Рефераты. Особенности управления Российским государством на разных этапах его развития

Особенности управления Российским государством на разных этапах его развития

1

Содержание

1. Вассалитет, власть князя, становление княжеской администрации, феодальные съезды (IX - XI вв.)……………………………………………....…2

2. Административно-территориальное деление Российского государства - губернии, провинции, уезды. Местные органы государственного управления - канцелярии - основной административный, финансовый и судебный орган в губерниях и провинции (XVIII в.)…………………..………….…….………..9

3. Табель о рангах представлял собой……………………………….…....……16

4. При каком российском императоре был введен «Устав о службе гражданской».........................................................................................................16

5. Приведите название кодекса законов Русского государства, принятого Земским Собором в царствование Алексея Михайловича, завершившего юридическое оформление крепостного права…………………….……......….17

6. Из предложенных Вам реформ выберите те, которые были проведены в годы правления…………………………………………….………….................17

7. Приведите термин, которым обозначалось народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения и решения важных общих дел………..17

Список используемой литературы……………………………………...……....18

1. Вассалитет, власть князя, становление княжеской администрации, феодальные съезды (IX - XI вв.).

Вассалитет - система отношений личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров) в средние века. В странах Западной Европы вассалитет как развитый институт сформировался в 8--9 вв. во Франкском государстве, где короли и крупные феодалы давали за службу землю, движимость или какой-либо др. источник дохода. Переворот в аграрных отношениях в этот период создал предпосылки для всё более широкой раздачи вассалам земельных владений. Таким образом, материальной основой личных отношений вассалов стали в большинстве случаев поземельные отношения, служба вассалов начала сводиться, как правило, к военной. Земли, предоставлявшиеся вначале пожизненно, то есть в качестве бенефиция, постепенно превратились в условное наследственное владение. Крупные феодалы, становясь вассалами верховного сеньора (сюзерена) - короля и получая от него земли, в свою очередь имели вассалов - более мелких феодалов - и жаловали им земельные владения. Главной обязанностью вассала было несение за свой счёт военной службы в течение определённого срока (обычно - 40 дней в году). Вассал должен был участвовать в суде и совете (курии) сеньора, содержать его со свитой (в известных случаях) и вносить некоторые платежи экстраординарного характера, прежде всего «помощь» (auxilium) для выкупа сеньора, попавшего в плен, и др., а также уплачивать рельеф (при смене владельца феода). Сеньор был обязан, кроме передачи феода, защищать вассала и его имущество. Договор о В. оформлялся особым обрядом - оммажем и сопровождавшей его клятвой верности (фуа) вассала сеньору. Неисполнение обязанностей со стороны вассала или сеньора влекло за собой расторжение договора и нередко войну.

С распространением отношений вассалов, покоившихся на иерархической структуре земельной собственности, оформилась феодальная иерархическая лестница - политическая, в первую очередь военная, организация господствующего класса. Подобная организация была обусловлена главным образом необходимостью охранять в период слабости центральной власти монопольную собственность класса феодалов на землю и осуществлять внеэкономическое принуждение по отношению к феодально-зависимому крестьянству. С образованием централизованных феодальных государств, постепенным вытеснением вассальной военной службы системой наёмных отрядов, многочисленными переходами феодов (в условиях роста товарно-денежных отношений) в руки новых владельцев вассалов постепенно утратил военное и политическое значение.

Наиболее завершенные формы вассалитета и феодальная иерархическая лестница получили в странах Западной Европы. В странах Востока он в общем был менее развит (хотя в некоторых из них, например в Японии, в странах, подвергшихся монгольским завоеваниям, также сложилась многоступенчатая иерархическая лестница внутри господствующего класса). На Руси вассальные отношения существовали лишь между великими и удельными князьями.

Слово князь заимствовано праславянами из прагерманского или готского языков и родственно словам конунг, Konig, king (король). Судя по значениям, которые это слово приобрело в западнославянских языках (словацк. Knaz; польск. ksiadz - «священник») первоначально князья выполняли функции не только светского, но и духовного правителя. О том же говорят и некоторые косвенные данные, связанные с погребением умерших князей-язычников в курганных насыпях. Скорее всего, князь руководил войском и был верховным жрецом, что и обеспечивало его высокое положение в обществе.

В силу разнородного происхождения древнерусского правительства, администрация каждого княжества имела двойственную природу. Некоторые должностные лица получали свои полномочия исключительно от князя, в то время как предполагалось, что другие представляют народ, хотя в действительности назначались князем. Первоначально, должностные лица второй категории избирались народом. Эти служащие располагались по рангу в соответствии с математическим принципом. Это были: тысяцкий - глава тысячи, сотский - глава сотни, десяцкий - глава подразделения в десять человек. Происхождение такой системы и ее отношение к организации власти в клане и племени остается спорным вопросом.

Десятичная система в группировании населения и территориальном делении существовала среди многих народов, включая англо-саксонские. Она, вероятно, возникала в связи с примитивной военной организацией. В кампании, привлекавшей к совместным действиям много кланов и несколько племен, она оказывалась предпочтительней с военной точки зрения, поскольку предполагала разделение армии на отряды, равные по составу. При таком порядке задача планирования и проведения военных операций намного облегчалась. Более того, чтобы проще проводить военную мобилизацию, целесообразно было сохранять разделение живой силы на десятичные отряды и в мирное время. Затем такие десятичные подразделения стали и территориальными делениями, что было удобно для взимания налогов.

