Рефераты. Средневековая цивилизация арабов

p align="left">Арабы торговали и воевали с окружавшими их народами и хорошо знали религии этих народов - и иудаизм, и христианство, и зороастризм. Представители всех этих вероисповеданий жили в оазисах и городах, религиозной нетерпимости не существовало, никаких препятствий миссионерская деятельность не встречала. И однако, эти хорошо разработанные религиозные системы не оказали практически никакого влияния на верования кочевых племен - очевидно, племенной строй был несовместим с ними. Лишь в тех случаях, когда строй частично или полностью разрушался и появлялось неравенство и государственная власть, наблюдалось успешное распространение этих религий среди арабов.

Таким образом, средневековая культура арабов за века и тысячелетия выработала нравственный кодекс, в основе которого были личная свобода и племенной гуманизм.

2. Возникновение ислама

2.1 Жизнь и деятельность Мухаммеда

Великий пророк Мухаммед, основатель Ислама, родился в городе Мекке, на рассвет С июня 569 года. Он происходил из значительного рода корейшитов, который уже в те времена имел глубокие корни. В истории сохранились имена двух братьев - Хошима и Абд Хашим - прадед Мухаммеда был великим благодетелем Мекки. Город этот был построен на бесплодной, каменистой пустыни, и в те времена люди испытывали недостаток продуктов питания и питьевой воды.

Род Корейшитов, Хашим и его сын - дед Мухаммеда при помощи дипломатии и силы могли гарантировать безопасный перевоз дорогих товаров через пустыню.

Мекка с незапамятных времен славился как город-хранитель священного камня упавшего с неба - предмета великого почтения арабов. Ради поклонения этому священному камню арабы стекались из самых отдаленных местностей Востока. Охранение святого камня было доверено только самым почтенным арабам. После смерти Хошима эту патриотическую должность унаследовал его сын Абд-эль Матталиб, дед Мухаммеда /Сандыбаев, 1984, с. 39/.

Мухаммед был единственным сыном от этого брака, его рождение сопровождалось необыкновенными явлениями. Его мать при родах не испытывала никаких болей и страданий.

Через два месяца после рождения Мухаммеда умирает его отец. Горе и заботы матери Амине иссушили ее грудь. Она начала искать кормилицу для своего сына. Кормилицы в то время на воспитание брали детей только у очень богатых родителей очень высокую плату.

Наконец, одна женщина по имени Холима, жена саадитского пастуха сжалилась над беспомощной матерью и взяла к себе ребенка. Жила она в одной из пастушеских раскинутых среди гор.

Арабские писатели утверждают, что небесное благословение вознаградило Халиме за великодушие. Пока ребенок оставался под ее кровом, все кругом процветало. Вечно зеленые пастбища, умножались стада и табуны, никогда не высыхали колодцы.

Он дружил со своими молочными братьями шести и одиннадцати лет. Они играли на пастбище, помогали пасти овец, а иногда играли в военные игры - стреляли из лука, или, вооружившись нападали на мнимых врагов.

В Коране Мухаммед достаточно подробно описывает учение семи пророков, про самих пророков своими учителями. При этом Мухаммед никогда не называл себя автором Корана, а представлял Коран, как божественное откровение, которое полу представителей иноземных цивилизаций, от самого Бога.

В древних записях сохранилось описание внешности Мухаммеда: «Он был выше с роста, у него была стройная красивая фигура, а сам обладал небывалой мужской красотой, носил черную бороду, имел жгучие карие глаза. У него были изысканные манер вежлив при обращении с людьми. Он был настолько красив, что все женщины влюблялись в него с первого взгляда. Но он в течение всей совместной жизни со своей женой оставался ей верным мужем, другом, отцом семьи.

С раннего возраста Мухаммед встречался с самыми известными людьми Мекки. Это звездочеты, философы, писатели, лекари, знахари, летописцы - знатоки истории, культуры, религий различных народов. Затаив дыхание, он слушал их рассказы и задавал им наводящие, а порой, каверзные, «зажигающие» вопросы. Его собеседники восторгались любознательностью, выдержанностью и внимательностью этого мальчика, тем, что огромным интересом и уважением мог слушать их часами. При этом он никогда и не говорил слово «Знаю». Никогда он не показывал своих необыкновенных способ» глубоких знаний, а всем говорил, что он безграмотный.

Мухаммед, уже, будучи купцом, продолжал проповедовать благородную честную искренность в поступках. Он говорил: «О купцы! - ложь и обман сродни торговле, отдавайте сколько-нибудь на дела милосердия, как бы в искупление. Потому что Бога гневит обман, а милостыня смягчает Его гнев. Продающий негодную, скрывающий ее недостатки вызывает гнев Божий и проклятие ангелов».

Мухаммед отвергает слова, написанные в Новых Заветах: «Поступай с другими как поступали с тобой».

Он учил людей к доброте: «Если должнику трудно уплатить долг, жди или отдай милостыню»

Не пользуйтесь нуждой другого человека, чтобы получить себе выгоду, купи за бесценок.

Накорми голодного, посети больного, освободи невольного.

Не смотри гневно, не ходи по Земле бесцеремонно. Бог не любит гордых и тщеславных.

Ходи скромно, не возвышай голос, не издавай голоса осла.

Он всю свою жизнь искал истину, будучи уже солидным мужчиной-отцом, мог проявлять свои странности. На много дней уходил в арабские пустыни, в горы, ходил по пескам. Часто мучался от жажды, голодал, он искал истину. Никакие тяжелые испытания не могли его остановить.

