Рефераты. Особенности управления Российским государством на разных этапах его развития

p align="left">Однако именно съезды русских князей отличались повышенной ритуализацией процедуры своего проведения, выступали в роли древней традиции властвования. Поэтому архаичные семейно-родовые черты оказались законсервированы на данном участке общественно-политической практики. В отличие, скажем, от веча, полюдья, совета князя со старшей дружиной и т.п. вариантов коллективного, даже демократического управления, рассматриваемая традиция совета верховных вождей резко элитаризирована у самых разных народов. Упомяну для сравнения такие харизматические кланы -- наследственные и монопольные носители верховной власти, как Инклинги в Скандинавии, Ашина у тюрок, Чингизиды у монголов, т.п. Принадлежность к подобному роду гарантировала его лидерам решающий голос при обсуждении политических проблем, что не исключало права на совещательные голоса у прочей знати.

То же самое наблюдается у Рюриковичей в Киевском государстве. И ранние прецеденты их «снемов» (1026, 1067, 1072 гг.), и великие, классические съезды эпохи Владимира Мономаха (1097, 1100, 1101, 1103 гг.), и многочисленные встречи с ханами половцев и прочих «поганых» из Степи, неизменно формулируются и описываются летописцами в терминологии именно семейно-родовых отношений, с постоянным подчеркиванием мотивов «братства» и «старшинства» между представителями расплодившегося княжеского дома. Реплики таких внутриклановых сборов князей встречаются и в XII, и даже в XIII вв. (за 1159, 1160, 1206, 1228 гг., некоторые др.). Попытки ввести в снемный контекст некняжеские элементы (церковные, боярские, градские) поначалу жестко пресекаются (Показателен отказ Олега Святославича в 1096 г. участвовать в подобном - расширенном снеме).

Тем не менее, с середины XII в. появляется и всё отчетливее прослеживается противоположная родовой -- феодальная тенденция и в снемной практике. Самыми яркими образцами уже несомненно феодальных по своему социально-политическому содержанию съездов являются встречи 1175 (даже вовсе без участия князей) и 1191 гг. Не умаляя вовсе возможного вечевого влияния на эти мероприятия, замечу явную подчиненность этого фактора в отмеченных эпизодах. Ведь каждое вече в среднем насчитывало несколько сотен человек (в Новгороде, по В.Л.Янину, до 400-500) и представить перемещение такого количества «мужей» сразу из двух-трех городов на условленное место съезда затруднительно. В случае выбора представителей интересов того или иного города на съезде, в число делегатов неминуемо попали бы те же самые представители аристократии -- феодалы каждой городовой волости. Снемы -- изначально и навсегда суть личные встречи носителей высшей власти, что автоматически устанавливало предельно высокий сословно-имущественный, властный ценз для их участников, полномочных принимать судьбоносные для всей страны, народа решения. Именно указанные признаки позволяют причислить те или иные прецеденты встреч-переговоров властителей к сложной и длительной съездовской традиции на Руси.

Окончательная феодализация древнерусских снемов произошла лишь после монгольского удара, на первых этапах становления Московского государства. Этот факт мельком отметил еще Н.М.Карамзин, но никто из последующих исследователей не обратил на эту мысль должного внимания. Своеобразный симбиоз русско-феодально-родового и восточно-родового принципа «снемности» представляли собой поздние съезды русских князей при участии митрополита и при контроле представителей Золотой Орды.

Как и многие другие формы ранней государственности, съездовская традиция на Руси сохранялась в феодализировавшемся обществе. Причем в отличие он других потестарных пережитков, снемы довольно долго сохраняли свое изначальное качество в новой этативной системе, оставались автономны от воздействия феодальных институтов. Проникновение феодальных элементов на княжеские снемы означало скорое вырождение этой традиции. Поэтому, учтя сравнительно-исторические и синхро-стадиальные аналогии, а также абсолютный приоритет «братьев»-Рюриковичей на такого рода сборах почти на всей дистанции их проведения, стоит сохранить за рассмотренным явлением определение «княжеский съезд». А термин «феодальный съезд» применять точности ради лишь к поздним проявлениям подобной традиции.

2. Административно-территориальное деление Российского государства - губернии, провинции, уезды. Местные органы государственного управления - канцелярии - основной административный, финансовый и судебный орган в губерниях и провинции (XVIII в.)

