Рефераты. Социально-экономическое состояние Тувы в начале XX века

Социально-экономическое состояние Тувы в начале XX века

4

Содержание

Введение

Глава I. Тува в начале ХХ века

1.1 Геополитическое положение и международно-правовой статус

1.2 Социальная структура Тувы в начале ХХ века

1.3 Быт, хозяйство и культура

Глава II. Экономическое положение

2.1 Русская торговля в Урянхайском крае

2.2 Китайский торговый капитал

Заключение

  • Библиография
Введение

Тува имеет богатую историю и самобытную культуру, уходящую своими корнями в глубь веков.

История Тувы прошла через определенные стадии социального и духовного развития и внесла свой посильный вклад в развитие общечеловеческой культуры.

Актуальность исследования. Чрезвычайно актуально исследование истории Урянхайского края 1900-1914 гг., так как данный период насыщен важнейшими историческими событиями, представляющими важное историческое и теоретическое значение.

Определяя актуальность исследования, автор руководствовался следующими соображениями:

1. Социально-экономическое развитие народа составляет основу всего его исторического процесса, поэтому исследование материального производства и производственных отношений данного периода имеет первостепенное значение для понимания и всех других сторон его прошлого - политической истории, культуры и т.д.

Исследование социально-экономической истории Тувы 1900-1914 гг., важное для понимания прошлого тувинского народа, имеет большое познавательное значение и для уяснения закономерностей и особенностей социального развития вообще кочевых скотоводческих народов.

Цель исследования. Автор поставил целью изучить историю Тувы 1900-1914 гг., когда складывались предпосылки коренного поворота в ходе истории тувинского народа.

Центральной проблемой изучения истории Урянхайского края этого периода является выяснение характера социально-экономических отношений и их развития.

Исходя из цели исследования, перед работой поставлена задача, которая заключается в том, чтобы изучить характер социальных отношений и рассмотреть развитие экономики Тувы.

В прямой связи с поставленной проблемой и как ее составная часть выдвигается также задача выяснить степень влияния китайской и русской экономики на социально-экономические процессы, происходившие в Туве.

Объект исследования - История Тувы в начале ХХ века.

Предмет исследования. Социально-экономическая история Тувы 1900-1914 гг.

Степень разработанности темы. Проблемы, определяемые темой выпускной квалифицированной работы, были предметом исследования в отраслевой литературе.

До революции только русская наука занималась прошлым Тувы, что объяснялось общим интересом русских ученых к Центральной Азии. [9, С. 9]. Историю тувинцев в своих трудах попутно касаются русский синолог Н.Я. Бичурин (Иакинф) Бичурин Н.Я. (Ианкиф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1,2. - М.-Л., 1950., А.М. Позднеев Позднеев А.М. Монголия и Монголы. Т.1 и 2. - СПб., 1896. , Д.М. Позднеев Позднеев Д.М. Исторический очерк уйгуров (по китайским источникам). - СПб., 1899., Г.Н. Потанин Потанин Г.Н. Очерки северо-западной Монголии. Вып. 3, 4. - СПб., 1883.; специально работали над отдельными проблемами прошлого Тувы В.Л. Попов Попов В.Л. Урянхайский край. - Иркутск, 1913., В.Н. Васильев Васильев В.Н. Урянхайский пограничный вопрос // Журнал министерства народного просвещения. - 1912. - Ч. ХХХVIII. - С. 55-103., В.М. Родевич Родевич В.М. Очерки Урянхайского края. - СПб., 1910. и др.

Многие из указанных авторов занимались такими вопросами истории Тувы, которые имели отношение к внешней политике России в Центральной Азии, в частности, русско-китайских отношений. [9, С. 9]. Некоторое внимание уделялось истории русской торговли в Туве, крестьянской колонизации и другим вопросам.

Особое место в дореволюционной литературе о Туве занимают труды и исследования Е.К. Яковлева, Ф.Я. Кона и В.А. Ватина-Быстрянского.

