Рефераты. Признание Чехии

p align="left">В декабре 60 года, через 20 лет после начала строительства Нового города были срыты крепостные валы, засыпаны рвы и снесены стены в районе разделяющем новый и старый город. В этот период два города содержали в себе 17 монастырей, 18 школ, несколько госпиталей. Произошло полное объединение двух городов, ставших равноправными районами, управляемыми общим городским советом Праги Глиняный «История государства и права зарубежных стран».

В 1358 году Карл издал указ о заложении садов и виноградников (шириной в три мили) на всех холмах вокруг Праги. Желающих заниматься виноградарством и садоводством, освобождались, как и жители Нового города, на 12 лет от земельного налога.

Всё, что ни делал Карл IV для своего народа и своей страны было направленно на созидание и объединение (впрочем порой, как это бывает у людей, силой) сильного государства, хотя и условно входящего в состав Священной Римской Империи. Одним из таких действий было объединение районов Старого города с Малой стороной (см. карту недалеко от Градчан). В 1342 году паводком был унесен существовавший с 11 века мост Юдифи через Влтаву (в честь жены Владислава I (1158-1172), при котором он был построен). Спустя несколько лет начали строить новый мост. При церемонии заложения (9 июля 1357) Карл IV сам, как и при основании Нового города, установил первый камень. 519 метров в длину, 9.5 м. в ширину, мост представляет собой достаточно массивное сооружение с 16 арками, опирающихся на мощные пилоны. Мост слегка выгнут навстречу течению реки, что помогает противостоять напору воды. Мост Карла IV ничем бы и не выделялся относительно своих, порой больших собратьев в Авиньоне, Дрездене, Вероне, если бы не уникальное сооружение башни со стороны Старого города. Эта башня отличается от остальных средневековых сторожевых башен, громадностью своих размеров и стильным скульптурным декором, характерным для публичных строений официальных архитектурных ансамблей Карла IV, который должен был прославлять королевскую и императорскую власть. Мост, окружающие его районы, ныне являются главными туристскими достопримечательностями, создающими образ Праги за пределами Чехии. Стоит отметить, что скульптурные композиции по обеим сторонам моста создана несколько позже (в основном 1706-1714) с привлечением лучших художников того времени. Мостовая башня представляет собой самый поздний памятник "монументальной пропаганды" королевской и имперской власти Карла IV, замыкающий собой развитие искусства его эпохи. Как я полагаю - эпохи расцвета Чехии Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2: Государство и развитие общества. М.; Л., 1968..

Но не стоит забывать и о "Великой Моравии" - государстве, предшествующем Чехии. В V-VII веках славяне начинают заселять долины рек Влтавы, Лабы, Дыи, Моравы, Вага, Дуная. Из-за военного давления аваров славянские племена начинают создавать сеть оборонительных поселений-городищ. В 623-658 году реализуется первая попытка создания славянского государства, так называемого "государства Само" (по имени князя Само). Уже тогда центром "государства Само" была моравия. В 830ых годах создается раннефеодальное государство мораван - "Великая Моравия", где правила династия Моймировичей. Сначала Великая Моравия подвергалась сильному влиянию франкского государства.. это проявлялось, как в сфере светской, так и в духовной (мораване как бы должны были считать своим духовным главой - папу, а светским - короля франков). Первый из известных моравских князей Моймир I (начало IX века) мирился с этим положением, но государство крепло и на политическую арену выходит князь Ростислав (846-869), сумевший силой добиться независимости Великой Моравии. Стремление совсем задавить влияние франков заставляет его в 863 году обратится в Константинополь. И Византия незамедлительно высылает на помощь в борьбе против Восточнофранкского государства, папской курии двух миссионеров - Кирилла и Мефодия (известные в то время теологи, дипломаты, ученые). Итак, Византия предоставляет моравянам привилегию богослужения на старославянском языке и использования глаголического письма, разработанного Кириллом. В результате: Великая Моравия сразу входит в русло европейской политической жизни, старославянский язык стал третьим мировым языком в Европе, наряду с латинским и греческим, и создал основу для дальнейшего развития культуры всех славянских народов Комаров С.А. Общая теория государства и права - М.,1998. После Ростислава, трон занимает князь прозападной ориентации Святополк (870-894). В этот период Великая Моравия достигает наивысшего могущества, но уже в начале X века она начинает переживать внутренний кризис: отделение Чехии, нападение с юга венгерских кочевых племен, противодействие баварским феодалам. Первое государство западных славян перестало существовать в первом десятилетии X века и долго оставалось в легендах чехов и словаках..

3. Гуситские войны. «Табориты»

Феодальная раздробленность германии и Чехии была закреплена «Золотой Буллой» изданной Германским императором и Чешским королем Карлом IV 1356 г., согласно этому документу император германии избирался коллегией курфюрстов, состав которой был четко определен. Достоинство курфюрстов было признание земли закрепленной в их владениях и обязывались не вмешиваться во внутренние дела князей. Было узаконено право князей империи вести войны против друг друга, запрещались только войны вассалов против сеньоров, В числе прав представленных курфюрстам, была регалия, т.е. исключительное право добычи, драгоценных металлов, а так же чеканка монеты.

Провозгласив, что империя является политической организацией суверенных князей и города не могут независимо от князей претендовать на политическую роль.

«Золотая булла» воспретила союзы городов. Решение важных дел передавалось коллегии курфюрстов которая должна созываться ежегодно. В пределах своих владений князья получили все права самостоятельных властителей. Империя сохранялась как символ, как название, но не как реальное политическое единство.

