Естественно, идея "мужицкого царя" не устраивала ни "либералов", ни "консерваторов", ни государственную бюрократию, ни самого императора. В отрицании этой идеи они были едины. Они квалифицировали ее как типично азиатскую, варварскую, пугачевско-разинскую. Самые здравомыслящие из дворянской касты во главе с императором понимали, что крепостное право придется отменять, иначе оно станет, по выражению начальника III отделения канцелярии Его Императорского Величества графа Бенкендорфа, "пороховой бочкой", которая взорвется и сметет онемеченную Романовскую династию, возглавляющую полицейский дворянский режим, и само дворянское сословие. "Мужицкий царь" становился все более и более грозной, быстро приближающейся, реальностью. Да и социально-экономические факторы вкупе с Крымским поражением говорили о надвигающейся всероссийской революции.
Отсюда понятно, почему, по словам Секиринского, изначальной чертой "партии прогресса" середины XIX в. является "амбивалентность, двойственность восприятия существующей власти и психологического переживания отношений с ней. Самим фактом своего независимого духовного существования, бросая вызов официальному образу мысли и подкрепляющим его институтам власти, она вместе с тем находила в самодержавии не только подавляющую силу, но и потенциального союзника, способного стать во главе необходимых преобразований". Еще бы! Ведь и "либералы", и "консерваторы", и Романовская династия были прежде всего дворянами, а значит все являлись заложниками своей собственной, созданной дворянскими головами и руками, крепостнической системы и полицейского государства. Даже Герцен в 40-х гг. вполне рассчитывал на самодержавную власть. И он не ошибся в своих рассчетах.
"Значение преобразований 1860-х гг. - пишет Секиринский - состояло, между прочим, в том, что они вызвали к жизни в России новый тип реформатора - реформатора не в традиционном облачении высокопоставленного чиновника, человека власти, а в качестве общественной фигуры, ждущей часа своего политического призыва (К.Кавелин, И.Аксаков, Ю.Самарин, В.Черкасский, А.Кошелев, Б.Чичерин и др.). Официальное приглашение совершить восхождение по ступеням служебной лестницы просвещенное меньшинство получило уже после принятия в 1834 г. Устава о службе гражданской, разработанного М.Сперанским и давшего решительное преимущество в получении чинов лицам, науками образованными". "Либералы" действительно дождались своего часа, ибо дворянский корабль стал тонуть, и капитан, то бишь император, приказал "свистать всех наверх".
1.3 Слагаемые либеральной традиции в эпоху преобразований
"После Крымской войны, - пишет автор статьи, - либерализм становится программой конкретных действий. Проблема, возникшая перед ним, состояла в преодолении дисбаланса между новациями и традициями, который, как показал опыт первой четверти XIX в., создавал опасность вырождения либерального идеала в рационалистическую утопию, чреватую либо относительным бездействием, либо бунтарским срывом… В конечном счете крестьянская реформа была проведена силой самодержавия, сделавшего ставку на группу законотворцев из Редакционных комиссий, а найденное на ощупь сочетание принципиальных новшеств в политике с традиционными методами получило отражение в либеральной теоретической мысли. В рамках синтеза, осуществленного историко-юридической школой (К.Кавелин, Б.Чичерин) между устоями русской государственности и западным конституционализмом, абсолютная власть монарха выступала как инструмент перехода к гражданскому обществу и правовому государству. Поместному дворянству отводилась хотя и подчиненная, но перспективная роль наиболее реального противовеса издержкам бюрократического правления, защитника права и носителя культуры, представителя общественной инициативы на местном уровне". "Результатом известного примирения консервативных и либеральных тенденций в дворянской среде, достигнутого на основе учета новых пореформенных реалий, - продолжает Секиринский, - становилась идея созыва земско-дворянского представительства двухпалатного типа, впервые публично высказанная в Московском адресе 1865 г…. Союз монархии с крупным землевладением, союз, достигаемый на основе известной комбинации взаимно признаваемых политических интересов и реализуемый в форме цензового общеимперского представительства, - таков другой вариант либерально-консервативной политики. Его теоретические основы и зарубежные исторические прецеденты получили отражение прежде всего в англофильской политической публицистике 'Русского вестника'. Попытки практического воплощения этих идей были связаны с деятельностью П. Валуева, а позднее П. Шувалова, убеждавших царя принять меры к расширению в России слоя частных земельных собственников путем постепенного освобождения крестьян из-под власти общины. Одновременно предлагалось удовлетворить новые политические запросы поместного дворянства (опоры порядка и гаранта стабильности), пока единственного реально существующего и сравнительно просвещенного представителя этого слоя. Признание ведущей роли монархической власти, опирающейся на ту или иную группировку высшей бюрократии, в сочетании со ставкой на постепенное включение в политическую жизнь страны выборных общественных представителей, начиная с наиболее подготовленного к этой деятельности дворянства. Сближало между собой оба указанных варианта либерально-консервативной политики. Разница между ними, по мере развертывания реформационных процессов, сходя по сути на нет, заключалась в различном понимании сроков, масштабов и форм подключения общественной инициативы к государственному управлению и законотворчеству".
