Рефераты. Политика Сетоку-Тайси по созданию централизованного государства в Японии в начале VII в.

p align="left">Среди большого количества "кабанэ" (всего их было 30) наиболее важное значение имели четыре: "оми", "мурадзи", "ооми" и "омурадзи". Они являлись вождями кланов, а "мурадзи" - руководителями корпораций, "ооми" ("великий" оми) являлся главой всех вождей кланов, а "омурадзи" ("великий" мурадзи) - главой всех руководителей корпораций.

Царский род выделился из числа сильных кланов проживавших на юге равнины Ямато. Очевидно, он с самого начала был окружен могущественными кланами, игравшими роль сподвижников и составлявшими опору императорского режима. Это было связано, в первую очередь, с синтоизмом, где имеются сведения о пяти божествах, которые якобы положили начало основным кланам Японии.

Вообще для Ямато характерно сосуществование традиционного синтоизма с буддизмом (Первоначально буддизм воспринимался японцами примитивно, в духе магии, подобно синтоизму. К буддизму обращались при болезнях, во время стихийных бедствий. Поэтому, вероятно, обе религии сосуществовали. Затем произошло определенное "разделение труда": синтоизм стал освящать радостные события в жизни -- рождения, свадьбы, проведение сельскохозяйственных работ, очищение от грехов путем омовения в реке, а буддизм -- печальные: смерть, поминки (после смерти 49 дней читались заупокойные молитвы, поскольку буддисты считали, что в это время душа усопшего бродит в потемках между этим и потусторонним миром). Праздник поминания умерших (урабон) отмечался 13--16 июля песнями и танцами, как это делали древние японцы). Скорее всего такое сосуществование связано с большим количеством "пришлых" людей, то есть иммигрантов с материка. Именно из таких иммигрантов и состоял клан Сога о котором речь пойдет ниже.

В VI веке выдвинулись кланы Мононобэ, Отомо и Сога сыгравшие каждый свою роль в распространении буддизма. Кланы Мононобэ и Отоми имели кровную связь с царским родом. Эти древние роды видимо прежде являлись корпорационными объединениями, так как известно, что клан Мононобэ был корпорацией воинов, а клан Отомо выполнял жреческие функции: "Их члены являлись управляющими царскими корпорациями, но владели по всей стране множеством лично зависимых людей" Эти кланы были непримиримыми противниками распространения буддизма в Ямато. Что касается клана Сога, то, как говорилось выше, он состоял из пришлых людей и был носителем религии буддизма. Этот клан тоже состоял в родстве с царским родом, но выдвинулся несколько позднее. "Сога и зависимые от них кланы, также "оми", находились в родственной связи с императорским домом и выдвинулись в 30-е годы VI в. Род Сога обосновался в Кавати, где были размещены богатые кланы, ведшие свое начало от иммигрантов. Предком их считался Вани -- потомок ханьского императора Гао-Ди и первый "культуртрегер" континентальной цивилизации па Японских островах. В свою очередь, Сога первыми среди крупных родов восприняли феодальную культуру Китая и Кореи, а так же заимствовали с континента более передовые методы земледелия". Не стоит забывать, что, имея иностранное происхождение (корейские иммигранты знатного происхождения), клан Сога мог сохранить связи с Корейским полуостровом, и быть в курсе политической ситуации в соседних странах, что давало ему ряд преимуществ перед другими кланами.

Сога отвечали за порядок в "трех сокровищницах", где хранились предметы культа, дары и "натуральный" налог, т. е. контролировали источники дохода царского рода. Кроме того, в течение долгого времени Сога поставляли императорскому дому женщин, что ставило этот клан в особое положение. В частности, император Киммэй - имел детей от дочери Сога-но Инамэ, являвшимся, первым адептом буддизма среди власть имущих в Японии. Императрица Суйко, родственница Киммэя по матери, также происходила из рода Сога.

