Рефераты. Реформы эпохи Мейдзи

Реформы эпохи Мейдзи

1. Общественно-политическая ситуация накануне переворота, его предпосылки

С 1600 по 1867 гг. длилась эпоха Эдо, именуемая так по названию города, где с 1603 была установлена постоянная резиденция сэйитайсёогунов до вступления на престол в 1868 г. Императора Мейдзи.

Общественный строй эпохи Эдо можно считать состоящим из следующих слоев населения: кугэ (придворная знать), букэ (воины), чоонин (горожане) и фермеры. Придворная знать занимала самое высокое общественное положение, но мало имела и политического значения и экономического влияния. Воины же, напротив, владели весьма реальной силой и пользовались огромным влиянием в делах политических и в вопросах экономических. Опираясь на Бакуфу, свой центральный орган, двести семьдесят дайме, или феодальных вельмож, с их семьями разделили между собой всю страну на ленные поместья, или феоды, и управляли ими с помощью вассалов, или подчиненных. Под управлением этого военного класса находились горожане, занимавшиеся торговлей и ремеслами, и фермеры, возделывавшие землю. Таким образом, в Японии была введена и организована феодальная система.

В японском обществе к первой половине XIX в. обозначились новые явления, связанные с развитием городов и купечества как нового социального слоя. Чрезмерные сословные ограничения, налоговые тяготы вызывали рост общественного недовольства. Почти постоянными стали крестьянские волнения в княжествах, которые собирали под своими знаменами и многочисленных деклассированных самураев. Между княжествами Юга и Севера обозначились различия, связанные с разными уровнями социальной и экономической модернизации. Это было взаимообусловлено с оформлением оппозиции южных кланов и примыкавшим к ним князей режима сегуната. Частичной попыткой преодолеть кризис стали реформы периода Тэмпо (1830-1843 гг.): снижение поднятых монополиями цен (роспуск в декабре 1841 г. монопольных торговых корпораций и гильдий, отмена процентов на долги самураев у торговцев рисом), передача земель, не обрабатываемых крестьянами во время восстаний, владельцам поместий; также были проведены налоговые, административные реформы, реформы по улучшению нравов (запрещение праздничных шествий, роскошного украшения домов, курения табака и т.п.),

В нарастании социально-политического кризиса в Японии середины XIX века совершенно особую роль сыграл внешний фактор: отношения с европейскими державами и США и правительственная политика по поводу этих связей. С 1639 г. всем европейцам, за исключением голландцев, запрещено посещать Японию. В единственный порт в стране -- Нагасаки -- два раза в год разрешен заход голландских, а также китайских и корейских кораблей. Исключение для голландцев было сделано за помощь в подавлении восстания крестьян, обремененными слишком высокими налогами, на полуострове Симабара. Кроме того, изданы законы, запрещавшие японским подданным путешествовать за границу, а португальцам - оставаться в Японии. Были обрезаны все нити, связывающие Японию с западным миром, кроме единственной уцелевшей - голландской. Однако и любая деятельность голландцев находилась под пристальным вниманием. Режим Токугавы в последние годы своего существования прославился запретом всех исследований, проводимых голландцами, исключая область медицины. В 1839 г. Сёгун Токугава Иэёси издает указ о жестких мерах в отношении ученых, изучающих западные цивилизацию и науки и выступающих против продолжения изоляции страны от иностранного влияния. Были запрещены исповедование христианства, деятельность миссионеров.

Нарастание колониальной экспансии США, других западных держав на Дальнем востоке привело в 184-1858 гг. к принудительному «открытию» Японии для морской торговли и коммерческой деятельности иностранцев: 26 января (7 февраля) 1855 г. подписан трактат о торговле между Россией и Японией; в 1858 г. заключены торговые договоры с пятью странами: США (29 июня), Нидерландами, Великобританией (26 августа), Францией (9 октября), по которым для торговли открывались 4 порта: Канагава (ныне Иокогама), Нагасаки (о. Кюсю), Ниигата и Хёго (ныне Кобе), для иностранцев утверждались принципы свободной торговли, право экстерриториальности и консульской юрисдикции, Япония получала низкие таможенные пошлины.

Именно в это время политическое мнение нации резко разделилось на два лагеря: тех, кто приветствовал открытие портов, и тех, кто защищал политику изоляции. Случилось так, что монархические стремления слились с чувством ксенофобии, и более восторженные и смелые приверженцы этого направления политической мысли заявляли об этом Ии Наосукэ (старшина бакуфу, высшее должностное лицо, рангом ниже сёогуна) в такой неистовой форме, что он их арестовывал и преследовал, пока, в конце концов, не был убит ими. Этот трагический случай был сигналом к быстрому и серьезному упадку престижа сёогуната; и хотя Императорский Двор дал Бакуфу указ о преобразовании, однако оно было слишком слабо, чтобы восстановить былую мощь. Тогда монархисты открыто и смело стали требовать свержения сёогуната. Вся страна была охвачена волнением.

Кроме того, необходимо учитывать идеологический фактор, определенный многовековой историей японской нации: перспектива для Бакуфу была безотрадной из-за неизменного роста тенденций или школ, внедрявших почтение к Императорскому Дому. Почитание Императорской Фамилии составляет высшую сущность японского воззрения на отношения подданных к государю. «…По мере того, как исследование японской истории, начиная от ее первоисточника, быстро продвигалось вперед, люди уясняли себе, к какой давности она восходит и насколько незыблемы прерогативы Императорского Дома. Сознавая свое истинное отношение к Императору и свой священный долг перед ним, они убеждались в том, что управление военным классом было незаконно в Японии...».11 История Японии. Накамура Кооя. (в составе книги «История Японии») - М., .2002.

