Рефераты. Развитие марийского края в 19 веке

p align="left">На крупе, получаемой из зерна всех возделываемых культур, марийцы варили густую кашу, а из муки -- жидкую кашу. Из овсяной, гороховой и конопляной муки варили кисель. Традиционным кушаньем марийцев было толокно, которое варили из овсяной, ячменной или ржаной солодовой муки.

Любимое традиционное первое блюдо марийцев -- «лашка» в виде клецок из теста. Лашка из кислого теста варили на воде, пресного -- молоке. Суп с кислыми клецками заправлялся мясом, рыбой, горохом, грибами, смотря по вкусу и наличию продуктов, а также кислым молоком или сливками. Клецки на молоке заправлялись сырыми яйцами. Позднее обязательным компонентом стал картофель. Лашка являлась непременным блюдом в старом свадебном обряде. Один из его моментов -- публичное приготовление и угощение лашкой участников обряда невестой в доме жениха. Этим невеста -- молодушка демонстрировала свои кулинарные способности. Позднее угощением новобрачной стали блины.

В качестве первого блюда употреблялись также овощные супы с крупой, горохом или конопляным семенем, луком, брюквой или репой, позднее с картофелем, щи с капустой, простые или на молоке, супы мясные, рыбные и др. Летом употреблялись холодные супы--похлебки из овощей типа окрошки на воде или квасе, из свежих ягод на молоке.

Марийцы питались мясом всех домашних животных и птиц. Особо лакомым считалась конина, являвшаяся также лучшей жертвой высшим богам. Язычествующие марийцы не употребляли в пищу свинину. В повседневном быту марийцы мясом питались умеренно /супы, каши, пироги/. Мясо подавалось на стол в качестве второго блюда после супа. Большинство марийцев не соблюдало постов, употребляя мясную пищу хотя и круглый год, но в основном во время праздников и обрядов, молений и жертвоприношений. Использовали в пищу кровь животных, которую сцеживали в чашу с крупой. Из крупы с кровью делали биточки и варили в супе, набивали кровяно-крупяной массой кишки, добавляли кусочки мяса и сала и делали излюбленное традиционное блюдо в виде кровяной колбасы /вур сокта/. Но чаще сокта делали без крови. Ее отваривали в котле и, разрезая на кружки, подавали на стол. Позднее отварную колбасу поджаривали на сковороде в духовой печи. Тушение и" жарение мяса, как и других продуктов, пришло к марийцам из русской кухни.

Ввиду длительного сохранения охотничье-рыболовческих традиций в рационе питания марийцев немалое место занимали дичь и рыба. В конце XIX -- начале XX вв. они употребляли в пищу главным образом мясо лосей, зайцев, диких уток, рябчиков, куропаток, тетеревов, глухарей и др. Ранее ели оленину и медвежатину, мясо белок, барсуков, лесных голубей. Дичь варили в супах, использовали для начинки пирогов. Традиционное блюдо -- биточки из зайчатины делали из рубленого мяса, смешанного с крупой и мукой, варили в котле с супом. Охотники и лесопромысловики использовали старый способ -- выпекали в золе костра тушки птиц, обмазанные глиной, которая в готовом виде легко удалялась вместе с перьями.

Для хранения мясо домашних животных и дичи солили или сушили. По примеру тюркских соседей соленую конину или говядину хранили заправленными в конские или говяжьи кишки, что встречалось у восточных и части луговых марийцев.

Разнообразно употреблялась в пищу рыба. Ее отваривали в супах, пекли в пирогах, заготавливали впрок в соленом, вяленом и сушеном виде. Позднее распространилось жарение рыбы, нередко с яйцами, луком и картофелем.

Широко употреблялись в пищу молочные продукты, преимущественно в переработанном виде. Из молока собирали сливки для сбивания масла, которые использовались для сдабривания вареных и печеных кушаний и блюд /наряду с жиром -- салом/. Традиционно масло сбивали в высоких цилиндрических деревянных сосудах--маслобойках с помощью поршня на длинной палке. Прокисшее молоко отжимали в холщевом мешочке с клиновидным дном и получали творог. Из него, добавляя сырые яйца и соль, делали сырки /туара/ в виде крутлых лепешек, которые выпекали в духовой печи. Туара помимо повседневного и праздничного кушанья считалось обязательным во время семейных обрядов и молений. Сырок водружали поверх горки блинов или ритуального каравая хлеба. Праздничным блюдом являлись мелкие сушеные сырки, плотно расставленные ребром в чаше и залитые топленым маслом. Из кипяченого парного молока, разлитого по чашам для остывания и заквашивания получали праздничное кушанье «умбалан шбр» или «шорвал». Простокваша и пахта из-под сбитого масла в летнее время использовались в качестве холодных блюд -- окрошки с зеленым луком и болтушки с овсяной мукой или толокном. Творог шел на начинку ватрушек и пирогов -- вареников.