В конце 1708 года Петр Великий издал указ о разделении России на 8 обширных административных округов, названных губерниями: Московская, Ингерманляндская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская (позже до 11). Губернии были чрезвычайно неравномерны (в Московской губерннии было 39 городов, в Киевской - 56, Сибирской - 30). По мнению Буданова, власть губернаторов можно назвать центрально-местной, так как в городах по прежнему управляли обер-коменданты и коменданты (прежние воеводы). Изначально губернии делились на уезды, но в 1711 году появились провинции - промежуточное деление между губерниями и уездами. Во главе провинций стояли воеводы.

По штатам 1715 года при губернаторе состояли вице-губернатор как его помощник и управитель части губернии, ландрихтер для судебных дел, обер-провиантмейстер и провиантмейстеры для сбора хлебных доходов и различные комиссары. Власть губернатора была не единоличной. Указ 1713 года предписывал «быть при губернаторах «ландраторам» от 8 до 12 человек» в зависимости от величины губернии. Из них составляется коллегиальное учреждение под председательством губернатора.

Ландраты - должность, заимствованная из присоединенного Остзейского края. Они назначались сенатом по кандидатуре губернатора «из двойного числа кандидаторов». С 1714 года они стали избираться дворянами. Ландраторы так и не стали выборными лицами, в 1716 году Петр Великий отменил ранее принятое решение избирать ландраторов в городах и указал Сенату назначать в ландраторы офицеров в отставке и с боевыми ранениями. В 1718-1720 гг. Число губерний увеличивается до 10. Губернии были поделены на провинции с неравным числом в каждой губернии. Всего было 47 провинций. Они делились на дистрикты, которые управлялись воеводами. Воеводам вверялась полицейская власть.

Для управления финансами были образованы земские камериры или бухгалтеры. Им подчинялись земские комиссары.

Для судебной функции установлены сначала единоличные ландрихтеры, а потом коллегиальные надворные суды из президентов и асессоров. В больших городах были установлены коллегиальные «провинциальные» суды под председательством обер-ландрихтеров и городовые судьи - в малых городах. В 1722 суд вновь соединен с администрацией, в надворных судах председательствует губернатор, в провинциальных - воевода с одним или двумя асессорами. Асессоры иногда откомандировавылаись в отдаленные города для единоличного суда.

Местные учреждения Екатерины основаны на сослвоном самоуправлении. Губернии были уменьшены в объеме и увеличены в численности. В каждой губернии проживало 300000-400000 человек. В Европейской части было учреждено 50 губерний, по 300-400 тыс. жителей в каждой губернии. Губернии делились на уезды, численность от 20 до 30 тысяч человек. Губерния управлялась наместником или генерал-губернатором и правителями наместничества или губернаторами. Впоследствии наместники сатли назначаться сразу на несколько губерний. Губернатор управлял при помощи наместничьего правления, которое имело при нем совещательное значение. Губернии по общему правилу делились га уезды (хотя могли делится у на провинции). Уездом управлял земский исправник, или капитан. Он избирался дворянством уезда. Он был председателем нижннего земского суда, в котором также было по два заседателя по выбору от дворянства. Исправник ведал всей полицией безопасности и благосостояния в уезде.

Города управлялись городничими. Следующие специальные ветви управления:

- для казенного управления - казенная палата в губернии (состав: вице-губернатор, директор экономии, советник, два асессора и казначей)

- для дел призрения и народного образования - приказ общественного призрения (состав: 6 членов по 2 выборных от каждого сословия).

- для суда

- для целой губернии - коронные палаты для гражданского и уголовного суда и выборные верхний земский суд и уездный земский суд в каждом уезде

- для суда над крестьянами учреждаются нижние расправы и высшая инстанция для них - верхняя расправа в губернии.

- суд на городскими жителями сосредоточен в магистратах

- установлен совместный суд из выборных от трех сословий для решения дел неформальным порядком.

Надзор над судами вверяется прокурорам (над администрацией) и стряпчим (над казенным управлением и судом).

Период 1702 - 1708 гг. может быть охарактеризован наличием многочисленных попыток комбинирования прежних элементов местного управления.

