· При котором то или иное имущество объявлялось залогом в обеспечение ссуды с правом владения этим имуществом для кредитора или без такого права.
· Залог поступал в антихрезу, т.е. кредитор получал право пользоваться залогом для извлечения доходов.
Более распространенным считается второй вид залога. Часто рабов отдавали в антихрезу за долги. Должник мог взять обратно человека, только в случае полного возмещения ссуды. Если же заложник сбегал, должник выплачивал деньгами эквивалент трудовой провинности, отданного в антихрезу лица. Если должник продавал раба, сданного в антихрезу, до погашения ссуды, то с момента отчуждения последнего он обязан был платить проценты на капитал. Там же. - С. 88-89.
4. Иногда частные лица нанимали рабов. Контракты о найме работников заключались обычно на один месяц или на один год, но иногда и на несколько месяцев или на два года. Документы о найме содержат оговорку: работник не имеет право в течение срока найма оставлять свою работу или искать другую. В тех случаях, когда наемник не мог выйти на работу, он должен был предоставить себе замену. Если наемник был раб, хозяин не имел права продать или передать его другому лицу в течение оговоренного контрактом наемного периода. Оплата труда наемников рабов была равна оплате свободных. Поэтому наниматели предпочитали неквалифицированным, незаинтересованным в производительности труда рабам, заинтересованных свободных. В документах не указано, какой работой занимались рабы, но можно предположить, что их не ставили на тяжелые работы, требующие мастерства и ответственности, и им не доверяли дорогостоящие орудия. Рабов нанимали чаще всего для выполнения работы по дому. Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VЙЙ-ЙV в. до н.э. - С.72-83.
5. Часто рабов дарили или отдавали в наследство. Рабы, также, включались в приданое. Хотя отдать в приданое рабов могли только состоятельные люди, имевшие несколько десятков, а то и больше сотни рабов. Люди же среднего достатка, имевшие 3-5 рабов могли выделить одного, двух рабов. Менее состоятельные люди вообще владели только парой рабов. Многие жители сельской местности и городов вообще не имели рабов.
В большинстве документов о дарении речь идет о передаче рабов и другого имущества наследникам завещателя с условием, что последний до своей смерти будет пользоваться этим имуществом или же наследники будут содержать его. Там же. - С. 125-131.
6. Рабовладельцы могли заключать рабов в кандалы. Обычно этому подвергались рабы, совершавшие побеги и отказывающиеся работать. Наиболее непокорных рабов вообще отправляли в, так называемые, работные дома, где их держали под особым надзором, где был установлен тюремный режим.
Теперь, пришло время посмотреть, чем занимались сами рабы. Можно полагать, что большая часть рабов была занята выполнением различных домашних работ у своих хозяев, хотя прямых указаний на это в источниках нет. Отсутствие таких сведений легко объясняется тем, что эта сторона деятельности не выходила за сферу взаимоотношений между ними и их хозяевами и не затрагивала интересов третьих лиц, а поэтому не могла быть отражена в контрактах. Очевидно, большая часть рабов отдаваемых в наем или антихрезу, как правило, не владела каким-либо ремеслом и, естественно, использовалась только для домашних услуг. Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VЙЙ-ЙV в. до н.э. - С.147.
Рабский труд применялся в различных областях производственного труда, где-то больше, где-то меньше. Рассмотрим некоторые из них.
Строительство. Данных об использовании труда рабов в строительстве чрезвычайно мало. Сохранился контракт об обучении раба домостроительному делу: «Мина-ана-Белдан, сын Лабаши, потомка каменщика, отдала своего раба Инна-Набу-ултараха для обучения домостроительному делу на восемь лет Шузибани-Белу, сыну Аххитабши. Он должен обучить его домостроительному делу». Хрестоматия по истории Древнего Востока.- С. 229. Рабы работали на сооружении дамбы и формовали кирпич, а также выполняли различные земляные работы. Очевидно, в строительстве труд рабов применялся в очень ограниченных масштабах. Прежде всего, квалифицированных рабов-строителей было чрезвычайно мало, потому что обучение стоило больших затрат. Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VЙЙ-ЙV в. до н.э. - С.148 В том же документе PETSHOW, с.112 написано: « [В течение] одного года продовольствие и рабочую одежду Инна-Набу-ултараху должен давать Мина-ана-Белдан. Если он не обучит его, то за каждый день по 3 ка ячменя, оброк его, Шузибанни-Бел должен отдать Мина-ана-Белдану». Хрестоматия по истории Древнего Востока.- С. 229. Кроме того, за рабами требовался постоянный надзор, так как у них не было никакой заинтересованности в производительности труда. Наконец, было рискованно доверить рабам дорогие орудия, даже если они умели квалифицированно обращаться с ними. Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VЙЙ-ЙV в. до н.э. - С.148.