Показательно, что такое родовое устройство Ямато приводило к сепаратизму, к борьбе за власть и преобладание среди кланов, а также сводило практически к нулю влияние императора, что отрицательно сказывалось на развитии страны и тормозило процессы централизации. " "Ооми" и "омурадзи" вмешивались в дела престолонаследия -- смещали и возводили на трон императоров. Ожесточенная борьба между кланами за политическое влияние все усиливалась".

Ярким примером политической борьбы того времени может служить отрывок из "Нихонги" который касается проникновения в Ямато буддизма. Когда император поставил вопрос о том принимать ли буддизм, мнения представителей кланов разошлись: "Сога-но оми, Инамэ-но сукунэ ответил: "Все западные страны приняли буддизм, так почему только страна Ямато должна отказываться?" Окоси Мононобэ-но омурадзи и Ка-мако Накатоми-но мурадзи молвили: "Государи нашей страны всегда заботились о поддержании культа 180 божеств Неба и Земли весной, летом, осенью и зимой и культа божества зерна. Если вместо них мы станем поклоняться чужеземным богам, то разгневаем собственных богов". Таким образом мы видим, что клан Сога единственный высказался за принятие буддизма и этот факт вместе с возросшим экономическим благосостоянием данного рода привел к все большему увеличению влияния Сога, так как отправление буддийского культа было поручено именно этому клану. А.Н. Игнатович подробно разбирает вопрос о правдивости данного отрывка и приходит к выводу, что он является более поздней вставкой в текст "Нихонги" и не представляет собой ценности как исторический источник. Несмотря на это, даже если это сообщение является более поздней вставкой и не имеет ценности при изучении вопроса проникновения буддизма в Ямато, для нашей работы оно имеет определенную ценность, так, как содержит сведения о придворной борьбе между кланами и говорит о противопоставлении клана Сога остальным двум кланам. Следует помнить, что, проникновение буддизма в Ямато, скорее всего не носило какой-то "точечный" характер и, что среди населения (в первую очередь среди монахов - иммигрантов) эта религия уже была известна. Это, в свою очередь, объясняет стремление молодого клана утвердить свои позиции в государстве посредством проповедования новой религии. С другой стороны ни одна религия не могла так быстро укрепиться, если бы не имела поддержки какой-либо могущественной группировки.

Итак, подведем некоторые итоги. К концу VI в. клан Сога приобретает огромное политическое влияние, которое базировалось на нескольких причинах: 1) он смог связать себя узами родства с императорским кланом посредством выдачи за муж за императоров своих женщин, 2) он принимает буддизм, который к этому времени играет в Ямато все большую роль, 3) реальная власть все больше сосредоточивалась у Сога, которые контролировали финансы страны (главным образом в виде риса) и хранили регалии царской власти -- меч, зеркало и яшму. В распоряжении Сога имелась вооруженная сила в лице охранников Тонэри, 4) этот клан был иммигрантским, то есть был более развит в культурном отношении и сохранял отношения с более развитым, чем Ямато государством.

Все эти причины к концу VI в. приводят к тому, что клан Сога занимает ведущие политические позиции. Окрепнув экономически, захватив в свои руки основные рычаги административно-хозяйственного управления, Сога решили, что пробил их час для завоевания политической власти. В 587 г. они нанесли удар по вооруженной силе царя -- Мононобэ, разгромив их в битве у горы Сиги. Поражение Мононобэ означало победу военной организации Тонэри, состоявшей из детей и младших братьев глав провинциальных влиятельных домов, над старой родоплеменной структурой лучников, составлявших костяк дружины Мононовэ.

Лишив царя военной поддержки, Сога в 592 г. убили и самого верховного правителя и взяли власть в свои руки, посадив на престол женщину по имени Суйко.

Однако по ряду причин женщина не могла править, поэтому регентом при ней был назначен наследный принц Умаядо (более известный нам по своему посмертному имени Сетоку - Тайси). Достигнув полноты власти, клан Сога руками Суйко и Сетоку - Тайси проводит ряд мероприятий, направленных на преодоление родового сепаратизма. Речь об этих мероприятиях пойдет ниже.

