В 1872 г последовала реформа в армии. Вооружённые силы Японии создавались на основе принципа всеобщей воинской повинности с использованием опыта организации ударных отрядов из народа, так называемых нохэй и кихэйтай, воевавших на стороне антисёгунской коалиции. Несмотря на то, что все офицерские посты закреплялись за дворянством, бывшие самураи восприняли создание всесословной армии как прямое ущемление своего привилегированного положения.
По существу создание в Японии регулярной армии, в состав которой входили крестьяне и горожане, и привело к формальному прекращению существования самурайства как особого воинского сословия. Недовольство самурайства, подстрекаемого его реакционной частью, нарастало вследствие неустроенности значительного числа представителей бывшего сословия воинов, капитализации пенсий (замены пожизненных выплат единовременными государственными компенсациями, половина которых приходилась на процентные бумаги, выпущенные правительством), отмены права на ношение мечей и т.д. С 1876 г. оружие разрешалось носить только лицам, служащим в армии, флоте, а также полицейским.
В первые же годы после ликвидации в Японии сёгуната правительство занялось созданием боеспособной армии, организованной по европейскому образцу. Командные должности в императорской армии были закреплены исключительно за самураями, в особенности за представителями кланов Тёсю (в армии) и Сацума (во флоте). Этот привилегированный слой самураев (около 40 тыс.), укрепившись в государственном аппарате (главным образом в армии), оказался тесно связанным с японской монархией в противоположность самурайской оппозиции - тем самураям, которые не смогли приспособиться к новым условиям и оставили прежнее привилегированное положение на стороне антиправительственных группировок.
Многие самураи шли служить также в полицию, причём эту службу они ничуть не считали зазорной. Население, знавшее, что полиция состоит в подавляющем большинстве из самураев, продолжало по традиции относиться к полицейским почти так же, как в дореформенной Японии к правящему сословию воинов. Таким образом, в эпоху Мэйдзи японская полиция являлась как бы "сословной организацией".
Вместе с самураями-офицерами во вновь созданные вооружённые силы были привнесены многие черты, присущие некогда воинам феодальных самурайских дружин. В основном это было наследие идейного характера.
Идеологическая обработка солдат новой армии была основана на морально-этическом кодексе самурайства - бусидо, несколько изменённом в соответствии с духом времени. Если раньше для самурая, по бусидо, прежде всего существовали только интересы даймё и клана, то отныне мораль воина стала "японским национальным духом", который воспитывал любовь к императору и Японии. Солдаты императорской армии эпохи Мэйдзи должны были в соответствии с указом императора от 1884 г. развивать в себе прежде всего "уважение к верности и исполнению долга", а также испытывать полное презрение к смерти. После издания указа было отдано специальное распоряжение, предписывающее читать пункты этого рескрипта вслух перед войсками каждое воскресенье с тем, чтобы солдаты могли его выучить наизусть и руководствоваться им повседневно.
Толчком для ускоренной капитализации экономики стала финансово-денежная реформа. После унификации денежных знаков в 1869 году и упрощения налогов была введена единая общегосударственная монета - иена с десятичным подразделением. До того в стране легально обращалось 1694 вида денежных знаков. В 1872 году был организован государственный банк, а в 1876 г. - первый частный банк купеческого дома Мицуи. Благодаря установленному законами особому государственному протекционизму и почти регулярным бюджетным дотациям финансово-промышленным домам эти дома стали превращаться в крупнейшие корпорации не только экономического, но и политического значения.
Реформы государственного управления
Номинально государственная власть полностью принадлежала императору. Его статус и восстановленные права были зафиксированы в особом Законе об императорском доме (1869 г.) Законом устанавливался строгий порядок престолонаследия в роде монарха (от отца к старшему счну), определялись обязательность процедуры коронации, новые условия совершеннолетия (18 лет). Собственность императорской фамилии провозглашалась наследственной и неотчуждаемой. Для управления делами императорского дома учреждался императорский Семейный совет. Государственные полномочия монарха в законе отражены не были. Во многом потому, что после реставрации реальная полнота власти перешла к аристократическому правительству, что было закреплено несколькими политическими (конституционными соглашениями). Новое центральное императорское правительство было учреждено в ходе самой реставрации по китайскому образцу VII в. Правительство - сансеку возглавлял премьер (сосай). Организационно сансеку было объединением сановников еще двух уровней: 10 государственных министров (гаджи) и 20 государственных советников (сенио).