В советское время историей Тувы занимаются такие ученые, как Г.Е. Грумм-Гржимайло («Западная Монголия и Урянхайский край»), Р.М. Кабо («Очерки истории и экономики Тувы»), С.В. Киселев, С.Е. Малов, Л.П. Потапов. Из тувинских ученых научные статьи писали С.К. Тока, Т.О. Данзын-оол.

Работы вышеуказанных ученых, безусловно, обогатили представления об истории тувинского народа, они имеют большую научную и познавательную ценность.

Методика и методология исследования. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания, а также общенаучные методы, определяющие организацию и процедуру познавательной деятельности: наблюдение, сравнение, аналогия, анализ, синтез, индукция, дедукция и другие. Кроме того, в работе применялись частно-научные методы исследования: статистический, системно-структурный и т.д.

Теоретическую основу исследования составили труды в области истории Тувы, имеющие отношение к теме исследования. В частности использовались работы известных ученых-историков: Р.М. Кабо, В.И. Дулова, Н.А. Сердобова и др.

Новизна исследования. Данная тема рассмотрена

Теоретическая и практическая значимость результатов работы заключается в том, что выводы и предложения, содержащиеся в данной работе, могут быть использованы при практической деятельности учителей истории Тувы, а также могут быть полезны студентам исторического факультета.

Структура и объем диплома определены исходя из логики исследования, его объекта, предмета, целей и задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Глава I. Тува в начале ХХ века

Давно замечено, что география и местоположение территории имеют немаловажное значение для исторических судеб государств и народов. [15, С. 7]

1.1 Геополитическое положение и международно-правовой статус

Тува в начале ХХ века была «перекрестком» географических ландшафтов (стыком таежных и центрально-азиатских пустынно-степных природных комплексов и климатических зон, ареалом уникального разнообразия фауны и флоры), цивилизаций (евразийской, кочевой, китайской), формаций (феодально-патриархальных отношений, китайского позднего феодализма, перешедшего в результате Синьхайской революции в стадию раннего капитализма, и российского зрелого капитализма), этносов и племен (здесь проходила разделительная черта между монгольским и тюркским «мирами»). В силу уникального геополитического положения края в его развитии прослеживаются процессы многостороннего переплетения межцивилизационных, межформационных, межукладных и межклассовых отношений, а также синтезированные в их ходе переходные категории. Вместе с тем тувинцы, несмотря на сильное влияние внешней среды, были и остаются самобытным жизнестойким этносом со своеобразным менталитетом и богатой духовной и материальной культурой.

Занимая самый центр азиатской суши, Тува отстоит от мирового океана на 2,5-3 тыс. км. Замкнутость ее в плотном кольце горных хребтов ограждала тувинцев от чрезмерного и нежелательного влияния извне, не приводя, однако, к этнической изоляции. По природно-климатическим (естественно-историческим) характеристикам подавляющая часть территории Тувы относится к Южной Сибири: от Монголии ее отделяет один из величайших мировых водоразделов, проходящий по горным хребтам Сенгилен, Танну-Ола и Цаган-Шибэту. [5, С. 16]. Наиболее тяготеющими к Монголии и подверженными ее политическому, религиозному и культурному влиянию (вплоть до языковой и этнической ассимиляции) были тувинские племена, кочевавшие к югу от хребта Танну-Ола и жившие с монголами в одинаковых природно-климатических условиях. Большая открытость по направлению к Югу и природно-этническая принадлежность к Северу во многом определяли специфику истории Тувы.

