Рефераты. Систематизация процессуального законодательства России в 1717–1723 гг.

p align="left">Очень скоро, однако, выяснилось, что установленные в именном указе от 9 декабря 1719 г. сроки оказались на практике неисполнимыми. Открылось, что разработанный в Юстиц-коллегии законопроект был весьма далек от совершенства, и уже 21 января 1720 г. Сенат отправил его на доработку обратно в коллегию. Поскольку Юстиц-коллегия не смогла осуществить требуемую доработку в сжатые сроки, Сенат принял решение кардинально изменить организацию законотворческого процесса. 8 августа 1720 г. был издан сенатский указ, согласно которому для «сочинения Уложенья российского с шведцким» при Сенате учреждалась особая кодификационная комиссия в составе сменного сенатора, девяти руководящих должностных лиц центральных и местных органов власти, а также двух секретарей.

Новооснованная комиссия обязывалась собираться на заседания по три раза в неделю и еженедельно докладывать о ходе работы общему собранию Сената. Так возникала Уложенная комиссия 1720-1727 гг. Именно этой комиссии суждено было составить неоднократно упоминавшийся выше проект Уложения Российского государства 1723-1726 гг.

Уложенная комиссия 1720-1727 гг. и подготовленный ею проект Уложения не раз привлекали внимание историков и правоведов XIX-XX вв. Будучи впервые углубленно изучена в диссертационном труде В.Н. Латыша 1887 г., деятельность комиссии 1720-1727 гт. освещалась затем в обзорных работах Г.Ф. Шершеневича, А.Н. Филиппова и О.А. Омельченко, в справочной статье Л.В. Волкова, в специальных статьях А.Г. Манькова, а также в монографии и статье К. Петерсона, Наиболее же значительным вкладом в изучение темы об Уложенной комиссии 1720-1727 гг. и ее проекте нельзя не признать кандидатскую диссертацию А.С. Замуруева «Проект Уложения Российского государства 1723-1726 годов - памятник отечественной политико-правовой мысли», защищенную в январе 1993 г. в Санкт-Петербургском филиале института российской истории РАН. Наконец, новейшую сводку данных о функционировании Уложенной комиссии 1720-1727 гг. привела в диссертационной монографии 2003 г. М.В. Бабич. В свою очередь, Д.А. Романов посвятил анализу проекта Уложения Российского государства особый § 1 главы 2 вышеотмеченной диссертации 2001 г. (в котором, правда, сосредоточил внимание главным образом на рассмотрении Предисловия к проекту Уложения).

Что касается организации Уложенной комиссии 17201727 гг., то здесь следует, прежде всего, отметить нестабильность ее состава. Члены комиссии увольнялись с государственной службы, умирали, переводились на должности вне столицы. Скажем, из числа лиц, назначенных 8 августа 1720 г., А.А. Кузьмин-Караваев скончался осенью 1720 г., Г. Бреверн - как уже упоминалось, 3 июля 1721 г., а М. Нирот в феврале 1725 г. вышел в отставку.

Со своей стороны Правительствующий Сенат, стремясь не допустить замедления в подготовке нового Уложения, время от времени пополнял комиссию новыми членами. Как явствует из материалов сенатского делопроизводства, в 1721-1723 гг. в Уложенную комиссию были дополнительно определены шесть лиц. Святейший Синод в составе комиссии в 1722-1724 гг. представлял архимандрит Гавриил [Бужинский].

Кроме того, в 1722-1724 гг. в работе Уложенной комиссии принимал участие асессор Юстиц-коллегии Э. Кромпейн, составитель «Краткого изображения процессов…» 1712 г.

Необходимо подчеркнуть, что члены Уложенной комиссии 1720-1727 гг. отнюдь не освобождались от исполнения обязанностей по основному месту службы, так что их участие в заседаниях далеко не всегда было регулярным. Так, если генерал-рекетмейстер В.К. Павлов в сентябре-декабре 1723 г. присутствовал на заседаниях комиссии 25 раз, то за весь 1724 г. - лишь 11 раз.

Канцелярия Уложенной комиссии изначально состояла из 10 копиистов и канцеляристов, откомандированных из Юстиц-коллегии, а также переводчика. В 1722 г. канцелярию комиссии возглавил опытный приказной делец оберсекретарь Юстиц-коллегии А.С. Сверчков, который сыграл, по мнению ряда авторов, весьма значительную роль в выработке проекта Уложения 1723-1726 гг. За осуществление переводов иноязычных нормативных источников отвечал секретарь И.П. Веселовский, выходец из Коллегии иностранных дел, назначенный в канцелярию Уложенной комиссии сенатским указом от 19 августа 1720 г.