По указу Петра от 1702 г. вместо двух отдельных управлений - губных старост и воевод - было поручено «ведать всякие дела с воеводы дворянам - тем городов помещикам и вотчинникам, добрым и знатным людям, по выбору тех городов, помещиков и вотчинников». В больших городах выбирались по 3 или 4 человека, малые - по 2. Воевода был лишен права принимать какие-либо решения единолично, отдельно от «дворянских заседателей».

Однако, согласно императорскому указу, с 1705 года воевода мог сам выбирать таких заседателей из числа местных дворян.

В 1708 г. вся Российская Империя была разделена на 8 больших губерний, которые в свою очередь делились на провинции, а затем - на уезды. По словам М. А. Исаева, подобное административно-территориальное деление имело своей целью финансовое обеспечение различных «отраслей государства». В качестве примера можно взять Смоленскую, Полтавскую и Архангельскую губернии, которые должны были финансировать балтийский флот, сухопутную армию и государственную бюрократию соответственно.

По мнению Владимирского-Буданова, подобного рода губернии были слишком крупны и слишком неравномерно разделены для того, чтобы сосредоточить там по-настоящему местное управление. Таким образом, вследствие огромной власти, которой обладали губернаторы, такое управление территориями можно назвать центрально-местным. Главные административные органы оставались в городах.

Города управлялись обер-комендантами и комендантами, т.е. прежними воеводами.

Губернское управление представляли губернаторы и вице-губернаторы (в их основную компетенцию входил надзор за военной и финансовой сферами управления ).

Ландраты были учреждены по лифляндскому образцу в больших губерниях по 12, в средних - по 10, в меньших - по 8. При обер-комендантах - их было на половину меньше. Они также составляли коллегиальное учреждение под председательством губернатора. Назначались же ландраты сенатом по представлению губернатора. С 1714 г. они избирались местными дворянами.

В 1710 г. число губерний было увеличено до 10. При этом в каждой губернии было неодинаковое число провинций. Всего провинций было 45.

Провинции делились на дистрикты (старинные уезды ) и управлялись воеводами ( вице-губернаторами). Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора Юстиции, Вотчинная) имели на местах собственный разветвленный аппарат из камериров, комендантов, казначеев. Важную роль выполняли конторы камерирских дел ( раскладка и сбор податей ) и рентерн-казначейства (прием и расходование денежных сумм по указам воеводы и камериров ).

По указу императора от 1719 г. воеводам поручалось наблюдение «за хранением государственного интереса», принятие мер государственной безопасности, укрепление церкви, оборона территории, надзор за местной администрацией, торгами, ремеслами, учреждением школ, надзор за путями сообщения, надзор за помещиками, разоряющими своих крестьян, а также и за соблюдением царских указов.

Степень зависимости воевод от губернаторов не была определена, что на практике приводило к полной беспорядочности.

Отдельные ветви управления для финансов ( земские камериры ) с подчиненными им земским комиссарами. Они назначались камер-коллегией до 1724 г., а с того года выбирались дворянами по дистриктам для сбора податей и для полицейского управления под надзором губернаторов и воевод и под отчетностью своих избирателей.

Судебной функцией обладали единоличные ландрихтеры, а затем (8 января 1719 г.) - коллегиальные надворные суды под председательством обер-ландрихтеров.

В малых городах были учреждены городовые судьи.

Петр I стремился осуществить принцип (правда, не до конца воплощенный в жизнь ) отделения суда от администрации. Губернаторы, не вмешиваясь в судопроизводство, могли остановить исполнение решений суда, хотя и отвечали за неосновательный протест.

В 1718 -1719 г. была проведена реформа городского самоуправления. Были созданы новые подчиненные губернаторам органы - магистраты. Общее руководство осуществлял Главный магистрат. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши.

В 1722 г. - суд был вновь соединен с администрацией. Теперь губернатор должен был председательствовать в надворных судах. Что касается провинциальных судов, то там в качестве судей выступали воевода и один или два асессора. Иногда последние откомандировывались в отдаленные города данной провинции для единоличного суда.

При Петре I сложилась полностью бюрократизированная система местного управления. Участие местного, земского элемента не допускалось.

Учреждения о губерниях 1775 г. Местные учреждения екатерининского периода были основаны на самоуправлении, но не земском, а чисто сословном.

При заметном увеличении числа губерний, последние были существенно уменьшены в объеме (по 300 - 400 тыс. душ в одной губернии ).