Общался с разными людьми великой арабской пустыни. Между горами были не большие оазисы, клочки плодородных земель. Здесь трудолюбивые арабы разводили фруктовые сады, виноградники. Среди гор были хлебные поля и огороды. Они снимали два урожая в году. Землю от зори до зори обрабатывали самым примитивным трудом. На горных реках были построены водоподъемники. Вода по аркам подавалась на поля и огороды. Арабами были построены первые в мире ветряные мельницы с вращающими жерновами. Они день и ночь мололи зерно.

На пастбищах арабы разводили тонкорунных овец. Изготовляли во всем мире известные дорогие «персидские» ковры. Они отличались особым тонким орнаментом. Арабские секреты стойких, ярких красителей. Из шерсти, кожи изготовляли одежду, обувь продукцию вывозили в отдаленные страны востока. На пастбищах, в садах арабы занимались пчеловодством.

Мухаммед с восторгом наблюдал жизнь тружеников пустыни. С ними подолгу разговаривал, он возмущался: «Эти люди трудятся день и ночь, а половину урожая отдают своим господам, а сами живут в нищете» /Панова, Вахтин, 1991, с. 54/.

Однажды, он увидел свет, к нему явился Ангел в белой, блестящей одежде. Мухаммед был напуган и смущен, полагая что сошел с ума, или одержим злым духом. Через некоторое время он успокоился. Ангел развернул белое полотно, где были написаны Божественные послания ко всему человечеству Земли, которые в последствии были изложены в Коране. Когда Мухаммед прочитал послание, Гавриил воскликнул: «Ты Мухаммед, во истину пророк бога».

После этого случая Мухаммед непроизвольно начал декламировать божественные откровения, которые приходили ему всю жизнь, до самой смерти. Он постепенно уверовал в своем пророческом предназначении.

Наконец, он решился публично выступать перед родственниками своего племени. На холме Сафа, близ города Мекки собралась толпа, люди хотели выслушать важное сообщение Мухаммеда - известного «чудака».

Мухаммед, несмотря на угрозы и устрашения, продолжал свою священную деятельность и стал проповедовать простому люду. Это были торговцы, ремесленники, рабы господ.

Благодаря верным ученикам пророка, учение об исламе медленно, но распространялось по всей Аравии. С восторгом принимали его простые люди, в этой вере они видели пути прогрессивных великих перемен.

Враги Мухаммеда не дремали и решили его убить, уничтожить, стереть с лица земли за учение.

Угроза жизни пророка была огромной, ему приходилось уходить из города, скрываться в горах и пастбищах. Где бы он ни находился, он продолжал свое дело, проповедовал свои откровения.

Разъяренные корейшиты собрали народ Мекки и решали, какое наказание заслужил Мухаммед - враг и разрушитель существующих религий. Все единогласно решили поймать антихриста, привести его на площадь и устроить ему всенародную казнь. По одному человеку из каждого рода, из каждой религии должен был вонзить свой кинжал в тело самозванца.

Эти события для Мухаммеда оказались самыми тяжелыми днями в его жизни, тяжело переживала его любящая жена Хадича и его дядя Абу-Талиб. Они считали его добрым, честным человеком, борющимся за справедливость, были ему опорой и вдохновляли на правое дело.

В эти дни умирает его дядя Абу-Талиб - человек, заменивший ему отца. Через год умирает его любимая жена Хадича. После их смерти все богатства жены были разграблены бандитской шайкой корейшитов, а дом разрушен до основания, объявив Мухаммеда предателем своего племени и, считая, что он заслуживает такого наказания.

В пятницу, 22 июля 622 года Мухаммед с Абу-Бакиром приезжает в Мадину, его торжественно встречают жители всего города. Этот день с тех пор считается днем рождения Ислама, а пятница почитается, как священный день недели. С этого дня, по леитнему календарю начинается новое мусульманское летоисчисление.

В Мадине Мухаммеду было суждено возглавить первую мусульманскую общину, сообщества объединяли взаимные обязательства и взаимозащита. Община строилась на основе повиновения власти Пророка и вере Ислам.

Слово «мусульманин» означает «покорный Богу». Символом Ислама является единство и общество, основанное на идеалах справедливости, в противоположность об основанному на богатстве и силе.

Мусульмане верят, что есть только один бог, создатель опоры Вселенной, человечества. Смерть - это не конец существования, а лишь дверь в загробную жизнь /Матвеев, 2005, с. 103/.

Символом Ислама является полумесяц. Он устанавливается на манорах мечети и с указательным знаком, всегда направлен в сторону Мекки, город, где родился Мухаммед.

После ухода Мухаммеда из Мекки в городе началось моральное разложение населения, усилились грабежи, драки, которые иногда доходили до поножовщины. Такие вести ужасали пророка. Проповедники приглашали его в свой город в качестве советника. В начале он организовал отправку в Мекку своих последователей.

В 630 г. для защиты бедных и обездоленных во главе десяти тысячных войск отправляется в Мекку. При приближении войск Мухаммеда в городе возник стихийный очаг бедняков. Многие воины корейшитов бросали свое оружие и переходили на сторону противника. Оборона города рухнула. Он восстановил свое положение, в родном городе совершив почти бескровный переворот. В Мекке настала мирная трудовая жизнь.

Мухаммед - человек, никогда не знавший болезней, обладающий неисчерпаемой энергией, жизненной силой, в 63-летнем возрасте внезапно умирает. Полагают, что отравлен идейными врагами.

На могиле Мухаммеда была построена большая мечеть, куда с тех пор и по настоящее время мусульмане всего мира совершают паломничество.

Мухаммед завоевал огромные земли и богатства и при своей жизни мог бы стать богатым человеком того времени, но он жил скромно и умер в бедности.

В нем сочеталась божественная мудрость, человеческая простота, выдержанность, откровенность. Он понимал людские страдания, умел слушать и мнение своих собеседников. Мухаммед был бесконечно преданным своему народу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.