Характеризуя значение победы партии Авода на данных выборах в кнессет, Шимон Перес отмечал: «Если бы израильская общественность не решила в июне 1992 года сменить политику «топтания на месте» на политику «преодоления трудностей», не возникло бы никакой реальной возможности осуществить тот резкий поворот во внешней политике, который сегодня стал основой взаимного признания между Израилем и ООП». Перес Ш. Новый Ближний Восток… - С. 33.
Победа партии Рабина - Переса на выборах в кнессет создала довольно парадоксальную ситуацию в американо-израильских отношениях: несмотря на то, что администрация Буша была заинтересована в победе на выборах партии Авода, новое израильское руководство проявляло заинтересованность в победе на президентских выборах в США Билла Клинтона, опасаясь излишне «проарабского» крена в ближневосточной политике республиканцев. Пырлин Е. Д. 100 лет противоборства… - С. 312.
Также после победы на выборах партия Авода внесла изменения в свою политическую платформу, которые касались возможности ведения переговоров с палестинцами, даже назначенными ООП, при соблюдении палестинцами двух условий - признания Израиля и отказа от террористических методов действий.Там же - С. 313.
Рабин предложил создать палестинское самоуправление на Западном берегу и в Секторе Газа. Также он заморозил строительство любых новых еврейских поселений на этих территориях. В августе 1992 года Рабин ездил в США для встречи с президентом Дж. Бушем. 24 августа Израиль аннулировал депортацию одиннадцати палестинцев; в этот же день в Вашингтоне возобновились переговоры между Израилем и палестинцами. В сентябре 1992 года министр иностранных дел Израиля Шимон Перес встретился в Лондоне с премьер-министром Великобритании Джоном Мейджором, который согласился отменить эмбарго на поставку оружия и снять запрет британским компаниям продавать нефть из Северного моря Израилю. Кроме того, Мейджор выразил согласие стать посредником в деле прекращения бойкота британских и европейских компаний, имеющих деловы связи с Израилем. Ден Кон-Шербок., Дауд эль-Алами. Указ. соч. - С. 125 - 126.
В это же время палестинские экстремистские террористические организации, такие как Исламский джихад и ХАМАС, встречали в штыки любые мирные инициативы. С благословения Ирана ХАМАС осуждал любые попытки оккупационных властей способствовать росту уровня образования, благосостоянию и здравоохранению палестинского населения. Там же. - С. 126.
13 декабря 1992 года случился инцидент, который вновь привлек всеобщее внимание к израильско-палестинскому вопросу: группа боевиков ХАМАСа похитила израильского полицейского Нисима Толедано и предложила обменять его на своего лидера шейха Ахмеда Яссина. Но когда через 2 дня нашли труп полицейского, Ицхак Рабин приказал арестовать 1600 палестинцев, 416 из которых были отправлены в пустынную полосу, служившую разграничительной зоной между Израилем и Ливаном, где их держали без крова и пищи. Рубби А. Указ. соч. - С. 299. Эта инициатива Рабина была осуждена мировым сообществом и Советом Безопасности ООН, так как наказание противоречило международному праву и Женевской конвенции, как было подчеркнуто в резолюции ООН № 799 от 18 декабря 1992 г., по которой депортированные лица имели право вернуться домой. Рабин же утверждал, что успешно идти к миру можно лишь при условии твердого отпора любым террористическим актам. В свою очередь, Ясир Арафат также осудил действия ХАМАСа, так как они угрожали мирному процессу. Там же. - С. 299. Лишь 1 февраля 1993 года Израиль согласился возвратить часть депортированных арабов на оккупированные территории, оставив судьбу остальных палестинцев неясной. Колобов О. А. США и проблема Палестины. - Нижний Новгород, 1993. - С. 158. Таким образом, данный инцидент свидетельствует о том, что действия ХАМАСа были направлены на то, чтобы подорвать Вашингтонские переговоры и заставить отказаться от них. Рабин, в свою очередь, поступил недальновидно и опрометчиво, поддавшись на провокацию со стороны палестинских экстремистов.
