Рефераты. Основные тенденции развития органов внутренних дел России в 80-е - 90-е годы

p align="left">Делая промежуточный вывод, можно сказать, что, в целом, во второй половине 1980-х - начале усилилась дестабилизация кадров милиции. Все это усугублялось односторонней, а нередко предвзятой и конъюнктурной подачей средствами массовой информации истории органов милиции и их современного состояния. Развивался процесс массового оттока профессионалов, имеющих большой опыт работы, из милиции. Скудность финансирования органов охраны правопорядка заставляла на местах решать эту проблему, что не всегда выливалось в законные формы.

В 1990-е гг. укрепляются связи милиции с международными полицейскими организациями. В 1990 г. Советский Союз вступил в Интерпол, в России было открыто Национальное бюро Интерпола. В 1992 г. образована российская секция 1РА г. по инициативе сотрудников ряда регионов, увлекающихся радиолюбительством, официально признанная 10.06.1994 г. на (IV Всемирном конгресс в Люксембурге). Международная полицейская ассоциация создана в 1955 г. и является самой большой в мире ассоциацией полиции (милиции), объединяющей свыше 300 тыс. сотрудников правоохранительных органов из 64 стран. Основными целями организации являются обмен профессиональным опытом и знаниями, развитие культурных связей, расширение кругозора, а также организация взаимопомощи в социальной сфере. Сейчас российская секция насчитывает около 1 тыс. членов. Деятельностью руководит НИК (Национальный исполнительный комитет - 11 человек, избран на 1 конгрессе российской секции 14 сентября 1996 г.). Руководитель - И. Михалевич. Это скорее клуб по интересам, чем новая структура по борьбе с преступностью.

Существующая в данный период концепция развития ОВД и ВВ МВД

России, предусматривала три этапа развития.

1. Достижение позитивных сдвигов в функционировании системы МВД России на наиболее важных участках оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.

2. Доведение результатов функционирования системы МВД до социальноодобряемого уровня, восстановление и поддержание должного общественного престижа ОВД.

3. Достижение главной цели развития системы МВД.

Отметим наиболее важные принципы концепции развития:

с учетом ограниченности финансовых и материальных ресурсов развитие системы МВД России будет осуществляться на основе
поиска внутренних ее резервов, прежде всего в сфере управленческой деятельности;

разграничение компетенции между криминальной милицией и ООП;

международное сотрудничество.

Совершенствование правового обеспечения деятельности органов внутренних дел предусматривалось по нескольким направлениям: приведение в соответствие с международными нормами, с правовыми актами I стран СНГ, обеспечение единой ведомственной правовой политики с учетом I общественного развития.

Работа органов внутренних дел в 1990-е гг. проходила в сложной оперативной обстановке, неблагоприятное развитие которой связано, прежде всего, с процессом консолидации криминальной среды, профессионализмом и организованностью преступников, их технической оснащенностью и вооруженностью. Остро встала проблема выработки концепции борьбы с преступностью, которая обсуждалась и обсуждается на страницах печати.

Официальная статистика отмечает успехи в борьбе с преступностью в последнее время, однако общественное мнение осторожно относится к сообщениям о снижении уровня преступности.

В 90-х гг. в Российской Федерации проводилась реформа правоохранительной системы, в ходе которой с 1997 года уголовно-исполнительная система МВД России с входящими в ее состав централь-ными и территориальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями и имуществом была передана в ведение Министерства юстиции РФ. Таким образом, МВД России было освобождено от функции

обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам уголовно-исполнительной системы.

В связи с обострением оперативной обстановки на Северном Кавказе и необходимостью укрепления правопорядка и общественной безопасности в этом регионе 29 марта 1999 года образовано Управление (на правах главного управления) по Северному Кавказу МВД РФ, предназначенное для обеспечения деятельности сил Министерства внутренних дел РФ, привлекаемых к обеспечению правопорядка и общественной безопасности в | Северо-Кавказском регионе Российской Федерации.