17 мая 1868 г. правительство было реорганизовано по специальному декрету о государственном переустройстве - Сейтасе. Сансеку упразднялось и главенствующим властным органом стал Государственный совет (дадзекан). Он считался высшим законодательным, правительственным и судебным учреждением империи. Состав его определялся императором из высших сановников и кугэ, верхушки самурайского чиновничества. Позднее в совете были созданы департаменты: по делам синтоисткой религии (В 1870 г. вышел указ императора Мэйдзи о провозглашении синтоизма великой религией и основой национального единства), финансов, военный, иностранный и юстиции. В 1871 году Государственный совет был еще раз реорганизован, поделен на три ведомства (центральную, правую и левую палату): основная власть сосредоточилась в центральной палате.
В социально-политическом отношении реставрация знаменовалась безусловным господством дворянства (самурайского сословия). К 1871 г. правительственный аппарат всех уровней состоял на 89% из самураев. Позднее стала быстро расти численность чиновников.
Образование политических партий
Важнейшей особенностью процесса образования политических движений в Японии стало то, что партии формировались здесь до установления подлинно конституционного строя. Поэтому и сами партии имели особый характер проправительственных группировок главным образом чиновничества, самурайства, и промышленников, различавшихся второстепенными чертами программ и идеологии. Первая в Японии политическая организация - «Общество по цели в жизни» (Риссися) - была создана в 1875 г. политически либерально направленное. Следом возникло еще одно общество - Айкокуся. Оно выдвинуло лозунг политического переустройства власти на основе разделения властей европейского типа. К концу 1870-х гг. либеральное движение обрело отчасти антиправительственный характер и поэтому не смогло завоевать широкой поддержки.
К 1881 г. в Японии возникла первая политическая партия Риккен Дзюито (конституционно-либеральная), возникшая из образованного ранее общества «Лига борьбы за свободу и народные права». В свою очредь реформаторские правительственные круги инициировали образование чисто государственнической партии - Риккен тейсэто (Конституционно-императорская партия). В нее вошли главным образом чиновники разных уровней, поддерживающие тогдашнего правительственного лидера Ито Хиробуми.
Организационная система партий была неразвита и замещалась традиционными отношениям подчиненности, основываясь на клановой и политической иерархии. Определяющее слово оставалось за лидером - организатором партии. Партийная демократия, собственные цели партии, в том числе в политической борьбе, вообще рассматривались правящими кругами вещами подчиненными, отступающими перед «единством заботы о государственных интересах). В таких идейно-политических условиях возможность легального возникновения подлинно оппозиционных правительству партий исключалась.
В апреле 1888 г. был создан Тайный совет (Сумицуин) -- высший консультативный орган при императоре Мэйдзи., 11 февраля 1889 г, в день Кигэнсэцу (национальный праздник в память основания Империи), была «Императорская конституция Великой Японии». В ноябре следующего года (1890) был открыт так долго ожидаемый Императорский парламент и, таким образом, конституционная форма правления получила реальное осуществление.
Правление Мейдзи характеризуется большим количеством реформ не только административно-правого, государственного и политического характера, в этот период было проведено и множество социальных реформ.
В 1872 г. принят указ об образовании и введении в Японии первой современной системы школьного обучения. Новая система образования включила в себя период обязательного посещения начальной школы, за которой следовали школа второй ступени, высшая школа, дающая или университетское или академическое образование, а также учительские институты, технические, коммерческие и другие профессиональные школы и женские учебные заведения. В октябре 1890 г. издан «Манифест о воспитании и образовании. Одновременно в Японии создаются научно-образовательные учреждения: военная академия в г.Токио (1873), Мэйрокуся (Общество шестого года периода Мэйдзи) -- первая в Японии научная организация для изучения идей Запада, Европы и либерализма (1874), Токийская метеорологическая обсерватория (1875). В 1880 г. издан указ об общественных собраниях и организациях.
В 1870-71 гг. образована телеграфная связь между городами Токио и Йокогама, организованы почтовое обслуживание и выпуск первых почтовых марок, в сентябре 1872 г. открыта железнодорожная линия между городами Токио и Иокогама.
