Рефераты. Отечественная история: от Древней Руси до наших дней

p align="left">Цели, характер и особенности Великой Отечественной войны. Периодизация истории войны. Причины неудач Красной Армии в начальный период войны. Меры Советского государства по мобилизации сил страны на разгром врага, по перестройке промышленного и сельскохозяйственного производства с учётом требований войны.

Битва за Москву и значение первой победы Красной армии. Создание антигитлеровской коалиции во главе с СССР. Развертывание партизанского движения в тылу оккупантов. Сталинградская битва, значение победы Красной армии на Волге. Коренной перелом в ходе войны.

Достижение СССР превосходства над Германией в производстве боевой техники и вооружения. Самоотверженный труд советских людей в тылу: подвиг рабочих, ИТР, колхозников, женщин, молодежи. Вклад трудящихся края в наращивание экономического потенциала страны. Главные факторы, обусловившие коренной перелом в ходе войны.

Курская битва. Наступательные операции Красной армии на завершающем этапе войны.

Ставропольские дивизии на фронтах Великой Отечественной войны.

Открытие второго фронта в Европе и его значение в достижении победы над странами фашистского блока. Освободительный поход Красной армии в страны Европы. Решающая роль СССР в разгроме фашистской Германии и ее сателлитов. Историческое значение победы СССР.

Участие советских войск в разгроме милитаристской Японии. Итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Тема XV. Советский Союз в послевоенные годы.

Укрепление авторитарного режима (1945 - 1953 гг.)

Геополитические последствия Второй мировой войны. Послевоенный мир и начало “холодной войны”. Проблема безопасности Советского Союза в послевоенном мире.

Восстановление народного хозяйства СССР в 1945-1950 гг.: достиже-ния, трудности, противоречия. Возрождение экономики в крае.

Альтернативы социально-экономического и политического развития советского общества в послевоенные годы. Укрепление авторитарного режима. Ужесточение идеологического диктата в обществе. Репрессии 1945-1953 гг. и их оценка.

Тема XVI. Развитие СССР в 50-60-е годы:

поиск путей обновления, демократизации общества

Объективная необходимость демократизации советского общества и реформ в послевоенный период. Поиск путей обновления советского общества в 50-е - начале 60-х гг.

ХХ съезд КПСС. Меры по демократизации государственной и общественной жизни. Критика культа личности Сталина. “Оттепель”. XXII съезд КПСС, принятие новой Программы партии.

Реформаторская деятельность Н.С. Хрущева: изменения в руководстве сельским хозяйством, промышленностью, реорганизация органов управления. Незавершенность хозяйственных реформ. Социальная политика правительства в 50-е гг. и ее просчеты.

Развитие НТР: значение производственного применения фундаментальных открытий в естественных науках, новых и новейших технологий; влияние технического прогресса на изменение производительных сил, развитие социальной сферы. Экономическая реформа 1965 г., причины её незавершенности. Результаты применения достижений НТР в СССР и странах Запада, причины отставания СССР от передовых стран в этой области.

Внешняя политика СССР в середине 50-х - 60-е годы. Карибский кризис. Вмешательство СССР во внутренние дела других государств: события в Венгрии 1956 г. и Чехословакии 1968 г.

Тема XVII. Стагнация и кризис советской

модели социализма (1970 - 1985 гг.)

Советский Союз в начале 70-х гг. Победа консервативной тенденции в советском руководстве, курс на стабилизацию общества. Концепция развитого социализма - идеология “застоя”. Отрицательное влияние милитаризации экономики на жизнь страны.

Ужесточение идеологического и политического прессинга. Диссидентское движение: предпосылки и сущность.

Изменения в политике КПСС после прихода к руководству Ю.В. Андропова. Созревание в руководящих кругах понимания необходимости коренных перемен в жизни страны.

Власть и общество в первой половине 80-х годов.

Международное положение и внешняя политика Советского государства. Участие СССР в войне в Афганистане: причины и последствия.

Тема XVIII. Перестройка, ее противоречивый характер,

цели и осуществление (1985-1991 гг.)

Политика перестройки: предпосылки, основные направления и этапы. Меры по реформированию экономики. Политическая жизнь, идеология и культура. Новое политическое мышление во внешней политике, либерализация внешнеполитического курса. Причины неудачи перестройка. Стратегические ошибки и тактические просчеты М.С. Горбачева и его окружения в проведении перестройки.

Возрождение многопартийности в стране. Решение XIX конференции КПСС по вопросу изменения ст. 6-й Конституции СССР (о роли партии как ядра политической системы советского общества).

Обострение межнациональных конфликтов и проблема сохранения СССР. Выход из состава СССР Прибалтийских республик. “Новоогаревский процесс”. Августовские события 1991 г. Усиление политической напряжённости в стране. Распад СССР. Провозглашение СНГ.

Итоги политики перестройки, причины ее неудачи.

