Рефераты. Реорганизация русской армии в начале XVIII в.

p align="left">В Уставе Воинском (20-й артикул) однозначно закреплена неограниченная власть царя. Так, в уставе записано: «…его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но и силу и власть имеет своим государством и землей, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять».

Регламент Штатс-контор-Коллегии (февраль 1719 г.). Согласно данному регламенту главной обязанностью Штатс-контор-Коллегии был сбор сведений «в чем особливые государственные расходы состоят». Второй обязанностью коллегии был сбор сведений о государственных доходах. С этой целью ей предписывалось быть в постоянном взаимодействии с Камер-коллегией. И, наконец, третьей обязанностью коллегии вменялось ежегодно составлять штаты расходам.

По регламенту имелось 15 штатов (на них делалась роспись и назначались деньги). Среди них: придворный штат; штат на собственные расходы государя; штат государственных коллегий; штаты высших и нижних судов; штат гвардии и пехоты; штат конницы; штат артиллерии; штат фортификации; штат генерального штаба; штат адмиралтейства; штат губерний и провинций; штат всей духовной сферы; штат архитекторов и служащих при казенных постройках; штат докторов, лекарей и аптекарей; штат послов, министров, резидентов и служащих в посольствах.

Таким образом, Штатс-контор-Коллегия ведала расходами, определяла денежные суммы на содержание вооруженных сил, государственного аппарата, на дипломатию и просвещение. Президентом коллегии стал И.А. Мусин-Пушкин.

Устав Морской (январь 1720 г.). Этот регламент состоял из пяти частей. В первой части говорилось о должности адмирала, генерал-кригс-комиссара, флотского интенданта, цейгмейстера, доктора, главного лекаря, майора, фискала и капитана. Во второй части - об офицерских рангах и салютах, о флагах и вымпелах, о фонарях и обвесах корабельных. В третьей части - о капитане и отношениях между офицерами, о должности капитана на брандере, о капитан-лейтенанте, о лейтенанте, о корабельном секретаре, об унтер-лейтенанте, об офицере артиллерии и его помощнике, о корабельном комиссаре, о корабельном священнике, о лекаре, о шкипере и его помощнике, о штурмане и подштурмане, о боцмане и мичмане и других морских чинах. В четвертой части - о поведении служащих на корабле, об офицерских слугах, о раздаче провианта, о наградах корабельному составу, о раздаче добычи. И, наконец, в пятой части - о штрафах за разные преступления на корабле.

В военно-законодательной деятельности Петра I - важнейшем элементе его преобразований - обычно выделяют два аспекта: во-первых, прототипы петровских регламентов; во-вторых, личный вклад Петра I в становление и развитие отечественного законодательства.

При этом, одна группа историков (А.А. Свечин и др.) убеждена, что Устав Воинский 1716 г. и Устав Морской 1720 г. представляют собой аналоги подобных военных и военно-морских документов западноевропейских армий. Другая же группа историков (П.П. Епифанов и др.) считает, что вопрос о заимствовании уставов, определяющих походный, караульный и отчасти боевой порядок и дисциплину, имеет второстепенное значение, поскольку, во-первых, ни один из них не представляет буквального перевода иноземных уставов, во-вторых, русские артикулы отражали новый шаг в развитии регулярной армии на основе ее боевого опыта, наконец, как легко бросается в глаза при ближайшем ознакомлении с первыми артикулами, они отражают в такой же мере опыт собственно русского уставного творчества. Так, известный специалист в области петровского военного законодательства П.О. Бобровский писал: «Подлинный устав Петра Великого есть самостоятельно разработанный и систематически расположенный кодекс военно-административных и военно-уголовных законов для русских войск, по мере развития Северной войны. В Воинском уставе Петра I имеются образцы постановлений Швеции, Саксонии, Дании, Голландии, Пруссии и других государств, но он так разработан, что трудно доискаться даже оригиналов, послуживших ему образцами».

