Рефераты. Политика самоусиления и попытки реформ в Китае во второй половине ХІХ в.

Политика самоусиления и попытки реформ в Китае во второй половине ХІХ в.

3

Реферат на тему

ПОЛИТИКА САМОУСИЛЕНИЯ И ПОПЫТКИ РЕФОРМ В

КИТАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

ПЛАН

1. Назревание реформаторских тенденций в китайском обществе.

2. Особенности развертывания политики «самоусиления».

3. Трансформация государственных преоразований.

4. Формирование иностранного сектора в китайской экономике.

5. Литература.

1. Назревание реформаторских тенденций в китайском обществе.

Череда военных поражений Китая в столкновениях с запад-ными державами, приведших к утрате страной полноты государ-ственного суверенитета (установление иностранного контроля над таможенной системой, консульская юрисдикция, экстерритори-альность, создание сеттльментов), явилась побудительным мо-тивом к поиску путей выхода из создавшегося положения. Таким выходом могла быть только политика реформ. Она получила на-звание «движение по усвоению заморских дел» (янъу юньдун) или «политика самоусиления» (цзы цян) и проводилась на протяже-нии 1860--1890-х гг. Ее завершением принято считать события японо-китайской войны, результаты которой продемонстриро-вали большую эффективность реформ в Японии по сравнению с «самоусилением» в Китае.

Пытаясь разобраться в причинах побед Запада и поражений Китая, идеологи политики преобразований прежде всего обра-щали внимание на те сферы, где превосходство европейских дер-жав было наиболее очевидным, в первую очередь на военно-тех-ническую мощь иностранных держав. Именно это отмечал один из выдающихся ученых и политических деятелей Китая середи-ны XIX в. Вэй Юань (1794--1856). Наибольшую известность полу-чил его энциклопедический труд, содержавший обширные све-дения по географии, экономике, политическим институтам за-рубежных государств. Написанная на основе многочисленных китайских и иностранных источников, эта книга содержала также и некоторые собственные рекомендации автора, связанные с мерами, которые следовало принять цинскому правительству для разрешения проблем, возникших перед китайской державой. Предложения Вэй Юаня включали строительство арсеналов для производства современного оружия, верфей для сооружения па-ровых судов, реорганизацию армии, учреждение организаций, предназначенных для сбора сведений о западном мире, включая переводы иностранной литературы, реформу системы подготов-ки офицеров армии и флота.

В публикациях Фын Гуйфэня (1809--1875), известного педаго-га и исследователя своего времени, была поставлена проблема взаимосвязи конфуцианской традиции и новых веяний, связан-ных с приобщением Китая к западным ценностям. Надо отме-тить, что постановка вопроса о восприятии достижений чуждой культуры была революцией для китайского сознания. Цивилиза-ция, сделавшая передачу основ своей культуры принципом взаи-модействия с окружающим миром, нуждалась в обосновании са-мой возможности заимствования извне. Иначе говоря, эта воз-можность требовала легитимизациина основе конфуцианской традиции. Данная проблема была решена Фын Гуйфэнем следу-ющим образом.

С его точки зрения, превосходство морально-этических прин-ципов, заложенных конфуцианством, было несомненным. Поэто-му, допуская заимствование паровых судов и современного огне-стрельного оружия, следовало сохранять верность конфуцианско-му учению. В китайской мысли второй половины XIX в. это было сформулировано следующим образом: «...восточное учение -- ос-новное; западное учение -- прикладное» (чжун сюе вэй бэнь, си сюе вэй юн). Впоследствии именно эта проблема (соотношение «вос-точного» и «западного» учений) стала одной из доминант китайс-кой мысли не только в XIX в., но и на всем протяжении XX в.

После поражения Китая во второй «опиумной» войне в полеми-ку о путях выхода из создавшегося положения были вовлечены выс-шие сановники империи, входившие в ближайшее окружение им-ператора, правившего под девизом Сяньфын. Су Шунь, фаворит императора, глава налогового приказа, известный своим корысто-любием, объединил вокруг себя противников нововведений, выс-тупавших за восстановление изоляции Китая. Этой группе противо-стояли сановники во главе со сводными братьями императора -- князьями Гуном и Чунем. В январе 1861 г. на имя императора был направлен меморандум за подписью князя Гуна. В нем предлагалось создать специальный орган в системе высших государственных ве-домств для разработки политики, призванной найти пути выхода из кризиса в отношениях Китая с внешним миром. Канцелярия по управлению делами заморских стран (так было предложено назвать этот орган, сокращенно Цзунли ямынь) должна была в первую оче-редь наладить сбор современной и достоверной информации об иностранных державах и организовать в торговых портах сбор пошлин с иностранных товаров. Впоследствии в функции этого ведом-ства вошли также вопросы производства современных вооружений, паровых судов, боеприпасов, машинной техники, телеграфных и железнодорожных линий. Таким образом, создание Цзунли ямыня ознаменовало, в сущности, начало проведения пусть ограничен-ных, но важных реформ, в ходе которых подспудно создавались условия для возникновения в Китае новых экономических институ-тов, заимствованных у стран Запада.

2. Особенности развертывания политики «самоусиления».

