Рефераты. Промысловая кооперация Алтая (1945-1960)

p align="left">Недостаток транспорта сковывало обеспечение артелей сырьём, материалами, не давало возможности своевременно заготовить топливо, вывезти готовую продукцию. Особенно серьёзно страдали по этой причине промыслы, требовавшие перевозки многотоннажных грузов, такие как лесозаготовка, производство кирпича, извести, черепицы. Имевшийся у артелей транспорт в послевоенные годы был представлен редкими сильно изношенными грузовыми автомобилями, лошадьми и волами. Местные власти же запрещали промартелям закупать в колхозах лошадей, боясь оставить последние без тягловой силы. ГААК, Ф. Р-880. Оп. 1. Д. 40. Л. 7, Д. 37. Л. 28.

Постановление Совета Министров СССР №2445 от 9 ноября 1946 г. предписывало в 4 квартале 1946 г. передать из Министерства вооруженных сил в промысловые артели 5700 автомобилей, требующих среднего ремонта. Промысловой кооперации Алтайского края это постановление помогло немногим. Представитель Рубцовского многопромсоюза Головенко на совещании хозяйственного актива и стахановцев промкооперации 9 июля 1947 года сообщал: «… В постановлении от 9 ноября сказано, что промкооперация получит большое количество машин. Дали мне машину за 1 500 рублей - полуторатонку и я добавил 10 000 рублей, и получилась машина, на которой можно возить только дым, а не груз… Имеется два лесопильных завода, которые в состоянии дать пиломатериалов по 20 000 кубометров, а работают только на 50% потому, что не можем получить двух машин, хотя бы газогенераторных, чтобы подвозить пиловочник. Не можем получить даже трактор».

В данной промартели имелось также 4 локомобиля. На весь технический парк за 6 месяцев 1947 года было выделено лишь 300 кг бензина и 0,5 тонны машинного масла. ГААК, Ф. Р-880. Оп. 1. Д. 24. Л. 184.

На краевом совещании работников промкооперации, состоявшемся 28 июня 1948 г., председатель артели «Алтайский металлист» Густокашин описал ситуацию с транспортом в руководимой им артели, расположенной в пос. Эстония, в нескольких десятках километров от станции Шипуново. Артель постоянно нуждалась в подвозе кокса, чугуна, графитного тигеля, расходных материалов, но располагала для этой цели шестью парами коней и быков и двумя автомобилями, один из которых был собран из утиля самими работниками артели. Но и эти автомобили, из-за отсутствия горюче-смазочных материалов, не могли полноценно использоваться. ГААК, Ф. Р-880. Оп. 1. Д. 37. Л. 32.

В Славгородском многопросоюзе на 28 артелей имелась только одна грузовая машина, что мешало вывозке каустической соды из села Ключи, необходимой для производства мыла. Железная дорога же отказывалась перевозить грузы, необходимые союзу, до окончания посевной и уборочной компаний. ГААК, Ф. Р-880. Оп. 1. Д. 24. Л. 197.

Одним из самых напряжённых вопросов был вопрос снабжения промысловой кооперации сырьём. Правительственные документы ориентировали промкооперацию на заготовку местного сырья (глина, древесина, поделочный камень, лоза и пр.), закуп продуктов питания у населения, использование в качестве сырья принимаемого у населения утиля и отходов государственной промышленности.

Получению и использованию отходов государственной промышленности были посвящены целые разделы правительственных постановлений от 12 августа 1945 г. и 6 ноября 1946 года. Но и здесь промкооперация края столкнулась с трудностями, совершенно не получая в первые послевоенные годы таких видов отходов, как мерный и весовой хлопчатобумажный лоскут, угары высших сортов, направляемые на переработку в другие регионы страны. Применение распространенного местного сырья, например глины в гончарном производстве, также встречало затруднения: гончарная глазурь в крае не производилась и поставлялась с перебоями. ГААК, Ф. Р-880. Оп. 1. Д. 13. Л.45, Д. 37. Л. 32.