Петр I уделял подготовке проекта нового Уложения немало внимания. Например, 16 марта 1721 г. царь указал внести в проект нормы из законодательных актов 1710-х гг. об усилении ответственности за взяточничество и казнокрадство. Во исполнение этого высочайшего повеления Сенат издал 21 апреля 1721 г. указ, в котором Уложенной комиссии предписывалось составить особую главу, посвященную взяточничеству и казнокрадству. Некоторое время спустя, 15 апреля 1721 г. самодержец распорядился обсудить в Сенате и закрепить в новом Уложении норму о запрете помещикам продавать феодальнозависимых лиц порознь, а не целыми семьями.

А утвердив 13 ноября 1724 г. закон «Указ о подозрениях на судей», император собственноручно пометил в подлиннике акта: «Внесть в Уложение». Кроме того, как уже говорилось, Петр I специально подготовил и в октябре 1724 г. передал в Уложенную комиссию имевшую нормативный характер «Экспликацию» [толкование] о государственных преступлениях, в которых отнес к их числу преступления против интересов службы. Положения «Экспликации» были затем внесены в ст. 25, 26 и 43 гл. 4-й кн. 1 проекта Уложения,

Первоначально работа Уложенной комиссии 1720-1727 гг. сводилась (как незадолго до того - кодификационная деятельность Юстиц-коллегии) преимущественно к параллельному обсуждению норм Уложения 1649 г. и вышеотмеченного шведского Уложения Кристофера 1442 г. Так, на протяжении 1721 г. комиссия обсудила девять глав Уложения 1649 г., 33 главы шведского Уложения и подготовила 214 статей. Соответственно, при выработке проектов новых статей Уложенная комиссия широко привлекала как отечественное законодательство конца 1690-х - начала 1720-х гг., так и шведское и датское законодательство XVII в. Из числа шведских нормативных источников, помимо Уложения Кристофера 1442 г., комиссия использовала, прежде всего, королевский декрет о суде 1614 г. [Rattegangsordonantia 1614], Устав о наказаниях 1669 г. [Exekutionstadga 1669] и уже упоминавшийся Процессуальный устав 1695 г. [Rattegangsstadga 1695], из числа же датских - Уложение Христиана V 1683 г. [Christian's V Danske Lov 1683].

Тем временем, по мере накопления законопроектного материала перед комиссией со всей остротой встал вопрос о композиционном построении проекта нового Уложения. На заседании 7 декабря 1722 г. Уложенная комиссия решила предложить на рассмотрение Сената структуру законопроекта, состоявшую из трех книг: книга первая «О земском суде», книга вторая «О криминальных делах», книга третья «О делах гражданских». Данная структура нового Уложения была одобрена Правительствующим Сенатом 9 января 1723 г. Как можно видеть из охарактеризованной структуры, книгу 1 законопроекта кодификаторы предполагали посвятить регламентации судоустройства и судопроизводства.

Однако в июле 1723 г. комиссия пришла к выводу о необходимости изменить композицию проекта Уложения, разделив его на пять книг. Из этих пяти книг первая - «О судебном процесс» - должна была содержать процессуальные и судоустройственные нормы. Наконец, на заседании 5 августа 1723 г. Уложенная комиссия определила разделить законопроект на две части и шесть книг.

Согласно кодификационному предположению от 5 августа 1723 г., состоявшая из двух книг первая часть проекта Уложения всецело посвящалась судоустройству, а также гражданскому и уголовному судопроизводству: книга первая «О процесс, то есть тяжбе или деле судебном и о лицах, к суду надлежащих», книга вторая «О процесс в государственных, розыскных и пыточных делах». Как убедительно показал К. Петерсон, при разделении законопроекта на книги Уложенная комиссия 1720-1727 гг. использовала в качестве образца композицию состоявшего из шести книг датского Уложения 1683 г. При этом, по мнению К. Петерсона, в структуре российского законопроекта оказалось более последовательно, нежели в датском образце, проведено разграничение норм на процессуальные, гражданско-правовые и уголовно - правовые.