Преобразования Сетоку - Тайси и зачатки государственности в Японии

При рассмотрении данной темы, в первую очередь
встает вопрос о роли в этом процессе наследного принца. Многовековая традиция считает Сётоку-тайси наиболее крупной фигурой раннего японского средневековья и одной из самых выдающихся личностей в истории страны вообще. Сётоку-тайси приписывается исключительное значение в развитии японской государственности и культуры; в буддийских кругах он считается основоположником японского буддизма; адепты синтоизма признают его воплощением "ками". В японской и западной историографии и религиоведении деятельность Сётоку-тайси, как правило, оценивается исключительно высоко. В советской японоведческой литературе о принце говорится в самых положительных тонах. Сётоку-тайси приписывается составление двух важнейших документов периода становления японского государства -- "Конституции из 17 статей" и "Табели о рангах".

В то время в Японии распространялся не только буддизм, но и определенное влияние на общество оказали и конфуцианские идеи. Они нашли практическое воплощение на японской почве, когда Сётоку-тайси ввел в 603 г. "Табель о рангах". Их было шесть, но каждый подразделялся на высший и низший, образуя систему из 12 рангов.

"Степени были суть следующие:

Дай-току- (большая добродетель)

Сё-току-(малая добродетель)

Дай-нин-(большая гуманность, милосердие)

Сё-нин-(малая гуманность)

Дай-рай- (большая церемония)

Сё-рай-(малая церемония)

Дай-син-(большая вера, истина)

Сё-син- (малая вера)

Дай-ги-(большая истина, справедливость)

Сё-ги-(малая истина)

Дай-ти-(большое знание)

Сё-ти- (малое знание)".

В наименование этих рангов вошли пять свойств человека, разработанные конфуцианством. Высшим рангом являлась "добродетель", за которым закреплялся пурпурный цвет одежды. Затем следовали "гуманность"-- зеленый цвет, "церемония"-- красный цвет, "вера"-- желтый цвет, "истина"-- белый цвет и "мудрость"-- черный цвет.

Чиновник каждого ранга носил на голове шелковую повязку или головкой убор соответствующего цвета.

Введение табели о рангах преследовало цель создать более широкую социальную базу пополнения чиновничьего аппарата. Отныне чиновниками могли быть не только выходцы из влиятельных домов центрального, Кинайского района, но и способные люди независимо от семейной группы и социального ранга. Попытка такого рода введения ставила целью укрепить императорскую власть, но на деле часто нарушалась, особенно представителями Сога, которые сами присваивали себе пурпурный цвет. Официально ранги присваивал император, однако, не стоит забывать, что Умаядо состоял в родственной связи с кланом Сога, отсюда и произвол с их стороны. То есть, можно сказать, что данный ритуал возвеличивал императора перед лицом всех родов, за исключением рода Сога.

Весной 604 г. эти ранги впервые присваиваются чиновникам и одновременно вводится китайский придворный церемониал: сановники были обязаны лежать ниц перед верховным правителем, вползать и выползать из помещения, где он находился, но так, чтобы все время быть обращенными к нему лицом. За нарушение придворного церемониала виновный приговаривался к смертной казни.

Почти одновременно с "Табелем о рангах" выходит, так называемый "Закон из 17 статей" и, если "Табель о рангах" преследовал целью образование нового чиновничьего аппарата, то последний определял отношения между чиновником и государем с, одной стороны, и между чиновником и народом, с другой.

В первой статье законов говорится о гармонии, то есть о гармонии власти: " Гармония - превыше всего, и всякого поощрения и похвалы достойно пресечение любого неправедного неповиновения.

Взгляды всех людей зависят от того, к какому кругу они принадлежат. Лишь некоторые из них мудры...

Некоторые не подчиняются своим господам и отцам и уходят в соседние селения.

Однако когда наверху царит гармония, то и внизу все спокойно и при обсуждении дел достигаются согласие и верный взгляд. Тогда все оказывается возможным и нет ничего, что не могло бы быть сделано",Таким образом, если среди власть предержащих царит гармония, то в стране спокойно. Эта статья является логическим обоснованием всех последующих статей и говорит о смысле написания всего кодекса.