По причинам отсутствия транспорта, личной незаинтересованности руководителей артелей, отсутствия у сельского населения излишков продукции, артелями практически игнорировалась самостоятельная заготовка сельскохозяйственной продукции у сельского населения и колхозов. Барнаульская промартель «Восход» на протяжении второй половины 1940х годов выполняла четверть всех заготовок сельхозпродукции промкооперацией края, а барнаульский городской многопромсоюз, в результате работы «Восхода» - половину всех заготовок края. ГААК, Ф. Р-880. Оп. 1. Д. 17. Л. 253.

Получение распределяемого в условиях плановой экономики централизовано сырья ограничивалось фондами. К таким видам сырья относились: шерсть, лен, вата и сырье для хлопчатобумажного производства, металлы, пиломатериалы из ценных пород древесины, сахар, мука, каучук, кожа натуральная и кожзаменители, многое другое. Фонды «спускались» в краевую промкооперацию исходя из необходимости выполнения определенного ей производственного плана. Как правило, все фондовое сырьё поступало на оптовую базу при Краевом Управлении промысловой кооперации (позднее - при крайпромсовете), Крайпромтехснаб. Работники крайпромтехснаба, исходя из отпущенных для городских и межрайонных союзов планов, передавали сырье на их базы снабжения. Межрайонные и городские базы снабжали непосредственно артели, исходя из определенных для данных артелей планов и выделенных под их выполнение фондов. Данная система была громоздкой, запутанной и малоэффективной. В условиях слаборазвитой инфраструктуры потоки информации от артелей в межрайонные промсоюзы и выше - в краевое управление промкооперации, крайпромсовет шли чрезвычайно медленно, информация поступала с большими искажениями. «Управление промысловой кооперации ещё недостаточно добирается в руководстве, оказании конкретной помощи и влиянии до отдельных, особенно периферийных артелей, полностью передоверяя это союзам… Плохой оперативный учёт на местах и в УПК приводит к незнанию действительной ситуации на местах и последующей констатации фактов срыва выполнения программы, так как исправить на ходу эти недостатки УПК не может… Слаба связь Управления и союзов с местными партийными и советскими органами, в результате чего происходит двойное планирование артельного производства…», - признавалось руководством краевого Управления промкооперации в справке, направленной 30 мая 1947 г. в адрес председателя крайисполкома Ковалевского. ГААК, Ф. Р-880. Оп. 1. Д. 26. Л. 13.

Ситуация напоминала игру в «глухой телефон». Межрайонные и отраслевые союзы не имели представления о том, в каком сырье и в каком количестве нуждаются подчиненные им артели, порою расположенные на расстоянии до 200 километров от конторы Союза, из-за чего на базе Крайпромтехснаба скапливались огромные запасы неиспользуемого, но остродефицитного сырья, необходимого в артельном производстве. Например, в июне 1948 года такого сырья имелось на сумму 800 тысяч рублей, одной только обувной резины - более 40 тонн. Союзы не выбирали сырье со склада, в то время как артели нуждались в нем и писали в адрес Крайпромтехснаба гневные письма. ГААК, Ф. Р-880. Оп. 1. Д. 37. Л. 40-41.

Крайпромтехснаб имел свой собственный валовой план по снабжению артелей и нижестоящих промсоюзов. Ради его выполнения работники Крайпромтехснаба шли на многочисленные ухищрения и злоупотребления. «Теперь всё время ведется такая практика в Крайпромсовете и у снабженцев союза. Если берет артель ходовой товар, то дают обязательно нагрузку. Вот, например, артель «Кожобувь» получила кожтовар в артели «Красный кожевник», ей дали нагрузку на 32 тыс. рублей. в этой нагрузке попали совсем ненужные товары, которые даже если и пойдут, то их хватит на два с лишним года. Пора прекратить такую практику и крайпромснабу, а также и снабженцам союза. Но если мы и получили верхний кожтовар, то никогда не получим никаких тканей», - жаловался 18 марта 1951 г. на собрании уполномоченных Бийского городского многопромсоюза председатель артели «Кожобувь» Бессмертных. ГААК, Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 8. Л. 12.

