющую страну. В начале 1970-х годов СССР заключило с США ряд договоров о предотвращении ядерной войны. Главным из них стал Хельсинский договор 1975 года о:

- неприменении первыми ядерного оружия;

- нерушимости послевоенных границ;

- мирном разрешении конфликтов;

- соблюдении прав человека.

Однако СССР не отказалось от идеи военной защиты стран соцлагеря. С этой целью оно разместило ядерное оружие в ГДР и Чехословакии и начало военную помощь Афганистану.

В начале 1970-х годов в странах соцлагеря проявились элементы кризиса. Массовые выступления рабочих прошли в Польше. В итоге этих выступлений была создана система независимых профсоюзов «Солидарность». В 1981 году польские коммунисты были отстранены от власти.

Билет 22. (1). Развитие культуры России в первой половине XIX века

На развитие русской культуры первой половины XIX века оказали большое влияние два события: Отечественная война 1812 года и развитие национального самосознания.

С 1804 года завершилось создание системы образования. Страна разделена на 6 учебных округов. Во главе округа стоял университет. Низшей образовательной ступенью стала церковноприходская школа для всех сословий, на средней ступени находились уездные училища и гимназии для всех сословий, кроме крепостных. На высшей ступени находились университеты. Помимо университетов открывались специальные учебные заведения: педагогический институт, коммерческое училище, земледельческое училище. Дети дворян обучались в специальных закрытых учебных заведениях: Царскосельский Лицей, кадетские корпуса. Развитие системы образования позволило прекратить массовую посылку студентов за границу. Теперь в заграничных университетах обучались только особо одаренные студенты. При Николае I сословное разделение в обучении было усилено, значительно повышена плата за обучение.

Значительных успехов достигла российская наука. Н.И. Лобачевский создал неевклидову геометрию (применяется в современной космологии для расчета траекторий движения). Физики Петров, Якоби, Ленц делают успехи в изучении электричества. В период Крымской войны создает полевую оперативную хирургию для раненных хирург Н.И. Пирогов. Значительных успехов достигают химики Зинин, Бутлеров.

Во время путешествий в 1819-1821 годах Лазарев и Беллинсгаузен открывают Антарктиду. Историк Н.М. Карамзин публикует труд «История государства Российского». Золотой век наступает в развитии русской литературы, который связан с творчеством Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Гоголя. В это время начинают свою литературную деятельность писатели второй половины XIX века: Некрасов, Гончаров, Тургенев, Достоевский.

Происходит формирование русской музыкальной школы. Родоначальник музыкальной исторической оперы М. Глинка, написавший в 1836 году патриотическую оперу «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), выразил общий принцип русской музыкальной школы: «Музыку создает народ, а мы, музыканты, ее аранжируем».

Важнейшей особенностью русского искусства стало объединение в одно целое архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. В архитектуре господствуют стили классицизма и ампира. Возводятся здания Казанского собора, Адмиралтейства в Петербурге, Триумфальные арки в Москве и Петербурге, формируется ансамбль Дворцовой площади.

В живописи соседствует достаточно большое количество стилей и направлений. В романтизме работает Кипренский, бытовой жанр представлен Венециановым. Многие художники обращают свое внимание на жизнь простого народа. Крупнейшим историческим живописцем стал К. Брюллов (Последний день Помпеи).

В скульптуре господствует стиль классицизма. Скульптуры возводят памятники героям Отечественной войны, на Красной площади устанавливают памятник Минину и Пожарскому. Значительным явлением стало творчество скульптора - анималиста Клодта. Ему принадлежит скульптурные группы с конями.

Билет 22. (2). Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и обновления политической системы (1985-1991)

В марте 1985 года главой СССР был избран Михаил Сергеевич Горбачев. К этому времени страна находилась в тяжелом экономическом кризисе: упали мировые цены на нефть, большие затраты шли на холодную войну, войну в Афганистане и финансовую поддержку системы мирового социализма. Горбачев был убежден, что все проблемы возникли от искажения ленинского понимания социализма. Поэтому целью начатых им реформ стало реставрация ленинского социализма.

Основными задачами перестройки были:

1) реформирование экономики с целью преодоления экономической отсталости;

2) прекращение холодной войны и уменьшение затрат на ВПК;

3) демократизация общества путем реального предоставления населению записанных в Конституции СССР политических прав и свобод.

Перестройка была начата в апреле 1985 года. Однако с самого начала перестройка вышла из под контроля и приобрела стихийный характер.

Причины:

1) руководство не имело четкой программы;

2) борьба в партии консерваторов (партийной бюрократии) и реформаторов;

3) кризис был значительно глубже, чем это представлялось Горбачеву.

Важным элементом перестройки стала гласность. СМИ освободились от цензуры и подвергли резкой критике деятельность всех лидеров СССР, что значительно подорвало доверие населения к КПСС. В экономике была разрешена деятельность частных кооперативов. Однако кооператоры мало интересовались сферой производства и активно действовали в области торговли. Для свой деятельности они скупали продукты в розничной сети, чем увеличивали дефицит товаров и экономическую анархию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.