Для обеспечения долгосрочной адаптивности системы наиболее важно устранить политические ограничители. Между тем любой революционный процесс создает для этого неблагоприятные условия. Восстановление сильной государственной власти, которое знаменует собой окончание революции, обычно предполагает установление авторитарного режима, способного покончить с анархией и неопределенностью революционного периода, привести общество в состояние хотя бы временного равновесия. Поэтому в той или иной форме политические ограничители сохраняются. Для обеспечения перехода страны к устойчивому эволюционному развитию принципиально важно, в какой форме и в какие сроки их удается устранить.
Иначе развивались события во Франции. Революция здесь не сумела устранить политические ограничители, установить политический порядок, способный приспосабливаться к изменяющимся условиям. В результате страна прошла через длительный период революций и социальных потрясений и лишь во второй половине XX века обрела устойчивую политическую систему.
Очевидно, что жесткость существующих барьеров детерминируется уникальным историческим опытом каждой из стран. По мнению Дугласа Норта и Роберта Томаса, исторические условия еще в XIV-XV веках предопределили различный объем власти монарха и несхожие принципы налогообложения в Англии и Франции, что оказало принципиально важное влияние на их дальнейшее развитие. «В первой из них парламент смог вырвать у монарха право устанавливать налоги. В последней хаос XV века и вызванная им незащищенность всех прав собственности привели к тому, что Генеральные Штаты отдали право устанавливать налоги Карлу VII в обмен на обещание в большей мере обеспечить порядок и защиту от мародерствующих банд наемников и английских завоевателей. Выполняя обещание, французский король уничтожил своих ближайших соперников, и это позволило Короне претендовать на более существенную долю общественных сбережений, создаваемых правительством» (имеется в виду за счет государственной защиты прав собственности.). В результате политические ограничители во Франции оказались значительно более жесткими, чем в Англии. Французские короли получили возможность в гораздо больших масштабах регулировать жизнь своих подданных, создавая тем самым барьеры к адаптации. В то же время в Англии граждане сохранили существенную независимость от власти, что предопределяло достаточно высокую гибкость системы еще в предреволюционный период.
Таким образом, масштабы встроенных ограничителей в двух странах оказывались совершенно различными, и если в Англии достаточно умеренные преобразования смогли обеспечить необходимый адаптивный потенциал, то во Франции гораздо более радикальная по своей форме революция оказалась неспособной в полной мере решить эту задачу.
Что касается экономических барьеров, то оба типа революций способны оказывать на них самое противоречивое влияние. Революции «сверху» могут воздействовать на экономику более радикально, по меньшей мере в краткосрочном плане, поскольку в них не возникает потребности учитывать интересы «бунтующих ограничителей». Напротив, перспектива ликвидации политических ограничителей в рамках революции «сверху» еще менее благоприятна, чем в революциях «снизу». Узость и неопределенность социальной базы установившегося в результате революции «сверху» авторитарного правления делает политический режим чрезвычайно нестабильным, что чревато серьезными политическими катаклизмами в будущем.
Революции и того, и другого типа обычно успешно снимают социальные ограничители, разрушая барьеры горизонтальной мобильности и открывая «карьеры талантам». Некоторые революции с элементами национально-освободительных движений добивались также серьезных успехов в устранении внешних ограничителей: государства обретали национальную независимость, существенно ограничивали возможности зарубежных стран диктовать условия послереволюционного экономического и политического развития.
Поскольку революции, как было показано выше, в большинстве случаев не приводят к радикальному устранению барьеров на пути общественного развития, необходимо остановиться на других способах решения этой проблемы. Ранее мы уже проанализировали такие отличные от полномасштабных революций механизмы, как реформы и революции «сверху». Снятие ограничителей может осуществляться в результате комбинации нескольких способов, перечисленных выше. Так, за поражением социальной революции обычно следует не только политическая реакция, но и активный поиск средств, позволяющих старому режиму не допустить новых революционных потрясений. При этом активизируются модернизационные усилия «сверху», которые существенно отличаются и от попыток реформ в предреволюционный период, и от классических революций «сверху». Основное отличие состоит в том, что старый режим, пытаясь реформировать страну, вынужден принимать как данность то соотношение социальных сил, которое сложилось в ходе революции, и осуществлять активное социальное маневрирование не только в рамках элиты, но и на более широком социальном пространстве.
