Рефераты. Отечественная история: от Древней Руси до наших дней

p align="left">Хмелевский К. “Расказачивание” - что это было. //Свободная мысль. 1997, № 10.

Цветков В.Ж. Белое движение в России. 1917-1922 годы //Вопросы истории, 2000, № 7, с. 56-73.

Шеводуков П. Гражданская война. Взгляд через десятилетия. //Свободная мысль, № 10, 1992.

Темы докладов и рефератов.

Современная историография об истории Гражданской войны в России.

Интервенция стран Антанты в России, как фактор ужесточения Гражданской войны.

Гражданская война на Северном Кавказе.

Политические портреты: М.Ф. Фрунзе, С.М. Буденный, В.И. Чапаев, М.Н. Тухачевский, А.И. Деникин, О.И. Городовиков, И.А. Кочубей, Л.Ф. Балахонов.

Методические рекомендации.

В истории Гражданской войны необходимо прежде всего выяснить ее истоки, разобраться в причинах раскола общества, показать цели, средства их достижения различными классами и партиями в войне. Должны быть осмыслены факторы, повлиявшие на особую ожесточенность Гражданской войны, в т.ч. влияние иностранной военной интервенции, ее оценки в современной литературе.

Важно также разобраться с особенностями и дать обоснование различий в периодизации основных событий Гражданской войны, особое внимание уделить военным событиям на Северном Кавказе, противоборству Добровольческой армии и XI Северо-Кавказской Красной армии, роли в этих событиях казачества, его положению в условиях Гражданской войны.

Разобраться в политике противоборствующих лагерей, их социальной базе, целях и средствах. Дать оценку террора как деструктивного фактора в войне.

В заключение уяснить итоги, последствия и уроки Гражданской войны, осмыслить современные воззрения и оценки.

Тема XII. Советская Россия на путях НЭПа (1921 - 1929 гг.).

План.

Советская Россия в условиях экономического, политического и социального кризиса в начале 20-х годов. Необходимость отказа от продразвёрстки и замены её новой политикой.

НЭП: цели, сущность, опыт, противоречия, уроки.

Поиск путей национально-государственного строительства, реализация права наций на самоопределение. Образование СССР.

Альтернативы развития советского общества во второй половине 20-х годов и борьба за их реализацию.

Литература

Бухарин Н.И. Политическое завещание Ленина. //Избр. произведения. - М., 1988.

Быстрова И.В. Государство и экономика в 1920-е годы: борьба идей и реальность. //Отечественная история. 1993, № 3.

Горинов М.М., Цакунов С.В. В 20-е годы: становление и развитие новой экономической политики. //История Отечества: люди, идеи, решения: очерки советского государства. - М., 1991.

Гусев А.В. Левокоммунистическая оппозиция в СССР в конце 20-х годов. //Отечественная история. 1996, № 1.

Данилов В.П., Дмитриенко В.И., Лельчук В.С. НЭП и его судьба. //Историки спорят. 1989.

История России /Под ред. А.С. Орлова, В.А. Георгиева и др. М. 2000.

История России / Под ред. Сердюкова Г.Н., Ростов-на-Дону. 2004.

Крестьянское восстание в Тамбовской губернии в 1919 - 1921 гг. "Антоновщина": Документы. - Тамбов, 1994.

Кронштадт 1921: Документы о событиях в Кронштадте весной 1921 г. /Сост., введ. и примеч. В.П.Наумова, А.А.Косаковского. - М., 1997.

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - М., 1997, разд. III, гл. 10.

Наумов В., Курин Л. НЭП. Суть. Опыт. Уроки. //Урок дает история. - М., 1989.

Новейшая история Отечества XX век/Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. Т.1. М. 1998.

Соколов А.К. Курс советской истории (1917 - 1940). М. 1999.

Темы докладов и рефератов.

Эволюция экономических взглядов лидеров большевистской партии в 20 гг. Ленинская концепция строительства социалистического общества.

Советская национальная политика в 20-е годы. Оценка образования СССР в свете современного опыта.

Внешняя политика Советского государства в 20 гг.

Политические портреты: Н. Бухарин, Л. Каменев, Г. Зиновьев, А. Рыков.

Методические рекомендации.

Для понимания того, почему Советская власть должна была перейти после окончания Гражданской войны к НЭПу, необходимо изучить международное и внутреннее положение Советской республики, к началу 20-х гг., разобраться в причинах экономического, социально-политического и внутрипартийного кризиса, преодолеть который было невозможно без отказа от политики военного коммунизма. Ознакомиться с сущностью, целями, путями реализации НЭПа, понять причины противоречивости экономических мероприятий, приведших НЭП к кризису. Изучить основные результаты НЭПа к середине 20-х годов, принципы, которые предполагалось реализовать в ходе дальнейшего развития страны. Оценить роль НЭПа в истории страны, значение опыта её разработки и осуществления.

Следует также показать причины и характер внутрипартийной борьбы в стране, уяснить ее основные этапы, истинные мотивы и роль личности И.В. Сталина.

Рассматривая процесс образования СССР, надо выяснить то, какие для этого имелись объективные предпосылки и условия, разобраться в сущности проектов «автономизации» и федерализма, уяснить сущность и значение новых принципов национально-государственного строительства, которые реализовались в рамках образования СССР, оценить в свете исторического опыта роль многонационального Советского государства как уникальной формы консолидации многих народов на пространствах крупнейшей страны мира.