Следующая статья говорит о поклонении Будде: " Велико почитание трех сокровищ. Три сокровища - суть Будда, Закон и Монашество, являющиеся окончательным прибежищем существ четырех рождений, конечной целью веры во всех странах.

Что за человек и в каком возрасте может он начать почитать закон? Некоторые люди плохи, их можно научить следовать закону. Но если они не прибегают к трем сокровищам, что же тогда поможет выправить их неверный путь?". Здесь прослеживается строгая последовательность автора законов, которая юридически утверждает насаждаемый в стране Буддизм.

Следующие статьи подробно рассматривают отношения между правителем, чиновниками и народом. У всех них есть одна общая черта, они все направлены на предотвращение неповиновения и, если в третьей статье император юридически обожествляется "При получении приказа государя следует ему полностью повиноваться.

Небо - господин, а Земля - слуга; Небеса покрывают сверху, а Земля поддерживает. Так следуют в определенном порядке четыре времени года и духи природы проявляют свое могущество.

Когда Земля стремится покрыть сверху, Небеса постигает бедствие.

Вот почему, когда господин говорит, подчиненный слушает, когда высший действует, низший дает согласие.

При получении приказа государя следует его исполнять полностью", то чиновник выглядит, с одной стороны как слуга императора, а с другой стороны, как слуга народа, который обязан заботиться о народе (ст.16) и быть примером для подражания (ст. 4) со стороны этого народа. То есть если народ видит, что чиновник беспрекословно подчиняется императору и между ними царит согласие, то и в среде народа не будет смуты (см. например ст. 9). При этом строго осуждается взяточничество (ст. 5), зависть (ст. 14, 15). Регламентируется рабочий день чиновника (ст. 8), отсутствие на рабочем месте по болезни рассматривается как уважительная причина, но осуждается пренебрежение своими должностными обязанностями в личных целях (ст. 13). Устанавливается правило коллегиальности принятия важных решений (ст.17).

Несколько выделяется из общего ряда статья шестая, она поощряет предотвращение неправедных поступков. Не случайно она стоит сразу после статьи о взяточничестве. При этом осуждается доносительство, такие люди называются льстецами, которые заискивают перед вышестоящими и ругают высших перед низшими.

Любое дело должно оцениваться по заслугам, в одиннадцатой статье перед высшими рангами ставится задача надзора за государственными делами, а систему поощрений и наказаний автор предлагает устанавливать им самим.

Для двенадцатой статьи характерно введение единой системы налоговых обложений для провинций, которая направлена на предотвращение дополнительных поборов с населения со стороны местной знати. В этом прослеживается включение местной знати в чиновничий аппарат государства и обязанность ее подчиняться правителю. Если говорить о "Законах 17 статей", то их трудно назвать законами в современном понимании этого слова, это скорее ряд предписаний, или рекомендаций к действию. Этот документ интересен тем, что он создает претендент, или попытку создания некоего подобия государственного аппарата и регламентации отношений внутри этого аппарата. Он наполнен богатым философским содержанием, привлекает к себе четкостью логических построений, но назвать его кодексом законов очень и очень сложно.

Внешняя политика во время правления Сетоку-тайси

VII век -- период интенсивного насаждения буддизма правящей группировкой Сога. К концу века количество буддийских храмов и монастырей увеличилось более чем в 12 раз, достигнув 545. Этим буддийским монастырям и храмам предоставлялись большие земельные владения и налоговый иммунитет, к ним приписывались крестьяне. Становление раннефеодального государства сопровождалось укреплением западных рубежей: в 609 г. на о-ве Кюсю создается генерал-губернаторство (Дадзайфу). Помимо чисто военных функций оно осуществляло административно-хозяйственный контроль, в частности собирало подати. В составе Дадзайфу имелось астрологическое управление (онъёрё), которое не только занималось гаданием, но по звездам определяло подходящее время для проведения сева. Это ведомство связывало также небесные явления с социальными событиями и регистрировало их. Из астрологии впоследствии выделились в качестве самостоятельных наук астрономия и история.

