Советская концепция кооперации -вопрос о «ленинском кооперативном плане» и бухаринская трактовка кооперации
Уже к концу 20-х годов, после опубликования статей Ленина «О кооперации» в «Правде* в мае 1923 г., изучение 'кооперативного плана Ленина» постепенно стало главной темой в историографии кооперативного движения и преобразования советской деревни. Литература, посвященная «ленинскому кооперативному плану», довольно обширна, сам план изучался в двух основных аспектах: 1) его сущность и значение; 2) его осуществление - коллективизация сельского хозяйства в СССР.
Вместе с тем, как отмечают в последнее время историки, в трудах советских авторов в известной мере были преувеличены позитивные результаты НЭПа в целом и идеализирована роль кооперации в 20-е годы в частности.'
В советской литературе о кооперации «ленинский кооперативный план» получал, как правило, следующие определения: «Разработанный В.И.Лениным кооперативный план -- непревзойденный образен творческого марксизма, неразрывного единства теории и революционной практики»; «кооперативный план В И.Ленина законченное учение о путях и способах приобщения крестьянина к общественным формам хозяйствования, перевода его на социалистические рельсы, переделки его чаетнособственни йпсихологиин морали Давая столъ высокую оценку леской трактовке кооперации, советские историки утверждали, " «план социалистического кооперирования крестьянских холсте» являлся важнейшей составной частью программы.
Характерно, что с искусственным выпячиванием места ленинского учения о кооперации в советской литературе, «давался отпор антиленинским взглядам но этому вопросу». Неоднократно подвергались жестокой критике работы «буржуазных и ревизионистских идеологов» и СССР, и Запада. В связи с этим советские исследователи часто пытались связывать «антиленинскую позицию» в СССР с позицией «представителей реакционного либерального народничества* в дореволюционной России и с зарубежными „буржуазными взглядами».
В этом плане чаяновская концепция кооперации характеризовалась как «прямо противоположная ленинскому кооперативному плану» Взгляды «современных ревизионистов» были признаны клеветой на политику коллективизации», утверждением подлинности бухаринской трактовки кооперативного плана и извращением смысла высказываний В.И.Ленина по вопросам кооперативного строительства в СССР*
Продолжая уделять большое внимание «разоблачению буржуазной идеологии», советские авторы рассматривали «ленинский кооперативный план» в тесной связи с осуществляемой коммунистической партией политикой коллективизации сельского хозяйства. В I960 г. В.М.Селунская писала: «Важнейшим этапом осуществления ленинского кооперативного плана в а пьском хозяйстве было проведение сплошной коллективизации сельского хозяйства и ликвидации кулачества как класса, устранение остатков капиталистической эксплуатации».' В начале 80-х гг. историк Л.Б.Хвос-това, подтверждая всестороннее научное обоснование В.И.Лениным роли кооперации, утверждала, что советская кооперация явилась одним из решающих факторов подготовки не только социально-экономических, но и сониалыш-пснхологическнх предпосылок массовой коллективизации.* Так что в течение более полувека в совегской литературе о крестьяне те развитие сельскохоэяйственной кооперации 20-х годов рассматривалось как этан, преДй) ововавший массовой коллективизации и аргументом для з^*' утверждения сложил «кооперативный план В.И.Лепина». Гг
В изучении советскими авторами проблемы «ленинского nfl иеративного плана и его осуществления» центральное место здй(1 мани вопросы об эволюции взглядов В.И.Ленина на кооперацию 'деятельности партии «но руководству кооперативным строит^ ством» в СССР.'
Пытаясь оправдать известный поворот взглядов В.И.Ленщц на кооперацию в начале 20-х годов и политику компартии но кр^. стьянскому вопросу, советские исследователи зачастую впадали в противоречия. Они например, часто подчеркивали важность значения одновременно и принципа добровольности кооперативного объединения, и ' обходимости максимального усиления влиянкд партии в кооперации. Другим примером служит тот факт, что порой на одной странице говорилось о «чисто практическом значении тактики перехода к НЭПу», а на другой подчеркивалось «чрезвычайно ценное теоретическое положение о коренном, принципиальном изменении роли и характера кооперации в условиях диктатуры пролетариата».