Тема XIX. Россия в постсоветский период

Новый этап в истории Отечества. Смена модели общественного развития. Либе-ральная концепция реформирования российского общества: переход к рыночным отноше-ниям, формированию гражданского общества и правового государства.

Социально-экономические преобразования методом “шоковой терапии” и их результаты. Объективные и субъективные причины экономического кризиса, падения производства, снижения жизненного уровня основных слоев общества в 1990-е гг. Финансово-экономический кризис августа 1998 г. и его последствия. Наука, культура, образование в рыночных условиях.

Формирование новой государственно-политической системы страны, демонтаж системы власти Советов. Конституционный кризис в России 1993 г., его оценки в научной литературе и публицистике. Конституция РФ 1993 г. Обострение межэтнических отношений и проблема сохранения территориальной целостности Российской Федерации. Война в Чечне 1994-1996 гг.

Президентские выборы 1996 г. Обострение внутриполитического кризиса в 1998-1999 гг. Результаты выборов в Государственную Думу 1993 г., 1995 г. и 1999 г. Политические партии и общественные движения России в 1990-е гг.

Вторая война в Чечне и со-временное положение на Северном Кавказе. Президентские выборы 2000 г. и 2004 г. Меры по укреплению государственной власти. Итоги выборов в Государственную Думу 2003 г. Эволюция политических партий и общественных движений России. Курс исполнительной власти на стабилизацию обстановки в стране.

Внешняя политика РФ в конце XX - начале XXI в. Россия и интеграционные процессы в СНГ. Россия и “дальнее зарубежье”.

Заключение. Мир в начале XXI в. Тенденции глобализации и информационная революция. Формирование новых политических центров. Место и роль России в интеграционных процессах современности.

Экономическое и политическое развитие РФ в условиях стабилизации. Социокультурные преобразования нового века. Перспективы развития России. Послание Президента Федеральному Собранию РФ 25 апреля 2005 г.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ.

Семинарским занятиям отводится очень важная роль в изучении курса «Отечественная история». Их цель состоит в том, чтобы помочь студентам уяснить сложные вопросы, вызывающие трудности при индивидуальной работе, научить самостоятельно мыслить, критически подходить к фактическому материалу, программам различных политических движений и партий.

Семинары в учебном процессе, как правило, следуют за лекциями, на семинарских занятиях знания студентов должны углубляться. Такая цель достигается на семинарах, которые проводятся в форме развернутой беседы, выступлений студентов с рефератами - докладами (реферативная форма), по методу «малых групп», в форме «круглого стола» и т.д.

Подготовка к семинарскому занятию - сложный и трудоемкий процесс, требующий от студента не только времени и добросовестности, но и навыков самостоятельной работы. К началу семинара студент должен изучить обязательную литературу, по возможности ознакомиться с дополнительной литературой, чтобы на этой основе получить достаточно ясное представление об основных вопросах, указанных в плане занятий.

Подготовка к семинарскому занятию предполагает:

· знакомство с планом семинарского занятия, который отражает содержание предложенной темы;

· тщательное продумывание вопросов плана;

· просмотр списка рекомендованной литературы и ее подбор;

· работу над записями прослушанной лекции и соответствующего материала из других источников;

· изучение рекомендованной литературы, составление конспекта, записей и тезисов устного выступления.

Итогом подготовки студентов к семинарским занятиям должны быть их выступления, активное участие в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы.

Работа на семинаре имеет определяющее значение для полноценного овладения материалом. По тому, как студенты проявляют себя на семинарах, преподаватель судит о степени усвоения ими изучаемого материала.

Тема I. Образование Древнерусского государства и его место в мировой цивилизации (IX - XIII вв.).

План.

Образование государства у восточных славян. Норманнская и антинорманнская теории.

Киевская Русь в X в. - первой трети XII в.

Русь в период феодальной раздробленности.

Литература.

История России с древнейших времен до конца XVII в. /Отв. ред. Саха-ров А.Н. и др. - М.,1997.

Ключевский В.О. Курс русской истории. - М., 1987. Т.1.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М.,1991.

Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-восточной Руси в X - XIX вв. - М.,1984.

Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. 1991. № 2-3.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв. - М.,1982.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М.,1988.

Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.

Темы докладов и рефератов.

1. Происхождение древнейших русских городов.

2. Исторические портреты киевских князей IX-X вв.

3. Княжение Ярослава Мудрого как период расцвета древнерусского государства.

Методические рекомендации.

Исходя из определения термина «государство» следует рассмотреть пред-посылки формирования государственности у восточных славян на рубеже VIII - IX вв. Раскрыть сущность норманнской и антинорманнской теорий. Проследить процесс складывания Древнерусского государства, охарактери-зовать его основные этапы. Уяснить главное во внутренней и внешней по-литике первых киевских князей, а также значение принятия христианства на Руси.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.