Сельское хозяйство. Документы не содержат почти никаких данных о применении труда рабов, принадлежащих частным лицам, в сельском хозяйстве, за исключением тех случаев, когда рабы выступают арендаторами. Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VЙЙ-ЙV в. до н.э. - С.148. Обратимся к документам об аренде земли. В документе UM, 106 значиться: «Рибат, сын Бел-рибы, и Рахим, сын Бел-аб-уцура, рабы Римут-Нинурты, добровольно сказали Римут-Нинурте, потомку Мурашу, следующее: «Дай нам в аренду на три года зерновые поля с деревьями и соломой, принадлежащие шушану /неполноправный государственный работник. - прим. авт./ сокровищницы [и расположенные] в местностях Хаттая, … Бит-Нана, Бел-айби, 24 укрощенных вола для плугов в полной с полной упряжью на 6 плугов, [а также] для посева 80 кур ячменя, 20 кур пшеницы, 16 кур полбы, 1 пан 4 сут сезама, и мы будем платить тебе в год 800 кур ячменя, 300 кур пшеницы, 150 кур полбы, 20 кур сезама, всего 1000 кур урожая зерном и … в местности Бел-габари с зерновых полей с деревьями, которые там, в год - 1000 кур фиников согласно мерке местности Хаттая». Далее написано, что «Рибут-Нинурта услышал их» и дал им все, что они просили по списку. Хрестоматия по истории Древнего Востока.- С. 227.
Имеются также документы об аренде водоемов (ВЕ, Х, 54): «Рибат, сын Бел-рибы, раб Эллиль-шум-иддина, добровольно сказал Эллиль-шум-иддину, потомку Мурашу, следующее: «Дай мне в аренду на год рыбные водоемы между местностью Ахшану и хутором Бел-аб-уцура у полей, принадлежащих артели купцов, рыбные водоемы у поля начальника хиндану и рыбные водоемы в местности Бит-нату-эли. За год я уплачу тебе Ѕ таланта очищенного серебра и начиная с того дня, как эти рыбные водоемы ты дашь мне для ловли, я ежедневно буду класть на твой стол установленное количество рыбы». Затем Эллиль-шум-иддин услышал его и дал ему эти рыбные водоемы в аренду на год за Ѕ таланта серебра. Рибат должен платить Эллиль-шум-иддину в год Ѕ таланта серебра [как] арендную плату с этих водоемов и должен класть рыбу на его стол». Хрестоматия по истории Древнего Востока.- С. 228.
Рассмотренные документы заставляют с большой осторожностью относиться к вопросу об оценке роли труда рабов в сельском хозяйстве. Мы не видим сколько-нибудь широко применения труда рабов в этой области. В основном рабы выступают как арендаторы, действуя на свой страх и риск. Условия аренды не отличались от тех, которые характерны между свободными. Но среди рабов-арендаторов мало таких, которые сами работают на полях. Нередко размеры земли были настолько велики, что арендаторы должны были прибегать к помощи значительного числа сельскохозяйственных работников. Иногда арендованная земля сдавалась в субаренду другим рабам. Можно предположить, что рабы не использовались как рабочая сила на полях из-за того, что за ними нужен был постоянный надзор, а это вызывало большие расходы. В мелких же землевладениях рабы нужны были для работы по дому. Таким образом, в крупных частновладельческих хозяйствах Вавилонии VЙЙ-ЙV вв. рабский труд в виду его неэффективности (рабы не были заинтересованы в высокой производительности труда) находил лишь очень ограниченное применение и не мог конкурировать с трудом свободных арендаторов. Дандамаев М.А Рабство в Вавилонии VЙЙ-ЙV в. до н.э. - С.159-162.
