Рефераты. Развитие марийского края в 19 веке

p align="left">Перепланировка деревень, их застройка по уличному плану, проводимая административным путем в нерусских деревнях государственных крестьян с 40-х годов XIX века, затянулась почти до его конца. Дома ставились на линии улицы, фасадом к ней, дворовые строения примыкали к жилому дому. Усадьба приобретала прямоугольное очертание.

В старинной традиционной усадьбе дворовые постройки ставились произвольно, разбросанно, поэтому в плане она была неправильна. Она кругом огораживалась. Помимо дворовых строений на усадьбе был огород, хмельник, гумно, рощица для семейных молений, баня. Деревья и кустарники -- непременный атрибут марийского двора и усадьбы. Обилие зелени в марийской деревне подчеркивали многие очевидцы.

Традиционное жилище марийцев -- срубная изба с двускатной крышей, как и у других народов лесной полосы. В прошлом изба не имела сеней, перед входной дверью ставился навес из жердей и досок. Вместе с перепланировкой селений происходили изменения во дворе и жилище, выражающиеся в их более компактном и связанном расположении. Сени и крыльцо постепенно становятся распространенным явлением. Преобладали два типа жилища: изба + сени и изба + сени + изба. В интерьере избы значительное место занимала печь /глинобитная, позднее кирпичная/, вдоль стен -- массивные неподвижные лавки, используемые для сна, стол, полки для посуды, перекладины и крюки для одежды, вышитые полотенца на стенах. Над шестком печи подвешивался котел для варки пищи. По соседству с русскими у марийцев избы были с кухонной перегородкой, русской печью и полатями. В татарском окружении марийская изба имела другой интерьер: печь с вмазанным котлом, широкие нары вдоль передней стены, занавес вместо кухонной перегородки, малые занавески на стенах и других частях жилища. Печь в марийской избе ставилась обычно у входной /задней/ стены, на некотором расстоянии от обеих стен. Устьем печь обычно обращалась к фасадной /передней/ стене, к окнам, выходящим на улицу. Избы с такой планировкой являлись у марийцев преобладающими. Среди горных марийцев встречалась обратная планировка жилища, где печь ставилась, отступя от задней стены, но устьем обращалась к ней, что было характерно для мордвы.

Из дворовых построек марийцев повсеместно необходимыми являлись амбар или клеть, погреб, хлева, сарай. Оригинальной постройкой является двухэтажный амбар -- клеть с галереей на уровне второго этажа, аналогичная «кеносу» удмуртов. Одной из старых традиционных по -- строек является летнее жилище -- кухня--«кудо». Это легкое срубное строение без пола и потолка с открытым очагом и подвесным котлом. В прошлом здесь проводились семейно -- родовые моления и обряды. Верхний этаж амбара--клети служил хранилищем имущества и летней спальней молодых супругов, в нижнем хранили зерно и продовольствие. К числу архаических построек относились ямные сооружения -- погреб и овин. Их коническое в прошлом покрытие из жердей сменилось срубом.

Декор /украшение/ жилища и построек в прошлом отличался простотой, выполняя магически -- охранительные и эстетические функции. У ворот усадьбы и возле избы ставились шесты с резными скульптурными изображениями птиц. Изображениями головы коня или птицы украшались охлупни крыши избы. В XIX веке украшение жилищ и построек становилось более разнообразным. С перепланировкой селений по уличному плану, когда на улицу стали обращаться фасады домов и дворовые ворота, крестьяне стали больше обращать внимание на их декор. Марийцы, знакомые с техникой долбленой или углубленно- выемчатой резьбы, которой они украшали посуду и утварь, переносили ее на детали жилища и других строений. Ногтевидными, трехгранно- выемчатыми и другими порезками они украшали наличники окон, подкарнизные доски, столбы и полотнища ворот. Преобладающий орнамент--геометрический, с древности характерный для искусства финно-угров. Использовались также стилизованные элементы зооморфного /животного/ орнамента /фигуры водоплавающей птицы, оленя, коня, головы животных и др./. Растительный орнамент чаще изображался в виде розетки, елочки или колоска. Нередко встречались солярный /в виде солнечного круга с лучами/ и шнуровой /изображение веревочки/ орнаменты. С конца XIX века в украшении марийских изб стали использоваться виды русской резьбы -- рельефная и прорезная или пропильная.