В отличие от советских исследователей западные ученые не придавали особого значения ленинской трактовке кооперации. Насколько нам известно, в западной литературе о советском крестьянстве, кроме одной заметки Э.Карра и Р.Дэвиса («Lenin's Cooperative Plan*), помещенной в их книге «Основы плановой экономики, 1926-1929» (1969), никакой серьезной работы по данному вопросу не существует. Уделяя большое внимание политике коллективизации крестьянства в СССР, западные историки, экономисты и политологи часто «обходили» такой вопрос, как «разработка В.И.Лениным кооперативного плана и его практическое воплощение». А если и останавливались на этом сюжете, то чуть ли не еди ногласно сходились во мнении о неясном и двусмысленном значении последней ленинской трактовки кооперации. Американский историк М. Л евин утверждал, что В.И.Ленин в статьях «О кооперации» 1923 г. выразил собственный крутой попорот взглядов на кооперацию. Но это завещание, но мнению историка, вызвало рнЛ понросов, оставив некоторые из них без ясного ответа. В результа-
зникли теоретические и политические споры между противо-т«*° (!Ыми сторонами. Присоединяясь к мнению М Левина, n°J й р.Дэвис писали, что самые серьезные разночтения после-статей В.И.Ленина «О кооперации» проистекали из неудач-о1ФеД*ления им РаЛИЧИЯ межДУ торговыми и цроизвод-Н'енными кооперативами. По выражению обоих ученых, несмог*" на Т0) что в СССР «ленинский кооперативный план» безусловно Ря ^дествлялся с политикой коллективизации, на самом деле в за-ещании В.И.Ленина не содержалось ничего такого, что заслуживало наименования «план»."Австралийский полито ног рф Миллер указывал на «уникальность» ленинской концепции кооперации, которая предполагает национализацию экономических основ кооперации {земля и другие средства производства). По мнению этого политолога, ленинская концепция логически сводится не столько к производственной кооперации, сколько к форме государственного предприятия.* Немецкий историк Щ.Мерль, также отмечая неясность советской кооперативной политики 20-к годов, писал, что «кооперативный принцип, согласно которому кооперативы должны были прежде всего представлять интересы своих членов, постоянно подвергался сомнению»." Не отрицая вышеуказанную неясность ленинской концепции кооперации, американский историк Ларе Ли высказал несколько иное мнение. По его утверждению, в последних статьях, включая статьи «О кооперации», несмотря на некоторые новые детали, совершенно верно отражалась долгосрочная позиция В.И.Ленина, т.е. в них «нет ни нового определения социализма, ни критики военного коммунизма, ни более глубокой и широкой точки зрения по НЭПу». Дня нас представляет большой интерес его трактовка соотношения НЭПа и кооперации. Ссылаясь на книгу К.Гувера «Экономическая жизнь Советской России» (1931), Ларе Ли сделал вывод: «Ленин смотрел н» кооперацию не как на путь расширения НЭПа, а как на орудие преодоления Н ЭПа». '*
Таким образом, до середины 80-х годов разногласие во нзгли-да" на кооперативную концепцию В.И.Ленина между исследователями в СССР и на Западе было очевидным и абсолклтю бескомпромиссным. Однако, такая бескомпромиссность ушла вместе с приходом новых политических веяний в общественной жцщ СССР, в том числе и в области науки.
В перестроечное время советские ученые и публицисты, щ известно, активно вели дискуссии о прошлом и настоящем, гц> влекшие за собой фундаменталыгую переоценку отечественной об. ественно-экоиомической системы.
