Рефераты. Просветители второй половины ХIХ века

p align="left">В период второй половины XIX присоединения Казахстана к России было практически завершено. Этот процесс шел в несколько этапов.

Поначалу создавалось впечатление, что переход Казахстана под покровительство России может произойти мирно и без особых осложнений. Абулхаир-хану (ум. В 748 г.) удалось убедить определенную часть наиболее влиятельных представлений господствующей верхушки Младшего и некоторой части Среднего жузов добровольно перейти в подданство России История Казахской ССР. - М., 1984. т.3

В несколько завуалированной и более гибкой форме продолжил политику Абулхаира Аблай-хан (1771-1781 г.г.пр.), при котором завоевательные устремления царизма в Казахстане стали проявляться достаточно открыто. Не успев как следует закрепить свои позиции на границе с Казахстаном, царизм принял ряд указов, уставов и других решений, резко ущемлявших экономические, социальные и политические интересы практически всех слоев казахского общества. Так, 19 октября 1742 г. русским правительством был принят указ, запрещавший рядовым казахам кочевать близ реки Яик, Яицкого городка, и строящихся крепостей; 6 марта 1755 г. - Указ Коллегии иностранных дел, запрещавший рядовым казахам Среднего жуза переходить на правую сторону Иртыша, т.е. в места их постоянных и исторически закрепленных кочевых просторов. В 1822 г. специальным указом правительства России была ликвидирована ханская власть в Младшем жузе, а в 1824 г. та же участь постигла ханскую власть в Среднем жузе и т.д. Словом, началось совершенно открытое и повальное наступление царской России на социально-политическую и экономическую независимость Казахстана. Естественно, это устраивало немногих. Лишь небольшая часть пророссийски настроенной казахской аристократии, явно пытавшаяся использовать влияние Российской империи для укрепления своих экономических позиций в степи, перешла на сторону царизма. Большинство было явно недовольно складывающейся ситуацией. Все чаще стали возникать стихийные протесты, особенно в народной среде, против русской экспансии в Казахстане. Некоторые из них выливались впоследствии в вооруженные выступления против захватнической политики царизма. Наиболее крупными из них были восстания под руководством Срыма Датова в 1783-1797 г.г. и под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова в 1836-1838 г.г. Самым мощным антиколониальным движением, оставившим глубокий след в истории русско-казахских отношений, было движение под предводительством Кенесары Касымова в 1837-1847 г.г.

В Казахстане негативные последствия русского колониализма сказались в полном подрыве не только стимулов к экономическому росту (пусть даже стихийному), но и в утрате достигнутых рубежей развития кочевого хозяйства из-за насильственного изъятия царизмом земель, на которых веками закреплялись маршруты кочевания степных номадов См. Русская колонизация в Туркестане // ?аза? ?ні 1993. ?араша-желто?сан.

В политике переход казахов в русское подданство сопровождался полной утратой ими даже самых ничтожных элементов самостоятельности, безграничным господством колониальной бюрократии, безудержным произволом властей, открыто обиравших прежде всего трудящиеся слои общества путем обложения их всякого рода пошлинами, наложения повинностей и отработок, взимания ничем не обоснованных податей, да и просто взяток Бекмаханов Е. Казахстан в 20-40 -е годы XIX в. История Казахской ССР т.3 - Алматы. 1995. . Все это, совершенно естественно, вызывало протесты, возмущение и даже стихийные, а подчас и организованные выступления низов против собственных и царских угнетателей.

Однако сказанное вовсе не означает, что русская колонизация Казахстана не имела никаких позитивных последствий. Они, безусловно, были, и были главным образом, в социально-культурной сфере.

Присоединение Казахстана к России во всю ширь открыло ворота для проникновения в Казахскую степь передовой русской, а через нее и прогрессивной европейской культуры. Благодаря именно русскому влиянию в Казахстане культура кочевого быта, всецело связанная с животноводством, стала постепенно видоизменяться за счет внедрения в живую ткань ее функционирования элементов культуры оседлого, городского быта. В разных уголках Степи стали появляться вполне соответствующее городским стандартам тех времен жилые дома, усадьбы и даже отдельные компактно расположенные поселения.

Но не в этом главное. Значительно важнее обратить внимание на то обстоятельство, что вместе с укреплением русско-казахских связей стали усиливаться и приобретать стабильный характер взаимоотношения прогрессивной русской и формирующейся молодой казахской интеллигенции. Это взаимодействие оказалось настолько плодотворным, что дает все основания говорить о превращении Казахстана второй половины XIX в. чуть ли не эпицентр интеллектуального развития общества на евразийском рубеже. Именно на границе Казахстана с Сибирью и восточной частью России разворачивалась историческая деятельность Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А.Кунанбаева, известного сибирского ученого и публициста Г.Потанина. Здесь же в рассматриваемый период прошли плодотворные годы жизни Ф.М. Достоевского, С.Ф. Фурова, Е.П. Михаэлиса, Н.И. Долгопалова и многих других. Чрезвычайно удивительным фактом является то. Что завязалась поистине искренняя и прочная дружба лучших сынов русского народа с наиболее одаренными и образованными представителями казахского общества. Итогом этой бескорыстной дружбы явилось создание богатейшего идейно-теоретического и культурного наследия, оставившего свой глубокий след в истории и оказавшего огромное влияние на интеллектуальное развитие последующих поколений людей Бекмаханов Е. История Казахского.ССР т.1. ч.2 -Алма-Ата. 1957.

