21
Развитие Украины в застойные годы
Смещение Хрущева из всех руководящих должностей в конце 1964 г. открыло широкие возможности для последующих попыток реформирования социализма. Уже в 1965 году были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, начались масштабные инвестиции в сельское хозяйство -- в течение следующие 15 лет они будут составлять по 40 миллиардов долларов в год. Колхозникам были установлены стабильные денежные оклады, что рядом с прекращением репрессий привело к увеличению потерь урожая до 20-40%.
В этом же году были возобновлены министерства и усилено планирование, что опирается на растущие возможности экономико-математической науки -- так называемый балансовый подход. Одновременно было сокращено количество директивно планируемых показателей.
Предприятиям было разрешено создавать фонды материального поощрения, социально-культурного развития и самофинансирования. Повысилась роль «социалистической прибыли». Был внедрен аналог рыночной эффективности -- внутриотраслевой хозяйственный расчет. Это позволило увеличить заинтересованность рабочих и руководителей в результатах труда, а, следовательно -- и в производительности труда и эффективности производства.
В дальнейшем стоило бы довести реформу до логического завершения -- внедрить хозрасчет на каждом отдельном предприятии, прекратить финансирование убыточного производства, провести конверсию, освободить цены и заработную плату от жесткой регуляции. Но это было невозможно при вполне очевидных политических причинах, и реформа потихоньку пошла на убыль.
В семидесятых годах рост экономики прекратился и начался застой. Но поток нефтедолларов, что свалился на Советский Союз после того, как началась эксплуатация месторождений в Западной Сибири и на мировом рынке резко повысились цены на нефть, еще в течение целого десятилетия позволял создавать видимость экономического благосостояния.
Но эти огромные деньги, а в конце 70-х СССР получал от экспорта нефти более 20 млрд. долларов в год, были бездарно растрачены на поддержку дружеских режимов сырьем и оружием, финансирование деятельности коммунистических партий по всему миру, гонку ядерных вооружений. Единственный шанс сделать модернизацию и постмодернизацию страны в благоприятных условиях не был реализован. В наследство от неосуществленного российского «чуда» остался долг в 150 млрд. долларов, большая часть которого приходится на страны типа Эфиопии, Кубы и Вьетнама. И никаких шансов получить хотя бы четверть этой суммы «живыми деньгами».
Несмотря на то, что Хрущеву не удалось вскрыть подлинные причины сталинской диктатуры, его смелый поступок стимулировал процесс демократизации общественной жизни в СССР. Стали рушиться старые стереотипы во внутренней и внешней политике; возрос интерес к проблемам научно-технической революции; разрабатывались реформы в промышленности и сельском хозяйстве.
Одной из важнейших реформ стала реформа управления народным хозяйством. Сущность ее заключалась в известной демократизации всей системы управления, расширении хозяйственных прав союзных республик, приближении управления к производству, сокращении управленческого аппарата. Осуществление реформы началось в феврале 1957 г. с введения новой системы управления, которая должна была объединить централизованное плановое руководство с повышением самостоятельности республик, краев и областей. В основу был положен территориальный принцип управления через Советы народного хозяйства (совнархозы), создававшиеся в отдельных районах. На территории Союза было образовано 105 таких районов, а в Украине -- 11. Под контроль совнархозов в УССР было передано более 10 тыс. промышленных предприятий, а в конце 1957 г. им были подчинены 97% заводов республики.
В изучаемый период Украина оставалась одной из самых развитых в промышленном отношении республик Союза. К негативным тенденциям следует отнести диспропорциональное моделирование экономики УССР с явным уклоном в развитие тяжелой промышленности и снижение темпов роста производительности труда.
В 1951--1958 гг. промышленная продукция ежегодно увеличивалась на 12,3%, национальный доход -- на 11,7%; в период семилетки (1959--1965) рост составил, соответственно, 8,8% и 7%. В структуре общественного производства в 1960 г. по произведенному национальному доходу (в СССР его определяли без учета непроизводственной сферы) доля промышленности составляла 47,9%, сельского хозяйства -- 29,1%, транспорта и связи -- 4,7%; строительства -- 8,2%; торговли -- 11,1%. За период с 1951 по 1965 г. было построено 1960 крупных предприятий.
Развитие промышленности происходило одновременно с повышением уровня ее технической оснащенности. Со второй половины 50-х годов была развернута механизация и автоматизация производственных процессов. Проблема, стоявшая перед хрущевским руководством, заключалась в том, продолжать ли опираться в основном на тяжелую промышленность или направить большие инвестиции в легкую и пищевую промышленность, от чего выиграл бы советский потребитель. Хрущев склонялся в пользу первого варианта, но, в отличие от Сталина, он не мог полностью пренебречь потребителем, особенно после обещания, что к 1980 г. Советский Союз по экономическим показателям догонит и обгонит развитые капиталистические страны.
В период семилетки (1959--1965) определенное внимание уделялось производству промышленных и продовольственных товаров, предметов широкого потребления. В эту период было построено более 300 новых и реконструировано более 400 предприятий легкой и пищевой промышленности. Выпуск продукции легкой промышленности вырос в 1,5 раза, продовольственных товаров -- в 1,7 раза, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного потребления -- вдвое. Стали в строй такие большие предприятия, как Донецкая трикотажная и Красноармейская чулочная фабрики, швейные фабрики в Кировограде, Артемовске, Дрогобыче и Николаеве, Луганская обувная фабрика и др.
