Рефераты. Реорганизация русской армии в начале XVIII в.

p align="left">Дивизии имели в своем составе две-три бригады. Состав дивизий и бригад был непостоянным. Высшим тактическим соединением в полевой армии был полк, который имел твердый состав.

Наряду с полевыми войсками твердую организацию получили также гарнизонные войска, которые несли внутреннюю службу.

К 1709 г. завершилось перевооружение армии. Пехота получила однотипное гладкоствольное ружье с ударно-кремневым замком и штыком, который надевался на ствол, а не вставлялся, как ранее багинет, в него. Это новшество давало возможность вести одновременно и огонь, и рукопашный бой. Принятые на вооружение русской армии в начале ХVIII в. ружья (фузеи) имели следующие тактико-технические данные: калибр - 7 линий (17,7 мм); вес - 4,5 кг без штыка и 5,2 кг со штыком; вес пули - 25,6 г; вес заряда - 14,9 г. Максимальная прицельная дальность ружья - до 240 м, а действительный огонь пехота вела на дистанцию 150 м. В боевых условиях солдат мог произвести не более одного выстрела в минуту.

Кроме ружей (фузей) солдаты имели шпаги, тесаки, ручные гранаты. Кавалерия вооружалась карабинами, пистолетами и палашами. Одновременно с этим в армии и на флоте вводилась единая форма одежды. Унификация обмундирования способствовала укреплению дисциплины и порядка, а также облегчала управление в бою. Общая численность войск к 1724 г. достигала 112 тыс. человек. Из них: пехота - 70 тыс., драгуны -38 тыс., артиллерия и инженерные войска - около 4 тыс. человек. Помимо полевой армии имелись: гарнизонные войска (пехота и конница -- около 68 тыс. человек), ландмилиция - 10 тыс. человек, иррегулярная казачья конница - до 35 тыс. человек. Всего, таким образом, общая численность армии составляла до 225 тыс. человек. Кроме этого, в военно-морском флоте проходили службу еще около 25 тыс. человек. Военная реформа, проведенная Петром I, вызвала серьезные изменения в управлении войсками, которые выражались главным образом в централизации военного дела. Для успешного управления военными делами вместо различных приказов была учреждена Военная коллегия, которая подчинялась Сенату, а также создано Адмиралтейство - коллегия, которая управляла военно-морскими силами. Во главе армии в военное время стоял главнокомандующий, управлявший полевыми войсками через совещательные органы - военный совет и полевой штаб армии, которые возглавлял генерал-квартирмейстер. Организация полевого управления закрепилась уставом 1716 г.

Таким образом, в первой четверти XVIII в. дело управления армии получает более совершенную организацию. Корпуса, дивизии и бригады как непостоянные войсковые соединения своих штабов не имели. Полки имели в своем составе постоянные штабы, куда входили командир полка и штаб-офицеры полка.

3. Военно-правовое регулирование жизнедеятельности войск в первой четверти XVIII в.

Эффективным орудием и инструментом в деле проведения реформ для Петра I стали источники права. Среди них: манифесты, именные указы, учреждения, регламенты, уставы, объявленные указы (устные акты), резолюции и другие документы. Указы (издавались монархом или от его имени Сенатом) имели целью решение конкретного дела, введение или отмену конкретного учреждения, норм или принципов деятельности. В именных указах (подписывались монархом) формулировались решения, адресованные к конкретным государственным учреждениям или Сенату, коллегиям, губернаторам. Регламенты были актами, определяющими общую структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений. Манифесты - обращения монарха ко всему населению и государственным учреждениям, в которых объявлялось о вступлении на престол, о крупных политических событиях и акциях, начале войны и подписании мира. За период правления Петра I было принято более трех тысяч правовых актов. Они не равноценны по своему значению. Одни стали принципиальными для дальнейшего развития Российского государства и отличались долговременным характером, другие - «писаны кнутом», как писал А.С. Пушкин. Возникали серьезные трудности в обобщении и толковании разнородных, часто взаимоисключающих норм.

Первая попытка систематизации правовых норм была сделана учрежденной в 1700 г. Палатой об уложении (работала до 1703 г.). Основная задача состояла в приведении в соответствие с Судебниками и Соборным Уложением всего массива принятых нормативных актов. Другая задача - обновление судебной и управленческой практики. Палата, взяв за основу структуру Соборного Уложения, подготовила проект Новоуложенной книги. На наш взгляд, удачная систематизация уголовно-правовых норм была произведена Петром I в 1715 г. при создании «Артикула воинского».

Осуществление кодификационной работы возлагалось на канцелярию Сената. В качестве источников стали Соборное Уложение 1649 г., Кормчая книга, указы, Военный и Морской уставы, шведские и датские законы. Причем на первое место вышел вопрос о выделении норм, направленных на укрепление и защиту государственных интересов. Решению этой задачи были посвящены и подбор новых норм и изменение принципов толкования и применения закона. Опыт кодификационной работы Петра I показал, что развитие правового поля шло в направлении отраслевого деления. Создавались самостоятельные своды норм, которые строились на систематизации, рецепции и обобщении практики правоприменения. Особое внимание уделялось формам правовых актов и правового регулирования.

К наиболее важным законодательным документам эпохи следует относить указы Петра I. Так, прежде всего, среди них выделяются указы 1699 г. о наборе во вновь формируемую русскую армию. Одним из заметных указов Петра I стал указ от 2 марта 1711 г. об учреждении Сената - высшего правительственного учреждения, заменившего Боярскую думу и функционировавшего до февральской революции 1917 г.

