Рефераты. Политическая система Франции

p align="left">Первый абзац статьи 91 Конституции предоставил правительству право в течение четырехмесячного срока с момента промульгации этого акта принимать все меры законодательного характера, необходимые для применения Конституции. Юридически все нормы Конституции 1958 г. действуют, однако фактически некоторые статьи остаются лишь "мертвыми деревьями" во Французской "конституционной аллее". Положения раздела XIII практически не могут быть применены после распада Сообщества.

В настоящее время в Конституцию Франции 1958 г. были внесены поправки, пожалуй самые значительные после реформы 1962 г., изменившей способ избрания главы государства и установившей новый способ избрания главы государства, а также принципиально иную систему государственной власти в стране. Это закон об изменении Конституции, принятый 4 августа 1995 г.

2.2. Политическая система Франции

Во Франции как я уже говорила всегда уважалось мнение народа и ей, как никакой другой стране был характерен политический плюрализм.

Ныне действующая Конституция Французской Республики в статье 4 провозглашает: "Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета и "демократии". На политической арене действует множество политических партий и движений, им свойственна мобильность. Они возникают, приходят в упадок, исчезают, сливаются, блокируются, меняют политические ориентиры и названия. В Конституции Франции нет четкой регламентации Конституционного Совета от 16 июня 1976 г., в котором свобода образования политических партий провозглашена в качестве "основного принципа, признаваемого законами Республики". Партии образуются свободно. Единственным условием является подача декларации в административные органы. Особое разрешение для образования любой партии не требуется. Все политические ассоциации и партии, не зарегистрированные в соответствии с установленной процедурой, не обладают какой-либо юридической правоспособностью. В особых случаях такая правоспособность может быть признана судебными органами.

Во Франции из многочисленных партий и ассоциаций заметную роль в политической жизни играют несколько наиболее значительных. Это - Французская социалистическая партия (входит в Социнтернационал), включает более 180 тыс. человек; движение левых радикалов, созданное в 1972 г. (около 30 тыс. членов); Французская Коммунистическая партия (500 тыс. членов); Объединение в поддержку Республики (буржуазная партия, основанная в 1958 г., объединившая сторонников генерала Шарля де Голля - насчитывает около 900 тыс. членов); Республиканская партия, образованная в 1966 г., объединяющая около 160 тыс. членов и представляющая интересы средней и крупной буржуазии; Центр социальных демократов - правоцентристская буржуазная партия, образованная в 1976 г. (около 30 тыс. членов); Национальный фронт, основанный в 1972 г. - представляет собой ультраправую организацию. Имеются также и мелкие партии, включающие партии Корсики и заморских департаментов.

Во Франции партии ограничения финансируются частными лицами. Государством Финансируются те партии, которые выставили кандидатов по меньшей мере в 75 избирательных округах.

В статье 2. Конституции Французской Республики 1958 г. (ныне действующей) закреплено, что Франция является неделимой, светской, демократический и социальной республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан, независимо от происхождения, расы или религии.

Ее принципами являются: правление народа, по воле народа и для народа. Эти положения вошли в действующую Конституцию из статей 1 и 2 Основного закона 1946 г. Во Франции республиканская форма правления является традиционной, за исключением двух империй. По-видимому, другая форма правления во Франции не укоренялась, в тексте французской Конституции (ст.89 последний абзац) прямо указано: "Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра". При этом Конституция учреждает смешанную республиканскую форму. Это выражается в том, что глава государства (Президент) избирается помимо Парламента, а Премьер-министр назначается Президентом без согласия высшего представительного органа. Таким образом, мы можем определить Французское государство как президентскую республику. Вместе с тем во Франции правительство несет-ответственность перед нижней палатой парламента (Национальным собранием). Это присуще для парламентской формы правления, при которой Президент не может отозвать Премьер-министра. В целом политическая система во Франции характеризуется смешанной республиканской формой правления.

Принцип национальной независимости, территориальной целостности красной нитью проходит через весь текст Конституции (ст.5, 53, 89 и др.). Последний абзац ст.53 этот принцип формулирует так: "Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются действительными без согласия заинтересованного населения" или: "Никакая процедура пересмотра Конституции не может быть начата или продолжена при наличии посягательств на целостность территории" (ст.89 последний абзац). Неделимость республики - константа Французского республиканского государства. Любое покушение на неделимость государства, на целостность его территории наказуемо в соответствии с нормами Уголовного Кодекса Франции. Эти действия квалифицируются как преступления против безопасности государствгГ--В части толкования ст.53--5--согласии "заинтересованного населения", то в одном из решений Конституционного совета эта часть статьи интерпретировалась как возможность уступки территории иностранному государству, либо на возможность путем выделения части территории Франции и создания на ее базе независимого, государства или присоединения к независимому государству (что можно пронаблюдать на примере Алжира).'

