Рефераты. Рабство в Вавилонии VII-IV вв. до н.э.

p align="left">Во всех случаях речь идет о рабах-мужчинах, отданных в обучение. Возраст их не указывается, как и возраст мастеров, но, по-видимому, они были молодыми людьми. Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VЙЙ-ЙV в. до н.э. - С.170.

Нередко мастера сами были рабами. Обучение в зависимости от ремесла продолжалось от 15 месяцев до 6-8 лет и в течение этого времени ученик, очевидно, находился у мастера. Работал ли ученик круглый год или имел определенное количество выходных дней, сказать трудно. Хозяин должен был содержать своего раба (Об этом написано выше). Мастеру платой служил труд раба и, кроме того, после успешного и своевременного завершения обучения иногда он получал от рабовладельца подарок - обычную одежду. Однако если мастер не выполнит своего обязательства и не научит ученика ремеслу, заставляя его заниматься посторонней работой, то он должен возместить хозяину раба стоимость трудовой повинности последнего за все время обучения. После завершения обучения раб работал у своего хозяина или оставался у мастера, который выдавал за него наемную плату, уплачивая хозяину оброк. Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VЙЙ-ЙV в. до н.э. - С.170.

Многие рабовладельцы отдавали своих рабов для обучения ремеслам, т.к. квалифицированный ремесленник давал хозяину гораздо больше дохода, чем простой раб. Однако отдавать раба в обучение могли только очень богатые люди, вот почему большинство контрактов об обучении заключены могущественной семьей Эгиби Там же. - С.175.. Это банковская династия, носившая название «Эгиби и сыновья», нажила колоссальное состояние. Считается, что основателями династии были евреи, высланные из Иудеи вавилонским завоевателем Навуходоносором. Георгиева Т.С. Культура повседневности: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности философия, политология, религиоведение. Кн.1.- М., 2005. - С. 90. Во время обучения раб не приносил владельцу никакой выгоды, к тому же он должен был нести расходы по его содержанию. Отдавать в обучении одного из трех имеющихся у среднего рабовладельца рабов очень невыгодно. Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VЙЙ-ЙV в. до н.э. - С.175.

Однако можно с уверенностью сказать, что рабы, принадлежащие ремесленникам, часто работали в мастерской хозяина. Однако многие ремесленники имели только одного раба, который обслуживал дом и выполнял неквалифицированные работы в мастерской. Следовательно в Вавилоне VЙЙ-ЙV вв не было крупных ремесленных предприятий, основанных на рабском труде. Конечно, в этот период квалифицированные рабы-ремесленники упоминаются чаще, чем в предшествующие периоды. Но труд рабов не играл решающей роли и не мог вытеснить труд свободных в области квалифицированного производства. Там же. - С.175-176.

Легко можно заметить, что в VЙЙ-ЙV вв. В Вавилонии было сравнительно много рабов, которые имели семьи, владели землей, домами и значительным движимым имуществом. Рабовладельцу был выгоден раб, работавший на свой страх и риск и плативший оброк, поэтому часто раб получал право на пекулий. Рабы, имевшие пекулий /лат. peculium - собственность, имущество, от pecus - скот. Часть имущества господина (участок земли, сумма денег) которая предоставлялась рабу для ведения хозяйства. - О.С./ в экономической жизни действовали как свободные и, подобно последним, распоряжались своим имуществом: брали и давали ссуду деньгами, натуральными продуктами свободным и рабам. Рабы занимались торговлей, открывали корчмы, ремесленные мастерские, обучали других лиц различным ремеслам. Они закладывали свое имущество или сами брали в залог чужое имущество, продавали и покупали, арендовали у своих хозяев и у других лиц и сами сдавали в аренду дома, землю и т.д. Когда у одного раба не хватало средств, объединялись несколько рабов или рабы со свободными. Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VЙЙ-ЙV в. до н.э.. - С.226-227 Обратимся к документу DAR, 97: «5 мин серебра, принадлежащего Бел-кациру, сыну Мардук-этира, потомка прачечника, и 5 мин серебра, принадлежащего Набу-ялу, рабу Мардук-нацир-апли, потомка Эгиби, они оба внесли совместно для торговли». Хрестоматия по истории Древнего Востока. - С.230 Из него явно видно, что рабы вели вместе со свободными и торговые дела.

Кроме того, рабы покупали рабов, чтобы использовать в своем хозяйстве. Рабы могли нанимать и свободных в качестве своих гонцов, агентов и наемных работников, а также брать в долговой залог рабов и свободных Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VЙЙ-ЙV в. до н.э. - С.227..

Что же делали с пекулием, если раба продавали? Тексты не дают прямого ответа на этот вопрос, но косвенные данные позволяют полагать, что пекулий, по крайней мере, в большинстве случаев оставался во владении раба, а его новый хозяин должен был доплатить за этот участок земли. Там же. - С.232.

Платили ли рабы налоги? Скудный материал текстов позволяет полагать, что частновладельческие рабы не обязаны платить государственные налоги и нести общественные повинности. В тех случаях, когда они платили подати или выполняли повинности, это делалось в частном порядке по договоренности со свободными контрагентами и за соответствующее вознаграждение. Иногда свободные, которые сами были не в состоянии из-за старости или по другим причинам нести царские повинности с наделов лука, усыновляли рабов, чтобы возложить на них выполнение повинностей. Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VЙЙ-ЙV в. до н.э. - С.243.

Обратимся к следующему вопросу - мог ли раб быть отпущен на свободу? Да, для этого существовало два способа:

1. Господин отпускает раба на свободу с условием, что он будет служить своему бывшему хозяину, пока последний жив.

2. Свободные (либо сам господин, либо другое лицо) усыновляют раба.