Консерваторы, вернувшиеся к власти в Германии после революции 1848 года, поспешили завершить аграрную реформу, поскольку они «видели в сельском хозяйстве не только основу национальной мощи, но и противовес промышленному либерализму». Они вынуждены были искать золотую середину между интересами растущего предпринимательства и разоряющегося ремесленничества, а также серьезно пойти навстречу интересам рабочего класса. Революция 1905 года в России также послужила катализатором реформ, направленных, в частности, на разрушение крестьянской общины, которая, вопреки представлениям царской власти, оказалась активной революционной силой. Однако и в Германии, и в России осуществляемые преобразования обычно не выходили за рамки достаточно ограниченных реформ. Более того, они сопровождались откатом назад по многим направлениям, где революция добивалась существенных успехов в снятии барьеров на пути общественного развития. И все же способность господствующего режима маневрировать, учитывать интересы различных слоев возрастала, поэтому преобразования «сверху», стремящиеся приспособить существующие структуры и институты к изменяющемуся балансу социальных сил и интересов, могли в дальнейшем играть более существенную роль в устранении ограничителей.
Способы снятия ограничителей
Характеристика
Возможные варианты
РЕФОРМЫ
Снятие ограничителей существующей властью, опирающейся полностью или частично на традиционную элиту.
Реформы как реакция на потерпевшую поражение революцию. Реформы под угрозой внешнего завоевания и потери национальной независимости.
РЕВОЛЮЦИИ «СВЕРХУ»
Снятие ограничителей сильной властью, резко меняющей свою социальную базу и опирающейся на новые социальные группы и слои.
Осуществляется новой властью, пришедшей в результате насильственного переворота. Осуществляется существующей либо пришедшей в результате легитимных процедур властью.
РЕВОЛЮЦИИ «СНИЗУ»
Стихийное снятие ограничителей в условиях слабой государственной власти.
Великие полномасштабные революции. Малые, вторичные революции.
ЗАВОЕВАНИЕ ИЗВНЕ
Снятие ограничителей в результате установления на оккупированной территории порядков, характерных для более развитой страны-завоевателя.
1. Адо А.В. Современные споры о Великой Французской революции // Вопросы методологии и истории исторической науки. М.: МГУ, 1977.
2. Английская буржуазная революция XVII века: В 2-х томах / Ред. Е.А. Косминский, Я.А. Левицкий. М.: Изд-во АН СССР, 1954.
3. Архангельский С.И. Распродажа земельных владений сторонников короля // Известия АН СССР. Сер. 7: Отделение общественных наук. 1933. № 5.
4. Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М.: Мысль, 1991.
5. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. Ред. П.С. Руревич. М.: Прогресс, 1986.
6. Белоусов А.Р. Кризис индустриальной системы // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития / Ред. Л.А. Арутюнян, Т.Н. Заславская. М.: Инерпракс, 1994. Вып. 1.
7. Берк Э. Размышления о революции во Франции. L.: Overseas Publications Interchange Ltd., 1992.
8. Богданов А. Вопросы социализма. М.: Книгоиздательство писателей в Москве, 1918.
9. Бородкин Ф.М. и др. Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа / Ф.М. Бородкин, Л.Я. Косалс, Р.В. Рывкина. М.: Прогресс, 1989.
10. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция // Гайдар Е.Т. Сочинения. Т. 2. М.: Евразия, 1976.
11. Далин С.А. Инфляция в эпохи социальных революций. М.: Наука, 1983.
12. История Франции / Ред. А.З. Манфред. М.: Наука, 1973. Т. 2.
13. Кондратьева Т. Большевики-якобинцы и призрак термидора. М.: Ипол, 1993.
14. Короткое С.Н. К вопросу о характере якобинской диктатуры // Вестник ЛГУ, Сер. 2. 1984. Вып. 4. № 23.
15. Короткое С.Н. Финансовая политика Французской революции: характер и итоги // От старого порядка к революции. Л.: ЛГУ, 1988.
16. Короткое С.Н. Финансовая политика Конвента. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. СПб.: СПГУ, 1992.
17. Кунов Г. Борьба классов и партий в Великой Французской революции: 1789-1794. 3 изд. М.; Л.: Государственное издательство, 1923.
18. Ленин В.И. Развитие капитализма в России //Ленин В.И. Поли, собр. соч. Т. 3.
19. Ленин В.И. Об оценке текущего момента. 1908. // Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 17.
20. Ленин В.И. План брошюры «О продовольственном налоге» // Ленин В.И. Поли. собр. соч. 1921а. Т. 43.
21. Ленин В.И. Материалы к X Всероссийской конференции. Планы доклада «О продовольственном налоге» // Ленин В.И. Поли, собр. соч. 19216. т. 43.
22. Манфред А.З. Французская буржуазная революция конца XVIII века (1789-1794). М.: Наука, 1950.
23. Маркс К.К критике политической экономии// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд. Т. 13.
24. Маркс К. Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд. Т. 8.
25. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд. Т. 23.
26. Майский И.М. Испания, 1808-1917. М.: Изд-во АН СССР, 1957
27. Савин А.Н. Лекции по истории Английской революции. М.: Крафт+, 2000.
28. Токвиль А. Старый порядок и революция. М.: Моск. филос. фонд, 1997.
29. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: ACT, 2004.
30. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд. Т. 21.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6