Рефераты. Просветители второй половины ХIХ века

p align="left">Все творчество Абая пронизано идеями непримиримости к безделью и ложному стыду. Человеческий характер- по его мнению, закаляется лишь в борьбе с трудностями, в преодоление этих трудностей.

Абай глубоко верил в творческие силы народных масс и понимал, что при современных ему условиях общественной жизни народные массы не имеют возможности полностью пользоваться плодами своего труда. У баев, биев, старшин и правителей всех рангов одно лицо по отношению к простому народу». История Казахстана т 3 с 537

Абай не скрывает причины своей неприязни и ненависти к тем, кто не был с народом. Баев он ненавидит за то, что они вымогают взятки, чинят раздоры и «бай торопится сам обмануть закон». Барское отношение баев к простолюдию возмущало Абая, но это качество с детства прививалось баям, удел бедняка был плачевен, ему не на кого было опереться, потому что

Бай не поможет бедняку. Зачем его жалеть?

А если дает кусок - гляди, длинна у бая пасть. Там же

Эти обличительные полные справедливого гнева строки были написаны просветителем демократом в период, когда царизм проводил свою колониальную политику. Абай вскрывал антагонистические противоречия между большинством трудящихся и господствующим меньшинством - владельцами богатства и власти.

Демократические позиции Абая определяют и его отношение к деятельности старшин и биев. Хотя права биев и урезывались царизмом, в их руках еще сосредотачивались значительная судебная власть, и казахское население, в большинстве своем, имело дело с ними. Решения тогдашних биев по многим вопросам полностью соответствовали интересам царских колонизаторов. Абай писал:

Перед начальством русским бий

Юлит и гнется, как лоза…

В своем подавляющем большинстве бий во времена Абая не могли себя вести иначе, потому что зачастую приобретали свое место благодаря взяткам и подкупам. «А биям и старшинам, купившим свои места, нет основания требовать к себе уважения»,- уточняет Абай. Пользуясь темнотой населения, его забитостью и невежеством, Бии всячески стремились извлечь пользу. Они , говоря словами Абая, в основном «дурачили» народные массы. Чаяния народа были близки и понятны Абаю. В окружающих его людях, в своих близких и учениках, он больше всего ценил бескорыстную преданность родному народу и защиту его интересов. Скорбя о рано ушедшем из жизни любимом сыне Абдрахмане, Абай, перечисляя достоинства его (смелость, искренность, благородство, и жажду знаний), отличает, что он «был защитником бедняков, был за честь и правду борцом» История Казахстана т 3 с 538

Противоречия современного Абаю общества выразились в отношении его к духовенству. Будучи глубоко верующим, считая, что «богу присуще справедливость и любовь».

Абай в то же время видел, что служители этой веры в Казахстане - назначенные муллы - были людьми далекими от справедливости и чести. Большинство из них, как и Бии, покупали свое звание и рассматривали его как источник наживы. «Вот мурза, дающих взятки и подкупающих свое звание за взятки, очень много»,- сокрушался он. Отношение к ярым поборникам мусульманской религии у Абая явно пренебрежительное. Видя, что среди них многие не знают даже намаз, не говоря о других тонкостях религии, Абай писал: «Я думаю, что нельзя назвать казахов истинными мусульманами». История Казахстана т 3 с 538 Его отношение к мусульманскому духовенству созвучно с высказываниями Чокана Валиханова, который называл ярых поборников религии «вредными шарлатанами». Видя тяжелую жизнь народных масс, Абай не ограничивался обличением несправедливости, а требовал активных действий, направленных на исправление этой несправедливости. Обращаясь к обществу, он вопрошал: «Почему злодеи сильны? Почему бедняки недовольны?» Там же

Пути улучшения жизни трудящихся масс Абай видел прежде всего в изменении экономической основы общества. Прогрессивное развитие казахов Абай неразрывно связывал с развитием земледелия, ремесла и торговли. Эти три отрасли развития экономики являются предметом постоянного внимания казахского просветителя, на них, по его мнению, и должны ориентироваться народные массы.

Хотя большинство населения в Казахстане продолжало заниматься скотоводством, Абай связывал дальнейшее экономическое развитие с расширением и улучшением земледелия. Именно земледелие могло обеспечить надежную основу благополучия казахского шаруа и сторицей возвратить затраченный труд. Абай правильно считал, что земледелие было меньше подвержено случайностям, зависящим от климатических условий казахской степи. Он писал:

Тяжел труд земледельческий - вспашка, посев,

Но земля все же сторицей воздаст под конец.

