Заочное отделение исторического факультета
Политика Сетоку-Тайси по созданию централизованного государства в Японии в начале VII в.
САРАТОВ 2009 г.
Содержание
Введение
Политическая ситуация и приход к власти Сетоку - Тайси
Преобразования Сетоку - Тайси и зачатки государственности в Японии
Внешняя политика во время правления Сетоку-тайси
Заключение
Список используемых источников и литературы
История Востока всегда вызывала и вызывает в настоящее время огромный интерес. И не только потому, что это "колыбель цивилизации", и не потому, что история Востока насчитывает несколько тысячелетий. Конечно, эти утверждения верны, но современный интерес к изучению стран Востока связан не с какой-то одной из причин, а с их совокупностью, со всем тем, что так сильно отличает восточную цивилизацию от западной.
История Японии занимает не последнее место среди истории стран Востока. Это относительно молодое государство за короткий период смогло "впитать" в себя черты окружавших его стран, таких как Китай, Корея и частично Индия. Эти черты и легли в основу японской государственности.
Вообще Япония, можно сказать, - уникальное государство. Несколько раз за свою историю Японии приходилось неоднократно в крупных масштабах воспринимать культуру других народов. Так было в V-VIIIвв., когда создававшаяся японская государственность брала за образец китайскую политическую систему, религию и идеологию, а также письменность. Так было в конце XIX века и особенно после второй мировой войны, когда Япония стала широко усваивать европейский образ жизни. Но удивительно не само явление восприятия Японией чужих культур, а удивительно то, что она при этом никогда не теряла своего "лица". Даже когда Япония оказывалась в той или иной степени зависимости от других государств, (в середине XIX в., когда США и западноевропейские государства навязали ей неравноправные договоры, и в середине нынешнего столетия, когда Япония после поражения во второй мировой войне была оккупирована американскими войсками.), даже тогда она не только не приходила в упадок, а, наоборот, получала как - бы толчок к политическим, социальным и экономическим преобразованиям, которые, в свою очередь приводили к скачку в развитии страны, выводя ее на уровень наиболее передовых в экономическом отношении стран. Результатом данного развития является современная Япония, одна из передовых стран мира, государство являющееся лидером во многих областях науки (например, нанотехнологии и электроника).
При рассмотрении данной темы, в первую очередь встает вопрос о роли в этом процессе наследного принца. Многовековая традиция считает Сётоку-тайси наиболее крупной фигурой раннего японского средневековья и одной из самых выдающихся личностей в истории страны вообще. надо отметить, что личность Сетоку - Тайси историками воспринимается неоднозначно. Например, А.Н. Игнатович считает, что истинной правительницей Ямато была Суйко и что последующая традиция "задвинула" ее личность на задний план, выдвинув при этом на первый план Умаядо. В раннее средневековье для Японии не было ничего необычного в том, что императорский трон занимали женщины, однако в хэйанский период положение стало меняться, и позднее престолонаследие шло исключительно по мужской линии. Соответственно изменилось отношение к деятельности прежних императриц, (В частности Суйко, во время правления которой жил Сётоку-тайси. Принцу были приписаны деяния, действительным инициатором которых являлась Суйко. Автор указывает на ряд несоответствий, которые сопровождают жизнь и деятельность Сётоку - Тайси, как она освещена в источниках. В данной работе мы подробно остановимся на периоде, связанном с началом VII в. Главным источником по этому времени является "Нихонги" или "Нихонсёки" ("Анналы" Японии), -первая официальная история Японии, составленная в 720 г., куда вошли интересующие нас документы: "Закон из 17 статей" и "Табель о рангах"
Повествование в "Нихонги" начинается с глубокой древности - с "века богов", т.е. со времени, когда, согласно традиционным верованиям, действовали еще боги - предки японцев, - и заканчивается уже вполне точно датируемыми годами правления императрицы Дзито (687-696 гг.), т. е. для составителей этих "Анналов" - почти их современностью.
Поскольку в других древних источниках упоминаются более ранние историографические работы, не дошедшие до нас, постольку следует предполагать, что и "Нихонги" в значительной степени подготовлена предшествующими трудами.
Составители "Нихонги" - принц Тонэри и сановник двора - Ясумаро, принадлежавшие к высшим кругам общества того времени, получили хорошее китайское образование и знали китайский язык и китайскую литературу, в том числе и историографическую, которая служила им образцом. "Нихонги" написана по-китайски, за исключением только многочисленных песен, введенных в повествование: эти песни записаны иероглифами, но чисто фонетически, так что японский язык этих песен сохранен.
Ценность этого памятника заключается в том, что составители явно располагали различными источниками, в том числе китайскими и корейскими, содержавшими сведения о Японии. Ценно и то, что, столкнувшись в своих источниках с различными версиями и остановившись на какой-либо одной из них, составители тут же приводили данные из других источников. Время составления "Нихонги" - эпоха перехода от японской древности к японскому средневековью, эпоха развития и укрепления феодальных отношений. Но поскольку в "Нихонги" излагается и история более ранних периодов, то в этом памятнике дается материал и для суждения о рабстве в древней Японии, особенно - о так называемых "бэ", т. е. высшей категории рабов, игравших тогда наиболее значительную роль в хозяйстве, главным образом как ремесленники, мастера, слуги. Так как в своей подавляющей части рабы этой категории состояли из корейцев и китайцев (либо из числа перешедших на японские острова, либо из числа захваченных японцами при набегах) культура большинства из них была выше, чем у японцев того времени, почему они и выступали в качестве учителей в семьях своих господ, управляющих в их хозяйствах, занимали различные должности в правительственном аппарате. Надо отметить, что, как и при изучении ранних периодов других стран, сведений для исследователя по истории периода раннего феодализма в Японии очень мало, а те, что имеются, не обладают достаточным количеством фактического материала, чтобы удовлетворить информативную потребность.