Яйца помимо сдабривания пищи в сыром виде употреблялись в пищу во время праздников и обрядов сваренные вкрутую. Крещеные марийцы красили их на праздник «Кугече» /Пасху/. Традиционным блюдом считалась яичница--омлет /салма муно/ -- сырые яйца, замешанные на молоке и запеченные в сковороде в духовой печи, которое готовили на праздники и обряды. Яичницу типа селянки запекали в глиняных плошках, добавляя крошеный зеленый лук и картофель.

В качестве напитков марийцы употребляли ключевую или колодезную воду, простоквашу, пахту, разведенные водой кислое молоко и творог, отвары трав и овощей, березовый сок, овощные и хлебные квасы, позднее натуральный чай. Во время праздников, обрядов и молений пили алкогольные напитки собственного изготовления -- пиво из солода и хмеля, напитки на меду, позднее самогонная водка, из покупных алкогольных напитков со времени массовой христианизации стали водка, вина и пиво.

Для варки и выпекания пищи, для горячих блюд использовалась металлическая и глиняная посуда (котлы, горшки, плошки, сковороды, кружки). Долгое время и широко бытовала деревянная посуда и утварь, использовавшаяся для хранения продуктов, для готовки и приема кушаний и блюд. Во время молений применялась исключительно деревянная посуда, за исключением котлов, в которых отваривалось жертвенное мясо в бульоне или в каше. В прошлом использовались и кожаные сосуды для хранения мяса и молочных продуктов, аналогично тюркским соседям. Так, еще в начале XX века во время свадебного обряда в кожаную суму главы свадьбы укладывали по обычаю в качестве гостинцев родне невесты обрядовые кушанья (хлеб, блины, творожный сыр, яичница--омлет).

К концу XIX века посуда становится более разнообразной за счет приобретения на рынках и ярмарках фабрично -- заводской продукции из металла, стекла и фарфора (самовары, кастрюли, чайники, чашки, блюдца, бутыли, стаканы и др.).

3. Развитие духовной культуры в крае

В конце XVIII века в России стала создаваться система начального образования народных масс. Вышел царский указ о создании в стране народных училищ, главных и малых. Главные открывались в губернских центрах со сроком обучения 5 лет, малые -- в каждом уездном центре со сроком обучения 2 года. Первое малое народное училище было открыто в Козьмодемьянске в 1791 году. В нем работал один учитель, и обучалось 24 ученика. Это была первая светская /нецерковная/ школа в Марийском' крае. Здесь обучали русской грамматике и математике. Детей марийской национальности не было.

В начале XIX века вновь созданное Министерство народного образования всю страну разделило на 6 учебных округов, в каждом из них учреждался университет. В Казанский учебный округ вошли губернии: Казанская, Нижегородская, Вятская, Пензенская, Астраханская, Саратовская, Симбирская, Оренбургская, Пермская. В округе имелись гимназии. Кроме двухклассных уездных училищ в каждом церковном приходе открывались приходские училища, где давались элементарные навыки грамоты, первые действия арифметики, дети обучались письму, чтению, учили закон божий и нравоучения. Козьмодемьянское малое училище в 1818 году было преобразовано в уездное. Первое в Царевококшайском уезде училище было открыто в Морках в январе 1821 года, где обучение было организовано и на родном языке учащихся. Инициатором его создания был священник местной церкви Я. А. Смирнов, дед будущего народного просветителя, всемирно известного ученого И. Н. Смирнова. Немалую помощь оказал профессор Казанского университета П. С. Кондырев, который на собственные средства приобрел учебники, учебные пособия и передал их Моркинскому училищу.

В этом же году приходское училище было открыто в селе Малый Сундырь Козьмодемьянского уезда, в 1825 г.-- в Царевококшайске, в 30--е годы-- в Ронге, Сотнуре, Козьмодемьянске, Токтай--Беляке, Отарах, Юледуре; в 40-е годы-- в Старом Торъяле, Верхушнуре, Тумьюмучаше и др. В последующие годы открывались новые училища, но обучение велось на русском языке. Появляются классы марийского языка в Чебоксарском и Казанском уездных училищах.

В уездах края с татарским населением при каждой мечети имелись школы 1 ступени /мектебе/, реже -- 2 --й ступени /медресе/. Ученики в этих школах изучали Коран и заучивали его. Создание школ для «инородцев» было поручено правительством Удельному ведомству и Министерству государственных имуществ. Но и в таких школах /они назывались удельными/ преподавание велось на русском языке. Первая удельная школа для детей мари была открыта в 1842 году в деревне Вараксино /сейчас -- это район Йошкар-Олы/. Постепенно из -- за отсутствия средств эти школы закрывались.

В 60 --е годы XIX столетия начальные училища были переданы земствам -- органам местного самоуправления, поэтому школы стали называть земскими. Земства прилагали много усилий для строительства школьных зданий, приобретения наглядных пособий, книг. К началу XX века в крае стали преобладать земские училища, большая часть которых -- с трехлетним сроком обучения. В училищах придавалось большое значение обучению детей чтению, письму, арифметике, нередко -- ремеслам. В процессе учебы применялись передовые педагогические методы.