Десятичная система подразделений на Руси, возможно, возникла в сарматскую эпоху, но более вероятно, что начало этой системы связано с гуннской империей. Гунны были тюрками с некоторой примесью монголов, а десятичная система представляется старой традицией как тюрков, так и монголов. Название города Тмутаракани может быть использовано в качестве подходящей иллюстрации. Это название, должно быть, происходит от титула тюркского военачальника, разбившего лагерь на Таманском полуострове в 568 г. Тма-Тархан - значит глава десяти тысяч. Позднее армия Чингисхана была сформирована в соответствии с той же самой десятичной системой. Еще позднее казаки организовывались в отряды по десяткам и по сотням.

И хазары, и мадьяры, видимо, тоже применяли десятичную систему разделения в управлении своими асо-славянскими подданными - в распределении их вспомогательных войск, как и в собирании с них дани. Не ясно, как эта система была приспособлена к клановому и племенному делению у славян. По-видимому, племя исчислялось как тысяча, клан - как сотня, а семейная община (задруга) - как десяток.

В киевский период в каждом главном городе, то есть, в каждой столице княжества, был тысяцкий. Хотя эта должность первоначально являлась выборной со временем князь взял на себя прерогативу выдвижения на нее кандидата, за исключением Новгорода. Обычно это положение занимал кто-то из влиятельных бояр, и постепенно среди них возникла тенденция сделать эту должность передающейся по наследству. Так, при Ярославе тысяцким в Киеве сначала был Вышата, а затем его сын Ян. В общее правило это, однако, возведено не было, и системе наследования должности не удалось пустить прочные корни в Киевской Руси.

Хотя тысяцкий и получал должность от князя, он всегда считался командующим городским ополчением ("тысячей"), которое противопоставлялось княжеской свите. В некоторых случаях он выступал от лица народа, выражая несогласие с князем. К примеру, когда князь Всеволод II Киевский, который принадлежал к ветви Ольговичей в киевской княжеской семье, намеревался завещать киевский стол своему брату, тысяцкий Глеб выразил протест от лица киевлян в том, что последние не хотят, чтобы дом Ольговичей оставался у власти, и настоял, чтобы их следующим правителем стал Мономашич, наследовавший Всеволоду после его смерти (1146 г.).

Если тысяцкий пренебрегал мнением народа, горожане призывали его к ответственности за действия, направленные против их интересов, и в некоторых случаях выражали свое недовольство достаточно сильно. Во время киевского восстания 1113 г. простой народ разграбил дом тысяцкого. Между прочим, в тот раз были разграблены и дома сотских, и это указывает на то, что бунтовщики считали их доверенными лицами тысяцкого. Этих городских сотских, находившихся в подчинении тысяцкому, не следует путать с сотскими в сельской местности, которые всегда избирались.

Княжеский двор был собственно центром княжеской администрации. Любой управляющий княжеским имуществом (тиун) также имел право занимать должность в государственной администрации. Главный управляющий (тиун дворский) со временем стал главой финансовой администрации в каждом княжестве. Другие управляющие служили судьями, и сам термин «тиун» постепенно приобретал дополнительное значение «судья».

В местной администрации князь был представлен своим заместителем - посадником. Следует заметить, что термин «посадник» означал также «городской глава»; не следует путать эти два типа посадников. Княжеские заместители выбирались или из числа младших членов Дома Рюрика, или из бояр. Они имели право на долю с той дани, которую собирали для князя, а также особый налог с населения данного места для обеспечения их существования. Позднее, в ранний московский период, такая система оплаты местным правителям стала известна как «кормление» - «кормление с земли» как таковой. В этом термине есть доля иронии, потому что в древнерусском языке у него было дополнительное значение правления; дело в том, что эти два одинаково звучащих слова происходят от разных корней.

Местные общины, как городские, так и сельские, под наблюдением посадника вели свои собственные дела через выборных должностных лиц.

Довольно долгий, но до сих пор актуальный спор о родовой или же феодальной природе верховной власти династии Рюриковичей на Руси коснулся, между прочим, и такого сравнительно малоизученного феномена, как съезды князей. Именно так совещательные встречи представителей Рюриковичского дома обозначались в дореволюционной историографии. Но после работ Н.П. Павлова-Сильванского, Б.Д. Грекова, С.В. Юшкова и целого ряда последующих авторов феодальность власти древнерусских князей представлялась вполне доказанной. Поэтому в советской исторической литературе прочно утвердился термин «феодальные съезды». Изобретателем данного определения выступил, скорее всего, С.В.Юшков. В конце концов П.П.Толочко объединил оба термина в один, признав тем самым двойственность такого явления, как «княжеские феодальные съезды».

Недавние исследования А.В.Назаренко и В.Я.Петрухина возродили и углубили понимание «родового сюзеренитета» в качестве ведущего принципа построения древнерусской государственности, по крайней мере в XI - начале XII в.. Вместе с тем, нельзя не признать, что в дальнейшем именно феодальные элементы в социально-политической жизни Руси всё больше выходят на первый план, вытесняя патриархально-родовые ее начала. Соответственно, фамильно-родовой генезис междукняжеских отношений сказывается скорее во внешней форме их выражения, отходит в область декоративно-знакового представительства уже по преимуществу феодальных по сути феноменов власти, права, собственности.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.