Рефераты. Основные тенденции развития органов внутренних дел России в 80-е - 90-е годы

p align="left">к не урегулированным рыночным отношениям, что повлекло за собой стихийное, далеко не всегда законное накопление капитала со всеми вытекающими отсюда последствиями;

к практической утрате возможности государственного регулирования и, как следствие, падению жизненного уровня значительной части населения и резкой дифференциацией общества;

к сохраняющейся на протяжении длительного времени социально-политической напряженности, находящей выражение в непрекращающихся конфликтах, перерастающих в прямые столкновения и забастовки. Крайне отрицательное воздействие на социальную стабильность оказывает сокращение рабочих мест, приведшее к формированию новых слоев населения с высоким криминогенным потенциалом.

Вопрос №2. Основные функции и деятельность подразделений МВД в 90-е годы. Белгородская милиция 1990 - 2000гг.

Учитывая особенности данного периода в жизни государства, новые условия социально-политической жизни во второй половине 1980-х гг. потребовали расширения функций и организационных перестроек в органах милиции. 6 октября 1989 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР "Об образовании союзно-республиканского министерства внутренних дел РСФСР"и приказом МВД СССР "О департизации органов внутренних дел и внутренних войск МВД СССР" от 4 сентября 1991 г. было внесено ряд изменения в деятельность МВД. Он имел большое значение в деле охраны общественного порядка в условиях демократизации, гласности, идейного и политического плюрализма. После распада СССР в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР "О ратификации соглашения о создании Содружества независимых государств" и "О денонсации Договора об образовании СССР" все органы, учреждения и организации МВД СССР, находившиеся на территории Российской Федерации, перешли под юрисдикцию РСФСР с включением их в систему МВД РСФСР.

Предпринимается попытка объединения ОВД и ОГБ. 19 декабря 1991 г. Президент РСФСР издал Указ "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР", но Конституционный суд 14 января 1992 г. признал данный указ не соответствующим Конституции РСФСР. 15 января 1992 г. новым президентским указом он был признан утратившим силу.

В конце 1980-х и в начале 1990-х гг. практически ежегодно вносились существенные изменения в структуру центрального аппарата и его органов на местах. Из наиболее важных новшеств нужно отметить создание Отрядов милиции особого назначения (ОМОН Макеев В.В. Милиция Российской Федерации: история и современность.Хронологический справочник. - Ростов-на-Дону, 1997. Стр.46

) - самостоятельных мобильных подразделений, которые входят в состав милиции общественной безопасности России. Они созданы в 1994 г. в республиканских, краевых, областных центрах и других городах в соответствии со сложной оперативной обстановкой. Основное назначение - обеспечение общественного порядка, в том числе при наступлении чрезвычайных ситуаций и проведения мероприятий по розыску и задержанию вооруженных преступников, а также для освобождения заложников и уничтожения террористов. По приказу министра ВД России силы и средства ОМОН могут временно передислоцироваться в другие регионы страны.

К началу 1990-х гг. все острее ощущалась неразвитость правового обеспечения деятельности ОВД, необходимость перехода на республиканскую модель их функционирования, юридического закрепления назревшей перестройки ОВД. Организационно-правовая модель аппарата охраны общественного порядка и борьбы с преступностью несла на себе печать административно-командной системы руководства обществом и не отвечала задачам строительства российской правовой государственности.

Необходимо было реформирование правовой базы деятельности ОВД по разным направлениям: - приведение в соответствие с международными нормами, обеспечение приоритета закона над внутриведомственными актами, приведение в соответствие с требованиями общественно политической жизни и т.д.

6 марта 1991 г Верховный Совет СССР принимает Закон СССР "О советской милиции", а 18 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР - Закон РСФСР "О милиции". В соответствии с данным Законом Милиция РСФСР подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности (местную). Основными задачами милиции общественной безопасности (местной) являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям и пр. В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения ППС,ГАИ, охраны объектов по договорам, участковые инспектора милиции, изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных.

Закон РСФСР "О милиции" уточнил социальную роль милиции, исходил из необходимости освобождения ее от несвойственных функций, создал предпосылки для оптимального сочетания в ее деятельности интересов "центра" и "мест"; предоставил милиции права, вполне достаточные для решения возложенных на нее задач; расширил социальную базу социального контроля за деятельностью милиции. Из инструмента силовой поддержки политического режима она должна была превратиться в социальный институт, гарантирующий эффективную защиту личности, общества, государства от преступных посягательств.

Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О милиции" относится к числу тех законодательных актов, принятие которых обусловлено логикой обретения Россией государственного суверенитета и формирования правовой демократической государственности. Нормативно-правовая основа организации и деятельности милиции республики, состоявшая из подзаконных, часто закрытых ведомственных актов, приобрела более цивилизованные формы. Выдвинутая идея государственного суверенитета, развития и формирования правового государства требовала также переориентации основных целей и направлений правоохранительных функций. Если прежде в центре внимания милиции находилась защита государственного и общественного строя, охрана, главным образом, интересов страны, а затем членов общества, то в соответствии с концепцией правового государства предполагается паритет государства и гражданина. В Законе "О милиции" прямо говорится, что милиция есть государственный вооруженный правоохранительный орган, призванный защищать жизнь,

здоровье, права, свободы и законные интересы граждан, общества и государства от преступных и противоправных посягательств.

