Сам же Мономах готов к страшному суду: «На страшном суде, -- пишет он, -- без обвинителей сам себя обличу...».
Лирическое начало в послании приближает его к народной поэзии, к песенной лирике, придает эмоциональность повествованию. Так, уподобление тела сына цветку, впервые распустившемуся, или сравнение снохи, захваченной в плен Олегом Святославичем, с горюющей горлицей на сухом дереве, предвосхищающее плач Ярославны в «Слове о полку Игореве», соотносятся с элементами народной поэзии. А молитва Мономаха, включенная в «Поучение», по своей художественной сути близка к песенной лирике, к народным плачам. «Премудрости наставник и смысла податель, неразумным учитель и нищим заступник! Утверди в разуме сердце мое, владыка! Дай мне дар слова, отче, устам моим не запрещай взывать к тебе. Милостивый, помилуй падшего!..».
Высокие представления об этических ценностях автор «Поучения» старается внушить читателям. В произведении также находят отражение детали реального быта: с этнографической точностью передаются исторические события -- борьба с половцами, походы князей. Географическое пространство обширно и отражает события русской истории в движении. Перечисляются битвы, города, земли, реки, имена русских князей и половецких ханов. Описывает Мономах и отдельные ситуации, моменты битв: «билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог», или, например, драматическую картину похода дружины численностью около ста человек, с детьми и женами, из Чернигова в Переяславль. Автор отмечает, как «облизывались на них, точно волки, половцы, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля».
Социальная практика и трудовая деятельность князя раскрывается в следующем его замечании: что надлежало делать отроку его, то сам делал -- на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. Сам делал, что было надо.
В целом «Поучение» раскрывает облик незаурядного государственного деятеля русского средневековья, человека, в котором воплотился идеал князя, пекущегося о славе и чести родной земли.
Какие три важнейшие события мировой истории характеризовали эпоху средних веков?
Конец Средневековья знаменуют три события:
1. Эпоха географических открытий - событие глобального характера, приведшее к контакту цивилизаций, ранее даже не подозревавших о существовании друг друга, превратившее Западноевропейскую цивилизацию в мировую.
2. Реформация, положившая конец средневековому универсализму и открывшая, среди прочего, дорогу современным национальным государствам.
3. Эпоха Возрождения, или Гуманизма (деятели которого и придумали термин Средние века), породившая идею Человека-Бога - существа, изначально, разумного и совершенного.
Все эти события приходятся на конец XV - начало XVI века. Это и есть рубеж Средневековья и Нового времени.
Какой период во всемирной истории известен как эпоха Великого переселения народов? Какие перемены в жизни славянских племен происходят в это время?
Великое переселение народов -- условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV--VII веках, главным образом с периферии Римской империи на её территорию. Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов охватывающих семь-восемь веков. Характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро Западной Римской империи (включая в первую очередь Италию, Галлию, Испанию и отчасти Дакию), куда направилась в конечном счёте масса германских переселенцев, к началу V века нашей эры уже была достаточно плотно заселена самими римлянами и романизированными кельтскими народами. Поэтому великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а затем и религиозными конфликтами между германским и романизированным населением. Великие переселения заложили основу противостояния между германскими и романскими народами в каком то смысле дошедшего и до наших дней. В переселении активно участвовали славянские народы, тюрки, иранцы и финно-угорские племена.
В чем смысл византийского варианта православия? Какое влияние оказала византийская православная церковь на утверждение христианской культуры у славян? Какое значение имело принятие христианства для развития Древней Руси?
Византия являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. Православие пришло в нашу страну не случайно, и дело не только во влиянии Византии. Православный вариант христианства наиболее полно отвечал российским особенностям.
Сложные природно-климатические условия оказали прямое воздействие на тип русской государственности. При относительно низком объеме совокупного продукта в стране неизбежно создавались жесткие рычаги государственного механизма, направленные на изъятие той доли прибавочного продукта, которая шла на потребление самого государства и общества в целом. Именно отсюда идет многовековая традиция деспотической власти в России.
Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий детерминировали чрезвычайную устойчивость патриархальных отношений и общинных институтов, являвшихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы населения. Периодические земельные переделы, помощь общины разорившимся хозяйствам, совместный труд породили и закрепили уравнительные и коллективистские тенденции.