Правда, на полях храмов трудилось сравнительно большое число рабов.
Но, во-первых, этих рабов было явно недостаточно для ведения хозяйства. Во-вторых, храмы иногда сдавали землю в аренду частновладельческим рабам. Но гораздо чаще они пользовались услугами частных арендаторов. Следовательно, и здесь труд рабов применялся в очень ограниченных количествах. Там же. - С.162-163.
В храмовых хозяйствах рабы нередко пасли скот, но часто сбегали, угоняя с собой стадо. Поэтому храмовое правительство стремилось прибегать к услугам пастухов, которым либо выплачивалась какая-то сумма, либо предоставлялось право на определенную долю храмовых доходов. Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VЙЙ-ЙV в. до н.э.. - С 164. Обратимся к документу YBT, VЙЙ ,189: «Бау-эреш, сын Набу-ах-уцура, пастух мелкого скота, относящегося к имуществу [богини] Иштар Урукской и [богини] Нана и находящегося под ответственностью главного пастуха Арад-Бела, сына Шар-укина…» Из этого документа видно, что именно свободные пасли скот в храмовых хозяйствах.
Все сказанное заставляет прийти к выводу, что в Вавилонии VЙЙ-ЙV вв. рабский труд не играл решающей роли в сельском хозяйстве и применялся в очень ограниченных масштабах. Как правило, рабы были арендаторами. Даже в храмовых хозяйствах, где труд рабов применялся более широко и имел большое экономическое значение, решающим он, тем не менее, не являлся. Наиболее квалифицированные и сложные виды работ обычно доверялись только свободным, которые трудились за плату. Там же. - С. 164.
Ремесло. Прежде всего, сохранилось несколько контрактов об обучении рабов различным ремеслам. Обратимся к ним. Документ CYR, 64 говорит о заключении сделки об обучении раба ткацкому делу: «Нупта, дочь Иддин-Мардука, потомка Нур-Сина, отдала Аткал-ана-Мардука, раба, принадлежащего Идти-Мардук-балату, сыну Набу-аххе-иддина, потомка Эгиби, для обучения ткацкому делу [сроком] на 5 лет Бел-этиру, сыну Аплы, потомка Бел-этира. Он должен обучить его в совершенстве ткацкому делу.
Нупта должна давать Аткал-ана-Мардуку ежедневно 1 ка хлеба, а также рабочую одежду [раз в год].
Если он не обучит ткацкому делу, то 1 сут ячменя за каждый день в качестве его оброка он должен уплатить.
Нарушитель [контракта] должен уплатить 1/3 мины серебра.
Свидетели (имена трех человек), писец (имя).
Вавилон, 20-й день [месяца] ташриту 2-го года Кира /537 г. до. н.э./, царя Вавилона, царя стран». Хрестоматия по истории Древнего Востока.- С. 228.
Следующий документ CYR, 248 свидетельствует об обучении раба пекарному делу: «[Документ относительно] Ина-кате-Набу-буллита, раба, принадлежащего Идти-Мардук-балату, который [начиная] с месяца абу 6-го года Кира, царя Вавилона, царя стран, поставлен в распоряжение Рихети, раба Басин, для [обучения] пекарному делу. До месяца арахсамну он должен обучить его в совершенстве пекарному делу». Хрестоматия по истории Древнего Востока. - С.229
Документ DAR, 457: «Амат-Баба, дочь Калбы, потомка Набая, отдала Улту,-пани-Белшуллума, своего раба, кожевника, за его наемную плату в 10 [пар] кожаной обуви [в распоряжение] Набу-буллитанни, раба, принадлежащего Эа-нациру, сыну… . Он должен обучить его в совершенстве кожевенному делу. С первого дня [месяца] аддару Улту-пани-белшуллум [находиться] в распоряжении Набу-буллитанни». Там же. - С. 229. В этом тексте речь уже идет о рабе ремесленнике, обучающем других своему мастерству. Еще один документ, уже упоминавшийся выше, PETSHOW, с.112, говорит об обучении раба строительному делу. Там же. - С.229.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5