В костюме марийцев отразились стремление соответствия экологическим особенностям региона, сложные многовековые этнокультурные связи с соседями и социально -- экономические изменения. Все это определило формирование локальных различий марийского костюма.

Основными компонентами женского костюма были холщовые туникообразная рубаха, распашной прямоспинный или отрезной сборчатый кафтан, передник, в прошлом без нагрудника, штаны, шерстяной тканый пояс. Рубаха, кафтан и передник украшались вышивкой, а празднично -- обрядовая одежда еще блестками, бисером, тесьмой и др. У восточных мариек распространилась пестрядинная рубаха с широким сборчатым подолом, которую часто носили без пояса. Вышивка у них заменилась ткаными узорами.

Верхней одеждой мариек являлись прямоспинные и отрезные сборчатые кафтаны из домашнего или фабричного сукна. Праздничные и свадебные кафтаны отделывались позументом, бисером и блестками. Зимой надевали кафтаны на подкладке и шубы нагольные и крытые. Подпоясывали верхнюю одежду самоткаными или фабричными кушаками. Обувью служили лапти, кожаные сапога, валенки. Долгое время бытовал обычай обертывать голени ног черными суконными онучами.

Головные уборы мариек были разнообразны. Девушки носили убор -- налобную повязку, имеющий аналоги с рядом народов Поволжья, Прибалтики и Севера. Женский головной убор был трех типов: конусовидный колпак с затылочной лопастью, головное полотенце и венец с жестким прямоугольным верхом /сорока/. Все они изготовлялись из холста и украшались вышивкой. Ранее марийки всех групп носили высокий убор «шурка» на берестяном каркасе, обтянутый холстом, украшенный вышивкой, бусами, раковинами --ужовками, блестками и др., сходный с

убором мордовок и удмурток.

Женский костюм дополняли съемные украшения из бисера, блесток, раковин, пронизок и монет. Глубоко традиционны и длительное время бытовали ушные подвески, серьги , нередко в сочетании с шейным украшением, нагрудные застежки -- сюльгамы, накосники, браслеты, кольца и перстни, поясные подвески и др. Получили распространение заимствованные виды от тюркских соседок: головное, массивный нагрудник, чересплечное и др.

В результате длительной эволюции, этнокультурных взаимовлияний, степени сочетания традиционных и заимствованных форм складывалась локальная специфика марийского костюма. К концу XIX -- началу XX веков четко различались пять костюмных комплексов у различных территориальных и этнических групп марийцев. Одним из основных признаков выделения является форма женского головного убора. Луговые марийцы различали между собой три группы костюма. Марийцы, про -- живавшие вокруг г. Царевококшайска и далее к северо-западу от него назывались «сорокан марий» /мари с головным убором «сорока»/. Проживавшие на северо-востоке Марийского края назывались «шымакшан марий» /марийцы с головным убором «шымакш»/. Марийцы юго-востока края назывались «шарпан- нашмакан марий» /марийцы с головным убором «шарпан-нашмак»/. Своеобразными были комплексы костюмов горных и восточных марийцев. Первые близки к юго-восточному комплексу, вторые - к северо-восточному.

Традиционную мужскую одежду составляли холщевые рубашка и кафтан, отделанные вышивкой, холщевые и суконные штаны в соответствии с сезоном. Рубашка, во многом сходная по покрою с женской, была короче в подоле и менее орнаментирована вышивкой. У штанов были длинные штанины. Верхнюю одежду дополнял тулуп и азям. Мужчины чаще носили кожаную обувь. Традиционные головные уборы -- летом валяная шляпа с набольшими, загнутыми кверху полями, осенью и зимой суконная или меховая шапка в виде башлыка.