Коллегия имела право суда над императором и его смещение. Взимание пошлин, право высшей юрисдикции - все это принадлежало курфюрстам. «Золотая булла» закрепила управление Германией в руках семи курфюрстов: трех Архиепископов - Майницского, Кельнского, Трирского, а так же макграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфольцграфа Рейнского.

Ежегодно в течении месяца проводился съезд коллегии для обсуждения государственных дел.

Расцвет феодальной Чехии, вынесший ее на авансцену хозяйственной и политической жизни империи, естественно сопровождался резкие обострением социальных противоречий в стране. Положение деревни ш исходе XIV -- в начале XV в. ухудшалось, несмотря на смягчение некоторы> форм крестьянской зависимости (местами отмирало или выкупалось праве господина на выморочное имущество подданного) и на реальное снижение фиксированного денежного оброка из-за происходившей порчи монеты Помещики с лихвой возмещали свои потери чрезвычайными поборами, кое-где вводили барщину. Государственные подати и церковная десятина, дополненная всякого рода поборами, отнимали у крестьянина всю большую долю урожая. В городах самоуправство патрициата ожесточало против неге плебс и средние слои бюргерства. Знамение надвигавшегося социального кризиса было распространение в XIV в. еретических течений в деревне и городе.

Ненависть народа, прежде всего, концентрировалась на католической церкви. Та своим авторитетом освящала царившие притеснения и произвол. Сама она была богатейшим землевладельцем -- ей принадлежало до трети всех возделываемых земель. Поборы с паствы, доходы от имений приносили церкви огромные суммы; часть их ежегодно уходила за рубеж, папской курии. Против высшего духовенства с его богатствами и с его пороками зрел протест не только в простом народе. Недовольство, подогреваемое завистью, охватывало также дворян и зажиточных горожан.

В высшем клире Чехии были сильны позиции немцев. Немцы преобладали в патрициате Праги и других крупных городов. Это придало социальному конфликту форму борьбы против немецкого засилья в стране.

Между различными слоями общества, цементируемыми общей враждой к прелатам и стремлением избавиться от засилья немцев, не затухали классовые противоречия. Не гасли и внутриклассовые конфликты.

Немаловажную роль в событиях гуситской поры сыграли раздоры между панами и мелким рыцарством, тем более, что имущественное оскудение рыцарей (земанов) форсировалось прямым насилием со стороны знати. Е этом смысле типична биография будущего гуситского полководца -- рыцаре Яна Жижки (1378-1424), чью родовую деревушку захватил могущественные сосед пан Рожмберк.

Выразителем охватившего общества негодования явился профессор пражского университета Ян Гус (1369-1415), вокруг которого сплотилась оппозиция. Казнь Гуса, осужденного вселенским собором в Констанце, всколыхнула Чехию. Гуситы -- последователи Гуса -- заявили протест против решения собора. Они стали прогонять поставленных епископатом священников. Начались захваты церковных имуществ. К лету 1419 г. движение переросло в открытую гражданскую войну.

Оплотом революционного крыла в гуситских войнах станет воздвигнутая ранней весной 1420 г. на одном из южночешских холмов крепость Табор. Таборитам, среди которых доминировали крестьяне, городской плебс, мелкие ремесленники, отнятие земель у католической церкви и изгнание немецкого патрициата рисовалось лишь как первый шаг к установлению всеобщего равенства. Табориты говорили, что "все должны быть братьями, а панов чтобы не было и чтобы человек не подчинялся человеку, и потому они приняли имя братьев, говорят, что отныне не будет больше ни податей, ни оброков, ни тех, кто принуждает их платить". "... Пусть на Таборе не будет ничего моего и ничего твоего, но пусть всего у всех будет поровну; отныне все у всех и всегда должно быть общим" -- учили их проповедники, поднимая народ на беспощадную борьбу против господ. Комаров С.А. Общая теория государства и права - М.,1998

На Таборе действительно ввели общность имущества и равенство потребления. Но долго так не могло продолжаться. Утвердить принципы равенства и братства в условиях XV в. было, разумеется, немыслимо.

Неизбежная имущественная и социальная дифференциация разъедала примитивный, потребительский коммунизм крестьянско-плебейского лагеря. К 1421 г. таборитское войско теряет свой первоначальный характер народного ополчения. Часть ополченцев, использовав свою долю военной добычи для обзаведения хозяйством, вернулась к мирному труду. Другие остались в войске -- уже как профессионалы; так сложились "полевые войска", в которых росло влияние рыцарства. "Царство божие на земле", которое хотели построить табориты, понемногу отодвигалось куда-то в туманную даль.

Тем не менее и после 1421 г. Табор и близкие ему по духу общины будут опорой демократических сил. Им придется выдержать долгую борьбу не только с императорско-католическим лагерем, но и с умеренными гуситами (чашниками).

Правое крыло гуситов, объединившее зажиточные слои города и дворян (преимущественно рыцарство, хотя желание поживиться за счет церковных богатств толкнуло к гуситам и некоторых панов), с самого начала настороженно отнеслись к выступлениям бедноты. После того, как чешские купцы и ремесленники заняли в городах место немецкого патрициата и поживились за счет его имущества, а вставшие под гуситское знамя дворяне секуляризировали церковные богатства, продолжение и углубление гражданской войны стало для умеренных опасным, угрожая их собственным богатству и власти. С каждым годом бюргерско-дворянский лагерь в гуситском движении все настойчивее стремился к компромиссу с императором и папой.

Вначале империя не шла на уступки. Но ее попытки раздавить гуситов оборачивались сокрушительными поражениями крестоносных армий. Пожар антифеодального движения грозил распространиться на Германию, Венгрию, Польшу.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.