Одновременно был введен и институт фискалов. Эта категория служащих осуществляла негласный надзор над всем и вся. Петр I не определил фискалам жалованье. Они оставляли на законных основаниях половину штрафа, который взимался с провинившегося в пользу государства. Фискалы не решали в полной мере задачи по контролю за работой государственных учреждений (они лишь регистрировали нарушения) и не могли влиять на их работу.

С течением времени стало ясно, что надлежащий контроль за государственными учреждениями могут осуществлять только специальные должностные лица. В результате в 1722 г. вышел указ об образовании института прокуратуры. Генерал-прокурором был назначен П.И. Ягужинский. За свои действия генерал-прокурор отвечал только перед царем. В его задачу входило не только раскрытие преступлений, но и предупреждение их. Таким образом, в первой четверти XVIII в. в России сложились две контрольные системы: прокуратура и фискалитет.

Особая значимость придавалась Преображенскому приказу, а позже Тайной канцелярии. Эти учреждения разбирали дела о государственных преступлениях. Организацией и осуществлением военного правосудия в армии ведал генерал-аудитор. Различного рода воинские проступки, совершенные военными людьми, начинают разбираться не гражданскими органами, как это было в допетровской армии, а созданным институтом аудиторов (армейских и полковых). В состав военных судов входили военные чины от генерала до прапорщика. Эта коллегия военных чинов назначалась для общего совещания о всяком деле, о всяком преступлении. Единоличному началу военного суда было противопоставлено коллегиальное. В указе о создании института аудиторов была проведена мысль о том, что решения одного человека часто становятся произвольными.

Устав 1716 г. определил три вида военного суда: генеральный, полковой и чрезвычайный. О составе суда в Уставе говорится следующее: «ежели генеральскую особу или от штаба кого судят, то высший суд учреждается, в котором только генеральские особы и бригадиры, а временем и полковники присутствуют. Ежели обер-офицер и ниже в какое погрешение впадет, то нижний суд устроется, который в компании у полковника от полку отправляется, где полковник - президент и к тому майор, два капитана, по два поручика, прапорщика, сержанта, капрала и четыре рядовых».

В ряду законодательных документов особое место принадлежит петровской Табели о рангах от 24 января 1722 г. Она ярко отразила рационалистические взгляды Петра I на служебную годность дворян. Табель о рангах создавала условия для карьерных устремлений лиц «подлых сословий» и устанавливала иерархическую лестницу из четырнадцати чинов и классов (рангов). Последствия применения Табели о рангах можно выразить в следующем: во-первых, чертами бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация и нормативность; новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса; в-третьих, военная служба уравнивалась с гражданской службой, а принципы продвижения по службе были аналогичными; в-четвертых, подготовка кадров стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за границей, а степень квалификации определялась не только положением чиновника, но и его уровнем подготовки и образованностью. Важными вехами в законодательстве Петра I, наряду с указами, манифестами и распоряжениями, стали регламенты. В них подробно излагались все правила и законы, относящиеся к конкретной части управления. Регламентами назывались утвержденные царем (императором) уставы для управления отдельными сферами государственного аппарата. По своей сути - это законодательные акты. Регламент (польск. reglament от фр. reglement, от regle - правило) - свод правил (постоянных или временных), регулирующих внутреннюю организацию и формы деятельности. Регламенты не являются законом, но по своей юридической природе могут быть отнесены к нормативным правовым актам.

Введения регламентов в обращение требовали новые условия жизни. Часто эти акты составлялись наспех. Однако, сведенные в один ряд с другими законодательными документами, они, как и Соборное Уложение 1649 г., в достаточной степени утверждали собой устройство новой внутренней жизни Российского государства. Очевидно, что эти юридические акты стали пиком законодательного творчества Петра I. Они, являясь официальными письменными документами, порождали определенные правовые последствия.

В порядке хронологии укажем основные регламенты, обеспечивавшие правовое поле военного дела России в первой четверти XVIII в.

Регламент Кригс-Коммиссариату (декабрь 1711 г.). Он определял порядок содержания полков и раздачи жалованья. Регламент требовал: во-первых, по истечении месяца комиссарам, присланным от губернаторов, осуществлять раздачу жалованья (раздачу производить сначала нижним чинам, а затем офицерам); во-вторых, взыскивать с виновных за утраченные или испорченные казенные вещи; в-третьих, налагать штрафы за беглых солдат на весь полк (от рядового до генерала); в-четвертых, рекрутов, прибывших на смотр, распределять по полкам дифференцированно; в-пятых, раздачу провианта и фуража производить по табелям и расписанию, чтобы военнослужащие не занимались поборами.

Устав Воинский (март 1716 г.). Устав состоял из четырех отделений. В первом отделении говорится о корпусах, бригадах, дивизиях и отрядах (частях войск); о воинских чинах от генерал-фельдмаршала до генерал-профоса; о расквартировании войск; о военном суде; о порядках в войсках в период походов; о гарнизонной службе и караулах; о порционах на людей и рационах на лошадей (для войск, находящихся за границей). Второе отделение составляет воинский артикул. Он включает 24 главы, которые объясняют порядок военной службы, отношения военнослужащих друг к другу и др. Третье отделение Устава Воинского составляет краткое изображение процессов (судебных тяжб). Здесь говорится о суде и судьях, об истце, ответчике и поверенных; о судебных доказательствах; о судебных приговорах. Наконец, четвертое отделение повествует о воинских экзерцициях, приготовлении к маршу и о должностях полковых чинов.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.