Касаясь вопроса о заимствовании (с одной стороны) и отечественного начала в уставах Петра I (с другой стороны), всегда следует учитывать два важнейших аспекта: во-первых, документы, определявшие права и обязанности военнослужащих, внутренний распорядок в войсках, боевую подготовку войск, разрабатывались, как правило, на основе национального опыта; во-вторых, при разработке наставлений и руководств по вопросам тактики имелись затруднения, так как отечественного боевого опыта, соответствовавшего требованиям боевой практики того времени (линейному боевому порядку войск), было еще недостаточно. И все же регламенты (уставы) Петра I создавались на основе боевого опыта русских вооруженных сил. Военное законодательное творчество Петра I было самостоятельной работой, а не простой компиляцией или сводом западноевропейских законов. Он творчески переработал иноземные уставы для русских вооруженных сил. Кроме того, Петр I не стремился к неизменности действовавших регламентов. Наоборот, своим наброском к Уставу Воинскому (1722 г.) он внес существенные дополнения, которые отразили его понимание сущности правового поля. Преследуя строго определенные цели, Петр I руководствовался прежде всего практическими соображениями. Поэтому законодательная база России вырабатывалась преимущественно из своего опыта и широким привлечением западноевропейских уставных положений. При этом точно установленных законов в первые годы реформ не было вовсе. Так, новая армия в это время не была снабжена регламентами ни по части административной, ни по части строевой и тактической.

Таким образом, в начале XVIII в. формируется принцип законности, место обычая и традиции окончательно занимает закон. Идею законности воплощает монарх - глава законодательной, исполнительной и судебной власти. «Неуважение» закона стало рассматриваться как преступление. И наоборот, соблюдение требований права объявлялось первостепенной задачей органов власти и управления, должностных и частных лиц. Важным явилось начало систематизации частных указов, распоряжений, регламентов, манифестов. В это время издаются различные табели, штаты, статьи. Вершиной кропотливой теоретической и практической работы Петра I и его сподвижников стали регламенты. В ряду этих законодательных актов особое место принадлежит Уставу Воинскому (1716 г.) и Уставу Морскому (1720 г.). Они явились кодексами военного права, которые не могут быть отделены от всей системы правовых отношений в России первой четверти XVIII в. Уставы содержат не только постановления, касающиеся организации и функций всех военных и морских учреждений и высших чинов, но и военно-уголовный и военно-процессуальный кодексы. Оригинальный характер уставного творчества Петра I особенно ярко проявился в ходе Северной войны. Его законодательные идеи и инициативы сыграли большую роль в становлении и развитии регулярных вооруженных сил России. Регламенты Петра I являлись одними из лучших и самых передовых уставов того времени как по ширине замысла, так и по богатству своей содержательной части. По своему качественному уровню они находились в полном соответствии с лучшими уставами западных армий и флотов того времени, а по своему теоретическому и практическому значению эти регламенты стояли выше многих из этих иностранных уставов. Значение этих документов состоит в том, что они окончательно закрепили регулярную организацию вооруженных сил России, а также передовые принципы их систематизированного обучения и воспитания. Ими руководствовались впоследствии при обучении и воспитании подчиненных лучшие русские полководцы и флотоводцы П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и др.

4. Единая система обучения и воспитания войск

С начала XVIII в. была принята и постоянно совершенствовалась единая система обучения и воспитания войск. Боевая подготовка войск строилась на классовой основе. Дворянский офицерский корпус воспитывал солдат в духе преданности существующему порядку. В целях укрепления морального духа в войсках была введена присяга, которая приносилась при развернутых знаменах. Служба в армии рассматривалась как служение государству. «Воинское дело первое из мирских дел, яко важнейшее для обороны своего отечества». Солдат рассматривался как «государев человек» и помещики, отдавая крестьян в армию, теряли на них право как на крепостных. Пожизненная служба в армии отрывала крестьян (рекрут) от их среды и облегчала выполнение основной цели - воспитать солдат в духе преданности царю и отечеству, сделать их надежным оружием защиты интересов дворянства. Придавая большое значение моральному фактору в бою, русское правительство стремилось всеми мерами воспитательного воздействия сформировать у солдат стойкость, смелость, мужество и храбрость. В связи с этим во всех русских инструкциях и уставах уделялось много внимания утверждению порядка и дисциплины. «Ничто так людей к злу не приводит, как слабая команда». Утверждение дисциплины рассматривалось как одно из важных условий, обеспечивающих победу. Победу обеспечивают «добрые порядки, храбрые сердца, справное оружие».