Определяя значение и место ремесла в экономическом развитии общества, Абай прямо заявляет: «Необходимо учиться ремеслу», потому что «ремесло всегда остается в руках, и ремесленник, продающий без обмана то, что он сделал своими руками,- лучший из казахов». В то же время он не мог не видеть, сколько препятствий стояло на пути честных ремесленников при сбыте изготовленных ими товаров. Большим злом являлись алыпсатары, эти скупщики и перекупщики, имеющие возможность разъезжать по степи и подешевле скупать у непосредственных производителей продукты их труда. Алыпсатары являлись порождением XIX века и распространились в Казахстане с развитием товарно- денежных отношений. История Казахстана т 3 с 538

Неотъемлемой частью процветания экономики Казахстана, по мнении. Абая, является дальнейшее расширение торговли. Он с глубоким уважением говорил об узбекских торговцах, которые бывали и торговали во многих странах. Много товаров покупали у них и казахи, в обмен, главным образом, на скот. Абай рассматривал торговлю как средство общения между народами, стимул развития производительных сил общества, поэтому был активным пропагандистом дальнейшего ее развития в Казахстане. Там же с 539

Усиление колониального гнета и все еще крепкие устои патриархальных отношений в Казахстане отразились во взглядах Абая на вопросы управления. Он нигде не говорит о народных восстаниях. Но с демократических позиций защищая интересы народных масс, Абай постоянно искал пути прогрессивного развития общества. Абай считал, что на должность правителей должны избираться люди честные, заинтересованные в деятельности на благо народа.

Эти люди не должны нарушать законы, на должны злоупотреблять своим служебным положением. Особенно много бедствий терпели народные массы от волостных управителей. Обычно на эту должность избирались представители байства. Затратившие значительные средства на подкуп, подарки и обман. Стремясь восполнить свои затраты, они забывали данные народу обещания. По мнению Абая, выборные должности получали обычно люди совершенно недостойные. Народ обманывали обещаниями, почти всегда невыполнимыми. В свою очередь и трудящиеся массы утрачивали веру в возможность изменить что- либо руками правителей.

Найти пути разрешения противоречий между правителями и интересами большинства народных масс Абай не сумел. Отсюда Абай не мог до конца выяснить, какова же взаимозависимость общества, закона и личности. Исследуя отношение Абая к закону, мы приходим к убеждению, что он верил в его справедливость. Нарушение закона влекло несправедливость. Он, главным образом, обрушивается на тех, что нарушал закон, а до рассмотрения вопроса, кто, в чьих интересах издавал законы. Абай не дошел. История Казахстана т 3 с 539

Абай ненавидел и разоблачал правителей - взяточников, корыстолюбивых судей, невежественных мул, считал их злом на пути ко всенародному благоденствию. Основную силу, способную преодолеть зло, как многие, он видел в науке и просвещении, Раскрывая значение науки и просвещения для общества, он был убежден в их несовместимости со «злом, ложью, хвастовством, бездельем, мотовством». Эти черты казахского общества были ненавистны выдающемуся мыслителю, борьбу с ними он воспринимал как свой первостепенный долг. Расцвета науки, он считал, можно достичь, только постоянно трудясь и приобретая знания. Труд, затраченный на приобретение знаний, всегда благороден и плодотворен. Настойчивое стремление Абая привить молодежи любовь к учению и знаниям выражалось в постоянном обнажении пороков казахского общества, связанных, в первую очередь, с невежеством и темнотой. Изучив все стороны жизни казахского общества, Абай пришел к выводу, что победить эти пороки можно всем казахским обществом сообща. И хоть каждый человек - сам хозяин своей судьбы- но есть судьба всего народа в целом. Жить вне общества или быть лучше его невозможно. У Абая была четко выработанная точка зрения на взаимоотношения с другими народами, населяющими Россию. Основной принцип, которым он руководствовался при этом, был принцип уважения, дружбы и равноправия. «Человеку человечество друг», - заявил гуманист. История Казахстана т 3 с 539 Политическая по своей глубокой сущности идея международной солидарности угнетенных масс и их единения на основе передовых достижений мировой культуры всегда находила свое философское осмысление и обоснование.

Нельзя разумеется, не считаться с тем, что Абай был прежде всего поэтом. Следовательно, и широким кругам общественности он был известен как поэт. И это справедливо. Сегизбаев О. «История казахской философии» с 300

Умер Абай в 1904 г., Там же с 298 не успев достигнуть полных шестидесяти лет. Весь казахский народ переживал это событие как свою собственную трагедию. Он был великим человеком, наследие которого еще долго будет служить кристально чистым и живительным родником духовного очищения не одного поколения людей. Там же с 328

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе развития Республики Казахстан как суверенного государства нацеливает нас на сохранение духовных ценностей, культурного наследия нации. Замечательно то, что многие интересные факты истории нашего края тесно увязаны с личностями великих просветителей Казахстана второй половины XIX века Чоканом Чингисовичем Валихановым, Ибраем Алтынсариным, Абаем Кунанбаевым.