Если в 1950--1958 гг. объем валовой продукции сельского хозяйства УССР вырос на 65%, то в 1958--1964 гг. -- всего на 3%. Темпы подъема урожайности основных сельскохозяйственных культур значительно снизились; подобное неудовлетворительное положение сложилось и в животноводстве. Среднемесячный прирост сельскохозяйственной продукции в Украине равнялся только 2,4%.
Причины отчасти крылись в просчетах при планировании как производства зерновых культур, так и структуры посевных площадей. В частности, площади озимой пшеницы уменьшились с 37,5 млн. га в 1958 г. до 5,2 млн. га в 1963 г., т. е. на 31%, более чем втрое сократились и посевы яровых. Уменьшились посевы других зерновых, а также кукурузы на зерно. Хозяйства не обеспечивались необходимым количеством минеральных удобрений, недостаточно вносили в почву органические удобрения, не имели в достаточном количестве техники. На засушливом юге Украины не хватало влаги, тем временем здесь были почти полностью ликвидированы чистые пары. Колхозы и совхозы получали планы выращивания культур и цифры урожайности свыше. При этом не учитывались реальные возможности их осуществления и хозяйственная целесообразность.
Реформаторские нововведения затронули и социальную сферу. С середины 50-х годов заработная плата стала ведущей формой повышения благосостояния трудящихся. Среднемесячная денежная заработная плата всех категорий рабочих и служащих в 50-е годы выросла на 25,3%. Об увеличении денежных доходов жителей Украины свидетельствует тот факт, что сумма вкладов в сберегательных кассах республики выросла с 2,7 млрд. рублей в 1950 г. до 19,7 млрд. рублей в 1960 г.
Постепенно ликвидировался разрыв в уровнях оплаты низко- и высокооплачиваемых работников. С другой стороны, это сдерживало профессиональный рост рабочих, инженерно-технических работников, не способствовало стимулированию трудовой деятельности. В 1965 г. сократился рабочий день. Фабрики и заводы перешли на пятидневную рабочую неделю. Увеличились отпуска беременным женщинам и молодым матерям.
Доходы колхозников от общественного и личного хозяйства увеличились в 1951--1955 гг. на 50%. С введением в 1956 г. ежемесячного авансирования денежная оплата труда колхозников постепенно становится преобладающей. В 1960 г. ее среднемесячный размер составлял 24,3 рубля, или около 45% общей оплаты за трудодни. В июле 1964 г. был принят закон о пенсиях и помощи членам колхозов. Минимальный размер пенсии устанавливался в размере 12 рублей в месяц.
Определенное значение для подъема благосостояния населения имела отмена или уменьшение налогов, отмена в 1957--1958 гг. обязательных государственных займов. Росла роль общественных фондов потребления. Так, в 1963 г. в СССР они составляли 17% национального дохода. За их счет обеспечивались бесплатное обучение, здравоохранение. Более рациональной стала структура потребления. Однако расходы на питание были высокими и составляли 47,4% заработной платы рабочего. Выплаты и материальная помощь оставались низкими -- 717 рублей в год на душу населения.
Урбанизация усилила жилищный кризис. В 1954 г. было принято решение о массовом строительстве жилья индустриальными методами. Выросла площадь новых жилых домов, позже прозванных в народе «хрущевками». Люди начали переселяться из «коммуналок», бараков, подвалов и полуподвалов в индивидуальные квартиры. Если в 1918-- 1940 гг. в Украине было введено в эксплуатацию 78,5 тыс. кв. м жилой площади, то в 1956--1965 гг. -- более 182 тыс. кв. м. Получили и построили себе жилье почти 18 млн. человек. Острота жилищной проблемы несколько снизилась, однако качество жилья и уровень обеспеченности населения жильем все еще оставался низким. На 1 января 1959 г. на одного человека приходилось в среднем 6,35 кв. м жилой площади. К тому же строительство по типовым проектам приводило к серому, однообразному виду большинства домов, а вместе с ними -- городов и поселков.
Больше внимания стали уделять улучшению водоснабжения и бытовому потреблению газа в городах всех союзных республик. Велось строительство метрополитенов. В быту появились наручные часы, фотоаппараты, радиоприемники, телевизоры, швейные и стиральные машины, холодильники. В структуре потребления населения выросла доля непродовольственных товаров. Если при Сталине уровень личного потребления ежегодно увеличивался примерно на 1%, то при Хрущеве -- на 4%.
Все же производство отечественных товаров широкого потребления не обеспечивало возросших потребностей населения и часто компенсировалось импортом. Отставало от роста потребностей населения и развитие сферы услуг, торговли, общественного питания.
В 1957 г. за количеством производства чугуна на душу населения Украина опередила все капиталистические государства мира. За добычей угля она вышла на второе место в мире, а за производством стали -- на третье. Однако параллельно росту индустриального могущества в Украине углублялись и все больше оказывались негативные тенденции, которые приобретали черты хронической. Во-первых, это заметное отставание от ведущих капиталистических стран в качественных показателях -- затратах материальных и трудовых ресурсов и тому подобное. Во-вторых, диспропорциональное, бессистемное моделирование экономики Украины, перенасыщение ее промышленными предприятиями. В-третьих, снижение темпов роста производительности труда в промышленности и тому подобное. При таких условиях именно жизнь выдвигала первоочередное задание осуществления значительных структурных сдвигов в технологии, организации и управлении производством. Однако, кроме этого, необходимо было решить еще два задания: накормить, одеть людей, поднять их культурный уровень; укрепить оборону страны путем производства новейших видов вооружений.
Страницы: 1, 2, 3