Мужчины ввиду большей социально-хозяйственной подвижности и связи с рынком в большей степени переходили на нетрадиционные формы костюма, особенно со второй половины XIX века. Они перенимали их у соседей, чаще носили одежду из фабричных тканей. На новые формы одежды, головных уборов и обуви в' основном переходили марийцы пригородных и притрактовых селений, занимавшиеся лесными и другими отхожими промыслами, зажиточная верхушка, особенно молодое поколение. Среди марийцев стали распространяться русские рубашки -- косоворотки и штаны из фабричных тканей, широкополые шляпы, фуражки и картузы, шапки--ушанки и кубанки, сапоги «в гармошку», татарские кафтаны и безрукавки, тюбетейки. Последние встречались среди восточных марийцев. Служащие и интеллигенция носила отдельные формы городского костюма.

Разнообразная хозяйственная деятельность, богатство флоры и фауны региона были основой для своеобразного питания марийцев. В их пищевой рацион входили разнообразные компоненты. Земледелие и огородничество обеспечивали марийскую кухню хлебом, другими изделиями из теста, овощами; животноводство -- мясной пищей, молочной продукцией и яйцами. Марийская кухня существенным образом дополнялась продукцией непроизводящих отраслей хозяйства. Охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство поставляли на стол марийских семей дичь, рыбу, мед, ягоды, грибы, полезные травы.

Этнические особенности пищи марийцев, опирающиеся на давние традиции, отражают своеобразные вкусы и привычки. Как в отношении состава пищевых продуктов, так и в способах приготовления и потребления различных блюд. Обогащению меню марийской кухни способствовали социально - экономические изменения и этнокультурные связи с соседними народами. Несмотря на то, что пища марийцев не отличалась особой сложностью в ее приготовлении, ее составляющие компоненты и технология имели определенную специфику и разнообразие.

Основу традиционной пищи марийцев составляла продукция земледелия, получаемая из зерновых культур в виде муки и крупы. Мучные и крупяные изделия и блюда являлись необходимыми и обязательными на повседневном и праздничном столе, а также ритуальным кушаньем во время молений и жертвоприношений, общественных и семейных обрядов. Мука использовалась главным образом ржаная, овсяная и ячменная, реже полбенная, гречневая, гороховая, пшеничная. Эти же культуры и в такой же степени, а также просо, использовались для крупы. Муку размалывали на водяных и ветряных мельницах, там же производилась на особых поставах обдирка в крупу. Для ритуальных кушаний муку нередко мололи ручными мельницами.

Хлеб считался главным продуктом питания, главной пищей. Его выпекали на поду печи из ржаного кислого теста. Из такого же теста пекли лепешки на сковороде. В-прошлом, до появления духовой печи, хлеб пекли в золе очага. В то время хлеб выпекали из теста яровой муки /ячмень, овес, полба/, нередко из пресного теста. Пресные лепешки в виде булочек-- одно из распространенных хлебных изделий из яровой муки. В праздничное время лепешки замешивали на молоке или сливках.

Празднично -- обрядовым блюдом являлись блины и оладьи из кислого ярового теста, выпекаемые на сковороде в горящей печи. Оладьи пекли также во время похорон и клали с покойником в гроб.

Из хлебного кислого теста часто пекли ватрушки в виде круглых крупных лепешек с начинкой сверху из творога, толченого поджаренного конопляного семени или толченого с молоком картофеля /часто картофель смешивали с семенем/. Нередко для ватрушек сочень делали из пресного ярового теста.

Популярным кушаньем марийцев были пироги: крупные из кислого хлебного теста, мелкие из пресного с самой разнообразной начинкой /мясо, дичь, рыба, овощи, ягоды, крупа и др./, причем начинка состояла из не менее чем 2--3 компонентов. Оба вида пирогов выпекались в печи. Старинным, глубоко традиционным кушаньем марийцев были пироги -- вареники из пресного теста с начинкой из мелкорубленого мяса или дичи /подкогыль/ и творога, отвариваемые в котле.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.