Рефераты. Самозванство в России

Самозванство в России

16

САМОЗВАНСТВО В РОССИИ

План контрольной работы:

Введение

Возникновение смуты XVI-XVII веков

Ситуация в России

Царствование Бориса Годунова

«Чудесно спасшиеся»

Воцарение Лжедмитрия I

«Испечённый» в польской печке

Марионетка

Самозванец

Предыстория появления

Стремление назад

Введение

Жить с пользой, добиваться положения в обществе, стать государственным деятелем, оставить о себе память в истории - путь сложный и не всегда успешный. Куда проще - присвоить заслуги, авторитет и звание другого, а затем действовать от его имени в собственных интересах. Примеров здесь множество, но наиболее значимых, приведших к далеко идущим историческим последствиям, и в целом - повлиявших на весь ход развития Российского государства, два. Это попытка захватить самозванцами власть в стране рубежа XVI-XVII веков и провозглашение себя незаконно свергнутым императором Петром III Емельяном Пугачевым при восстании 1773-1775 годов.

«Смутное время» - так принято называть в России некоторые переломные моменты истории, а возникло это понятие, как следствие появления первых самозванцев. Вернее даже - их появление и стало неизбежным следствием «смутного времени» с его слабой дееспособностью или кризисом власти, объективно сложившимся тяжёлым экономическим положением государства и новым качественным скачком в процессе закабаления народа.

Чем оно заканчивается, какие выводы стоит сделать потомкам, что, в конце концов, мы празднуем 4-го ноября под вывеской «День согласия и примирения» - вот основные критерии выбора темы данной контрольной работы. Говорить о её актуальности, месте в сознании нации - значит не сказать ничего. Ведь именно сейчас, на осколках империи в период Большого безразличия, при становлении новой Российской государственности опять появляются предпосылки для «смутного времени» и возвращения самозванства. Не важно, под чьим именем, и под какими лозунгами, зато ясно - для чего. Цель всегда одна - манипулирование сознанием масс и узурпация власти той или иной группой, избравшей самозванца в качестве символа борьбы за свои интересы. А что может быть хуже, чем новый «спаситель отечества», «добрый царь», да просто - марионетка, торгующая за спиной народа достоянием страны и служащая лишь источником обогащения определённого клана.

Решать нам, и жить в этом государстве дальше - тоже нам. Потому, в ходе освоения учебного курса Отечественной истории можно посчитать настоятельной необходимостью углубленное исследование как раз таких сложных периодов в развитии страны. Их предысторию, ход, последствия, как для России в целом, так и для отдельных слоёв её населения. Тогда станет понятно: кто мы такие, откуда взялись и куда идём.

В достижение этих задач и укладывается материал контрольной работы «Самозванство в России». Исходя из предъявленных требований, своим содержанием она охватывает два разных исторических периода: события конца XVI - начала XVII веков, а также годы крестьянского восстания под предводительством Пугачёва. Совершенно непохожие друг на друга, но несмотря на все различия во внутренней составляющей, объединяет их главное: попытка стороннего лица провозгласить себя законным главой государства. И народ. Тот народ, чьи устремления, мечты о лучшей доле, веру в «защитника» в окружении вековой угнетённости и нищеты они принесли в жертву личным амбициям или господству немногих.

Работа основана на учебной литературе, рекомендованной при изучении цикла Отечественной истории для ВУЗов. Данные пособия представляют возможность раскрыть тему в полной мере, изложены грамотным, доступным языком и опираются на фактический исследовательский материал Российских историков. При попытке же привлечь иные - имеющие отличную от указанных источников точку зрения на события «смутного времени», может возникнуть ненужная сравнительная полемика, что приведёт лишь к резкому увеличению объёма текста. И хоть рассуждения о значении исторической науки являются в данной работе нежелательными, вступительную часть хочется закончить одной фразой: «Кто Истории не знает - тот не знает ничего!».

Возникновение смуты XVI-XVII веков

Наряду со всеми завоеваниями и реформами царя Ивана IV Грозного, в наследство России достался экономический кризис, получивший название «Поруха 70- 80-х годов XVI века». Причиной его стали серьёзные расходы на неудачную Ливонскую войну, опричнина, от деятельности которой пострадала весомая часть государства, и поселившийся в людях страх. Страх перед окончательным закрепощением, расправой, нашествием интервентов. Под его гнётом и разложилось сельское хозяйство: теперь мало, кто видел смысл возделывать землю, если урожая всё рано придётся лишиться. Больше половины пахотных земель не обрабатывалось вообще, продовольствия стало мало, а как следствие - взлетели его цены и резко возросло налоговое бремя (до четырёх раз). По стране начался голод.

В этих условиях, с целью заставить население производить натуральный продукт, началось полное и окончательное закрепощение крестьянства, что вызвало его яростное недовольство с сопротивлением. Оно же и явилось в конечном итоге одной из составляющих, погрузивших страну в смуту и приведших к появлению самозванства.

Как государственная система, крепостное право феодалов-землевладельцев: бояр, помещиков или монастырей складывалось в результате последовательного издания серии царских указов, ограничивающих, а затем и отменивших возможность свободного перехода крестьян от одного феодала к другому (по мнению историков, не нашедших доказательств существования единого документа об установлении крепостного права). Так, в 1581 году были впервые объявлены «заповедные лета» - годы, запрещавшие крестьянину выбор землевладельца в установленный «Судебником» 1497 г. «Юрьев день». А в 80 - 90-е годы XVI века правительство пошло на составление переписей - специальных книг, где указывалось, какому феодалу принадлежит крестьянин. Следом вышел и указ о запрещении крестьянских переходов, а в 1597 году - указ о ссылке беглых крестьян. Таким образом, к концу XVI века произошло законодательно оформленное, фактическое закрепощение основного производителя-крестьянина.