Если мы говорим о скудости источников по данной теме, то не приходится говорить о богатстве исследований. Из прочитанных мною исследований, следует отметить книгу А.Н. Игнатовича "Буддизм в Японии". В этой книге автор рассматривает Японию с религиозной точки зрения (в сфере распространения Буддизма), но, тем не менее, он привлекает большое количество источников и литературы, причем не только тех, которые непосредственно относятся к Японии, но и тех, которые касаются ее лишь косвенно. Касаясь истории проникновения в Японию буддизма, автор не мог обойти стороной вопросы о становлении государства, борьбы клановых группировок, жизни общества, внешней политики Японии. Эти вопросы очень тесно взаимосвязаны и рассмотрение одного из них возможно только в совокупности с остальными. Очень интересна его точка зрения на личность Сетоку - Тайси, где автор пытается опровергнуть традиционное мнение о влиянии Умаядо на развитие истории Японии. Далее надо остановиться на книгах Л.С. Васильева "История Востока" и Ю.Д. Кузнецова, Г.Б. Навлицкой, И.М. Сырицына "История Японии". Если автор первой не ставит себе задачей исследование истории Японии и рассматривает ее как один из разделов истории стран Востока, то авторы последней рассматривают историю Японского государства от зарождения до современности. Однако относительно последней следует оговориться, что она написана с "советской" точки зрения и поэтому содержит ряд сложившихся тогда стереотипов, которые несколько искажают изложенный материал и затрудняют чтение. Целью данной работы является, на основании источников и исследований других авторов, восстановить историческую картину времени правления Сетоку - Тайси, его преобразований и их последствий. А так же установить какую роль в этих процессах играл буддизм.
Ко времени образования государства Ямато (древнее название Японии) в основном закончился процесс формирования японского этноса, который начался еще на рубеже Новой эры. В его становлении приняло участие несколько этнических компонентов: 1) айнский, 2) индонезийский, 3) древний восточно-азиатский, 4) собственно корейский, 5)собственно китайский.
Такой сложный конгломерат не мог не оказать влияния на формирование культуры древней Японии,
Массовое переселение в Японию корейцев и китайцев шло тремя волнами (IV --начало V в.; вторая половина VI -- начало VII в.; вторая половина VII--VIII в.) т.е. продолжалось и после завершения основного процесса формирования японской народности. Эта интенсивная иммиграция скорректировала окончательный облик японцев и сыграла существенную роль в проникновении континентальной культуры вглубь японского общества. Общественный строй Японии в рассматриваемый период базировался, по словам М.В. Воробьева, "на трех главных социальных образованиях -- удзи, бэ (или бэмин) и яцуко -- и на более мелких, производных от первых, равно как и на многочисленных связях, возникших между ними".
"Удзи" -- род, клан. В VI в, "под удзи понималось лишь ограниченная, относительно привилегированная часть населения, связанное общностью происхождения и узами крови". Во главе "удзи" стояли вождь - "удзи-но ками", члены клана назывались "удзибито". Кланы были большие и малые. Последние зависели от первых и являлись дочерними по отношению к ним. "Удзи" подчинялись корпорации ("бэ") и несвободные ("яцуко"). И те, и другие входили в сферу влияния клана, но не включались в него как организации.
Долгое время "удзи" были весьма закрытыми сообществами, каждый член которых подчинялся строгим правилам общежития внутри рода, а также вождю клана.
Традиционной функцией вождей рода, хронологически восходившей к начальному периоду существования "удзи", являлось выполнение ими жреческих обязанностей шаманского типа, что особенно было характерно для "удзи-но ками" женского пола, причем данная традиция оказалась очень стойкой. Следы ее заметны, например, в деятельности Суйко, правительницы страны в конце VI -- начале VII в.. По мере развития классовых отношений глава клана все в большей степени становится владельцем собственности рода. Таким образом, моральный авторитет "удзи-но-ками" подкреплялся и усиливался его экономическим могуществом. Развитие системы "удзи" привело, в конце концов, к выделению двух групп кланов -- царского рода и ряда, близких к нему родов, с одной стороны, и провинциальных кланов, с другой.
Корпорации, "бэ", зависимые от кланов, состояли из людей, которые не были "полноправными членами клана", но и не принадлежали к "бесправным рабам". В отличие от настоящих рабов у них были свои участки земли, которые они обрабатывали лично и с которых платили дань своим хозяевам: главам кланов или царю. Корпорации составлялись по профессиональному признаку, и хотя первоначально их членов не связывали кровнородственные отношения, впоследствии таковые оформилась, так как профессиональные навыки передавались по наследству. В VI в. сильные кланы стремились подчинить себе как можно большее количество корпораций, что увеличивало их могущество. С другой стороны, отмечены случаи перехода корпораций в кланы (так, например, клан Мононобэ входящий в императорский клан ранее был корпорацией воинов) и, наоборот, превращения слабых кланов в корпорации. Социальная иерархия родов закреплялась системой "кабанэ" - званий, определявших социально - политический статус их носителей. "Кабанэ" передавались по наследству, так что новый глава соответствующего рода являлся преемником в выполнении функций своего предшественника.
Страницы: 1, 2