Позиции сторонников нововведений при дворе упрочились после государственного переворота, происшедшего осенью 1861 г. После смерти императора Сяньфыня в августе 1861 г. Су Шунь стал во главе регентского совета, призванного править от имени малолетнего наследника престола Тунчжи. Он был сыном импе-ратрицы Цыси (1835--1908). Волевая, властолюбивая женщина, она строила далеко идущие честолюбивые планы захвата верхов-ной государственной власти. Цыси удалось достичь согласия со сводными братьями покойного императора и, воспользовавшись тем, что государственная печать находилась в ее руках, органи-зовать арест членов регентского совета во главе с Су Шунем. Цыси образовала совместное регентство со старшей женой покойного правителя Китая бездетной императрицей Сяо Чжэнь. При этом особая роль принадлежала Гуну, получившему титул «князя-со-ветника по государственным делам». В 1865 г. князь Гун был ли-шен этого звания, после чего Цыси могла принимать решения по важнейшим государственным делам практически единолично. Через некоторое время при не вполне выясненных обстоятель-ствах скоропостижно скончалась вдовствующая императрица Сяо Чжэнь, что означало устранение последнего препятствия, отде-лявшего Цыси от безраздельной власти.

Субъективно цели сторонников «самоусиления» состояли в укреплении в первую очередь военного потенциала Китая, что должно было явиться главным условием подавления внутренней смуты, оказания достойного сопротивления иностранным дер-жавам и укрепления пошатнувшейся власти цинской династии. Однако вскоре сторонники курса реформ вполне естественно пришли к выводу о необходимости осуществить не только пере-подготовку войск, но и их перевооружение, а для этого необхо-димо было наладить собственное производство современных ви-дов оружия. В одном из меморандумов князя Гуна говорилось: «При всестороннем исследовании политики самоусиления ста-новится очевидным, что главным в ней является подготовка войск, а подготовку войск в свою очередь необходимо начинать с производства оружия».

Но создание современного военного производства было не-возможно без использования индустриальных технологий. Наи-более отчетливо эта мысль была выражена в одном из меморан-думов крупнейшего деятеля эпохи «самоусиления» Ли Хунчжа-на, писавшего: «Сегодня главным средством обороны от врагов и основой самоусиления является производство машин».

Итак, стремясь найти пути к укреплению системы восточного деспотизма в Китае, выглядевшей во второй половине XIX в. весь-ма архаической, сторонники реформ пришли к осознанию необ-ходимости создания современной по своей технологической форме промышленности в первую очередь усилиями самого деспоти-ческого государства. С этой точки зрения годы «самоусиления» явились временем создания условий для формирования китайс-кого капитализма «сверху» путем усилий, предпринимавшихся самим государством, предпочитавшим пока сохранять незыбле-мыми устои традиционной политической системы.

Важно отметить, что наиболее активными практическими дея-телями реформ стали организаторы подавления антиправитель-ственных движений середины XIX в., создатели местных воинских формирований -- Ли Хунчжан, Цзэн Гофань и Цзо Цзунтан. Имен-но они и основали первые в Китае арсеналы, использовавшие со-временную западную технику для производства вооружений. Пер-вый современный арсенал был создан Цзэн Гофанем в 1861 г. в г. Аньцин. Затем арсеналы, а впоследствии и механические заводы и верфи появились в Сучжоу, Шанхае, Нанкине, Тяньцзине, Сиа-не, Гуанчжоу, Чэнду и других крупнейших городах Китая.

Характерной чертой этого вида промышленности и военных формирований было то, что они контролировались центральны-ми правительственными ведомствами лишь номинально. В дей-ствительности и арсеналы, и армии, образованные в ходе подав-ления тайпинов, оставались в руках региональных военачальни-ков. Это свидетельствовало о начавшемся упадке традиционной государственности. По форме эти процессы весьма напоминали явления, свойственные концу династийного цикла, обычно от-меченному децентрализацией власти. Но в условиях включения Китая в мировую капиталистическую систему династийный кри-зис был связан с возникновением тенденций, которые можно охарактеризовать как начальную фазу генезиса капитализма. Это в свою очередь создавало предпосылки для разрыва с прежним циклическим ходом китайской истории.

На протяжении I860--1890-х гг. в Китае в рамках казенного сектора было создано около 20 промышленных предприятий, свя-занных с военным производством, на которых было занято примерно 10 тыс. рабочих. Технологически это была современная про-мышленность, основанная на применении машин, однако с точки зрения социальной организации ее было трудно охарактеризо-вать как буржуазное предпринимательство. Продукция, произво-димая на этих фабриках, минуя рынок, шла непосредственно на снабжение армий. Таким образом, здесь отсутствовал один из основных мотивов капиталистического производства -- стремле-ние получить прибыль. Положение рабочих подчас было близко статусу государственных крепостных, а не свободной наемной рабочей силы. Тем не менее нельзя недооценивать усилия, пред-принятые китайскими милитаристами второй половины XIX в. в связи с созданием основ современного промышленного произ-водства в Китае.

Необходимость обеспечения государственной промышленности сырьем и транспортными структурами заставляла лидеров регио-нальных группировок браться за решение и этих проблем. Государ-ство контролирует угледобывающее производство, строит железные дороги. В 1881 г. для перевозки угля от мест добычи к побережью в Северном Китае построена первая железная дорога.

3. Начиная с 80-х гг. XIX в. экономическая сторона политики «са-моусиления» претерпевает некоторые существенные изменения. На-чинают строиться не только военные, но и гражданские предприя-тия (главным образом в текстильной промышленности), к участию в которых допускается национальный капитал. Правда, и в этот пе-риод государство продолжает исповедовать прежнюю идеологию по отношению к частному предпринимательству, которое рассматри-вается как потенциальная угроза общественным устоям. Например, в 1882 г. китайским коммерсантам было запрещено в течение 10 лет строить современные частные предприятия. Единственной формой участия их в современном предпринимательстве в связи с этим было вложение средств в казенную промышленность.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.