1871 г. - Введен в действие закон о посемейной записи, регистрации фамилии, имени, места и даты рождения, о регистрации актов гражданского состояния и преступлений, приняты «Закон о судебном разбирательстве по обвинению в клевете» и «Закон о печати». 1872 г. - проведена первая в стране перепись населения (33 110 825 человек).
Были приняты законы о гражданском равенстве, запрещались цеховые организации в городах, что делало относительно свободными занятия ремеслом и предпринимательством.
Реформы коснулись, безусловно, и внешней политики страны, прежде, всего они, заключались в отказе от изоляционной политики.
В 1871 г. Ивакура Томоми в ранге полномочного посла отправляется из Японии в США и страны Европы на 18 месяцев для изучения их общественных систем.
В 1868 г. Императорский Двор в вопросах иностранной политики решил придерживаться дружественных отношений со всеми странами мира. Однако Чоосэн (Корея) и Китай (тогда под властью Маньчжурских Императоров Цин), действуя вразрез политике Японии, проявили по отношению к ней такое недружелюбие, что принудили ее принять соответствующие меры. Вследствие этого, в 1874 Япония послала войска на Тайван (Формоза) с целью подчинить себе этот остров, занятый туземцами, или «сэйбан». В 1882 и 1884 годах, когда в Кэй-зёо (Сеул), столице Чоосэн, вспыхнули беспорядки, туда были двинуты японские войска, чтобы заставить чоосэнское правительство принести извинения. В 1885 г. подписана первая японо-китайская конвенция в г. Тяньцзине (Китай). А в1894 г. Япония объявила войну Китаю, закончившуюся победой первой.
Вывод
Основная предпосылка для реформ эпохи Мейдзи - возникшая в связи с "открытием страны" реальная угроза неконтролируемого влияния Запада. Из-за постоянной тяги к сохранению традиционной организации общества время для планомерных - "мягких" - преобразований было упущено. Соответственно требовались кардинальные изменения практически во всех сферах - экономической, социальной и политической.
Целью реформ Мейдзи, если взглянуть с внешней стороны, во многом было стремление как можно быстрее догнать Запад, "модернизация". Реально же потребность в этом была вызвана необходимостью скорейшего усиления страны с целью сохранения независимости Японии. Таким образом, опять же возникает типично японский вопрос о "традициях", стремлении "не потерять лицо". Декларированной политической целью было восстановление непосредственного правления императора вместо установления, скажем, республиканской, президентской формы правления. Конституция 1889 г. оказалась достаточно формальной при чрезмерном значении императора.
Специфику проведения реформ в Японии можно проследить при рассмотрении форм их реализации:
1. Итоговое оформление всех преобразований выглядело как "реформы сверху". Например, партии никогда не выполняли "функций протеста". Они создавались по воле власти и как инструмент, обращенный против оппозиции (стр. 12), в отличие от "западного варианта", где партия возникает, обычно, как форма протеста против властей. В целом же любые "реформы сверху" в итоге получали почти молчаливое одобрение "низов.
2. Практически во всех случаях реформы проводились с опорой на традиционные реалии. Прежде всего, это присущие японскому социуму черты группового поведения; рост роли синто в обществе, как идеологии; принцип единства синто и государства - сайсэй-итти; в итоге при сочетании с принципом свободы вероисповедания появление "государственного синто" даже не как религии, а как культа национальной морали и патриотизма.
Реформы Мейдзи проводились ради сохранения основ социума, во имя поддержания традиций и в целом "модернизация жизни" состояла, прежде всего, в активнейшем формировании (как по необходимости, так и из искреннего стремления) нового общества ради сохранения базовой сущности его устоев.
«…Это был призыв к эволюции ради опять же возврата к "золотому веку", но на качественно новом уровне… Восприятие "западного" - это, конечно, инновация, но и с оборотной стороной. Лучше пожертвовать малым и найти возможность компромисса, не уступив при этом в главном: сохранив национальные традиции, специфику - своего рода средство для усиления влияния страны в новом, изменившемся мире.»22 Филлипов А.В. Специфика проведения реформ в Японии: цели, предпосылки и формы. - XX научная конференция по историографии и источниковедению стран Азии и Африки 6-7 апреля 1999 г. Санкт-Петербург.
Страницы: 1, 2