Рефераты. Признание Чехии

p align="left">В 1781 г. появляется Гражданский судебный устав для всех австрийских земель, а в 1788 г. -- Уголовный устав. В уголовном процессе стали преобладать инквизиционные черты и принцип публичности (официальности) обвинения; в то время как в гражданском процессе окончательно закрепляется принцип состязательности сторон, которым предоставляется право закончить спор компромиссным соглашением.

Заключение

В 13 в. происходит формирование придворной культуры как культуры особого типа. Еще в 10 в. в Чехии произошло сложение 2-х церковных кругов: латинского и православного. В Чехии происходит смена славянского типа культуры на латинский. В 1 пол. 11 в. в г. Сазана основывается монастырь, который становится центром славянской книжности, богослужения проводились в нем на старославянском языке, однако сам монастырь был католическим. Во главе стоял Прокоп, поборник независимости от немецкой культуры. Один из алтарей монастыря был посвящен Борису и Глебу - первым русским святым. Чешские князья изначально покровительствовали Сазовскому монастырю, но затем изменили свою политику: последователей Прокопа изгнали и заселили немцев. В житие св. Прокопа по этому поводу было сказано, что сперва он изгнал из монастыря чертей, а затем и немцев.

I чешский национальный святой - князь Вацлав (Вячеслав). Его житие возникает во 2 пол. 10 в. Существует латинская версия возникновения жития - в Италии и славянская -в самой Чехии (эта версия и приходит на Русь). Вацлав - внук I чешского князя, принявшего крещение от св. Мефодия. Вацлав занимался богоугодными делами и вел жизнь не политика, а монаха. Для сохранения чешской государственности в период нападения Германской империи Чехия входит в состав Священной Римской империи, но на очень почетных условиях. Таким путем были устранены причины немецкой агрессии. Но в ближайшем окружении Вацлава были и противники его политики - его брат Болеслав, который вероломно его и убил. В народе при помощи церкви формируется культ Вацлава, его мощи погребают в Праге , в соборе св. Вита.

Людмила - I чешская мученица. Вацлав также канонизируется как страстотерпец, таким образом они являются аналогом русских князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

В 11 в. в чешской культуре возникает "Легенда Кристиана". Это подробный рассказ об истории чешской культуры: о крещении Чехии, о жизни Вацлава и т.д., но есть в ней и легенда о проклятии Мефодием Моравии и переселении его в Чехию. Т.о. Чехия представляет себя культурно-политическим наследником Моравии.

Вацлав получил свою княжескую корону непосредственно от Бога, поэтому он заступник всех царей перед Богом. Также Вацлав - св. патрон чешского народа, вечный правитель Чехии, а все земные князья его заместители (корона называется святовацлавская). Он и предводитель святого войска, а его челядь - вся чешская нация, поэтому он в равной степени покровитель феодалов и крестьян. И в идеологии нет разделения на знать и простолюдинов, т.к. все - челядь Вацлава. Он часто изображается с копьем и на коне, что обозначает защиту. В 20 в. культ Вацлава стал использоваться представителями геометрально противоположных взглядов: чешскими патриотами, с одной стороны, и фашистскими захватчиками, с другой. В нач. 12 в. появляется письменный памятник "Чешская хроника Козьмы Пражского". Он пытался изложить чешскую историю, собирал предания и легенды, грамоты. Она написана латинским языком и дает развернутую картину этногенеза, который восходит к библейским временам. Один из хорватских вельмож по имени Чех что-то натворил и был изгнан. Он поселился на неизвестной земле Богемии. У Чеха были братья: Лех и Рус. Т.о. это легенда о славянском единстве, сознание общности западных и южных славян.

Существует также древняя легенда об основании чешского государства. Согласно ей, после смерти последнего мужчины править стали мудрые женщины. Одной из них была Лиушь, которая обладала пророческим даром и умом. Затем она вышла замуж за простого землепашца, который затем стал I чешским князем. Поэтому "отец народа" - сам выходец из народа. Затем Лиушь передает бразды правления Пшемыслу (от него ведут свой род пшемысловцы). В 14 в. был установлен специальный обряд коронования чешских королей. Коронованный монарх должен пешком дойти до Вышеграда, где хранились лапти Пшемысла. Монарх должен был обойти алтарь, где лежали эти лапти, затем возвращался в Пражский град, где прикладывался к гробу св. Вацлава и возлагал себе на голову корону, которая должна была всегда оставаться на черепе или статуе св.Вацлава. После этого корона возвращалась на место.

В архитектуре господствовал романский стиль. Ротонда - круглый храм, рассчитанный на 20 человек. Ставилась, как правило, на вершине горы. Первые городские храмы также имели вид ротонды (собор св. Вита). Романский стиль характеризуется приземистостью, прочностью формы. Основная задача архитектуры в это время - укрепить жилье. Предметы роскоши - привозные. Но главное: здание должно было служить военным укреплением. Церковная архитектура в 11, 12, 13 вв. переживает эволюцию и появляются вытянутые храмы базиликального типа, темные внутри, с маленькими окнами. Они создают ощущение сакрального пространства. Позднее появляются всякие башни (сочетание круглой апсиды с вытянутой башней). Они создают ощущение торжественности, неприступности, сакрального пространства. Много фресок на библейскую тему. Позднее появляются и светские сюжеты, связанные с легендой Козьмы Пражского. Сюжеты обретают государственность и сакральность. Исторические персонажи изображаются подобно святым. Аналогов в европейской живописи этому нет. Им присущи застывшие иератические позы, некая наивность в изображении. Письменность использует либо витиеватую заглавную букву, либо миниатюру в романском стиле. Художники стремятся передать духовную наполненность персонажей, используя для этого сияющие краски и яркие образы.

