Рефераты. Самозванство в России

p align="left">Но как водится, обещаний, данных в ходе «предвыборной кампании», когда польские магнаты финансировали его поход в цари, Лжедмитрий I выполнять не собирался. Самозванец был умён и знал, что начни он насаждать среди истово верующего народа католицизм, а тем более - разбрасываться территорией страны, не просидеть ему на троне и дня. Вложенные в себя средства он не оправдал, а вместо этого повёл политику того же Годунова с продолжением закрепощения и усилением поборов в пользу возврата активов полякам. Светлый лик «спасённого Русского царевича» Лжедмитрий тоже умудрился здорово измарать, женившись на чуждой для народа Марине Мнишек. Это явное осквернение образа «спасителя» по видимому и стало последней каплей долготерпимости Российского общества. В 1606 году он был свергнут в ходе локального Московского восстания, убит и пущен прахом по ветру.

Марионетка

Царские палаты занял Василий Шуйский. Удобный для бояр, но невыносимый народом. Положение простых людей не улучшилось ни на каплю, и в 1606-1607 годах вспыхнуло новое крестьянское восстание под предводительством И.И. Болотникова. Правда, сказать, что оно носило характер чисто крестьянской войны, означало бы пойти против истины. Сам Болотников - служивый человек нижнего звена, а действовал он под именем воеводы царя Дмитрия-самозванца. То есть - частью и сам был самозванцем. В его войско помимо крестьян входили холопы, посадское население, казачество, дворяне и служилый люд, а целью боевых действий служили попытки вернуть страну к общинному земледелию. Отсюда и ярый монархизм с верой в содействие «доброму, понимающему народ» царю.

Оно оказалось жестоко подавлено войсками «боярского» царя Василия Шуйского, но на его фоне, параллельно осаде Болотникова в Туле, взошла звезда нового самозванца - Лжедмитрия II.

Теперь крупные фигуры Речи Посполитой, ни на минуту не оставлявшие надежды превратить Россию в свою провинцию, стали действовать по другому плану. При поддержке Гетманов Лисовского, Ружицкого и Сапеги - противников польского короля Сигизмунда III, с одобрения Ватикана и объединившись с казацким атаманом Заруцким, в 1607 году была выдвинута новая кандидатура претендента на Русский престол. Им оказался Лжедмитрий II. Личность для истории загадочная, но как и в случае с первым Лжедмитрием - многими тогда желанная. Опять пошли слухи, будто тот, первый царь, был не настоящим, зато другой - вот он. Или - напротив: спасся от расправы в Москве «царь Дмитрий». Чудесным образом, потому что царь. Скоро придёт, возлюбит народ и закончится великая смута.

Правда, в отличие от предыдущего Лжедмитрия, второй самозванец никакой свободой действий не обладал. Он лишь внешне походил на предшественника, а вероятно - и на царевича Дмитрия, но в остальном полностью подчинялся польско-литовской знати: отчуждал в её пользу земли, способствовал католицизму. И опять на первых порах население России его поддержало, так нестерпима казалась жизнь при существующем режиме. Ему, названному «Тушинским вором», удалось даже сложить из недовольных политикой Шуйского бояр свою думу и приказы. Имелся у Лжедмитрия II и свой патриарх, ранее известный под именем митрополита Филарета, а в целом политика этой марионетки прозападного толка привела Россию к открытой интервенции.

Будучи не в силах справиться с войском ставленника польско-литовских магнатов самостоятельно, руководство страны прибегло к помощи Швеции, в ответ на что Речь Посполитая объявила России войну. Повод - нахождение в состоянии войны с этим государством; в действительности же - захват территории соседней страны и приведение на престол угодной себе фигуры. Сына короля - Владислава. Лжедмитрий II сделал своё дело. Полякам его услуги больше не требовались, и в конце 1610 года, бежав в Калугу, он был убит.

Самозванец

Минуло полтора века, а для народа Российского мало, что изменилось. Та же война, только с Турцией, следовательно - снова разруха, нищета и эпидемии. Люди гибли и на поле боя и в глубоком тылу, а к 1771 году, вследствие массовой гибели горожан от занесённой с театра военных действий болезни, по Москве прокатился настоящий «чумной бунт». Мятеж бушевал три дня, но был подавлен гвардейским полком под руководством фаворита императрицы Екатерины II Г. Г. Орлова.

Да и в провинциях большой империи спокойствия не наблюдалось. Укрепление аппарата власти, расходы на войны, содержание двора и прочие государственные нужды требовали всё больших средств. Возник хронический дефицит бюджета, преодолеть который Екатерина пыталась традиционными способами: повышение налогов, акцизные сборы, продажа государством вина или выпуск бумажных денег. И в 1769 году Россия впервые прибегла к внешним займам. Укрепился сословный строй, диктующий каждому из сложившихся в стране классов свои права и привилегии. Носили они законодательно утверждённый характер, вели к ещё большей замкнутости внутри определённого социального круга, а страдало в первую очередь от такой внутренней политики, конечно же, население.

Проникнув во все сферы жизни государства, крепостничество получило статус единственного способа существования народа. Как крестьян, так и рабочих, пожизненно приписанных к владельцами мануфактур или рудников. Гнёт становился невыносимым, и в 50 - 70-е годы XVIII века большого размаха достигло бегство от господ, доведённых до отчаяния крепостных. Теперь, согласно указу от 17 января 1765 года, помещик мог просто по своей воле отправить крестьянина на каторгу. А не мог юридически лишь одного - лишить жизни. Хотя, кого он волнует - тот закон. Потому, всего лишь за одно предшествовавшие Крестьянской войне десятилетие XVIII века историки насчитали более сорока народных волнений. И опять, как в разгар «смутного времени», помимо чисто экономических требований, среди масс укоренилось сомнение в легитимности императорской власти.