В условиях проведения контртеррористической операции на территории Чеченской Республики и в целях восстановления государственных органов исполнительной власти, обеспечения личной безопасности, прав и свобод проживающих там граждан 6 декабря 1999 года создано Управление внутренних дел МВД РФ по Чеченской Республике. Одновременно с этим в административных районах республики были образованы временные органы внутренних дел (управления, отделы), предназначенные для выполнения на соответствующей территории задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации до создания в установленном порядке органов внутренних дел Чеченской Республики. Временные органы внутренних дел являются подразделениями МВД России, входят в систему органов внутренних дел Российской Федерации и по своему правовому статусу приравниваются к управлению (отделу) внутренних дел района, города или иного муниципального образования субъекта Российской Федерации. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, Законом «О милиции», федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России. Временные органы внутренних дел входят в систему сил и средств Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и находятся в оперативном подчинении заместителя командующего Объединенной группировкой от МВД России. По мере нормализации обстановки в Чеченской Республике происходит создание системы органов внутренних дел на постоянной основе.

МВД России -- центральное звено обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью в системе органов исполнительной власти Российской Федерации.

Начиная с 2000 года в структуре МВД начинаются реформы, что приводит к преобразованиям в указанной структуре.

Белгородская милиция 1990 - 2000гг.

С образованием содружества Независимых Государств Белгородская область получила статус приграничной, на ее территории стали совершаться такие виды преступлений, с которыми белгородские милиционеры ранее не сталкивались. В сложившейся ситуации очень важно, что взаимопонимание и сотрудничество между соседями - российскими и украинскими представителями правоохранительных органов - сохранились и развиваются. И это во многом обусловлено острой служебной необходимостью, так как с 1991 года области-соседи стали приграничными, что способствовало сращиванию преступных групп двух государств, использующих пробелы в законодательстве и прозрачность границ для контрабандного перемещения оружия, наркотических веществ, валюты, различных товаров. Преступность стала приобретать все более опасные формы, межрегиональный и международный характер. Кроме того, приграничье повлекло за собой увеличение притока лиц без определенного места жительства, преступников-гастролеров, некоторых других категорий

Еще в свою бытность в составе единого государства органы внутренних дел Белгородской, Луганской, Сумской и Харьковской областей всегда строили взаимоотношения на принципах добрососедства и взаимной помощи, что позволяло добиваться позитивных результатов в борьбе с преступностью, совместно раскрывать преступления, совершенные жителями России и Украины.

В сложившейся ситуации дальнейшее укрепление взаимодействия и деловых контактов с украинской стороной стало повседневной заботой органов внутренних дел Белгородчины. И, несмотря на многоступенчатый порядок сношений между сторонами и крайне длительную процедуру задержания и выдачи преступников, определенных Минской (1993 г.) конвенцией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, сотрудничество с приграничными органами внутренних дел развивается динамично и конструктивно. В его основу положен целый ряд документов, принятых руководителями приграничных УВД на региональном уровне (в п. Прохоровка Белгородской области, в п. Дергачи Харьковской области, в городах Луганске, Сумах и других), повседневные контакты соседствующих райотделов милиции при проведении совместных оперативно-профилактических операций, проверки подучетного элемента, отработки версий по конкретным уголовным делам, задержание лиц, причастных к совершению преступлений и т.д.

Только благодаря своевременному обмену оперативной информацией, взаимной заинтересованности и взаимопомощи удалось разоблачить участников организованной преступной группы международного значения, занимавшейся изготовлением и сбытом фальшивых российских денежных знаков и долларов США; раскрыть двойное убийство в Волоконовском районе; кражу двух тонн гербицидов на сумму свыше 5 млн. рублей - в Борисовском; серию разбойных нападений и грабежей, совершенных организованной преступной группой Зекунова; контрабандный ввоз на территорию России мебели итальянского производства в особо крупных размерах; около 20 краж крупного рогатого скота на территории Белгородской и Харьковской областей; хищение по фиктивным документам 500 тонн сахара с сахарных заводов Белгородчины и ряд других тяжких преступлений. См.: Специальная операция «Рубеж - 95» //Таможенные ведомости. 1995 - №6. С.41 - 42.