В 60 --е годы XIX века стало большое внимание уделяться обучению нерусских народов Поволжья. Широко обсуждался вопрос об использовании родного языка в учебном процессе школы. Марийский просветитель С.А.Нурминский предлагал вести обучение на первых порах на родном языке. Для этого нужно было помочь национальной школе в подготовке необходимых учебников, пособий, создании алфавита и т. д.

С предложением «новой системы просвещения инородцев» выступил Н. И. Ильминский. Он предложил обучать детей на родном языке. Обращалось внимание на подготовку учителей из числа самих инородцев, на издание необходимой учебной литературы. Но Ильминский настаивал на открытии православно -- миссионерских школ и предлагал главное внимание уделять таким учебным предметам, как Закон Божий, церковное пение. Для претворения этих идей в Казани было создано «Братство святителя Гурия». Оно открывало для детей «инородцев» школы с родным языком обучения, были подготовлены учебники на марийском языке, специальные пособия для обучения детей мари русскому языку. Все это повышало интерес крестьян к учебе в школе.

Открываются марийские школы и на территории Уфимской губернии -- Арланская, Ишимовская, Нижне -- Качмашевская и другие.

Система Ильминского сыграла положительную роль, она содействовала приобщению нерусских народов к передовой русской культуре и формированию национальной интеллигенции. Специальных средних и иных профессиональных учебных заведений в крае было мало. В начале XX века кроме гимназий /мужской и женской/ в Козьмодемьянске и Царевококшайске, были открыты Царевококшайские трехгодичные смешанные педагогические курсы /в дальнейшем учительская семинария/, была основана ремесленная школа. В Козьмодемьянске открывается школа инструкторов по производству струнных музыкальных инструмеитов, практическая школа садовых рабочих. В Нартасе Уржумского уезда создается низшая сельскохозяйственная школа с подготовительным классом. В 1923 г. школа была преобразована в сельскохозяйственный техникум.

В XIX веке появились национальные кадры учителей. Учителей из мари готовили в Казанской русско-инородческой учительской семинарии, в Централшой крещенотатарской школе, Казанской земской женской школе, Бирской «иногородческой» учительской школе /основана в 1882 г./, Уньжинской второклассной центральной черемисской школе /1894 г./, Михайло -- Архангельской и Староторъяльской второклассных учительских школах /основаны в 1899 г./. В 1903 г. открывается Кукарская учительская семинария.Общее количество школ в крае выросло, но все они были очень малочисленными, бедными в материальном отношении. Численность детей -- мари, учившихся в школах, была незначительной. Поэтому и грамотность марийского населения по переписи 1897 г. в Казанской и особенно в Вятской губерниях была ниже, чем среди всего населения.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

№1. 1829 г. Ведомость об учебных заведениях в городе Царевококшайске, в уезде.

Ведомость об учебных заведениях в городе Царевококшайске и уезда онаго, находящихся за 1829 --й год:

В каких местах находятся и какие именно училища? -- В городе Царевококшайске уездное училище.

Сколько классов и чему обучают? -- Классов -- 2.

В 1-м обучают закону божию, священной истории, чтению из евангелистов, российской грамматике, чистописанию и рисованию. Во втором- закону божию, священной истории, российской грамматике, 2-ой части арифметики, всеобщей и Российской географии, всеобщей и Российской истории, чистописанию и рисованию, также желающих чтению по латыни. Сверх двух классов за неимением приходского училища находится подготовительный класс, где обучают чтению и письму, арифметике и сокращенному катехизису.

В деле просвещения нерусских народов Поволжья и Приуралья огромную роль сыграла открытая в 1872 году Казанская «инородческая» учительская семинария. Здесь готовились учительские кадры из национальных меньшинств, разрабатывались вопросы методики образования и воспитания. Это был центр передовой педагогической мысли и интернационального содружества. Здесь обучались представители более 20 национальностей. В течение 47 лет /1872--1919 г./ ее окончили более 1500 выпускников: татар -- 243, чувашей -- 179, марийцев -- 128, мордвы -- 110 и т. д. В этой семинарии обучались видные деятели культуры марийского народа П. Григорьев, С. Чавайн, С. Гаврилов, Г. Леонтьев, В. Мухин, Г. Микай, А. Эшкинин, М. Веткин, С. Черняков и АР-

Ф- Ф- Исламов. Роль Казани в просвещении народов Поволжья /на примере марийского народа/ //Из истории развития народного образования и просветительства в Среднем Поволжье. Йошкар-Ола, 1993. С. 88--91.

Использованная литература:

1. Большов С.В., Юзыкайн А.М. В гостях у наших предков. - Й-Ола,2001

2. История и культура марийского народа. Хрестоматия для учащихся VIII-IX классов. - Й-Ола,1996

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.