1.2 Влияние или последствия присоединения Казахстана к России на развитие

XIX век в культурной жизни Казахстана по праву называется просветительским. Под мощным влиянием мировой цивилизации пробудился глубокий интерес к приобретаемым Россией восточным землям. В Казахстан стали прибывать ученые, географы и путешественники, востоковеды; по материалам Казахстана работали историки. Своими исследованиями огромный вклад в изучение края внесли П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.А. Северцев, И.В. Мушкетов, В.В. Радлов и др. Большое влияние на развитие образование и культуры оказала передовая русская интеллигенция. В Казахстан в 1847-1857 гг. отбывал ссылку украинский поэт Т.Г. Шевченко История Казахстана.-Алматы. 2002. т.3 -С.527.

Казахстан стал объектом изучения отдельной Русского географического общества, здесь работали культурно-просветительские учреждения и статистические открывались краеведческие музеи, изучались Потанин, Н.М. Ядринцев, С.Я. Капустин и многие другие, казахский просветитель приобрел известность не только благодаря своим научным изысканиям. Общественно- политическая деятельность выдающегося казахского ученного и просветителя- демократа Чокана Чингизовича Валиханова протекала в середине XIX столетия в тесной связи с теми историческими событиями, которые происходили в жизни России и Казахстана.

Экономической основой русского общества в то время оставались феодально- крепостническая система хозяйства и связанные с нею феодальные производственные отношения.

К середине XIX века феодально - крепостнический строй в России переживал глубокий экономический и политический кризис. Основой этого кризиса был обостряющейся конфликт между развивающимися производительными силами и государствовавшими в то время феодальными производственными отношениями.

В недрах феодального хозяйства России к этому времени получили известное развитие новые производительные силы и соответствующие им новые, капиталистические, производственные отношения. Они с закономерной неизбежностью все шире проникали в экономику, разлагая отжившую феодально- крепостническую систему.

Социально- экономические процессы, происходившие в России в середине XIX века было в основном завершено. Начало принятия российского подданства Младшим жузом относится к 30 годам XVIII века, а окончательное присоединение завершилось к 60 годам XIX века. Это был период, когда казахский народ, по словам Валиханова, преследуемый постоянными набегами среднеазиатских ханств, обращает свои взоры «к границам могущественной России, чтобы искать ее помощи и покровительства» Ч.Валиханов. Статьи Переписка г.Алма-Ата 1987 стр.9.

Присоединение Казахстана к России, несмотря на колониальный режим царизма, имело огромное значение для дальнейшего экономического, политического и культурного развития казахского народа. Полностью подтвердилось высказывание Ф. Энгельса о том, что «Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку…» Ф.Энгельс, соч. т.XXI стр.211 М.1969г.

С завершением процесса присоединения к России социально- экономическое развитие Казахстана протекало под воздействием экономики России. В Казахстане была ликвидирована феодальная раздробленность, прекратились постоянные феодальные междоусобные войны . Отмечая исторические корни дружбы двух народов, Чокан Валиханов писал, что казахи считают себя братьями русских по отечеству, «сверх того мы…. связаны с русскими историческим и даже кровным родством» Ч.Валиханов, соч., М 1987 стр155

Первым идейным выразителем этой дружбы был сам Ч. Валиханов

Начиная со дня своего первого знакомства в Омске со своими будущими друзьями- политическими ссыльными, он до конца своей жизни свято дорожил и всегда гордился своей дружбой с передовыми представителями русского народа.

К концу XIX века расширились и укрепились торговые связи России и Казахстана. Росли торговые обороты купцов, видоизменялись формы товарного обмена. Меновые дворы, которые служили прежде главными торговыми центрами, стали уступать свое место ярмарками, возникавшим по всей территории Казахстана.

В силу колониального положения Казахстана торговля носила ярко выраженный ростовщический характер. К.Джумагулов»Ибрай Алтынсарин» стр20 Ташкент 1975г.

Разъездные торговцы набирали залежалый товар (известный под названием «киргизский») и, выменивали его на большое количество скота. Полфунта чая в ярко- красной обложке и фунт сахара были равноценны годовалому барану. При этом широко процветали обмер и обвес, товары продавались в кредит за ростовщические проценты, и торговцы закабаляли кочевников , ставя в хозяйственную зависимость целые волости.

Развитие торговли сопровождалось обогащением небольшой зажиточной верхушки баев и обнищанием массы степного населения. Тем не менее развитие торговли во второй половине XIX века все больше подрывало натуральные основы хозяйства казахов, способствовало изменению хозяйства казахов.

Экстенсивное кочевое животноводство все более уступало место оседлости и товарному скотоводству.

Развитие торговли и ремесел, рост товарности скотоводческого хозяйства способствовали внедрению товарно- денежных отношений как более высоких экономических форм по сравнению с существующими.

Казахстан был включен в общероссийский, а через него и в мировой рынок, открывший казахам перспективы дальнейшего развития их хозяйства, торговли и культуры.

В социальном отношении последствия присоединения Казахстана к России в первую очередь состояли в том, что значительно ускорился процесс расслоения казахского общества. На историческую арену выступил рабочий класс, появились новые социальные группы, уровень общественного развития значительно вырос.

Лучшие представители русского народа выступали в Казахстане, как и на других национальных окраинах России, созидателями , носителями передовой культуры, защитниками прав угнетенных народов. Сознание этой высокой миссии законно возбуждало у выдающихся людей России чувство патриотической гордости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.