Данные предприятиям планы руководящие органы очень часто «забывали» обеспечить необходимыми фондами. В 1950 г. промкооперации не были выделены фонды на муку, что привело к крайне низкому проценту выполнению плана по пищевкусовой промышленности (57,8%). ГААК, Ф. Р-880. Оп. 1. Д. 78. Л. 10. При наличии сырья сдерживать выполнение планов могло отсутствие запасных частей. Уже цитированный выше Бессмертных сообщал: «Вот дали нам автоклав и пресса, но не дают резины 2 тонны, а для того, чтобы её обрабатывать, надо вальцы, которых до сих пор нет, а возможно их и не будет до конца года, а средства уже забиты и будут лежать мертвым сырьём, а потом может испортиться» ГААК, Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 8. Л. 12..

В повседневной работе артелей не хватало также простейших расходных материалов и инструментов: игл и запасных частей к швейным машинам, ниток, колодок, ножниц, фурнитуры. Фонды, наряды на расходные материалы промкооперации выделялись в недостаточных количествах. Особенно страдали от недостаточного снабжения сельские артели. Руководители артелей были вынуждены закупать необходимые недостающее за наличный расчёт на рынке у частных лиц, несмотря на то, что это прямо запрещалось действующим законодательством и било по карману артелей: «… Как ни странно, но приходится покупать на рынке иголку трикотажную. За 3 рубля, вот и боритесь за рентабельность… приходится каждую мелочь покупать на рынке и на рынке очень много иголок, а наши снабженцы их найти не могут». ГААК, Ф. Р-880. Оп. 1. Д. 24. Л. 197, Д. 37, Л. 28 об. Л. 29, Ф. Р-928, Оп. 1, Д. 12, Л. 29.

С целью некоторого разрешения этой проблемы Совет Министров СССР постановлением №1726 от 23 мая 1951 года «Об улучшении работы мастерских по ремонту обуви, одежды и металлоизделий для населения» разрешил промартелям приобретать в государственной и кооперативной розничной торговле для ремонтно-починочных работ инструменты, запасные детали, нитки, бортовку, пуговицы, лаки, краски и другие материалы за наличный расчёт с единовременными затратами не более 75 рублей. Кроме того, артели могли осуществлять ремонт арендуемых помещений за счёт остатков средств амортизационного фонда с единовременными затратами на одно помещение до 25 тыс. рублей. ГААК, Ф. Р-880. Оп. 1. Д. 94. Л. 410.

Большие трудности испытывали артели с обеспечением электроэнергией, из-за чего цеха артелей очень часто простаивали, что также приводило к невыполнению ими производственных планов. Барнаульская и Бийская электростанции Крайкомхоза в 1947-48 гг. не выполняли план выработки энергии, срывая снабжение городов. В ситуации дефицита энергии руководители государственных предприятий, через чью территорию проходили линии электропередач, зачастую сознательно ограничивали подачу энергии промартелям, чтобы иметь возможность выполнить собственную производственную программу. В 1947 году директор Барнаульского тормозного завода в течение всего лета препятствовал артели «Прогресс» пользоваться электросетью, проходящей по территории завода, отчего артель понесла серьёзные убытки и не выполнила план по выпуску валенной обуви на десятки тысяч рублей. Лякишев С.П. Деятельность краевых органов государственного управления промышленностью Алтайского края…, С. 33; ГААК, Ф. Р-880. Оп. 1, Д. 40, Л. 7 об. По причине нехватки электроэнергии в артелях инвалидов, расположенных в Кулундинской степи, предлагалось широко применять альтернативную энергетику - ветродвигатели с установками малой механизации, в других районах - гидроресурсы. ГААК, Ф. Р-928. Оп. 1. Д. 13. Л. 14 об.

Но, пожалуй, самой тяжелой проблемой был дефицит кадров. Крайне не хватало образованных и опытных руководителей. В 1947 году из 219 председателей артелей, на которых в УПК имелись учетные документы, незаконченным высшим образованием обладали 4, средне-техническим - 4, средним - 10, от 7 до 9 классов - 27, у 93 человек - от 4 до 7 классов, и закончили только начальную школу 81 человек. Из 14 председателей межрайонных и отраслевых промсоюзов лишь двое обладали незаконченным высшим образованием и 7 человек - средним ГААК, Ф. Р-880. Оп. 1. Д. 16. Л. 77..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.