Такие губернии управлялись наместниками или генерал-губернаторами (впоследствии наместники иногда, не повсеместно, назначались сразу на несколько губерний). Губернатор управлял с помощью наместничьего правления. Такое правление имело лишь совещательное значение. По общему правилу губернии делились на уезды по20-30душ ( иногда могло иметь место деление сначала на провинции).

Уездом управлял земский исправник или капитан ( избирался дворянством уезда ).

В нижнем земском суде заседали исправник и два заседателя по выбору от дворянства. Города управлялись городничими.

Специальные ветви местного управления в эпоху Екатерины выглядели следующим образом:

В казенном управлении - казенной палате председательствовали вице-губернатор, директор экономии, советник, два асессора и казначей ).

Дела призрения и народного образования был создан приказ общественного призрения ( 6 членов: 2 выборных от каждого из 3-х сословий).

Суд. Для губерний были сформированы коронные палаты - гражданский и уголовный суд ( это уже относится к вопросу о судебных учреждениях ).

При Петре существовала Бурмистрская палата (выборные г. Москвы), которая являлась одновременно и местным, и центральный органом городового управления. По городам создавались земские избы председателями в которых были земские бурмистры.

В отличие от петровских учреждений, при Екатерине дворянству отводилась большая роль в местном управлении.

В 1775 г. было установлено новое губернское деление российских территорий.

Согласно жалованной грамоте городам магистраты сохраняли за собой лишь судебную функцию.

Городское управление теперь представлял городской голова; и Дума (общая и шестигласная ).

Общая - представительное собрание (в случае нужды). Созывалась из представителей всех 6 разрядов городских обывателей.

Шестигласная дума - постоянно действующая управа. Ее члены избирались общей думой.

Ведомство думы было весьма узким, так как большинство полномочий отошло к государственным общим, бюрократическим органам.

Для управления сельским населением существовала определенная волостная организация. До Павла она игнорировалась законом. При Павле волости казенных крестьян (каждая по 3000 душ ) управлялись выборным головой, которому помогал волостной писарь. Отдельные поселения управлялись старшинами.

3. Табель о рангах представлял собой

1). иерархическую систему чинов, титулов, званий, определявшую продвижение по служебной лестнице;

2). систему наказаний государственных служащих;

3). систему вознаграждений на государственной службе;

4). феодально-иерархическую систему, заменившую местничество?

Ответ 1). иерархическую систему чинов, титулов, званий, определявшую продвижение по служебной лестнице.

4 При каком российском императоре был введен «Устав о службе гражданской»

1). при Петре I;

2). при Павле I;

3). при Александре I;

4). при Николае I.

Ответ: 4). при Николае I.

5. Приведите название кодекса законов Русского государства, принятого Земским Собором в царствование Алексея Михайловича, завершившего юридическое оформление крепостного права

Соборное Уложение - свод законов, принятый Земским собором в 1648-1649 гг. при Алексее Михайловиче.

6. Из предложенных Вам реформ выберите те, которые были проведены в годы правления

Ивана IV Васильевича:

1). Губернская;

2). Земская;

3). Губная;

4). Церковная (автокефалия русской церкви).

Ответ: 2). Земская; 3). Губная.

7. Приведите термин, которым обозначалось народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения и решения важных общих дел.

Вемче (общеславянское; от славянского «в?тъ» - совет) - народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» - главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса. Функции веча сближают его со скандинавским тингом и англосаксонским витенагемотом.

Список используемой литературы

1. Бессмертный Ю. Л., Феодальная деревня и рынок в Западной Европе XII--XIII вв., М., 1999, гл. 2.

2. Назаренко А.В. Родовой сюзеренитет Рюриковичей над Русью // Древнейшие государства на территории СССР. М., 1996.

3. Толочко П.П. Древняя Русь. Очерки социально-политической истории. Киев, 1999.

4. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. IX-XI вв. М.- Смоленск, 1998.

5. Колесницкий Н. Ф., Феодальное государство, М., 1967:

6. Щавелев А.С., Щавелев С.П. Антураж княжеских съездов на Руси: замечания по культурно-исторической семантике // Любецький з'iзд князiв 1097 р. в iсторичнiй долi Киiвськой Русi. Чернiгiв, 1997.

7. Юшков С.В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. М.-Л., 1999.

8. Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1998.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.