Между тем, несмотря на все внимание, уделявшееся работе кодификационной комиссии и Петром I, и Сенатом, подготовка нового Уложения затянулась. По этой причине, как уже говорилось, в ноябре 1723 г. император указал, не дожидаясь завершения работы над Уложением, обнародовать закон «О форме суда», а в феврале 1724 г. - оформить в качестве отдельного законодательного акта «Экспликацию» о государственных преступлениях. Но и к моменту кончины первого российского императора проект Уложения так и не поступил к нему на утверждение.

Последнее заседание Уложенной комиссии состоялось 20 октября 1724 г. Дальнейшая обработка законопроекта велась исключительно служащими канцелярии во главе с А.С. Сверчковым. Правда, вскоре после погребения Петра I Сенат попытался возобновить работу Уложенной комиссии.

10 февраля 1725 г. был издан сенатский указ, в котором констатировалось, что вследствие того, что в комиссии к тому моменту осталось лишь два члена (С. Вольф и В.Н. Зотов), в подготовке нового Уложения образовалась «остановка». Для преодоления таковой ситуации Сенат назначил в Уложенную комиссию нового рекетмейстера С.А. Колычева, а также предписал Военной коллегии и Главному магистрату представить для включения в состав комиссии кандидатуры лиц, «кто к делу способные». На практике данный указ, однако, не воплотился.

Как бы то ни было, 10 сентября 1726 г. А.С. Сверчков - от имени de facto уже не функционировавшей Уложенной комиссии - представил завершенный, наконец, проект нового Уложения на обсуждение Сената. В окончательной редакции проект состоял из четырех книг, 120 глав и 2113 статей («артикулов»). Вполне в соответствии с композицией, утвержденной комиссией 5 августа 1723 г., в первых двух книгах итоговой редакции законопроекта содержались законодательные предположения, в которых регулировались организация суда и различные процессуальные процедуры. Состоявшая из 25 глав книга первая законопроекта «О про-цесе, то есть о суде, месте и о лицах, к суду надлежащих» посвящалась судоустройству и судопроизводству (преимущественно гражданскому).

Состоявшая из 12 глав и 129 статей книга вторая «О процесс в криминальных или розыскных, пыточных делах» касалась исключительно уголовного судопроизводства. В названной книге предполагалось регламентировать все стадии уголовного процесса - от стадии возбуждения уголовного дела (чему посвящался ряд статей главы 1 «О испытании злодейств, и каким процессом во оных поступать надлежит») до стадии исполнения приговора (регулированию каковой всецело посвящалась состоявшая из девяти статей глава 12 «Что при экзекуции надлежит исполнять»). Поныне не рассматривавшаяся в историко-правовой литературе книга вторая проекта Уложения 1723-1726 гг. была составлена главным образом Э. Кромпейном на основе преимущественно шведских нормативных источников. Как представляется, книга «О процессе в криминальных или розыскных, пыточных делах» явилась первым опытом подготовки общегражданского уголовно-процессуального кодекса России, на 130 лет опередившим знаменитый Устав уголовного судопроизводства 1864 г.

Остается добавить, что кодификаторы из Уложенной комиссии 1720-1727 гг., безусловно, выполнили поручение законодателя подготовить «Уложенье росийское с шведцким». Как установил А.С. Замуруев, шведские нормативные правовые акты были использованы в качестве источника при подготовке 32% статей проекта Уложения 1723-1726 гг. Источниками 30% статей проекта послужили нормы российского законодательства первой четверти XVIII в., источниками 15% статей - нормы Уложения 1649 г.

Однако, несмотря на исполнение воли законодателя, судьба проекта Уложения Российского государства 1723-1726 гг. сложилась печально. Не будучи даже обсужден Сенатом (несмотря на особый именной указ от 1 июня 1726 г.), подготовленный по последнему слову юридической техники законопроект не вступил в силу, оставшись исключительно памятником отечественной политико-правовой мысли первой половины 1720-х гг. Подобную судьбу проекта Уложения 1723-1726 гг. можно объяснить тем обстоятельством, что преемники Петра I отказались, как известно, от стратегической установки на построение в России «регулярного» государства и, соответственно, от линии на всемерное использование в отечественном государственном строительстве и законодательстве шведских образцов. По этой причине призванный явиться нормативной основой российского воплощения Polizeistaat проект Уложения Российского государства 1723-1726 гг. оказался устаревшим в самый момент кончины Петра I.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.