Теперь общественное мнение обвиняло императрицу Екатерину II. Обвиняло в том, что она - дочь одного из бесчисленных немецких князьков Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, посредством дворцового переворота при содействии гвардии свергла законного наследника Русского престола Петра III. Тоже, кстати более известного под именем Карла Петра Ульриха из Голштинии - внука Петра I по линии матери. Свергла, да, но вот какова его дальнейшая судьба?

Ходили слухи, будто императора убили гвардейцы. А возможно - ему всё-таки и удалось спастись. Скорее второе. Нет, точно - должен же где-то быть «добрый царь». Он и был: заботился о народе, волю дать собирался; вот его с престола и убрали. Так думали многие, и вера эта породила ещё перед началом Крестьянской войны 1773-1775 годов порядка шести самозванцев - Петров III. Появлялось множество поддельных манифестов о якобы скором освобождении крестьян, народ бурлил, и в этой обстановке началось восстание под предводительством Емельяна Ивановича Пугачёва.

Предыстория появления

Он родился на Дону, рос среди бедных казаков, участвовал в войнах и получил за храбрость младший офицерский чин. Имел Пугачёв опыт и в обращении с документами, многократно выступая делегатом-челобитчиком от крестьян и казаков. Вероятно, очень обширный и успешный, раз был арестован за это властями. А обобщив настроения, мечты и чаяния народа, он бежал в1773 году из казанской тюрьмы, добрался до Яика (ныне Урал) и объявил там себя Петром III.

Умный человек, Емельян Пугачёв сумел объединить под флагом борьбы с крепостничеством многие народы, верования и социальные слои. Да и не просто сплотить в единую боевую единицу, а придать ему видимость статуса царского войска. Ведь действия свои он прикрывал «указами государевыми», а это здорово меняло в своих глазах положение тех, кто к нему примкнул. Одно дело - быть бунтарём в поражённой рабским сознанием стране. И совсем другое - сражаться за законного, «доброго», своего царя; тем более, что размениваться по мелочам тот не собирался. Изданными за собственной подписью бумагами он копировал официальные манифесты, а в главном из них «пожаловал» всех зависимых крестьян вольностью и свободой, «даровал» земли, леса, пруды с сенокосными угодьями и «освободил» от налогов с податями.

Законную силу таких документов, в местах, где побывало его войско, под сомнение никто не ставил. Неся целиком антифеодальный характер, Крестьянская война 1773-1775 годов имела своей задачей ликвидацию ненавистных народом землевладельцев-угнетателей. Их и уничтожали. Заняв населённый пункт, подручные «вновь обретённого императора» воздавали его милостью по заслугам, кому причитается, а управление территорией организовывали по типу крестьянской общины.

Крестьянская община - таковым был идеал большинства участников восстания под предводительством Пугачёва. Идеал утопический, и хотя самозванец целиком его придерживался, он не мог понять одного - с поры процветания общины государство ушло далеко вперёд, и примитивным, оставшимся в прошлом формациям в нём не место. Новое всегда одержит верх над старым, потому его восстание, как и попытка повернуть путём самозванства историю России вспять, были обречены на провал. Десятого января 1775 года Е. И. Пугачёва и его ближайших сторонников казнили на Болотной площади в Москве.

Стремление назад

Случались ли в нашей истории другие подобные подлоги, сложно сказать наверняка. Ведь самозванством или мятежом принято называть только то, что не увенчалось победой. В противном случае это - революция, смена лидера или общественной формации. Да можно как угодно называть такие явления, но суть их останется прежней: стремление присвоить себе то, что принадлежит другому. Взять, украсить частичкой сверхъестественного, и воспользовавшись ограниченностью народных масс, распоряжаться чужой личностью в корыстных целях.

Два века. Два разных исторических периода, и один народ. Извечно притесняемый, тёмный, выжатый до нитки. И власть тоже одна. Совершенно от него далёкая, неизменно ввергающая население в пучину войн, экономического коллапса, крепостной зависимости и погрязшая в отдающихся эхом на всю страну интригах. Потому, появление самозванцев вовсе неудивительно. Они - неизбежный продукт своей эпохи. Плод мечты народа, когда среди беспросветности и голода надеяться ему уже не на кого. «Смутное время» - понятие всеобъемлющее, и глупо, приведя государство к черте краха, подмяв под себя власть, рассчитывать на одобрение общества. Ведь самозванец потому и заявляет на нёе права, что тот или иной правитель тоже находится на троне, мягко говоря, не совсем законно. Власть становится оспоримой.

Но вот удастся ли самозванцу, пусть даже и оказавшемуся у руля страны, изначально встав на путь обмана привести её к чему-то хорошему? Вряд ли. Солгавший в основе легко поступится правдой и позже; ибо человек, имеющий светлую цель, никогда не скроет ни её, ни своего имени.

И всё-таки самозванство существует. Как будет существовать в различных формах всегда, и об этом, прежде чем доверить кому-то свои мечты, средства, близких или жизни, надо помнить. Помнить нам всем, но не стоит забывать о нём и правителям, возводящим себе золотые фонтаны на деньги нищего народа. Тем, чей обычный обед стоит месячной зарплаты преподавателя. Оно может легко наступить - то время, когда отыщется новый «чудесно спасённый». А в мире, где есть телевизор - это страшно.

Использованная литература:

1. Орлов. А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России. - Москва: Проспект, 2003 год.

2. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. - Москва: Норма, 2003 год.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.