Изменился характер внешнеполитических связей. До середины VI в. Япония вмешивалась в междоусобную борьбу трех корейских государств, а затем установила с ними мирные отношения: направлялись посольства для знакомства с культурой, ввозились разные предметы обихода. В Китае к концу VI в. прекратилось 300-летнее разделение на Северное и Южное государство и в 589 г. дом Суй объединил страну. Власть Суй просуществовала до 616 г., а с 618 по 907 г. при династии Тан произошло усиление Китайской империи. До конца VI в. Япония являлась вассалом Китая, но при династии Суй она начала стремиться к установлению равноправных отношений. В 600 г. в Китай направляется первое посольство. Особенно примечательным было посольство 607 г., отправленное от имени Сётоку-тайси: в его составе находилось 8 молодых людей, посланных на учебу. Они сыграли затем важную роль в политической жизни Японии в середине VII в., а также стали консультантами по вопросам конфуцианства и медицины. В привезенной посольством грамоте, адресованной китайскому императору, говорилось: "Сын Неба страны, где солнце восходит, посылая грамоту Сыну Неба страны, где солнце заходит, желает здравия". Это отождествление китайского императора с правителем каких-то заморских "карликовых людей" (во жэнь -- наименование японцев в китайских летописях) привело китайский двор в шоковое состояние и он оставил это обращение без ответа. Однако затем было направлено ответное посольство, принятое в Японии с почетом. При возвращении китайского посла сопровождало новое японское посольство. Основной целью посольств являлось на только укрепление внешнеполитических связей на принципах равенства, но и изучение методов государственного управления. Сётоку-тайси стремился поднять авторитет своей страны и путем присвоения ей наименования "Корня Солнца" ("Нихон", где "рождается и откуда восходит солнце"). Эта тенденция проявилась и в переименовании своего "Сына Неба" (тэнси) в "Небесного государя" (тэнно), тождественного императору. Социальной опорой тэнно являлась средняя и мелкая аристократия, стремившаяся с его помощью укрепить свое положение.

Заключение

Ситуация, которая сложилась в стране Ямато в конце
VI- начале VII веков и начало правления Сетоку-тайси и Суйко определяется историками как становление раннефеодального государства. Придя к власти при помощи государственного переворота клан Сога, и его ставленник Сетоку-тайси, начинают проводить ряд мер направленных на некоторую централизацию власти и уменьшение родового сепаратизма.

Сётоку-тайси приписывается составление двух важнейших документов периода становления японского государства -- "Конституции из 17 статей" и "Табели о рангах".

Если говорить о "Законах 17 статей", то их трудно назвать законами в современном понимании этого слова, это скорее ряд предписаний, или рекомендаций к действию. Этот документ создает претендент, или попытку создания некоего подобия государственного аппарата и регламентации отношений внутри этого аппарата.

Введение табели о рангах преследовало цель создать более широкую социальную базу пополнения чиновничьего аппарата. Отныне чиновниками могли быть не только выходцы из влиятельных домов центрального, Кинайского района, но и способные люди независимо от семейной группы и социального ранга.

Сётоку-тайси стремился поднять авторитет своей страны направив посольство в Китай.

Основной целью посольств являлось не только укрепление внешнеполитических связей на принципах равенства, но и изучение методов государственного управления и перенятие опыта государственного управления для формирующегося в Ямато чиновничьего аппарата. И эти 8 молодых людей, принимавших участие в посольстве, сыграли в последствии важную роль в становлении государственного аппарата.

Список использованных источников и литературы

Источники

1. Закон из 17 статей (Из "Нихонги") // Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. / Под ред. акад. С.Д. Сказкина. М., 1961. Т. 1: Раннее средневековье. С 129-132.

2. Табель о рангах (Из "Нихонги") // Там же. С. 129.

Исследования

3. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. М., 2001. Т. 1.

4. Воробьев М.В. Япония в III - VII вв. Этнос, общество, культура и окружающий мир. М., 1980.

5. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. М., 1987.

6. Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицын И.М. История Японии. М., 1988.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.