После того, как хозяин отпустил своего раба, он не мог произвольно снова поработить его. Однако, отпуск рабов на свободу не носил массового характера. Там же. - С.262-264.

Определим специфические черты мужского рабства:

· Мужчины попадали в рабство традиционными путями. В отличие от женщин они могли попадать в долговое рабство.

· Рабы могли жениться как на рабынях, так и на свободных. Были разрешены браки частновладельческих и храмовых рабов, но дети от таких браков становились собственностью храма. Браки совершались с позволения хозяина.

· Зерновые пайки рабов и свободных наемников практически не отличались. Однако свободные помимо ячменя и фиников получали и другой провиант.

· Одежда рабов не отличалась от одежды свободных, иногда даже превосходила её по дороговизне (если раб был состоятельный). Хозяин должен был снабжать платьем раба отданного в антихрезу или в обучение.

· Рабы обычно жили в доме своего хозяина, в худших помещениях. Оброчные рабы могли снимать помещения на крышах жилых домов или складов. Однако рабы могли арендовать и часть дома.

· Средняя продолжительность жизни рабов была ниже, чем у свободных. Часть рабов доживала до 60-80 лет. Сведения о болезнях работах очень скудны.

· Рабов часто клеймили, ставя на руке имя владельца или какой-либо другой знак. Возможно, носили ярлыки на шее.

· Раба могли продать, заложить, нанять, подарить, отдать в наследство или приданое.

· Рабов, совершающих побеги, заковывали в кандалы.

· Рабский труд применялся в строительстве, ремесле, частично в сельском хозяйстве, в домашнем хозяйстве.

· Некоторые рабы обладали пекулием, т.е. участком земли, который обрабатывали. Богатые рабы могли нанимать работников для своего пекулия, сдавать землю, водоемы в аренду.

· При продаже раба пекулий в большинстве случаев продавался вместе с ним.

· Частновладельческие рабы не обязаны были платить налоги и нести общественные повинности.

· Раб мог быть отпущен своим хозяином на свободу. Отпущенного раба нельзя было снова поработить. Отпуск рабов на свободу не носил массового характера.

Подводя итог, можно сказать, что жизнь мужчин - рабов Вавилонии VЙЙ-ЙV вв. до н.э. была довольно благоприятной. Они имели семью, имели пекулий, занимались торговлей, ремеслом. Рабы, несмотря на то, что не являлись гражданами страны, могли жить ничуть не хуже свободных. Исходя из того, что иногда свободные брали ссуды у рабов, то рабы жили даже лучше. И хотя рабовладелец мог когда угодно продать раба, для раба имевшего свой пекулий это не было трагедией, т.к. раба продавали вместе с землей. Собственно, рабы не сильно отличались от свободных в экономическом смысле. В юридическом смысле они были собственностью хозяина. Это противоречие между юридическим и фактическим положением рабов вело в определенной степени к стиранию различий между рабом и свободным.

Глава 3. Женское рабство

Хотя данных о мужчинах рабах немного, все же мы знаем о них больше, чем о женщинах рабынях. Источники дают очень скудный материал относительно женского рабства. И все-таки из него можно сделать достаточное количество выводов. Постараемся рассмотреть женское рабство по тем же аспектам, что и мужское. Начнем с повседневной жизни женщин рабынь.

Для начала рассмотрим, как же женщины становились рабынями. В основном, конечно, типичными для того времени способами, т.е. с помощью естественного прироста рабского населения, обращения военнопленных в рабов, иногда удочерения подкинутого ребенка с последующим превращением в рабыню или продажи родителями своих несовершенно летних детей в рабство. Но был еще один, нетипичный способ обращения в рабство женщин. В нововавилонское время свободным женщинам запрещалось сожительствовать с мужчинами, за это они карались обращением в рабство. Очевидно, в это время в отличие от некоторых более ранних периодов свободные женщины не имели права заниматься проституцией, если она не была связана с культом. Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VЙЙ-ЙV в. до н.э. - С. 84. К тому же в документах упоминается выражение, переводимое как «клеймо рабыни», с указанием, что этим клеймом будут отмечены девушки, принадлежащие к сословию свободных, если они будут развратничать. Там же. - С. 138. Но зато жена должника, в отличие от его детей, не могла попасть в долговое рабство, т.к это не разрешалось.

Большинство рабынь состояло в браке, но брак этот мог заключаться только с разрешения хозяина. Также как и мужчины рабы, они могли выходить замуж как за рабов, так и за свободных. Причем дети от браков от рабов со свободными скорее всего становились свободными, во всяком случае если их усыновили свободные. Но, нет данных считать, что дети от таких браков во всех случаях считались свободными. Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VЙЙ-ЙV в. до н.э. - С. 241. Как уже говорилось выше, рабовладелец мог продавать членов семьи раба по отдельности или разделять их другим способом.

К тому же в нововавилонское время рабовладелец, естественно, мог жить со своими рабынями. Но, в отличие от предыдущего периода, имел право продать рабыню, которая родила ему детей. Если по старовавилонским законам дети хозяина и рабыни при всех случаях рассматривались как свободные, то по нововавилонским положение изменилось. Дети хозяина, не усыновленные хозяином при его жизни, по всей вероятности, после его смерти становились рабами. Там же. - С. 240.

Обратимся теперь к сведениям о пайках отданных в наем рабынь. Месячный рацион такой рабыни составлял 4 сут (20 л) ячменя, т.е. немногим менее 0,7 л в день. Значительной разницы между пайками свободных людей и рабов не было. Между тем, при разводе муж обязался платить жене и детям алименты продуктами. А тем женщины, чьи мужья находились на военной службе, государство также давало пайки, 1,2 л на каждую. Там же. - С. 142.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.