Постепенно налаживаются контакты и с представителями полиции «дальнего» зарубежья, так в 1991 году делегация наших милиционеров выезжала в г. Херн (Германия) - побратим г. Белгорода, где ознакомилась с опытом работы зарубежных коллег.

По видам и группам преступлений эволюция общеуголовной преступности в России характеризовалась резкой динамикой. Прогрессировали групповые корыстные, а также корыстно - групповые деликты. Так, групповая преступность в рассматриваемый период времени увеличилась более чем в 3 раза. Каждое четвертое преступление было совершено группой лиц.

Еще одним фактором, сильно затруднившим, работу органов внутренних дел стал, относительно легкий доступ преступных элементов к огнестрельному оружию, с применением которого в нашей стране было совершено подавляющее большинство тяжких групповых преступлений начала и середины 90 - х годов. Оно ввозилось, как правило, из мест локальных вооруженных конфликтов, которые возникли на территории многих постсоциалистических государств.

Вышеуказанные обстоятельства обусловили необходимость в создании спецподразделений. Так, в 1991 году на базе оперативного взвода отдельной роты патрульно-постовой службы милиции УВД Белгородской области создается сводный отряд специального назначения, который стал кузницей кадров и для будущего отряда милиции особого назначения, специального отряда быстрого реагирования, спецназа управления исполнения наказаний «Сокол». Возглавил его Ю.В. Солоров. Особую заботу в формировании и материально-техническом обеспечении данного подразделения проявлял начальник управления внутренних дел А.С. Дементьев. Милиция Белогорья: годы и люди. - Белгород. 2002. - С. 36

В первой половине 90-х годов милиция переживала нелегкое время. На ее состоянии отрицательно сказался рост социально-политической напряженности в обществе, межнациональные конфликты, ухудшение экономической ситуации. Криминогенная обстановка, несмотря на принимаемые меры, продолжала оставаться сложной. Резко ухудшились условия финансирования милиции, ее технической оснащенности, укомплектования кадрами и т.д.

Обострение межнациональной напряженности в стране, сепаратизм местных властей, стремление международных, прежде всего исламских, террористических организаций создать плацдарм на территории нашей страны для дальнейшего продвижения на Запад послужили причиной, по которой, начиная с 1992 года, многим сотрудникам Управления Внутренних Дел области неоднократно приходилось выезжать на Северный Кавказ, который сейчас является «горячей точкой» России. Ингушетия, Северная Осетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Чечня - вот география служебных командировок наших сотрудников. Многие из них с честью выполняли свой долг и наградой им становились ордена и медали, благодарности от главы государства, главы администрации Белгородской области, начальника Управления Внутренних Дел. Многие получили ранения и контузии, но все равно возвращались в боевой строй. Подробнее о деятельности белгородских милиционеров в Чеченской республике смотри в следующем параграфе.

Не остались белгородские милиционеры в стороне и в период конфликта между законодательной ветвью власти страны и Президентом в октябре 1993 года, когда страна оказалась на пороге гражданской войны. Личный состав Белгородской высшей школы милиции выезжал в командировку в город Москва, где выполнял задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в условиях сложнейшей оперативной обстановки. Будущие милиционеры и постоянный состав высшей школы успешно справился с ответственным заданием, многие курсанты и слушатели были отмечены правительственными наградами.

Говоря об итогах работы Министерства Внутренних Дел на указанном временном промежутке, представляется необходимым отметить и тот факт, что в период с 1990 - 1995 гг. сменилось три министра внутренних дел: В.П.Баранников, А.Ф. Дунаев, Ф.Е. Ерин. Естественно именно это во многом обусловило постоянное изменение структуры министерства и отрицательно сказалось на эффективности правоприменительной деятельности органов внутренних дел.