Значительная удаленность Тувы от портов, являвшихся «центрами силы» западно-европейских стран, обезопасила ее от вмешательства с их стороны. И напротив, наличие сухопутных границ с Россией и Внешней Монголией (в составе Китая) во многом обусловило то, что она стала объектом борьбы между Россией, Монголией и Китаем. В этой борьбе шансы России, по оценке английского путешественника и разведчика Д. Каррутерса, изначально выглядели наиболее предпочтительными. Он писал: «К русскому покровительству туземцы относятся здесь весьма доброжелательно… Странно будет, если в один прекрасный день все эти земли не подпадут окончательно под протекторат Российской империи». [17, С. 176].

Факты свидетельствуют, что для Китая Тува служила прежде всего буферной зоной между ним и Россией, частью плацдарма для предполагаемого военного наступления на Южную Сибирь и Казахстан, а также поставщиком пушнины. Цинские власти были заинтересованы в экономической и культурной изоляции Тувы, но из-за ее отдаленности и активного развития русско-тувинских связей поддерживать такой режим не могли. Кроме того, цивилизационно и этнически Тува, как и Монголия, не стала для Китая «своей». Феодально-чиновничья иерархия с ее чинами и знаками отличия, ведение управленческих и судебных дел по китайским законам, устойчивый потребительский спрос местного рынка на китайские товары, особенно ткани, предметы роскоши, чай и табак, использование в строительстве буддийских храмов (хурэ) элементов китайской храмовой архитектуры - вот и все, что связывало Туву с Цинской имерией. Ни конфуцианская философия, являющаяся стержнем китайской цивилизации, ни китайская культура глубокого влияния на тувинцев не оказали.

1.2 Социальная структура Тувы в начале ХХ века

До момента установления российского протектората социальная структура тувинского общества отражала сложное переплетение патриархально-феодальных и капиталистических отношений.

Господствующими отношениями являлись феодальные, именно они определяли социальную структуру тувинского общества, представленную двумя основными классами - феодалов и зависимых аратов. Феодалы (нойоны, чиновники и ламы) владели лучшими пастбищами и охотничьими угодьями, посевами. В их собственности, составлявшей менее 8% всех хозяйств страны, находились 40% домашних животных, в том числе треть поголовья крупного рогатого скота, половина конепоголовья и 60% овец и коз. [1, С. 30]. Араты делились на относительно самостоятельных, постоянно зависимых и обнищавших.

В конце ХIХ века все хошуны Тувы составили особый корпус во главе с амбын-нойоном, у которого имелось знамя - как символ отдельной военно-административной единицы. Также амбын-нойон имел должностную печать - символ его власти над находящимися под его управлением хошунами. [16, С. 64].

Н.А. Сердобов, в своей монографии «История формирования тувинской нации» о амбын-нойоне пишет следующее: «Даже в начале ХХ века, когда влияние амбын-нойона уже значительно ослабло, нойон Даа хошуна Буян-Бадорху именует его в своих письмах «властелином над всеми мээрен чангы, всеобщинным старшиной». [39, С. 212].

Хуралы (сборища) феодалов-чиновников всех хошунов собирал и возглавлял также амбын-нойон, что подчеркивает его верховное положение.

В 1911-1912 гг., когда монгольским и тувинскими народами было свергнуто маньчжуро-китайское иго, амбын-нойон считался правителем всей Тувы и с ним прежде всего имели сношения органы Российского правительства. Нельзя переоценивать значение амбын-нойонства, вместе с тем нельзя и не рассматривать его как институт, хотя слабой и урезанной, но все же централизованной политической власти, распространившейся в основном на родственное население, ведущее схожее по типу хозяйство и имеющее единые в своих главных чертах культуру и быт.

После амбын-нойона, верхушку правящей элиты Тувы составляли кожуунные нойоны (князья), или ухерида. Они распоряжались земельными угодьями, лесами, освобождались от налогов и повинностей, не подлежали суду местных судебных органов. Такими же привилегиями пользовались кожуунные и сумонные чиновники, занимавшие должности различных степеней. Многие из них, как и князья, сохранили китайские феодальные звания, чины и знаки отличия. [22, С. 111].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.