На фоне раскола поддерживающих сегунат сил, активизации реформаторов, стремления реставрации правления императоров, в том числе среди низших сословий, повысилось политическое значение императорского двора, в частности придворной аристократии и чиновников.

Военно-политический переворот 1867 г.

Политический курс Императора Мейдзи

В августе 1863 г. крупнейшие кланы Сацума, Тесю и Тоса ввели в столицу киото войска, совершив государственный переворот. Однако возникли проблемы реализации императорской власти, поскольку реальное управление было в руках бакуфу. Аристократические противоречия, усиление соглашательских настроений привели к Гражданской войне (1863 - 1867 г.). К июлю 1866 г. была сформирована коалиция княжеств Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзэн против правительства сёгуната Токугава при финансовой поддержке Мицуи и других финансовых домов. В конце 1866 г. скончался император Комэй, власть номинально перешла в номову монарху Муцохито, взявшему, по японской традиции, новое имя Мейдзи («просвещенное правление»). В антисегунской коалиции возобладали интересы придворных кугэ и самурайского чиновничества, требовавших полной политической реформы и возврата к исторически-мифологической монархии. Опираясь на военные отряды оппозиционных кланов мятежники-реформаторы потребовали у сегуна возвратить власть императору, аннулировав полномочия совета регентов и другие основополагающие для прежних порядков институты. 14 октября 1967 года сегун Кэйки объявил о сложении с себя полномочий сегуна. Политический переворот был дополнен дворцовым: совещание кугэ и чиновничества 8-9 декабря выработало принципы нового государственного порядка. Эти принципы были легализованы в императорском манифесте от 09 декабря 1867 года, согласно которому:

1. утверждалось возвращение сегуном власти;

2. упразднялись посты регентов, главного советника и институт бакуфу;

3. провозглашался новый политический курс: «Основываясь на принципах, установленных императором Дзимму при образовании нашей страны, - весь народ, гражданские и военные, высшие и низшие, будет участвовать в общественном обсуждении, все должны одинаково делить радости и горести жизни».

Однако реальная власть сегуна в Северной и Центральной Японии не была поколеблена. Опираясь на собственную армию, сегун развязал еще одну гражданскую войну, которая к маю 1686 года охватила три четверти страны. Война окончилась полной победой императорских сил и полной ликвидацией института сегуната. С его падением была разрушена и вся многостолетняя государственно-административная и военная системы страны.

6 апреля 1868 года императором Мэйдзи обнародована «Клятвенная хартия пяти общественных принципов», определившая главные направления внешней и внутренней политики страны второй половины XIX века:

«1. Мы будем созывать совещания и управлять народом, считаясь с общественным мнением.

2. Люди высших и низших классов, без различия, будут единодушны во всех предприятиях.

3. Обращение с гражданскими и военными чинами будет таково, что они смогут выполнять свои обязанности, не испытывая неудоволь-ствия.

4. Отжившие методы и обычаи будут уничтожены, и нация пойдет по великому пути неба и земли.

5. Познания будут заимствоваться у всех наций мира, и Империя достигнет высшей степени расцвета».

В результате переворота Мэйдзи в Японии запоздало установилась абсолютная монархия и открылись перспективы для скорого завершения централизации страны. Однако особенности времени предопределили рост влияния антифеодальных социальных сил и реформаторского чиновничества. Это сделало эру Мейдзи периодом быстрой политической модернизации государственного строя и формирования нового правового уклада.

Административные и социально-правовые реформы Мейдзи 1870-1880 гг.

Падение сословия режима Токугава повлекло за собой ряд реформ, целью которых было создать благоприятные политические и экономические условия для развития Японии по западноевропейскому образцу.

Первым серьёзным ударом по феодальному строю и привилегиям самурайства было то, что императорское правительство заставило дайме отказаться от их феодальных прав в управлении кланами. В 1869 г. произошло так называемое добровольное возвращение страны и народа императору - хансэки-хокан. Дайме сначала были оставлены во главе их прежних владений в качестве наследственных губернаторов (тихандзи), но после полного уничтожения деления Японии на княжества князей вовсе отстранили от дел управления. Вместо княжеств было введено новое административно-территориальное деление из 72 кэн (префектур) и 3 фу (столичных округов). Осуществление верховной власти в префектурах стало входить уже в компетенцию правительственных чиновников. В 1878 г в городских и сельских округах было учреждено всесословное самоуправление в виде объединенных собраний, участие в которых определялось высоким имущественным цензом.

В 1872 г. было отменено сложное и строгое сословное деление, принятое в токугавской Японии. Всё население страны (не считая императорской фамилии - кодзоку) стало делиться на три сословия: кадзоку, образовавшееся из представителей придворной (кугэ) и военной знати; сидзоку - бывшего военно-служилого дворянства (букэ) и хэймин - простого народа (крестьян, горожан и т.д.). Все сословия были формально уравнены в правах. Крестьяне и горожане получали право иметь фамилию.

Кроме трёх основных сословий, получили права и японские парии, которые стали именоваться синхэймин, т.е. новый хэймин (или буракумин - жители специальных поселений - бураку). Им также разрешалось иметь фамилию, они стали формально равноправными членами общества.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.