О переориентации назначения правоохранительных органов свидетельствуют закрепленные Законом принципы ее деятельности: законность, гуманизм, гласность, уважение прав человека, тесная связь с населением. Таким образом, действующим законодательством впервые с достаточной определенностью была закреплена ориентация на общечеловеческие, гуманистические ценности наряду с необходимостью соблюдения государственных интересов. Следует также отметить отсутствие в законе политической направленности, что указывает на необходимость соблюдения нейтралитета по отношению к различным политическим силам и течениям.

Главное ее значение не изменилось, хотя и наполнилось новым содержанием. Она по-прежнему призвана охранять общественный порядок, т.е. предупреждать и пресекать уголовно наказуемые и иные правонарушения, обнаруживать и раскрывать их, разыскивать преступников и т.д.

Но названный документ как закон переходного периода содержал определенные противоречия, и недостатки вскрылись в первые месяцы действия Закона.

В переходный период милиция в своей деятельности столкнулась с серьезными проблемами (отсутствие опыта в методах поддержания общественного порядка при массовых демонстрациях). В стране был провозглашен курс перехода к демократическому государству. Это означало признание разнообразия в общественной жизни и соответственно разрешение его выражения. Подобная эволюция в короткий исторический период может выливаться в уличные демонстрации, даже беспорядки, в движение "толпы". В недемократической стране, когда люди протестуют, против них посылают войска, используются настоящие пули, мы знаем примеры этого в советской истории. Это немыслимо в демократическом государстве. Необходимо было организовать переход от военного к организованному гражданскому поддержанию порядка, но поддержание правопорядка, мирное сопровождение демонстрации требуют особых, новых навыков у сотрудников ОВД, для формирования которых нужно время. Так, во время волнений в Тбилиси в 1988 г. местные власти не сумели решить проблему несанкционированных политических митингов политическими средствами, были призваны подразделения внутренних войск Деятельность органов внутренних дел в условиях построения правового государства. -- Минск, 1995.

, Советской Армии, ОМОНы. Было решено подавить митинг силовым способом. 7 апреля в 4 ч. утра на площади перед Домом правительства вместо 3 тыс. предполагаемых участников оказалось около 8-10 тыс. человек, много женщин и подростков. В результате операции по разгону митинга с применением саперных лопаток и отравляющих средств было множество погибших и раненых. В Минске 30 октября 1988 г. милиция разгоняла людей, собравшихся около кладбища на несанкционированный митинг в честь Дня поминовения предков. Городские власти приняли решение о запрещении митинга, которое органы внутренних дел были обязаны выполнить. И так как в новых условиях милиция не научилась работать, вновь встал вопрос о применении спецсредств и незаконных задержаний. Заместитель министра внутренних дел Шилов объяснялся в прессе: "Мы учимся работать в новых условиях".

В октябре 1989 года было образовано Министерство внутренних дел РСФСР, в связи, с чем постановлениями Совета Министров СССР и Министров РСФСР соответственно от 25 и 28 декабря 1989 года были внесены изменения в структуру центральных аппаратов МВД СССР, министерства внутренних дел союзных республик, утверждена структура центрального аппарата МВД РСФСР. Она включала в себя руководство МВД РСФСР, Главное управление уголовного розыска, Главное управление по охране общественного порядка, Главное управление БХСС, Главное управление по исправительным делам, шестое управление, Главное следственное управление, Главное управление лесных ИТУ, управление государственной автомобильной инспекции, управление пожарной охраны, управление профилактической службы, управление органов внутренних дел на транспорте. Кроме того, предусматривалось создание следующих обеспечивающих (функциональных) служб: политическое управление, организационно-инспекторское управление, эксперто-криминалистическое управление, управление кадров, управление капитального строительства, медицинское управление, хозяйственное управление, отдел военно-мобилизационной работы и гражданской обороны, оперативно-техническое управление, управление материально-технического снабжения, отдел по взаимодействию со средствами массовой информации, управление делами. При МВД РСФСР действовали также: республиканский информационный центр, главное управление охраны, управление торговли.

Привычка к силовому решению проблем сказалась и в приказе министров внутренних дел и министра обороны от 29 декабря 1990 г "О дополнительных мерах по стабилизации экономической и общественно-политической жизни страны" о совместном патрулировании сотрудников ОВД и военнослужащих.

В начале 1990-х гг. пафос реформирования ОВД был достаточно силен, обсуждался вопрос о том, какая милиция нам нужна. В связи с отказом от административно-командной системы управления в центре дискуссии оказалась проблема сильного центра: нужно ли Главное управление милиции. Выдвигалась идея сильного центра, состоящая из трех блоков служб: общекриминальной, службы общественной безопасности, обеспечивающей службы. Падение общественного престижа службы в милиции, обусловленное комлексом факторов, вызвало предложение выделить милицию в самостоятельный департамент. Ведь постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 19 ноября 1968 г. ГУМ МВД как целостная структура, а также УМ в городах и районах были ликвидированы. Вместо Присяги милиции была введена Присяга рядового и начальствующего состава ОВД. Все составные части милиции растворились в составе различных служб и подразделений органов внутренних дел. Ряд профессионалов из милиции считал, что это привело к девальвации специального звания. Предлагалось, таким образом, милицию выделить из системы ОВД. В ряде мер, направленных на повышение престижа службы в милиции, виделся и переход к полицейско-контрактному принципу, при котором поступающий на службу подписывает полис-контракт на определенный срок, ему определяется сумма выплаты кредита (подъемных), модернизация формы, повышение оплаты труда до уровня оплаты в армии и КГБ.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.