Период 1987-1990 гг., как отметил Р Дзвис, был характерец тем, что все прежние вехи и принципы оказались пол знаком вопроса. Политика всех преемников Ленина подвергалась критике, 4 политика КПСС в период 1925-1985 гг. в лучшем случае характе. ризовалась терминами «ошибка» и *преступление», а чаще, как «последствие губительного выбора неверной альтернативы».
Одновременно большое внимание стало уделяться возможному месту и роли *ооперацин в становлении и развитии демократического общества. С огромным интересом было встречено научное наследие А.В.Чаянова, Н.Д.Кондратьева, работы Н.И.Бухарина. Правда, еще феврале 1986 г. М.С.Горбачев в Отчетном докладе XXVII съезду КПСС отметил важное историческое значение ленинских статей «О кооперации», но уже к концу 80-х годов проявилось критическое отношение как к ленинскому, так и к сталинскому периоду истории. В последние постсоветские годы точка зрения российских исследователей во многом совпадает с мнениями их западных коллег. Однако следует отметить, что своеобразная политизация дискуссий об истории и односторонняя оценка прошлого на протяжении последних десяти лет' не могли не наложить свой отпечаток па выбор подхода к изучаемому вопросу, к ею анализу.
Итак, во второй половике 80-х годов советские историки четко размежевали ленинскую концепцию кооперации и сталинскую революцию «сверху»: «Сталинская коллективизация сельского хозяйства не имела ничего общего с выработанными мировой практикой принципами кооперативного движения, с ленинскими взглядами на роль кооперации в строительстве социализма, с ре* альиыми достижениями в кооперировании населения и подлинным движением страны к социализму в условиях НЭПа».* Но уже в начале 90-х.годов из российской литературы о кооперации и крестьянстве исчез такой термин, как кооперативный план и коопераполитика 20-х гг. в большинстве случаев лишь подверг»-
сь жестокой кРитике-Л* с В.Веселов в 199J г., критикуя методы исследований, приме-яые в советской литературе с 20-х;о 80-х п., отмегил, что со-кие авторы не столько исследовали сущность язаимоотноше-1йй Советской власти и кооперации, сколько доказывали обьек-тивнУ необходимость принятых государством и партией реше-J1JH " Сам автор этого замечания вслед за лредстави 1*елями старой кооперации изложил взаимоотношения государства и кооперации первых лет Советской власти как процесс нападения государственной власти на самостоятельность кооперативного движения й реакцию после/шею на этот натиск. По мнению С.В.Веселова, после революции 19П г. большевики, положившие в основу всех своих действий идею о безусл(том приоритете классовых (пролетарских) интересов над всеми остальными, «от игнорирования кооперативного движения бросились в другую крайность: превращение общества в единый общенародный кооператив, причем чуть ли ме немедленно». Историк пришел к выводу: «Существовали серьезные расхождения во взглядах на кооперацию большевиков и идеологов кооперации, что, собственно, и вызвало обострение взаимоотношений между Советской властъю и кооперативным движением. Расхождения были почти во всем.»"
А.О.Бунин, рассматривая вопрос об организации кредитования деревни 20-х гг., утверждал, что даже в период НЭПа «господствовавшими в теории и практике социалистического строительства оставались по преимуществу элементы "военного коммунизма", благодаря чему противоречия между кооперативными и государственными началами во второй половине 20-х годов разрешились в пользу последних». В.В.Кабанон в 1993 г., присоединяясь к этому тезису, отмечал, что практическая реализация идей Ленина, изложенных в статьях «О кооперации», наталкивалась на постоянное недоверие к кооперации, а неумелое руководство ее Делами выдвиженцами из коммунистов еще более снижало эффективность ее работы. Утверждение В.В.Кабанова, как нам кажегся, представляет своеобразное осуждение в постсоветское время поливки большевиков: «Кооперация никоим образом не становилась
Страницы: 1, 2, 3, 4