Особая страница в истории белгородской милиции - выполнение служебно-боевых задач в ходе контр-террористической операции по поддержанию конституционного порядка на Северном Кавказе. Сотрудники управления внутренних дел Белгородской области принимали и принимают активное участие в разрешении Чеченского кризиса и ликвидации незаконных вооруженных формирований.

Первыми в командировку на войну в декабре 1994 года отправились сотрудники СОБРа. Тогда же в бою на улице Сунженской в Грозном получил тяжелое ранение сержант милиции М. Бурьян. Он открыл список раненых, а СОБРовец лейтенант милиции Г. Мишенин, погибший в бою под Гудермесом в декабре этого же года, стал первой потерей белгородской милиции на Северном Кавказе. В так называемой первой чеченской войне принимали участие представители практически всех милицейских служб.

После этого последовали многочисленные командировки в Дагестан. Сотрудники ОМОНа успешно справились с задачами по охране стратегически важного объекта - Миатлинской ГЭС, а сводный отряд белгородской милиции заслужил доверие и уважение дагестанцев, когда охранял общественный порядок в п. Дучи.

С декабря 1999 года начинаются периодические командировки в Курчалойский район Чечни. Это один из самых напряженных, в плане оперативной обстановки, предгорных районов Северного Кавказа. Он расположен в юго-восточной части Чечни. Граничит с Гудермесским, Аргунским, Шалинским и Ножай-Юртовским районами. Общая площадь 750 квадратных километров, половина территории - горная местность. Минные поля занимают более полутора тысяч гектаров. Численность населения с учетом беженцев - 106 тысяч человек. Высокий уровень безработицы стимулирует развитие криминальных промыслов - переработку сырой нефти, торговлю фальсифицированной водкой и сбыт наркотиков.

В 1997 году за мужество и героизм, проявленные при выполнении правительственных заданий в Чеченской Республике было присвоено звание Героя Российской Федерации начальнику отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД области полковнику милиции В.В. Бурцеву.

Эхо чеченских событий откликнулось и на территории самой Белгородской области. После террористических актов в Москве и в Волгодонске в 1998 году милиция долгое время несла службу в усиленном варианте. Это потребовало сильнейшего напряжения человеческих сил и дало положительные результаты - количество раскрытых преступлений увеличилось почти в 2 раза. См.: Черных Т. «Вихрь - антитеррор в действии» // Смена - 1999. -29 сентября.

Продолжаются плодотворные контакты с соседями из Украины совместные мероприятия сегодняшнего дня направлены на дальнейшее укрепление взаимодействия между приграничными органами внутренних дел, на максимальное использование оперативных возможностей в деле пресечения криминальной деятельности организованных криминальных групп, особенно в сфере незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств, спиртных напитков, фальшивых денег. Расширение и укрепление повседневных контактов с украинскими коллегами, поддержание с ними бескорыстной дружбы, имеющей глубокие корни, несомненно, будет служить интересам народов двух братских стран.

Тревожны темпы роста преступности несовершеннолетних и молодежи, рецидивной преступности. Ослаблена система профилактики правонарушений.

Криминальную напряженность в области усиливают незаконная миграция, нарастающие темпы распространения алкоголизма и наркомании.

Подводя итог, можно сказать, что именно в последние годы наблюдается явление, не имеющее аналогов в истории. Раньше из милиции увольнялись преимущественно «новобранцы», теперь же (к сожалению, этот процесс продолжается), в основном, имеющие большой опыт профессионалы, которым предлагают гораздо более выгодные условия работы в различных коммерческих организациях.

Заключительная часть.