Отсутствие значительного прибавочного продукта замедляло обмен, не выработало органичных традиций предпринимательской, коммерческой деятельности. В России занятие торговлей никогда не имело высокого общественного статуса и престижа. Русский человек -- плохой торговец (на это указывал еще В.И. Ленин), и, как правило, проигрывает в условиях рыночной экономики представителям других народов.
Указанные особенности сформировали своего рода «нерыночную» психологию и такие качества национального характера и политической культуры как неприхотливость, непрактичность, нежелание гнаться за богатством, пассивность, аполитичность, конформизм. Аграрный характер экономики предопределил тягу к традиционализму, способствовал укоренению привычек, недоверчивое отношение к новому, боязнь изменений (например, реформ).
Следует также отметить веротерпимость православия. В России не было аналога инквизиции, церковь не организовывала крестовых походов. В противном случае страна погрязла бы в бесконечных религиозных войнах, растрачивая силы, необходимые для внутреннего саморазвития. Такая позиция устраивала и светскую власть, поскольку в результате «мягкой» колонизации близлежащих территорий Россия с самого начала складывалась не только как полиэтническое, но и многоконфессиональное государство.
Приняв православие -- христианскую веру Россия на первых порах сблизилась с Европой, но с течением времени в социально-политическом плане она все больше и больше отдалялась от нее. Можно утверждать, что российская цивилизация и российская (православная) политическая культура являются скорее восточными, нежели западными. Для них характерны авторитарная власть, отсутствие демократических традиций, огромная роль государства и коллектива, приоритет общественных интересов, пренебрежение к правам отдельного человека, культ личности вождя и т.п. Церковь не только освящала, но и санкционировала эти особенности, ведь религия является ядром, если не фундаментом, менталитета народа.
Каковы особенности экономического развития Древнерусского государства?
Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях, с племени вятичей, бралось по монете от рала (плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов, полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особый округ представлял собой Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Максимальный размер дани по поздней венгерской легенде в X веке составлял 10 тыс. марок (30 или более тысяч гривен). Сбор дани осуществляли дружины по несколько сотен воинов. Господствующая этно-сословная группа населения, которая называлась «русь» выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов.
В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты», крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские администраторы и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что страховало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизации великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.
Важнейшими торговыми путями Древней Руси были:
Путь «из варяг в греки», начинавшийся из Варяжского моря, по озеру Нево, по рекам Волхов и Днепр выходивший в Чёрное море, Балканскую Болгарию и Византию (этим же путём, войдя из Чёрного моря в Дунай, можно было попасть в Великую Моравию);
Великий Волжский путь(«путь из варяг в арабы»), шедший от города Ладога на Каспий и далее в Хорезм и Среднюю Азию, Персию и Закавказье;
Сухопутный путь, начинавшийся в Праге и через Киев выходивший на Волгу и далее в Азию.
Что представлял собой политический строй Киевской Руси?
Единственным общерусским политическим органом оставался съезд князей, который решал в основном вопросы борьбы с половцами. Церковь также сохраняла своё единство во главе с митрополитом и боролась с разного рода региональными «ересями». Однако позиции церкви были ослаблены усилением племенных языческих верований в XII--XIII вв. Религиозная власть и «забожни» (репрессии) были ослаблены. Кандидатура новгородского архиепископа предлагалась вечем, известен случай изгнания владыки.
Политическая власть из рук князя и младшей дружины перешла к усилившемуся боярству. Если ранее бояре имели дело с целым родом Рюриковичей, то теперь -- с отдельными семьями. В Киеве бояре поощряли борьбу между княжескими династиями, поддерживая в ряде случаев дуумвират (соправление) князей, и противясь усилению пришлых князей с помощью их физического устранения -- обычно их отравляли ядом. Во Владимиро-Суздальской земле, княжеская власть традиционно была сильной и иногда даже была склонна к деспотизму. Известен случай, когда боярство (Кучковичи) и младшая дружина при поддержке церкви также физически устранили князя «самовластца» (Андрея Боголюбского) -- он был убит собственным мечем. В Новгородской земле, которая как и Киев не стала отчинной какой-либо одной династии, сохранив общерусское значение, в ходе антикняжеского восстания был установлен республиканский строй -- отныне князь приглашался и изгонялся вечем. В южнорусских землях городские веча играли огромную роль в политической борьбе, имелись веча и во Владимирских землях вплоть до 1262 года, имеются сведения о договорных началах княжеской власти в этот период. В Галицкой земле имел место уникальный случай избрания князя из числа боярства.
Страницы: 1, 2, 3, 4