В 13- нач. 14 в. происходит изменение форм в чешской живописи. Фигура удлиняется, появляются угловатые складки на одежде, ломкость, хрупкость, конкретное выражение лица. Образы насыщаются динамикой, вводятся надписи, в лице появляется ощущение объема. Для скульптуры романского стиля характерны порталы, т.е. чередование ленточного орнамента с лентой животных. Все это напоминает о мире сакральном и мире светском.

В 14 в. пресекается династия Пшемыславцев. Единственный наследник, Вацлав III, мог бы унаследовать польский и венгерский престол. Но он был убит неизвестным. Наследников у него не было. Идет борьба за трон, в Чехию вторгаются немецкие войска, хотя в стране и без того полно немцев. В итоге избирается Иоган Люксембург (не немец), который ориентирован на французскую культуру. Условием вступление на престол был брак с наследницей Пшемысловцев по женской линии. В нач. 14 в. формируется антинемецкая идеология. На чешском языке и в стихах пишется "Хроника Далимира"(1313). Он выступает против немцев. Чешская знать сумела сохранить славянский тип и национальную культуру. Засилья немецких феодалов как такового в Чехии не было. "Лучше утопить своего ребенка, чем научить его немецкому языку", - считали некоторые чехи. Формируется понятие "свое - чужое" и формируется чешское государственное сознание. Это относилось и к чешским немцам, т.к. многие, будучи этническими чехами, в душе были чехами. Государственный тип сознания превалирует.

В 14 в. происходит запись древнейших чешских музыкальных памятников:

1) Песня "Господи помилуй мя" - часть литургии и одновременно самостоятельная песня. Она и светская и церковная.

2) Песня "Св. Вацлав" - молитва-обращение к св. Вацлаву.

В 14 в. Карл IV, чешский король, становится германским императором. Прага становится столицей германской империи. Этот период стал расцветом чешской культуры.

Список использованной литературы

1. Алексеев С.С, Государство и право, М. 1996 г.

2. Венегеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 1.- М., 1995.

3. Глиняный «История государства и права зарубежных стран»

4. Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2: Государство и развитие

общества. М.; Л., 1968.

5. Колесницкий «История средних веков» М. изд. «Мысль» 2000 г.

6. Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. - М., 1997 г.

7. Комаров С.А. Общая теория государства и права - М.,1998 .

8. Лазарев В. В. Общая теория государства и права. - М., 1996.

Приложения

Пржемысл Отакар I (1197-1232) (пытался отделить чешскую церковь от имперской и стяжать императорский титул, получил от императора Фридриха II в 1212 г. "Золотую Сицилийскую буллу", в которой узаконивалась наследственность власти чешских королей, подчинил королевской власти Моравского маркграфа и Оломоуцкого епископа, выступавших самостоятельно во внешней и внутренней политике.)

Вацлав I (1230-1253) (В 1241 году в Моравии чешскими и австрийскими войсками были разбиты татары, которые потом ушли в Венгрию и в Чехии более не объявились, добился наследных прав в австрийских владениях.)

Пржемысл II (1253-1278) (Наибольшая экспансия на южные земли - Чехия огромное государство, протянутое от северных берегов Адриатического моря, им основано 40 новых городов,)

Вацлав II (1278-1305) (стал ненадолго обладателем польской и венгерской корон, реформа 1300 г. - серебряный "чешский грош", пытался основать а Праге университет.)

Cо смертью Вацлава II роль Пржемысловичей угасает и прогрессивно настроенная знать поддерживает брак Яна Люксембургского на дочери Вацлава II Элишке Пржемысловне.

Ян Люксембургский (1310-1346) (сын императора Священной Римской империи Генриха VII (1308-1313), чешской знати было выгодно, что на троне окажется молодой (14 лет) и неопытный властитель. Не выдержав политической борьбы с 1319 года в Чехии и Моравии стала фактически править олигархия чешских феодалов. После смерти отца пытался занять имперский трон, но не добился успеха. Зато, установил синьорию в Ломбардии, овладел большей частью Силезии, в основном получал доходы от своих северо-итальянских городов. Выдал свою сестру за брата Филиппа Красивого Карла, ставшего в 1314 году французским королем, и сам после смерти Элишки женился на Беатрисе Бурбонской.)

Карл Великий (768-814) (выдающийся полководец и государственный деятель Франкского государства, ставший героем легенд, сказаний и песен. Одевался в одежду простого франкского война, обладал большим красноречием, знал несколько языков, занимался науками. Проводил завоевательную политику с целью создания мировой империи. Созданная Карлом Великим "Римская империя" простиралась от реки Эбро и Барселоны до Эльбы и Балтийского побережья, от Ламанша до Среднего Дуная и Адриатики, включая почти всю Италию и часть Балканского полуострова.)

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.