Невзирая на то, что «низы» смогли жить по-новому, «верхи» не хотели управлять ими по-старому. И второй предтечей «смутного времени» стал кризис власти, лишь обострившийся с исчезновением законно царствовавшей династии Рюриковичей. Прервалась она со смертью в 1598 году бездетного сына Ивана Грозного - Фёдора Ивановича, ведь младший царевич - Дмитрий, погиб при невыясненных обстоятельствах ещё в 1591 году в Угличе. По сути же, страной с 1584 года управлял брат жены царя Фёдора, глава регентского совета Борис Годунов - способный и честолюбивый государственный деятель. Он и был избран царём на Земском соборе после кончины Фёдора Ивановича.

Царствование Бориса Годунова

Борис Годунов проводил в жизнь политику Ивана Грозного, хотя и не такими жёсткими методами. Введя патриаршество, он серьёзно укрепил церковную власть, много сделал для страны во внешней политике, а внутри государства правительство под его руководством шло по пути дальнейшего закабаления крестьянства. Популярность Годунова в народе была крайне низка, и его положение, как и положение всей страны, сильно осложнилось неурожаем 1601-1602 годов. Цены выросли в сто раз. Ели всё, кроме камней, только в Москве умерло около 130 тысяч человек, и на фоне голода в богобоязненных массах возникла убеждённость, будто на Россию пала кара за незаконный захват царской власти. А врагов у Бориса Годунова оказалось много не только среди народа.

К расширению властных полномочий стремилась боярская дума. Кое-кто даже видел на Российском троне себя, и если с внутренними проблемами государства ещё можно было хоть как-то справиться, внешние только усугублялись. Россия была очень слаба, и сразу возросли притязания её соседей - Речи Посполитой, Крыма, Швеции и Турции. Как раз шло время их усиления, соответственно - множились планы по присоединению сопредельных территорий или вообще полной ликвидации суверенитета России. При реалиях тех лет: ненависти к «безродному» царю, всяческом противодействии его политике бояр, недовольстве дворян с посадским населением, масштабной крестьянской войне и невероятно тяжёлой экономической ситуации, амбиции соседей и стали третьей, возможно - основной причиной погружения страны в хаос.

«Чудесно спасшиеся»

Стремясь всеми силами сохранить свою власть, Годунов шёл на любые действия, включая насильственную ссылку в монастырь Фёдора Никитича Романова, двоюродного брата Фёдора Ивановича - возможного претендента на трон. Потому, неудивительно, что страну всколыхнули слухи, переросшие в уверенность: царевич Дмитрий жив! «Чудесным образом спасся» в Угличе от происков главы регентского совета, и теперь заявляет о своём законном праве занять Российский престол.

А кто им был? Да неизвестно. По официальным сведениям окружения Бориса Годунова, которого придерживается большинство историков нашего времени - мелкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев. Он же монах Григорий, он же Юшка, развитый способный человек, знавший несколько языков и находившийся по молодости вблизи верхушки знати. Служил сосланному в монастырь Фёдору Никитичу, состоял при патриархе Иове, имел связи с польско-литовскими магнатами за границей.

Так его характеризовали современники. В принципе же, именно биография и качества Лжедмитрия I, как личности, ни для вовлечённой в смуту страны, ни для заинтересованных лиц, ни для выражения чаяний народа, ни для истории значения не имели. Окажись на его месте кто угодно, да хоть портрет в рамке - результат вышел бы схожим. Ведь одним своим появлением он олицетворил символ целой династии правителей, по мнению подавляющего большинства народа - преступно прерванной. Возрождал надежду на окончание разрухи, войн, кабалы крепостничества и непомерных поборов. Служил знаменем для консолидации сил, способных, по нению масс, навести в России порядок.

И остальные категории населения на первых порах открыто поддержали Лжедмитрия. Боярская верхушка выражала крайнее недовольство ущемлением своих вольностей Годуновым. Им нужен был собственный ставленник. Дворяне тоже устали воевать, бороться с крестьянскими восстаниями и платить подати. Оказалось немало пострадавших при изменении формы церковного правления и среди духовенства. А армия… Да не было тогда настоящей регулярной армии, если даже с Крымским ханом Казы-Гиреем в 1598 году Годунов воевал сорокатысячным ополчением. Комплектовалась она, где добровольно, где - из-под палки, поэтому и представляла неуправляемую взрывоопасную смесь, способную легко перейти на сторону противника. Что и произошло в 1605 году под Кромами, где решалась судьба похода Лжедмитрия I с двумя тысячами польских наёмников на Москву.

Воцарение Лжедмитрия I

Царь Борис умер 13 апреля 1605 года при симптомах, походивших описаниями на острое отравление. Да здравствует царь Дмитрий. «Испечён в польской печке, а «заквашен» в Москве, как отметил историк В.О. Ключевский. А почему? Да потому что Москва желала появления подобного персонажа. Взрастила в думах его образ, связывала с ним возможные перемены, наделяла сверхчеловеческими «чудесно спасёнными» качествами. Этому способствовало всё. Нищая забитость народа, хитрость и коварство властной верхушки, церковная пропаганда. Силы Лжедмитрия I быстро росли, города открывали ему ворота, крестьяне и посадские массово вливались в войско. Вот он и взошёл на Кремлёвский престол в польских сапогах, с католическим крестом и обещаниями поделиться с польско-литовской шляхтой Русской землёй.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.