Тема XIII. Советское общество в 30-е гг.

План.

Советская модернизация экономики и её результаты. Социально-экономическая политика Советского государства:

· Индустриализация страны, создание новой материально-технической базы общества.

· Модернизация сельского хозяйства.

Утверждение командно-административной системы, авторитарного режима политической власти. Проблема массовых репрессий.

Итоги развития советского общества. Характеристика советского общества в годы I - III пятилеток: достижения и просчеты.

Внешняя политика СССР в предвоенные годы.

Литература.

Борисов Ю.С. Эти трудные 20 - 30-е годы. //Страницы истории советского общества. - М., 1989.

Власть, культура, народ. О духовной жизни в 30-е годы. //Свободная мысль. 1992, № 2.

Данилов В.П. Коллективизация сельского хозяйства в СССР. //История СССР. 1990, № 4.

Журавлев В.В. Сталинская модель: взгляд сквозь годы. //Кентавр. 1992, ноябрь - декабрь.

Зеленин И.Е. Крестьянство и власть в СССР после "революции сверху" //Вопросы истории, 1996, № 7, c. 14-31.

История России /Под ред. А.С. Орлова, В.А. Георгиева и др. М. 2000.

История России / Под ред. Сердюкова Г.Н., Ростов-на-Дону. 2004.

Лельчук В.С. Курс на индустриализацию и его осуществление. //Страницы истории советского общества. - М., 1989.

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - М., 1997, разд. III, гл. 10.

Новейшая история Отечества XX век/Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. Т.2. М. 1998.

Осколков Е.Н. Голод 1932-1933 гг. - Ростов н/Д, 1991.

Соколов А.К. Курс Советской истории (1917 - 1940). М. 1999.

Хрущёв Н.С. О культе личности и его последствиях. Доклад ХХ съезду КПСС. //Известия ЦК КПСС, № 3, 1989.

Хлевнюк О.В. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество. - М., 1992.

Темы докладов и рефератов.

Истоки единовластия, авторитаризма в СССР.

Социальная структура советского общества в 30-е гг.

Истоки формирование тоталитарного сознания.

Противоречивость социально-политического, духовного развития советского общества в 30-е гг.

Политические портреты: С.М. Киров, Г.К. Орджоникидзе, М.М. Литвинов, Н.И. Вавилов, А.И. Чаянов.

Методические рекомендации.

30-е гг. в истории Советской страны - один из самых сложных и противоречивых периодов. В его содержании надо видеть и с правильных позиций оценивать две тенденции: 1) качественный скачок, неуклонный подъём экономики, достигнутый в годы советской модернизации, выход СССР по объёму производства на 1-е место в Европе и 2-е - в мире; 2) деформации в экономическом и социально-политическом развитии общества, допущенные в результате отхода политического руководства от ленинской модели социалистического строительства. Без осмысления этих тенденций нельзя понять, какой была советская страна в 30-е гг.

Необходимо вникнуть в содержание политического курса ВКП(б) на том этапе, изучить, как реализовывались на практике планы индустриализации страны, модернизации сельского хозяйства, что на их основе было достигнуто фактически, насколько изменились облик страны, жизненный уровень трудящихся, культура, духовная жизнь общества.

При этом важно осмыслить основные черты складывавшегося политического режима, его влияние на политическую жизнь страны, партию, на идеологию, культуру, науку, психологию людей и иные стороны общественной жизни. Составить цельное представление о репрессиях 30-х гг. Обдумать последствия деформаций, происходивших в тридцатые годы, и их влияние на последующую историю страны.

Пристальное внимание должно быть уделено выяснению условий, в которых велось строительство нового общества, международного положения СССР в начале 30-х гг., появления очагов военной опасности. Надо разобраться в том, что представляли собою фашизм и его агрессивность, какую угрозу он нёс Европе, всей современной цивилизации, почему в те годы потерпела неудачу борьба за создание единого антифашистского народного фронта. Изучить меры СССР по противодействию фашизму и созданию системы коллективной безопасности, а также причины, не позволившие решить эту задачу. При этом усвоение главного в содержании изучаемого периода должно вестись не в узких рамках 30-х гг., а с позиций более широкого подхода - с принципов историзма, с использованием историко-сравнительного, историко-генетического и др. методов научного познания.

Тема XIV. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны

(1939-1945 гг.).

План

1. Вторая мировая и Великая Отечественная война: причины, характер, цели и особенности.

2. Периодизация Отечественной войны и хроника основных событий на её фронтах. Историческое значение победы Красной армии в Московской, Сталинградской и Курской битвах.

3. Вклад воинов, трудящихся Ставрополья в достижение Победы в войне.

4. Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Решающая роль СССР в разгроме военной машины фашистской Германии и её сателлитов.

Литература

Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом.

Секретный дополнительный протокол // Альтернативы 1939 года. - М.: АПН, 1989.

Барышников М.И. Советско-финская война 1939-1940 гг. // Новая и новейшая история. 1989. № 4.

Великая Отечественная война. 1941-1945: военно-исторические очерки. В 4-х т. - М., 1999.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.