Следующим элементом политической системы Франции являются взаимоотношения церкви и государства. Несмотря на сильные католические традиции Франции, официальная религия отсутствует. Граждане обладают свободой вероисповедания. Это означает, что любая религиозная конфессия имеет равное право на существование. И все же утверждение, что государство обеспечивает свободу совести еще не означает, что оно не может иметь каких-либо отношений с церквями, действующими на его территории. Это касается как территорий внутри Франции на континенте, так и на территориях заморских владений. В ряде областей с преимущественным проживанием католиков, имелись непосредственные отношения со Святым престолом (Эльзас, Лотарингия), а Гвиана так и не признала принципа отделения церкви от государства. Уголовный кодекс там содержит норму, в соответствие с которой подлежат ответственности священнослужители, совершившие обряд бракосочетания до заключения гражданского брака.

Следующим понятием, раскрывающим сущность политической системы Франции является "демократическая республика". Этот термин впервые был включен в текст Конституции Франции 1848 г. и означал введение всеобщего избирательного права, (но по смыслу только для мужчин). Этот принцип развит и в статье 3 ныне действующей Конституции, где указывается, что: "всеобщее избирательное право может быть прямым и косвенным, а также равным и тайным".

Следующий термин, раскрывающий сущность политической системы - "социальная республика". Одновременно статья 55 Конституции формулируют и следующее положение: "Международные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные имеют силу, превышающую силу законов, с момента опубликования, при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной". Этой статьей Конституция Франции придает принципиальное значение принципу применения норм международного права - договоры имеют незаконодательную силу.

Когда перед Европой встал вопрос об интеграции в Евросоюз, выяснилось, что наиболее приспособленной к ней оказалась Конституция Франции. Этому подтверждение - ряд добровольных передач компетенции на условиях взаимности в ведении Европейских сообществ.

2.3. Конституция Франции 1958 г.

Ныне действующая Конституция Франции существует с 1958 г. По структуре содержит небольшую преамбулу, в которой подтверждает преемственность основных положений о правах человека, изложенных в Декларации 1789 года и Конституции 1946 г. Конституция содержит 16 разделов, 93 статьи. Основной принцип - верховенство закона и норм международного права.

Раздел 1 Конституции "О суверенитете" определил основные девизы и принципы страны. Девиз: "Свобода, Равенство, Братство". Принцип: "Правление народа, по воле народа и для народа". Статья 3 определяет носителя национального суверенитета - народ, признает равноправие мужчин и женщин в области реализации гражданских и политических прав. В статье 4 сформулировано отношение государства к политическим партиям.

Этот термин был включен в Конституцию Франции в 1946 г. В период победы над Германией он имел особое значение и, как мы помним, наиболее гуманные и демократические изменения в конституционной политике страны приходились именно на этот период. Для учредителей Конституции Четвертой Республики этот термин означал развитие политической, экономической и социальной демократии. А преамбула Конституции сформулировала эти принципы как "особо необходимые в наше время". Конституция 1958 г. подтвердила дальнейшее развитие вышеуказанных принципов.

Следующий существенный принцип, определяющий понятие политическая система - "национальный суверенитет - как источник государственной власти". В ст.З действующей Конституции этот принцип сформулирован так: "Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление".

Каждому демократическому государству свойственна в первую очередь приверженность к взаимодействию с нормами международного права. В отличие от других государств, конституционно закрепивших приоритет международного права, Французская Конституция в статье 54 устанавливает механизм контроля за соответствием и взаимодействием, позволяющим избегать противоречий. Так в этой статье не хотели, чтобы существовали противоречия между международным правом и Основным законом страны. Разработан полностью механизм устранения противоречий, если они возникают в процессе ратификации международных соглашений. Раздел II посвящен Президенту Республики, его компетенции, порядку и процедуре его избрания. Раздел содержится в ст.5-19.

В разделе III регламентируется деятельность Правительства Франции (ст. 20-23).

Раздел IV посвящен Парламенту страны, деятельности его палат, взаимоотношениям Парламента и Правительства. Продолжение изложения взаимоотношений Парламента и Правительства содержится в отдельном разделе V, Система взаимоотношений законодательной и исполнительной властей изложена в ст-34-51.

В разделе VI специально закреплены нормы "О международных договорах и соглашениях", что особенно важно для современной Франции в условиях интеграции в Европейское Сообщество (ст.52-55).

В Конституции Франции в разделе VII регламентируется деятельность Конституционного совета. Это исключительно интересный орган, И пример Франции может быть достаточно назидательным для России. Так, в состав сверх девяти членов в Конституционный совет пожизненно входят бывшие президенты Республики. Таким образом, "отставные президенты" не только не создают проблем Действующему руководству и Президенту, не становятся оппозицией, но и сами, имея большой опыт управления страной, помогают в решении важных проблем. В частности, в их компетенцию входят решения важных вопросов, проверка правильности избрания президента, депутатов, сенаторов и т.д., о чем будет сказано ниже более подробно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.