19 января 1993 года кнессет отменил закон от 1986 года, запрещавший любые контакты между гражданами Израиля и ООП. Рубби А. Указ. соч. - С. 301. Таким образом, данное действие означало фактическое признание руководством Израиля ООП.
Новый президент США Билл Клинтон поручил в начале февраля новому государственному секретарю Уоррену Кристоферу отправиться с первой своей миссией на Ближний Восток и подготовить встречу Клинтона с Ицхаком Рабином. Таким образом, президент США открыто пожелал быть лично вовлеченным в процесс мирного урегулирования на Ближнем Востоке, предложив Ицхаку Рабину « новый уровень стратегического партнерства». Колобов О. А. США и проблема Палестины… - С. 158.
14 апреля Рабин заявил, что Израиль « в отличие от предыдущего правительства» готов к « обсуждению с палестинской делегацией» на вашингтонских переговорах окончательного положения о территориях на основе резолюции 242 ООН». Цит. по кн.: Рубби А. Палестинский марафон… - С. 302. Это был беспрецедентный шаг, ведь резолюция № 242 требовала возвращения к границам 1967 года. См. Приложение № 2. - С. 53 - 54. Это означало, что заявление Рабина соответствовала главной проблеме переговоров - «земля в обмен на мир».
Большие надежды, связанные с заявлением Рабина были, однако, несколько умерены новым туром переговоров, на котором не удалось найти приемлемого решения в отношении израильских поселений на оккупированных территориях. Спорными также оставались вопросы характера самоопределения на промежуточном этапе и перехода к окончательному статусу оккупированных территорий. Палестинцы хотели по окончании промежуточного этапа самоуправления создать палестинскую государственную структуру по принципу « два народа - два государства в Палестине». Израильтяне считали, что этот вопрос можно решить только после пяти лет самоуправления. Также Рабин колебался с решением о включении в состав палестинской делегации представителей ООП. Рубби А. Указ. соч. - С. 302 - 303.
На протяжении второй половины 1991 - 1992 годов проходил взаимный обмен меморандумами и иными документами, к чему прибегали израильские и палестинские представители, который не мог создать качественно новой ситуации, которая могла бы характеризоваться как реальная подвижка к миру. Пырлин Е. Д. 100 лет противоборства… - С. 323.
В этот период для Израиля было бы важно завязать и закрепить переговорный процесс с арабами по вопросам о безопасности, беженцах, формах политико-дипломатического признания и т. д. Также следует констатировать и определенную пассивность Вашингтона не только как сопредседателя мадридского форума, но и как возможного посредника. Некоторые политические наблюдатели объясняют эту пассивность давлением произраильских сил внутри страны на администрацию. Пырлин Е. Д. Мадридский форум… - С. 50 - 51.
Таким образом, складывались предпосылки для новой задержки переговоров, как об этом свидетельствовал девятый раунд майских переговоров.
ГЛАВА II ПЕРЕГОВОРЫ В ОСЛО И ПОДПИСАНИЕ ДЕКЛАРАЦИИ ПРИНЦИПОВ
2.1 Конфиденциальные переговоры в Осло
Работа двусторонних треков, проходившая в Вашингтоне, после довольно энергичного начала затем стала терять динамику и к середине 1993 года по существу зашла в тупик. Учитывая бесперспективность и тупиковый характер палестино-израильских переговоров в рамках многочисленных треков мирной конференции по ближневосточному урегулированию, у руководства обеих сторон созрела идея провести переговоры по секретному каналу.