Образование во все времена было фактором экономического, социального и духовного прогресса общества. Одним из условий воплощения такой миссии образования в реальность является расширенное понимание грамотности, которая предполагает развитие нового отношения к качеству жизни.

Сейчас перед казахстанской молодежью открываются все более широкие возможности получения образования в перспективных вузах страны и мира. А также профессиональной реализации в различных сферах деятельности. Это стало возможным благодаря устойчиввому экономическому развитию страны, росту ее авторитета на международной арене. Для того, чтобы наше общество в будущем могло успешно конкурировать с мировыми лидерами на равных Казахстану необходима массированная «интеллектуальная интервенция».

Современное образование и профессиональная подготовка, использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики позволит поставить дальнейшее развитие Казахстана на устойчивую современную и перспективную экономическую, социальную и политическую основу.

Список использованной литературы

1. Апполонов Г.Г. «Присоединение Казахстана к России». Алма-Ата 1968 г.

2. Алтынсарин И. «Избранные произведения». Алма-Ата 1972 г.

3. «Антология казахской поэзии». Москва 1958 г.

4. Ауэзов М.О. «Мысли разных лет». Алма-Ата 1959 г.

5. Асфендиаров С. «История Казахстана». Алматы 1998 г.

6. Алтынсарин И. «Собрание сочинений», т.2. Алма-Ата 1974 г.

7. Абай «Книга слов». Алматы 1993 г.

8. Абай «Слова назидания». Алма-Ата 1982 г.

9. Ауэзов М.О. «Неопубликованные материалы по абаеведению». Алма-Ата 1980 г.

10. Бельгер Г.К. «Гете и Абай». Алма-Ата 1989 г.

11. Бейсембаев К. «Мировоззрение Абая Кунанбаева». Алма-Ата 1956 г.

12. Бекмаханов Е.Б. «Присоединение Казахстана к России». М. 1959 г.

13. Бартольд В.В. Сочинения, т.5. М. 1968 г.

14. Бекмаханов Е. «Казахстан в 20-40 годы XIX в.». Алматы 1995 г.

15. Валиханов Ч. «Сборник сочинений», т.1-5. Алма-Ата 1985 г.

16. Валиханов Ч. «Избранные произведения». М. 1987 г.

17. Веселовский Н.Н. «Метеор. Валиханов Ч.» Собр. сочин., т.1, М. 1969 г.

18. Джумагулов К. «Ибрай Алтынсарин» Ташкент 1975 г.

19. Ирмуханов Б.Б. «Исторические воззрения мыслителей ХХ века». А. 1999 г.

20. «История Казахстана». Т.2,. А. 1998 г.

21. «История Казахстана». Т.3,. А. 2002 г.

22. «История КазССР». Т.2,. Алма-Ата 1979 г.

23. «История Казахстана. Очерк.». Алматы 1993 г.

24. «Казахская ССР. Краткая энциклопедия». Т.3. Алма-Ата 1989 г.

25. Клямторный Г.С., султанов Т.И. «Казахстан: летопись трех тысячелетий». А-Ата 1992 г.

26. Марков С. «Идущие к вершинам». А-Ата 1982 г.

27. Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII в. А-Ата 1969 г.

28. Моргулан А.Х. «Ноые матерриалы о Чокане Валиханове. Вестник АН КазССР». № 12. 1957 г. А-Ата.

29. «Материалы по истории политического строя К-на» А-Ата 1997 г.

30. Остен - Сакен Ф.Р. «Памяти Ч.Валиханова2. т.5.М.1972 г.

31. Словарь русского языка». Т.3. м. 1984 г.

32. Ситдыков А.С. «Педагогические идеи и просветительская деятельность И.Алтынсарина». А-Ата 1949 г.

33. Сафаргалиев М.Г. «Распад Золотой Орды». Саранск 1960 г.

34. Сатпаев К.И. «Наука в К-не». А-Ата 1957 г.

35. Сегизбаев О. «История казахской философии». Алматы 2001 г.

36. Смирнова Н.С. «Казахская народная поэзия». А-Ата 1998 г.

37. Тынышпаев М. «История казахского народа». А-Ата 1998 г.

38. Фетисов М.И. «Русско-казахские литературные отношения в первой половине XIX века». А-Ата 1959 г.

39. «Экономические воззрения Ч.Валиханова». М.К.Илюсизов. М.1960 г.

40. Юдин В.П. «Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая...» А-Ата 1983 г.

41. Янушкевич А. «Дневники и письма из путешествия по киргизским степям». А-Ата 1966 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.