Рефераты. Русское централизованное государство в XVI веке

Русское централизованное государство в XVI веке

2

Московский открытый социальный университет

Юридический факультет

Реферат

Тема. Русское централизованное государство в XVI веке

Выполнил

Проверил

Москва 2001

Содержание

  • Введение
    • 1. Социально-экономический и политический строй единого русского государства
    • 1.1 Политический строй
    • 1.2 Социально-экономический строй
    • 2. Основные направления внешней политики России в XVI веке
    • 3. Противоречия в развитии Русского государства в XVI в.
    • 4. Роль личности Ивана Грозного в укреплении централизованного государства
    • Заключение
    • Список литературы
Введение

(Завершение политического объединения Руси. Образование централизованного государства).

Почти два века занял процесс собирания русских княжеств в единое государство.

Заключительными фазами этого опыта были: присоединение Ярославского, Ростовского и Тверского княжеств и Новгорода Великого.

Падение независимости Ярославского княжества (1463 - 1468), князья которого давно подчинялись воле великого князя, ликвидация в 1474 г. остатков независимости Ростовского княжества (у тамошних князей были выкуплены остатки их княжеских прав) и присоединение Новгородского княжества, в котором сохранялись самостоятельные позиции, - все это превратило великое княжество Московское в Русское государство, князья которого становятся государями всея Руси. Объединительную политику завершил преемник Ивана III - его сын Василий III (1505 - 1533), который присоединил Псков (1510) и Рязань (1521), а также Северную и Смоленскую земли в процессе войны с Великим княжеством Литовским.

Территориальное расширение привело к новому политическому положению Московского княжества и князя. По словам В.О. Ключевского, "завершение территориального собирание северо-восточной Руси Москвой превратило Московское княжество в национальное великорусское государство и, таким образом, сообщило великому князю Московскому значение национального великорусского государя". Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. - М.: Пангея, 1992. - С. 86.

Этот факт имел ряд следующих последствий:

расширение пространства действия единой власти порождает в умах людей мысль о национально-политическом единстве Русской земли;

власть принимает более высокое значение.

Так, в титулах Московского государя: "государь всея Руси" отразились политические идеи, усвоенные московским князем: это мысль о московском государе как о национальном властителе всей Русской земли и мысль о нем как о политическом и церковном приемнике Византийских императоров. Эта же идея находит выражение в печатях московского государя: с конца 15 в. на них появляется византийский герб - двуглавый орел.

"Почувствовав себя в новом положении, московский государь нашел недостаточным прежний источник власти, каким служила отчина и дедина, т.е. преемство от отца и деда. Теперь он ставил свою власть на более возвышенное основание, усвояя ей божественное происхождение". Там же. - С. 89. Одним из последствий объединения земель под началом Московского княжества была также перемена в положении и отношениях классов, и, прежде всего, класса боярства. Уже в удельное время Москва привлекла к себе цвет боярства со всех русских земель. Со второй половины XV в. состав боярства поменялся: в него вошло 150 новых фамилий. Возникла иерархия: боярство стало делиться на титулованные и нетитулованные фамилии. Среди титулованного боярства XVI в. утвердился взгляд на свое правительственное значение как на свое наследственное право, полученное от предков независимо от государя. Этот взгляд облекся в стройную систему служебных отношений под названием "местничество". Местничество состояло в порядке назначения родовитых служилых людей в соответствии с родственным старшинством назначаемых лиц или со службой их предков. Родственное старшинство определялось по родословным книгам, а служба предков по книгам разрядным. Таким образом, местничество давало привилегии в управлении наиболее знатным боярским фамилиям. Но оно же мешало сложению боярства в стойкий политический класс и "делало его неспособным отстаивать себя при исключительных обстоятельствах, подобных временам опричнины и самозванщины" Там же. - С. 91.

Если в удельные века бояре шли в Москву за служебными выгодами, которые росли вместе с успехами московского государя, то к XVI в. они шли в Москву с чувством сожаления об утраченной удельной самостоятельности. Если в удельные века, при еще неокрепшем институте местничества была возможность занять высокое служебное положение, то теперь оно определялось местническими законами.

1. Социально-экономический и политический строй единого русского государства

1.1 Политический строй

Итак, нами уже было обозначено, что политический строй с конца XV начала XVI вв. развивался в сторону централизации. Главой государства был Великий князь всея Руси; он начал пользоваться титулом государь и проявлять черты самодержца. Титул, легенды о происхождении верховной власти и даже сам вид государя подчеркивал его отличие от подданных.

Совещательным органом при Великом князе была Боярская Дума. В первой трети XVI в. сложилось четкое разграничение чинов - боярина и окольничего. Дума включала в себя в разное время от 5 до 12 бояр и не более 12 окольничих. Все они были отпрысками аристократических родов. Состав Думы менялся. До середины XV в. там заседали только люди из старых московских боярских фамилий, а с образованием единого государства в составе бояр оказались князья прежде независимых княжеств. См.: История СССР с древнейших времен до 1861 г. - М., 1989. -- С. 129.