Постепенно израильская общественность дозрела до понимания того, что только сосуществование палестинцев и израильтян, основанное на мирных, должным образом оформленных и гарантированных отношениях, должно явиться искомым, приемлемым и реальным будущим для Палестины, что выход из тупика может быть найден в случае, если начнутся прямые, лучше конфиденциальные, полнокровные палестино-израильские переговоры. Аналогичные процессы проистекали и в палестинской среде. Пырлин Е. Д. 100 лет противоборства… - С. 325. Е. Д. Пырлин пишет, что «переговоры «под ковром» хороши тем, что они свободны от внешнего давления, воздействия общественного мнения или прессы, не связаны какими-то фиксированными сроками и требуют от участников переговорного процесса максимальной искренности и строгого соблюдения конфиденциальности. Только такие переговоры могут привести к желаемому «прорыву»; это лишний раз было наглядно подтверждено ходом и результатами палестино-израильских секретных переговоров в Норвегии». Там же. - С. 324.
Идея конфиденциальных палестино-израильских переговоров родилась не на пустом месте, так как израильская пресса иногда писала о желательности проведения секретного палестино-израильского саммита. Но ни палестинцы, ни израильтяне не могли выступить с инициативой проведения таких конфиденциальных переговоров из опасения быть сразу же обвиненными в «сговоре», «измене», «отступлении от принципиальной позиции» и т. д. Пырлин Е. Д. 100 лет противоборства… - С. 324. Также не могли выступить с таким предложением США и Россия, поскольку другие участники конференции непременно заподозрили бы в таком предложении неизбежный подвох. Поэтому для начала конфиденциальных палестино-израильских переговоров должен был появиться некий внешний толчок.
Таким внешним импульсом явились усилия норвежского правительства, которые были благожелательно встречены и израильтянами и палестинцами. Английская исследовательница Джейн Корбин писала в этой связи: «Норвегия уже занимала уникальную позицию между противоборствующими сторонами, позицию независимую, пользовавшуюся доверием обеих сторон. Последовательно сменявшиеся друг друга социалистические правительства Норвегии поддерживали тесные связи с израильской Партией труда. Сильные профсоюзы в обеих странах были также весьма близки между собой, а две трети норвежских членов парламента принадлежали к влиятельной лоббистской группе «Израиль за мир». С другой стороны, Норвегия поддерживала отличные связи с палестинцами. В этом заслуга Торвальда Столтенберга, длительное время занимавшего пост министра иностранных дел». Цит по кн.: Пырлин Е. Д. 100 лет противоборства… - С. 326.
В 1987 г. Столтенберг стал министром и посвятил в свои планы установления между Партией труда и ООП своего заместителя Яна Эгеланда, который поддерживал тесные контакты с «Международной амнистией», штаб-квартирой Красного Креста в Женеве и Еврейским университетом в Иерусалиме. В эти планы были посвящены также профессор Ларсен, имевший широкие связи с Партией труда и профсоюзами Израиля, его жена Мона, дипломат специалист по Ближнему Востоку, свояк Столтенберга Йорген Хольст, занимавший пост военного министра и в дальнейшем сменивший Столтенберга на посту министра иностранных дел, жена Хольста, известный социолог Марианна Хейберг, и дочь Столтенберга Камилла, сотрудница профессора Ларсена. Пырлин Е. Д. 100 лет противоборства… - С. 326 - 327.
Большую роль в организации контактов сыграл Терье Ларсен. В феврале 1992 года он встретился с находившимся с визитом в Осло членом руководства и главным финансистом ООП, директором палестинского банка «Самед» Ахмедом Куреи (Абу Ала). Затем, в мае 1992 года, накануне выборов в Израиле, Ларсен встретился в Тель-Авиве с молодым депутатом от Партии труда Йосси Бейлином, впоследствии ставшим заместителем министра иностранных дел Израиля, и также пришел с ним к согласию по вопросу налаживания связей с ООП. Бейлин и Абу Ала стали впоследствии одними из основных «архитекторов Осло». Звягельская И. Д. Проблема трансформации палестино-израильского конфликта.// Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие. - М., 2005. - С. 297. В сентябре 1992 г. Эгеланд посетил Израиль с официальным визитом, и с Бейлином вновь детально обсуждалась тема установления секретного палестино-израильского канала связи. Пырлин Е. Д. 100 лет противоборства… - С. 327.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9