Тем не менее, мы не склонны преуменьшать значение реформ Алексанра II Освободителя, поскольку, так или иначе, благодаря им возникла благоприятная возможность формирования подлинно русской патриотической интеллигенции и подлинно русского консерватизма, связанного с настоящей национальной традицией. Мы можем назвать здесь самые крупные фигуры русских традиционалистов второй половины XIX в. Это Н.Страхов, К.Леонтьев, Н.Данилевский, Д.Менделеев, Л.Тихомиров, Ф.Достоевский, К.Победоносцев. Мало того, уже сама крестьянская среда могла выдвигать собственных интеллигентов и интеллектуалов, собственный образованный и культурный слой. А это обстоятельство рано или поздно привело бы, если бы не большевицкий переворот, к созданию подлинно патриотического политического русского движения, когда в нем соединились бы дворяне-традиционалисты, купцы-традиционалисты, священники и монахи-традиционалисты, казаки-традиционалисты и традиционалисты-крестьяне. Россия обрела бы в этом движении долгожданное национальное единство и собственную незападную цивилизационную идентичность.
2. Культура России XIX века
2.1 Россия в начале 19 века
Вначале 19 века со всей очевидностью проявляется кризис всей феодально-крепостной системы царской власти. Это вызвало попытку реформ социально-политического положения страны, внутренней политики, а также государственного аппарата, армии, судебной системы, то есть всех жизненнонеобходимых институтов страны.
В жизнь вторгаются капиталистические отношение. Если в 17-18 веке шел экстенсивный путь развития народного хозяйства, то в начале 19 века этот путь стал недостаточным. Истощение почвы, вырубка лесов, обмеление рек требовало дополнительных затрат труда. Это вызывало удорожание производства, продукции и рот цен. Рост цен на отечественную продукцию открывал путь для более дешевой промышленности и сельского хозяйства европейских стран на российский рынок. Конкурентная борьба вела к разорению российского предпринимательства.
С другой стороны, обилие незаселенной территории создавало предпосылки для дальнейшего экономического развития России, но крепостное хозяйство являлось той преградой, которая вела к кризису перепроизводства. Крепостное право мешало развитию.
1).Происходит разложение натурального хозяйства под воздействием развития товарно-денежных отношений.
2).Ослабляется прикрепление крестьян к земле в результате ряда разрешений, правительственных указов, выразившихся в системе отходничества.
3).Происходит сокращение крестьянских наделов за счет увеличения барской запашки в черноземных губерниях и развитие промыслов в нечерноземных губерниях.
4).Наблюдается падение производства барщинного труда, что вызвало задолженность помещиков перед государством.
5).Переход в отдельных хозяйствах на интенсивный метод ведения производства (многопольный севооборот, применение сельскохозяйственных машин, элитных сортов в растениеводстве и т.д.).
6).Происходит рост расслоения среди крестьян, неравенства; на этой почве появляются новые экономические отношения.
В промышленности произошли заметные изменения. Выросло количество капиталистических мануфактур, основанных на использовании вольного труда. В 30-40-е года в России начинается промышленный переворот -- систематическое применение машинной техники. Начинается формирование новых социальных сил, способных осуществить этот переворот, то есть появление класса капиталистов и пролетариев. Российская буржуазия формируется из представителей дворянства, купцов, зажиточных крестьян (Морозов, Рябушинский).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6