Система приказов до середины XVI в. еще не сложилась, но действовали два общегосударственных ведомства: Дворец и Казна. Дворец, возглавляемый дворецкими, ведал личными, т. н. дворцовыми землями Великого князя. Со временем функции дворецких стали шире: они рассматривали тяжбы о земельной собственности, судили население некоторых уездов. Когда присоединялась новая территория или ликвидировалось удельное княжество Московской земли, то для управления этими землями создавали местные дворцы: новгородний, тверской, нижегородский, дмитровский, угличский и т.д.

Казна, которую возглавляли казначеи, была главным государственным хранилищем и не ограничивалась финансовыми делами. Здесь хранились не только деньги и драгоценности, но и государственный архив, и государственная печать. Таким образом, Казна была государственной канцелярией. Это же ведомство руководило внешней политикой. Впоследствии из Казны выделились главные органы отраслевого управления - приказы.

Основную роль в складывающемся аппарате управления играли дьяки (первоначально писцы). Они вели делопроизводство, их влияние на ход государственной политики было определяющим. Таким образом, в государственном аппарате еще не было строгого разграничения функций, характерного для централизованного государства, сохранялись элементы феодальной раздробленности. Особенно ярко это проявилось в местном управлении.

Страна делилась на уезды (Новгородская земля - на пять пятин). Границы уездов восходили к рубежам бывших княжеств, поэтому их размеры были разнообразны. Уезды делились на станы и волости. Власть в уезде принадлежала наместнику, в станах и волостях - волостелям. Наместники и волостели получали территории "в кормление": и полагались судебные пошлины ("присуд") и определенная часть налогов ("кормленичий доход"). Кормление было вознаграждением не за исполнение административных и судебных обязанностей, а за прежнюю службу в войсках. Административные же обязанности оказывались дополнительным к основному - получению "присуда" и полагавшегося по "доходному списку" содержания. Поэтому кормленники небрежно исполняли свои обязанности и систематически передоверяли их своим тиунам - обычно из числа личных холопов. По статьям судебников, посвященным местному управлению, тиун наместника или волостеля почти не отличался от него по функциям. В назначениях на должности наместников и волостелей не было строгого порядка. Сама система наместничества была далека от централизованного управления. У центральных органов власти не было дублирующих органов на местах.

Итак, во второй половине XV первой трети XVI веков в России установилась самодержавная монархия, в которой Великому князю принадлежала верховная политическая власть. Но разветвленный государственный аппарат еще не сложился, что ограничивало возможности центральной политической власти. Внутри самой Московской земли продолжали существовать уделы.

1.2 Социально-экономический строй

К XVI в. сложилась система служилого землевладения или поместная система. См.: Ключевский В.О. Указ. соч. - С. 100. В ее основании было поместье: участок государственной земли, данный государем в личное пользование служилому человеку под условием службы. Владение это было временным, на время службы. Поместье отличалось от вотчины, составлявшей полную наследственную собственность владельца.

Поместное владение стало складывать в стройную систему с княжения Иоанна III. С середины XVI в. поместное владение стало стройной и сложной системой, основанной на точно определенных и постоянных правилах. Поземным устройством служилых людей заведовало центральное учреждение - Поместный приказ. Служилые люди владели землей по месту службы. Служба привязывала их либо к столице, либо какой-нибудь области. Поэтому и служилые люди делились на два разряда:

московские чины вместе с думными;

уездные чины или городовые дворяне и дети боярские.

В XVI в. была определена точно и сама норма службы с земли, то есть количество ратной повинности, падавшей на служилого человека по его земле.

Поместное владение постепенно выравнивалось с вотчинным. Уравнение происходило двумя путями: См.: Там же. - C. 102.

вотчинники, как и помещики, стали нести службу с земли, таким образом, личная вотчинная служба превратилась в поземельную;

поместья, первоначально полученные в служебное владение, постепенно становились наследственными.

Кроме вотчинного и поместного землевладения князей, бояр и помещиков существовало и увеличивалось в XVI в. церковное землевладение. "Фонд вотчинных земель несколько уменьшается из-за роста землевладения церкви: монастырей, митрополита и епископов, часть земель они получают в дар за упокой души, часть покупают". История СССР с древнейших времен до 1861 г. - С. 124.

Слой зависимых людей - крестьянство - как и прежде, несло повинности в форме натуральной ренты и отрабатывало барщину. Действовало правило, по которому крестьянин мог покидать своего владельца только в течение 2-х недель в году (неделя до Юрьева дня - 26 ноября - и неделя после - по Судебнику 1497 г) Однако потеряли силу запреты на переход крестьян из одного княжества в другое. В поисках выхода из кризиса в 1881 - 82 году правительство вводило "заповедные годы", в течение которых крестьянам запрещалось уходить от помещиков. В конце XVI в. был отменен и Юрьев день.

Существовало также холопство: пашенные холопы получали от хозяина земельный надел и назывались страдниками. С конца XV в. появляется новая форма холопства: кабальное. Должник давал на себя "служилую кабалу", по которой он был обязан отрабатывать своим трудом "по вся дни" проценты долга. Освободиться кабальный холоп мог только после смерти хозяина. Но и освободившийся кабальный холоп обычно снова давал на себя кабалу: у него не было средств к существованию.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.