Царский род выделился из числа сильных кланов проживавших на юге равнины Ямато. Очевидно, он с самого начала был окружен могущественными кланами, игравшими роль сподвижников и составлявшими опору императорского режима. Это было связано, в первую очередь, с синтоизмом, где имеются сведения о пяти божествах, которые якобы положили начало основным кланам Японии.
Вообще для Ямато характерно сосуществование традиционного синтоизма с буддизмом (Первоначально буддизм воспринимался японцами примитивно, в духе магии, подобно синтоизму. К буддизму обращались при болезнях, во время стихийных бедствий. Поэтому, вероятно, обе религии сосуществовали. Затем произошло определенное "разделение труда": синтоизм стал освящать радостные события в жизни -- рождения, свадьбы, проведение сельскохозяйственных работ, очищение от грехов путем омовения в реке, а буддизм -- печальные: смерть, поминки (после смерти 49 дней читались заупокойные молитвы, поскольку буддисты считали, что в это время душа усопшего бродит в потемках между этим и потусторонним миром). Праздник поминания умерших (урабон) отмечался 13--16 июля песнями и танцами, как это делали древние японцы). Скорее всего такое сосуществование связано с большим количеством "пришлых" людей, то есть иммигрантов с материка. Именно из таких иммигрантов и состоял клан Сога о котором речь пойдет ниже.
В VI веке выдвинулись кланы Мононобэ, Отомо и Сога сыгравшие каждый свою роль в распространении буддизма. Кланы Мононобэ и Отоми имели кровную связь с царским родом. Эти древние роды видимо прежде являлись корпорационными объединениями, так как известно, что клан Мононобэ был корпорацией воинов, а клан Отомо выполнял жреческие функции: "Их члены являлись управляющими царскими корпорациями, но владели по всей стране множеством лично зависимых людей" Эти кланы были непримиримыми противниками распространения буддизма в Ямато. Что касается клана Сога, то, как говорилось выше, он состоял из пришлых людей и был носителем религии буддизма. Этот клан тоже состоял в родстве с царским родом, но выдвинулся несколько позднее. "Сога и зависимые от них кланы, также "оми", находились в родственной связи с императорским домом и выдвинулись в 30-е годы VI в. Род Сога обосновался в Кавати, где были размещены богатые кланы, ведшие свое начало от иммигрантов. Предком их считался Вани -- потомок ханьского императора Гао-Ди и первый "культуртрегер" континентальной цивилизации па Японских островах. В свою очередь, Сога первыми среди крупных родов восприняли феодальную культуру Китая и Кореи, а так же заимствовали с континента более передовые методы земледелия". Не стоит забывать, что, имея иностранное происхождение (корейские иммигранты знатного происхождения), клан Сога мог сохранить связи с Корейским полуостровом, и быть в курсе политической ситуации в соседних странах, что давало ему ряд преимуществ перед другими кланами.
Сога отвечали за порядок в "трех сокровищницах", где хранились предметы культа, дары и "натуральный" налог, т. е. контролировали источники дохода царского рода. Кроме того, в течение долгого времени Сога поставляли императорскому дому женщин, что ставило этот клан в особое положение. В частности, император Киммэй - имел детей от дочери Сога-но Инамэ, являвшимся, первым адептом буддизма среди власть имущих в Японии. Императрица Суйко, родственница Киммэя по матери, также происходила из рода Сога.
Показательно, что такое родовое устройство Ямато приводило к сепаратизму, к борьбе за власть и преобладание среди кланов, а также сводило практически к нулю влияние императора, что отрицательно сказывалось на развитии страны и тормозило процессы централизации. " "Ооми" и "омурадзи" вмешивались в дела престолонаследия -- смещали и возводили на трон императоров. Ожесточенная борьба между кланами за политическое влияние все усиливалась".
Ярким примером политической борьбы того времени может служить отрывок из "Нихонги" который касается проникновения в Ямато буддизма. Когда император поставил вопрос о том принимать ли буддизм, мнения представителей кланов разошлись: "Сога-но оми, Инамэ-но сукунэ ответил: "Все западные страны приняли буддизм, так почему только страна Ямато должна отказываться?" Окоси Мононобэ-но омурадзи и Ка-мако Накатоми-но мурадзи молвили: "Государи нашей страны всегда заботились о поддержании культа 180 божеств Неба и Земли весной, летом, осенью и зимой и культа божества зерна. Если вместо них мы станем поклоняться чужеземным богам, то разгневаем собственных богов". Таким образом мы видим, что клан Сога единственный высказался за принятие буддизма и этот факт вместе с возросшим экономическим благосостоянием данного рода привел к все большему увеличению влияния Сога, так как отправление буддийского культа было поручено именно этому клану. А.Н. Игнатович подробно разбирает вопрос о правдивости данного отрывка и приходит к выводу, что он является более поздней вставкой в текст "Нихонги" и не представляет собой ценности как исторический источник. Несмотря на это, даже если это сообщение является более поздней вставкой и не имеет ценности при изучении вопроса проникновения буддизма в Ямато, для нашей работы оно имеет определенную ценность, так, как содержит сведения о придворной борьбе между кланами и говорит о противопоставлении клана Сога остальным двум кланам. Следует помнить, что, проникновение буддизма в Ямато, скорее всего не носило какой-то "точечный" характер и, что среди населения (в первую очередь среди монахов - иммигрантов) эта религия уже была известна. Это, в свою очередь, объясняет стремление молодого клана утвердить свои позиции в государстве посредством проповедования новой религии. С другой стороны ни одна религия не могла так быстро укрепиться, если бы не имела поддержки какой-либо могущественной группировки.
Итак, подведем некоторые итоги. К концу VI в. клан Сога приобретает огромное политическое влияние, которое базировалось на нескольких причинах: 1) он смог связать себя узами родства с императорским кланом посредством выдачи за муж за императоров своих женщин, 2) он принимает буддизм, который к этому времени играет в Ямато все большую роль, 3) реальная власть все больше сосредоточивалась у Сога, которые контролировали финансы страны (главным образом в виде риса) и хранили регалии царской власти -- меч, зеркало и яшму. В распоряжении Сога имелась вооруженная сила в лице охранников Тонэри, 4) этот клан был иммигрантским, то есть был более развит в культурном отношении и сохранял отношения с более развитым, чем Ямато государством.
Все эти причины к концу VI в. приводят к тому, что клан Сога занимает ведущие политические позиции. Окрепнув экономически, захватив в свои руки основные рычаги административно-хозяйственного управления, Сога решили, что пробил их час для завоевания политической власти. В 587 г. они нанесли удар по вооруженной силе царя -- Мононобэ, разгромив их в битве у горы Сиги. Поражение Мононобэ означало победу военной организации Тонэри, состоявшей из детей и младших братьев глав провинциальных влиятельных домов, над старой родоплеменной структурой лучников, составлявших костяк дружины Мононовэ.
Лишив царя военной поддержки, Сога в 592 г. убили и самого верховного правителя и взяли власть в свои руки, посадив на престол женщину по имени Суйко.
Однако по ряду причин женщина не могла править, поэтому регентом при ней был назначен наследный принц Умаядо (более известный нам по своему посмертному имени Сетоку - Тайси). Достигнув полноты власти, клан Сога руками Суйко и Сетоку - Тайси проводит ряд мероприятий, направленных на преодоление родового сепаратизма. Речь об этих мероприятиях пойдет ниже.
Страницы: 1, 2