В настоящее время Россия переживает нелегкое время и в этих условиях Министерство Внутренних Дел России осуществляет поиск того, как путем наименьших финансовых и других материальных затрат оптимизировать процесс оперативно - служебной деятельности, повысить управляемость милиции, системы органов внутренних дел и внутренних войск в целом, и на этой основе добиться положительных результатов в борьбе с преступностью и в обеспечении общественной безопасности.

В заключении так же необходимо отметить, наиболее важные аспекты рассматриваемой темы:

- особый резерв финансирования МВД России, с учетом специфики работы и поставленных задач;

- в сфере управленческой деятельности - разграничение компетенции между криминальной милицией и ООП;

- деятельность правоохранительных органов по международному сотрудничеству, в целях наиболее эффективного обеспечения госбезопасности..

Реорганизация и функционирование подразделений предварительного следствия системы МВД будет осуществляться в рамках реализации Концепции судебной реформы, которая предусматривает в перспективе формирование единого вневедомственного следственного органа (Федерального следственного комитета). Приведение уголовно-исполнительной системы в соответствие международным нормам. Развитие внутренних войск -- повышение их роли в борьбе с преступностью и пресечению внутренних конфликтов, терроризм. Летом 1998 г. внутренние войска в очередной раз в истории подверглись кардинальному реформированию.

Совершенствование правового обеспечения деятельности органов внутренних дел предусматривалось но нескольким направлениям: приведение в соответствие с международными нормами, с правовыми актами стран СНГ, обеспечение единой ведомственной правовой политики с учетом общественного развития.

Так же, отметим, что особенности государственного реформирования в конце 90-х, повлияли на деятельность органов внутренних дел, и деятельность последних проходила в сложной оперативной обстановке, неблагоприятное развитие которой связано, прежде всего, с процессом консолидации криминальной среды, профессионализмом и организованностью преступников, их технической оснащенностью и вооруженностью. Остро встала проблема выработки концепции борьбы с преступностью, которая обсуждалась и обсуждается на страницах печати.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Баранов П.П., Макеев В.В., Назаров В.А. Календарь-справочник сотрудника ОВД на 2001 год. - Ростов-на-Дону, 2001.

2. Борисов А.В., Дугин А.Н., Малыгин А.Я. и др. Полиция и милиция России: страницы истории. -- М., 1995.

3. Биленко СВ., Максименко Н.П. Этапы развития советской милиции. -- М., 1972.

4. История советской милиции / Под ред. Н.А.Щелокова. - Т. 1-2.- М., 1977.

5. Советская милиция: История и современность: 1917 -1987 гг. - М., 1987.

6. Актуальные проблемы истории советской милиции. -- Минск, 1991.

7. Кондратов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский закон омилиции. -М., 1992.

8. Российский сыщик: Художественно-публицистический сборник. -- Пермь, 1993.

9. Полиция и милиция России: страницы истории. - М., 1995.

10. Деятельность органов внутренних дел в условиях построения правового государства. -- Минск, 1995.

11. Воробьев А.М. Политико-правовая реформа и пресса. -- Екатеринбург, 1995.

12. Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. - М. 1996.

13. Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВДРоссии // Милиция. - 1996. - № 6.

14. Макеев В.В. Милиция Российской Федерации: история и современность.Хронологический справочник. - Ростов-на-Дону, 1997.

15. Полозков А.А. и др. Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в разрешении межнациональных конфликтов. Учебное пособие. - Белгород. 1999.

16. Глушаченко СБ., Гундарин О.Т., Гутман М.Ю. и др. История органов внутренних дел. Учебное пособие в схемах и таблицах. / Под ред. В.П. Сальникова. - СПб., 2001.

17. Министерство внутренних дел России: задачи, функции, структура:Монография / Г.Д. Долженкова, В.И. Полубинский. - М.: ВНИИ МВД России, 2002.

18. Диденко А.А., Меняйло Д.В. История органов внутренних дел. Учебное пособие. Белгород: ОН и РИО БЮИ МВД России, 2004.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.