Воспитательные меры в армии регламентировались военным правом. Наиболее полным и законченным военно-правовым кодексом являлся "Артикул воинский", который составлял вторую часть "Устава воинского 1716 года" и включал вопросы военного быта, общеуголовные законы, а также вопросы военного права. Поддержание крепкой воинской дисциплины сопровождалось применением жестоких карательных мер, включая смертную казнь. Жестокость, справедливость и гуманизм были для Петра I главенствующими элементами в поддержании строжайшего порядка и дисциплины. Такая позиция давала конкретные результаты. Причины жестокости в наведении крепкой дисциплины и соблюдении законов вполне понятны: во-первых, подобные строгие меры наказания были свойственны всем государствам, Россия не была исключением; во-вторых, создаваемые в начале XVIII в. «новоприборные» части в моральном отношении были не вполне устойчивы (опыт Нарвы, побеги новобранцев, введение «печати антихриста»), исходя из чего суровые взыскания и кары, закрепленные в регламентах, представлялись современникам Петра I вполне уместными.

В армии частым явлением были грубые нарушения и преступления, среди которых особое место занимало дезертирство. Однако, массовость побегов из действующих частей русской регулярной армии архивными материалами не подтверждается. Так, в Табели 12 батальонов команды генерал-поручика Боура говорится, что в 1707 г. только в 3 из 6 полков имелись беглые. Всего на многотысячный отряд Боура было лишь 35 беглецов. Ответственность за побеги солдат возлагалась на офицеров, у которых из жалованья в виде штрафов высчитывали значительные суммы денег. Офицерам рекомендовалось каждое воскресенье читать своим подчиненным "Артикул" и разъяснять его положения. Учитывая значение морального фактора, русские офицеры стремились выработать у своих солдат высокие боевые качества. В уставе отмечалось, что сила русской армии - в солдате. В первые годы петровских реформ новая армия не была снабжена регламентами ни по части административной, ни по части строевой и тактической. Подготовка войск основывалась на широком применении принципа «обучение показом». Однако уже в начале строительства массовой регулярной армии Петр I сумел ввести двухступенчатое обучение ружейным приемам и отличие в методах подготовки новобранцев и старослужащих солдат.

В основе русских инструкций и уставов лежали принципы линейной тактики. В то время линейная тактика представляла собой высшую ступень в развитии способов ведения боевых действий. В связи с этим большое значение приобретало обучение войск регулярному строю, умению вести огонь и действовать штыком. Русская система обучения подразделялась на одиночную и совместную подготовку. Рекрут обучали стойке, поворотам, маршированию, приемам стрельбы и действию штыком. Совместное обучение предусматривало отработку приемов и стрельбы в составе роты и батальона. Все эти требования были изложены в «Кратком обыкновенном учении» и «Кратком положении об учении конного драгунского строя». Эти инструкции отличались чрезвычайной простотой и целесообразностью.

Опыт военных действий 1700-1708 гг. был обобщен в ряде уставов и инструкций, среди которых особенно важны «Учреждение к бою» и «Для военной битвы правила». В этих инструкциях принципы линейной тактики получили свое дальнейшее развитие. Исходя из опыта Северной войны, создавались наставления, инструкции, Устав воинский (1716 г.) и Устав морской (1720 г.). Основные положения этих документов просуществовали и использовались практически до конца ХVIII в. Устав воинский обобщал опыт Северной войны за 16 лет. В нем были изложены основы тактической подготовки войск и закреплены все достижения русской тактической мысли.

Русские уставы отвергали шаблон и развивали активные начала линейной тактики. Вот почему в уставах и инструкциях начала XVIII в. видны требования обучать войска так, «как в бою поступать, действовать смело и решительно, ибо безканфузство едино войско возвышает». При этом требовалось активно действовать в любой обстановке и на любой местности. Отсюда и рекомендация - строить войска в одну, две и три линии и даже больше; если обстоятельства этого требуют, вести прицельный огонь, обеспечивающий атаку, и наносить сильный штыковой удар. Все эти требования можно было предъявить только к национальной армии, воспитанной в духе преданности государству. В течение Северной войны была разработана единая система боевой подготовки, одно из важных условий создания сильной регулярной армии.

Наконец, серьезные мероприятия были осуществлены в части разработки, системы снабжения. Войска получили штатные обозы, которые снабжались продовольствием и фуражом с крупных баз. Практиковалась также закупка продовольствия непосредственно у населения на театре войны.

Литература

1. Павлов С.В. История Отечества. М., 2006.

2. Панков Г.В. История Отечества. М., 2005.

3. Михалков К.В. Военная история. СПб., 2007.

4. Богданов С.К. Военная история России. М., 2007.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.